-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Хакасия
Закон от 25 декабря 2009 года № 148-ЗРХ
Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
- Принят
- Верховным Советом Республики Хакасия
16 декабря 2009 года
В редакциях
-
от 10.12.2010 № 124-ЗРХ,
-
от 10.12.2010 № 122-ЗРХ,
-
от 30.09.2011 № 80-ЗРХ,
-
от 24.02.2012 № 8-ЗРХ,
-
от 09.07.2012 № 70-ЗРХ,
-
от 05.10.2012 № 84-ЗРХ,
c изменениями
-
от 20.12.2011 № 126-ЗРХ.
Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Глава 1.Общие положения
Для целей настоящего Закона применяются основные понятия и термины, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность по опеке и попечительству, а также следующие понятия:
замещающая семья - семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей;
план по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, - акт (постановление, распоряжение) органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются форма защиты прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, уполномоченная организация, ответственная за осуществление мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка, сроки и место его устройства, сроки пересмотра выбранного плана защиты прав и законных интересов ребенка, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка и сроки их выполнения;
службы сопровождения замещающих семей - службы, созданные при органе опеки и попечительства для обеспечения методического сопровождения в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи.
Органы опеки и попечительства в Республике Хакасия в своей деятельности в отношении несовершеннолетних руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
1.Основными задачами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия являются:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.
Глава 2.Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия
К числу детей, нуждающихся в защите прав и интересов, относятся:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях: смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными; признания родителей безвестно отсутствующими; установления юридического факта отсутствия родительской опеки или попечения; объявления родителей умершими; отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождения родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; нахождения родителей в медицинских организациях; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организаций; когда родители неизвестны; когда родители или единственный родитель, находящиеся под опекой (попечительством), не достигли совершеннолетия; при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; отобрания при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
2) дети, имеющие родителей, усыновителей, при осуществлении сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним.
1.В целях осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия создается система органов опеки и попечительства.
2.В систему органов опеки и попечительства Республики Хакасия входят орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - уполномоченный орган), и уполномоченные органы опеки и попечительства, созданные в муниципальных районах и городских округах (далее - органы опеки и попечительства).
Органы опеки и попечительства создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Организация деятельности органа опеки и попечительства определяется положением о нем, которое утверждается муниципальным правовым актом.
3.Уполномоченный орган действует на основе положения о нем, утверждаемого постановлением Правительства Республики Хакасия.
4.Для обеспечения методического сопровождения замещающих семей в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи при органах опеки и попечительства создаются службы сопровождения замещающих семей, местом нахождения которых могут быть организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие образовательные организации.
5.Осуществление полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами или гражданами, не являющимися сотрудниками органов опеки и попечительства, не допускается.
Уполномоченный орган:
1) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Республики Хакасия;
1(1) разрабатывает и утверждает административные регламенты по предоставлению государственных услуг по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия;
2) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
3) производит назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, медицинскими организациями, другими органами и организациями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
6) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
7) осуществляет методическую помощь органам опеки и попечительства;
8) разрабатывает и реализует республиканские целевые программы, направленные на защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8(1) разрабатывает и утверждает программу и порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
9) осуществляет информационный и статистический анализ социально-демографической ситуации в Республике Хакасия в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) осуществляет финансирование деятельности органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;
11) организует работу по улучшению отношения общества к приему детей на воспитание в семью;
11(1) осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
1.Органы опеки и попечительства вправе принимать решения о помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нуждающихся в опеке и попечительстве), в расположенные на территории Республики Хакасия соответствующие образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или другие аналогичные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях, указанных в абзаце первом настоящей части.
2.Органы опеки и попечительства вправе обращаться в организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, для оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных, медицинских и иных услуг, на получение которых они имеют право в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.
3.Взаимодействие органов опеки и попечительства с организациями, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и указанными организациями.
1.Норматив численности работников уполномоченного органа определяется из расчета 3 работника на 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
2.Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 2000 детей, а также лиц из их числа в городе и 1 работник на 1500 детей, а также лиц из их числа в сельской местности.
3.Норматив численности работников, занимающихся сопровождением замещающих семей, определяется из расчета 1 работник на 100 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Общая численность работников, занимающихся указанным видом деятельности, должна быть не менее 1 человека вне зависимости от уменьшения количества детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
4.Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия предусматривают введение штатных единиц муниципальных служащих органов опеки и попечительства в соответствии с нормативом, установленным частью 2 настоящей статьи.
1.Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства утверждается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
2.Система показателей используется при проведении ежегодного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.
1.Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия финансируются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, установленном бюджетным законодательством.
2.Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется государственными органами Республики Хакасия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Глава 3.Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
1.Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделяются следующими государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:
1) выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия;
2) проведение обследования условий жизни ребенка в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или другую аналогичную организацию;
4) обеспечение временного устройства нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранности их имущества;
5) представление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в уполномоченный орган в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
6) представление в уполномоченный орган копий муниципальных правовых актов и иных документов, необходимых для назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
7) ведение учета лиц, выразивших желание усыновить ребенка (детей), в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия;
8) в установленном законодательством Российской Федерации порядке подготовка материалов, необходимых для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории муниципального образования Республики Хакасия;
9) представление в суд заключений об обоснованности и о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, о соответствии отмены усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам установления и отмены усыновления (удочерения);
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах:
а) дача заключения о возможности быть опекуном (попечителем), принятие решения о назначении опекуна (попечителя), об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) дача заключения о возможности быть приемными родителями, заключение договора о приемной семье, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
в) утратил силу
11) осуществление функций опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
12) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организациях;
13) ведение учета усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приемную семью;
14) надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей;
15) оказание необходимой помощи опекунам (попечителям), приемным родителям в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей;
16) оказание необходимой помощи в разрешении разногласий, возникающих между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка, и назначение представителя для защиты прав и интересов детей при наличии противоречий между интересами родителей и детей;
17) организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по программе и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом;
18) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в защите прав и законных интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя;
19) обеспечение разработки и реализации плана по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;
20) дача предварительного разрешения опекунам и попечителям, распоряжающимся имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, на сумму денежных средств, превышающую величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;
21) дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или законные интересы указанных лиц;
22) дача разрешения родителям, усыновителям, опекунам несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет совершать, а родителям, усыновителям, попечителям несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - давать согласие на совершение:
а) сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества несовершеннолетнего, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог;
б) сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;
23) принятие мер по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
24) ведение списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, с момента утраты родительского попечения до достижения шестнадцатилетнего возраста;
25) утратил силу
26) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие решения с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия подготовка заключения в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
27) принятие соответствующего акта о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
28) проведение обследования условий жизни ребенка, а также лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, представление заключений в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешение спорных вопросов между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании детей;
29) обращение в суд с исками о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления, дача заключений и участие в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
30) рассмотрение возможности предъявления исков при решении вопросов возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям; рассмотрение возможности предъявления исков о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно;
31) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
32) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;
33) участие в принудительном исполнении судебных решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);
34) дача разрешения на изменение несовершеннолетним до достижения возраста четырнадцати лет фамилии и имени;
35) дача заключения на основании заявления гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей), содержащегося в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организациях, в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях;
36) дача заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) гражданину без пребывания в жилом помещении, если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию;
37) осуществление проверки соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
38) ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленные жилые помещения на праве пользования, а также находящиеся в их собственности;
39) выдача разрешения несовершеннолетним гражданам Российской Федерации, оставшимся без попечения родителей и находящимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления в соответствии с Правилами выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенными условиями договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требованиями к юридическим лицам, выразившим намерения заключить указанный договор, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 249 "Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
40) заключение договоров на выезд группы из Российской Федерации между юридическим лицом, органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
41) осуществление учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, и контроля за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию;
42) формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону.
2.Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделяются государственными полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, на неограниченный срок.
1.Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий в отношении несовершеннолетних имеют право:
1) обращаться в уполномоченный орган за оказанием методической помощи по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) дополнительно использовать материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях, предусмотренных Уставами муниципальных образований;
3) запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства.
2.Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий в отношении несовершеннолетних обязаны:
1) принимать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних:
а) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
б) об опеке, попечительстве;
в) о содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
г) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации, разрешении совершения сделок от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
д) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
е) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов: об их праве на жилое помещение, о предоставлении им жилого помещения, о признании их нуждающимися в жилых помещениях при невозможности возвращения их в жилое помещение, сохраненное за ними по месту жительства;
ж) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего до достижения возраста четырнадцати лет в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
з) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
и) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
к) о порядке общения ребенка с родителями, в том числе лишенными родительских прав;
л) о немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
м) о назначении и выплате денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;
н) о назначении и выплате денежных средств приемным родителям в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;
о) иные правовые акты по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
2) заключать договоры:
а) об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе о приемной семье;
б) о доверительном управлении имуществом подопечных;
в) иные договоры, связанные с выполнением функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
3) осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
4) не допускать нецелевое использование финансовых средств, переданных из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий;
5) предоставлять в уполномоченный орган документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
6) давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства, рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан по указанным вопросам и принимать по ним необходимые меры;
7) вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции органа опеки и попечительства;
8) создавать на базе организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других образовательных организаций службы сопровождения замещающих семей, обеспечивающие методическое сопровождение в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи;
9) осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
10) при перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного;
11) при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, другие аналогичные организации, а также в семьи граждан, учитывая юридические основания оставления ребенка (детей) без родительского попечения, принимать одно из следующих решений:
об обеспечении сохранности собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;
о признании нуждающимся в жилом помещении.
Решение принимается и оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления на основании документов, указанных в части 1 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
1.Контроль за осуществлением переданных государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом.
Форма контроля - плановые и внеплановые проверки их деятельности, а также качества и уровня оказываемых ими услуг, в том числе реализуемых в организациях и учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних.
2.Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, из средств массовой информации;
2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
3.Основаниями для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в органы опеки и попечительства обязательных для их исполнения предписаний могут являться нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.Уполномоченный орган осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления и в соответствии с переданными полномочиями устанавливает следующие формы и способы контроля:
1) дача указаний органам опеки и попечительства по вопросам реализации переданных государственных полномочий;
2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий;
3) проведение проверок и правовых экспертиз актов органов опеки и попечительства, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;
4) направление запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных государственных полномочий;
5) заслушивание отчетов органов опеки и попечительства;
6) проведение проверок и ревизий деятельности органов опеки и попечительства;
7) назначение уполномоченных должностных лиц для постоянного наблюдения за осуществлением переданных государственных полномочий;
8) выдача предписаний по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий.
5.Контроль и надзор за осуществлением переданных государственных полномочий и соблюдением ими законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия осуществляют также иные органы Республики Хакасия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Объем финансовых средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, определяется в соответствии с Методикой распределения общего объема субвенций из республиканского бюджета муниципальным образованиям городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия согласно приложению 2 к настоящему Закону.
1.Основаниями для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних могут быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов государственной власти Республики Хакасия полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
2.Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
Органы местного самоуправления ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет о расходовании выделенных бюджетных средств на осуществление государственных полномочий в уполномоченный орган согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Глава 4.Заключительные положения
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Хакасия от 6 декабря 2007 года N 86-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству" ("Вестник Хакасии", 2007, N 74);
2) Закон Республики Хакасия от 3 октября 2008 года N 56-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству" ("Вестник Хакасии", 2008, N 55).
1.Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением главы 3 настоящего Закона.
2.Глава 3 настоящего Закона вводится в действие ежегодно законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год при условии, если указанным законом предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на соответствующий финансовый год.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.М.ЗИМИН
Абакан
25 декабря 2009 года
N 148-ЗРХ