-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Хакасия
Закон от 07 июля 2004 года № 44
Об охране окружающей среды
- Принят
- Верховным Советом Республики Хакасия
07 июля 2004 года
В редакциях
-
от 05.12.2005 № 84-ЗРХ,
-
от 28.06.2006 № 37-ЗРХ,
-
от 01.11.2007 № 71-ЗРХ,
-
от 03.10.2008 № 53-ЗРХ,
-
от 09.06.2009 № 54-ЗРХ,
-
от 05.04.2011 № 29-ЗРХ,
-
от 08.11.2011 № 102-ЗРХ,
-
от 09.04.2012 № 21-ЗРХ,
-
от 05.10.2012 № 85-ЗРХ.
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия с учетом географических, природных, социально-экономических и национальных особенностей на территории Республики Хакасия в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Глава 1.Общие положения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (далее - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
- природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
- антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
- естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
- природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
- природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность);
- качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
- благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- нормативы в области охраны окружающей среды (далее - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
- технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
- нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
- нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;
- оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
- государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
- абзац утратил силу
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
- экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
- наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;
- вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
- экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
- экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- зеленый фонд городских поселений, сельских поселений - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений;
- хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;
- орнитологический коридор - особо охраняемая природная территория, включающая в себя систему природных комплексов, являющихся гнездовыми стациями и миграционными путями редких видов птиц;
- традиционное природопользование - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощимое природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе кустарные промыслы, сельские и общинные производства, обеспечивающие средства существования и традиционные виды деятельности, такие как охота, рыболовство, звероловство, звероводство, собирательство, имеющие важное значение для сохранения культуры, экономической самостоятельности и развития соответствующих народов;
- Красная книга Республики Хакасия - официальный документ, содержащий сведения о состоянии, распространении и мерах охраны:
- редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и грибов, произрастающих на территории Республики Хакасия;
- редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, обитающих на территории Республики Хакасия;
- почв, природных ландшафтов республиканского и местного значения, находящихся под особой охраной.
1.Законодательство Республики Хакасия в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Хакасия и состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
2.Настоящий Закон действует на всей территории Республики Хакасия.
Охрана окружающей среды на территории Республики Хакасия основывается на принципах, закрепленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды", а также на следующих принципах:
- соблюдение экологических интересов последующих поколений;
- разумное сочетание экологической безопасности (недопущение негативных последствий для окружающей среды, здоровья человека и состояния экосистем) и критериев экономического развития при использовании промышленных технологий и оборудования, а также при производстве продукции;
- рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей их воспроизводства;
- государственная регламентация хозяйственной и иной деятельности посредством нормирования воздействия на окружающую среду;
- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами;
- соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения и компенсация причиненного ущерба гражданам, обществу, окружающей среде в полном объеме;
- экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, почвы, недра;
- поверхностные и подземные воды;
- атмосферный воздух;
- леса и иная растительность;
- животные и другие организмы и их генетический фонд.
2.В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты, природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
3.Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, орнитологические коридоры, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Глава 2.Управление в области охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия
1.К полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей среды относятся:
- законодательное регулирование в области охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия;
- принятие законов о защите исконной среды обитания, традиционных форм хозяйствования и природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций этих народов;
- разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Хакасия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
- абзац утратил силу
- утверждение бюджетного финансирования целевых экологических программ и природоохранных мероприятий в Республике Хакасия;
- утверждение региональных программ социально-эколого-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- установление порядка управления и распоряжения природными ресурсами, находящимися в собственности Республики Хакасия, в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия;
- утверждение порядка отвода, использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- утверждение схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Хакасия;
- установление льгот для хозяйствующих организаций-природопользователей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
- абзац утратил силу
2.Верховный Совет Республики Хакасия может рассматривать и другие вопросы, отнесенные к его ведению федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия в области охраны окружающей среды.
1.К полномочиям Правительства Республики Хакасия в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка политики в области экологического развития Республики Хакасия, определение основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия с учетом географических, природных, социально-экономических, национальных и иных особенностей Республики Хакасия;
- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и ее реализация на территории Республики Хакасия с учетом ее географических, природных, социально-экономических, национальных и иных особенностей;
- издание во исполнение федерального законодательства и законов Республики Хакасия постановлений по вопросам охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия с учетом географических, природных, социально-экономических, национальных и иных особенностей Республики Хакасия, контроль за их исполнением;
- разработка, утверждение и реализация долгосрочных республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды;
- учет и оценка компонентов природной среды, состояния природных ресурсов на территории Республики Хакасия;
- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор, ведение регионального кадастра отходов;
- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории;
- разработка и утверждение нормативов, иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие правила, требования и нормы не ниже установленных на федеральном уровне;
- создание специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;
- абзац утратил силу
- осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Хакасия, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций, подконтрольных органам государственной власти Республики Хакасия;
- участие в государственной экологической экспертизе в соответствии с действующим законодательством;
- абзац утратил силу
- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- финансирование и материально-техническое обеспечение целевых программ Республики Хакасия в области охраны окружающей среды;
- абзац утратил силу
- организация проведения научных исследований в области охраны окружающей среды;
- абзац утратил силу
- разработка, принятие и реализация программ Республики Хакасия в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
- регулирование в пределах своей компетенции передвижения транспортных средств на территории Республики Хакасия с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разработка, принятие и реализация программ в области рационального использования, восстановления и охраны водных объектов Республики Хакасия;
- абзац утратил силу с 8 ноября 2007 года
- принятие решений о резервировании земельных участков для природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и ограничение на них хозяйственной деятельности;
- разработка, принятие и реализация программ развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Республики Хакасия в пределах своей компетенции;
- разработка, принятие и реализация целевых программ Республики Хакасия в области обращения с отходами производства и потребления;
- абзац утратил силу
- абзац утратил силу
- разработка, принятие и реализация программ Республики Хакасия по охране и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания;
- разработка нормативных правовых актов, разработка и реализация региональных целевых программ, направленных на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и природопользования коренных малочисленных народов, на охрану и рациональное использование земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации и других природных ресурсов;
- осуществление экологической паспортизации;
- организация и развитие системы экологического воспитания, образования, формирование экологической культуры населения на территории Республики Хакасия;
- ведение Красной книги Республики Хакасия;
- участие в обеспечении населения достоверной информацией о качестве окружающей среды, состоянии экологической безопасности на территории Республики Хакасия;
- утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Республики Хакасия, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Хакасия);
- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах его полномочий на территории Республики Хакасия;
- контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- направление информации, получаемой в ходе осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в государственный фонд данных.
2.Правительство Республики Хакасия может осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей среды, отнесенные к его ведению законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Глава 3.Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
1.Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2.Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Хакасия, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3.Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
1.Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в данной сфере, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- за счет собственных, привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Хакасия, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу, рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
- осуществлять мероприятия по экологическому просвещению населения Республики Хакасия и его информационному обеспечению;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
2.Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в данной сфере.
Глава 4.Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
1.Хозяйственная и иная деятельность на территории Республики Хакасия с учетом географических, природных, социально-экономических и национальных особенностей, приводящая к нарушению установленных нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду, может быть запрещена, приостановлена или ограничена в сроки и в порядке, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2.На территории Республики Хакасия запрещается:
- вести хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, при отсутствии планов и программ снижения последствий негативного воздействия;
- осуществлять хозяйственную и иную деятельность в пределах зон и округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения, кроме определенной в утвержденных проектах данных зон;
- осуществлять на территориях, находящихся в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на указанные территории и препятствующую осуществлению этими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения;
- осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
- строить и реконструировать здания, строения, сооружения и иные объекты до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменять утвержденные проекты в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды;
- строить, реконструировать и эксплуатировать промышленные объекты, проектная документация которых не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- вводить в эксплуатацию здания, строения, сооружения и иные объекты, не оснащенные техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды;
- вводить в эксплуатацию объекты, не оснащенные средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий;
- изменять стоимость проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- размещать, проектировать, строить новые объекты промышленности, увеличивать мощности действующих, если это ведет к увеличению сверхнормативной нагрузки на окружающую среду;
- разрабатывать и реализовывать проекты, связанные с нарушением (разрушением) естественных экосистем и природного равновесия, озонового слоя Земли, неблагоприятными изменениями климата, массовым уничтожением растений и животных, с наступлением других необратимых экологических последствий;
- использовать при строительстве, ремонте и реконструкции для трубопроводного транспорта металлические трубы, подверженные коррозионному разрушению и не имеющие внутреннего и наружного антикоррозионного покрытия;
- превышать нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду;
- осуществлять выбросы в атмосферный воздух веществ и (или) смеси веществ или микроорганизмов в объемах, превышающих нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;
- сжигать отходы производства и потребления открытым и иным способом без очистки выделяемых газов и без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными действующим законодательством;
- размещать в населенных пунктах терриконы, отвалы, отходы потребления, являющиеся источниками загрязнения окружающей среды;
- складировать отходы производства и потребления, являющиеся источниками загрязнения, а также сжигать указанные отходы на территории хозяйствующих субъектов и в населенных пунктах;
- размещать опасные отходы и радиоактивные отходы на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- применять в процессе хозяйственной и иной деятельности радиоактивные вещества по технологиям, допускающим возможность их попадания в окружающую среду;
- осуществлять сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных и прочих опасных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- осуществлять сброс веществ и (или) смеси веществ или микроорганизмов в объемах, превышающих нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов;
- нарушать санитарные правила водопользования и осуществлять сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, а также на берега и ледовое покрытие этих водоемов и на рельеф местности;
- осуществлять сброс сточных вод, способных нанести вред здоровью населения и окружающей среде, в водоносные горизонты, а также в пласты-коллекторы, которые не обеспечивают предотвращения загрязнения недр и подземных вод;
- осуществлять сброс всех видов сточных вод в поверхностные водоемы и на рельеф местности в пределах санитарно-защитных зон;
- применять в процессе хозяйственной и иной деятельности устойчивые токсичные химические вещества и препараты, не подвергающиеся распаду;
- использовать пестициды и иные токсичные химические вещества, срок действия которых истек, либо с нарушением правил их применения;
- ввозить на территорию Республики Хакасия и использовать сырье, продукты питания, лесостроительные материалы, фармацевтическую и другие виды продукции, не соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям и иным нормативам в соответствии с действующим законодательством;
- разрабатывать и производить новые химические вещества, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли;
- осуществлять хозяйственную и иную деятельность, ведущую к сокращению численности растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу, и ухудшающую среду их обитания;
- производить, разводить, расселять и использовать биологические виды, не свойственные природе Республики Хакасия, а также полученные искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласования со специально уполномоченными государственными органами;
- применять и расселять болезнетворные микроорганизмы и прочие биологические объекты, способные наносить вред здоровью населения, а также видовому составу и численности аборигенных видов биологических объектов;
- осуществлять промышленное применение микробиологических препаратов, не имеющих сертификата санитарной безопасности и не допущенных к промышленному применению органами Госсанэпиднадзора;
- добывать объекты растительного и животного мира, а также создавать ботанические, зоологические и минералогические коллекции с нарушением действующего законодательства;
- несвоевременно представлять специально уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти Республики Хакасия достоверную информацию либо представлять умышленно искаженную информацию о случаях и масштабах несанкционированных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- оказывать препятствия законным действиям и не выполнять законные требования и предписания представителей специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и регулирования отношений природопользования и (или) государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения;
- уклоняться от своевременной платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
- уклоняться от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде;
- осуществлять пользование природными объектами с нарушением иных требований к охране окружающей среды и рациональному природопользованию, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
3.На территории Республики Хакасия запрещается хозяйственная деятельность с нарушением требований в области охраны окружающей среды, обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, установленных главой VII Федерального закона "Об охране окружающей среды".
1.Хозяйствующие субъекты в процессе производственной и иной деятельности на территории Республики Хакасия обязаны:
- соблюдать природоохранное законодательство, нормативы воздействия на окружающую среду, технические регламенты в области охраны окружающей среды;
- выполнять процедуры подготовки хозяйственных решений, установленные действующим законодательством в области охраны окружающей среды;
- выполнять установленные требования в области охраны окружающей среды при планировании, проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, используя технологии, проектные решения, методы и технические средства, обеспечивающие минимизацию уровня воздействия на окружающую среду и профилактику возникновения аварийных ситуаций, создающих угрозу загрязнения окружающей среды;
- осуществлять технические, технологические и иные меры для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, снижать объемы выбросов, сбросов, размещения отходов производства и потребления в окружающую среду на единицу выпущенной продукции или оказанных услуг до достижения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
- отдавать предпочтение технологиям (процессам) с минимальным потреблением природных ресурсов и образованием отходов на единицу продукции;
- предусматривать возможность переработки, обезвреживания и утилизации образующихся отходов производства продукции и локальную очистку промышленных стоков;
- обеспечивать надежную и бесперебойную работу очистных сооружений, установок и полигонов обезвреживания и утилизации отходов, измерительной аппаратуры контроля уровня воздействия на окружающую среду;
- не допускать внедрения новых технологий, ведущих к образованию неутилизируемых опасных отходов;
- исключать содержание в продукции веществ, оказывающих токсичные, канцерогенные и иные опасные воздействия;
- соблюдать при транспортировке и хранении требования к упаковке и маркировке продукции, а при необходимости предусматривать специальные условия транспортировки;
- предусматривать специальные условия для транспортировки химических, отравляющих веществ и радиоактивных отходов и продукции с указанием видов транспортных средств, маршрутов, времени движения и хранения;
- осуществлять ведение производственного экологического контроля на территориях, затрагиваемых хозяйственной деятельностью предприятий, в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивать проведение производственного инструментального лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы в санитарно-защитной зоне предприятия в соответствии с экологическим паспортом предприятия;
- оснащать промышленные, иные объекты измерительной аппаратурой для контроля уровня антропогенного воздействия на окружающую среду;
- представлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и ее компонентов на территории хозяйственной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
- оперативно извещать органы государственной власти Республики Хакасия, уполномоченные в области охраны окружающей среды и природопользования, органы местного самоуправления о сложившейся аварийной или чрезвычайной ситуации и мерах, принятых для обеспечения безопасности населения, охраны окружающей среды;
- оказывать содействие общественным экологическим организациям и объединениям в осуществлении их природоохранной деятельности.
2.Обязанности работников и должностных лиц хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды регулируются нормативными актами хозяйствующих субъектов и действующим законодательством.
Глава 5.Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется посредством:
- установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- экономического стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой с учетом экологических требований;
- абзац утратил силу с 1 января 2008 года
- разработки целевых программ в области охраны окружающей среды (экологических программ) Республики Хакасия;
- разработки прогнозов социально-экономического развития Республики Хакасия на основе экологических прогнозов;
- проведения учета и экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
- поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды, внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
- внедрения системы добровольного экологического страхования и добровольного экологического аудита.
1.Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
2.Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
3.Внесение платы, определенной настоящей статьей, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, зависящих от уровня воздействия на окружающую среду, а также возмещения вреда, причиненного ими в результате нарушения требований в области охраны окружающей среды.
1.Планирование охраны окружающей среды обеспечивает научно обоснованное сочетание социально-экономических и экологических интересов населения и государства.
Текущее и долгосрочное государственное планирование охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия осуществляется государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, на основе государственной экологической программы с учетом промышленного освоения природо-ресурсного потенциала Республики Хакасия и муниципальных образований, их социального развития и демографических особенностей.
2.Производственное планирование в области охраны окружающей среды осуществляется хозяйствующими субъектами по согласованию с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и иными органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством.
1.К экономическим мерам, регулирующим деятельность в области охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия, относятся:
- разработка и утверждение методик расчетов вреда, причиненного окружающей среде, на уровне не ниже установленных в Российской Федерации;
- обязательность возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природным ресурсам и здоровью населения, имуществу граждан и юридических лиц в результате экологических правонарушений на территории Республики Хакасия;
- введение системы добровольного страхования хозяйствующими субъектами рисков причинения вреда окружающей среде и населению при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Хакасия;
- предоставление налоговых и иных льгот в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при осуществлении ими деятельности, направленной на внедрение систем малоотходных и ресурсосберегающих технологий, использование нетрадиционных видов энергии, переработку и вовлечение отходов во вторичный хозяйственный оборот;
- предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия организациям-природопользователям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, использующим вторичные ресурсы;
- предоставление субсидий и субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия на модернизацию оборудования, внедрение малоотходных производств и (или) наилучших существующих технологий производства, обеспечивающих снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, либо осуществление иной деятельности, обеспечивающей улучшение качества окружающей среды.
2.Законодательством Республики Хакасия могут быть установлены другие методы и формы экономического регулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Финансирование экологических программ и мероприятий в области охраны окружающей среды может производиться за счет средств:
- федерального бюджета;
- республиканского бюджета Республики Хакасия;
- местных бюджетов;
- хозяйствующих субъектов;
- страховых резервов страховых компаний;
- других источников, предусмотренных действующим законодательством.
Глава 6.Нормирование в области охраны окружающей среды
1.Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
2.Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
3.Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.Утратила силу
1.Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2.К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
3.При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
1.В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые действующим законодательством.
2.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечивающие сохранение здоровья населения, охрану растительного и животного мира, применяются для регулирования природопользования и воспроизводства природных ресурсов, при строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов, для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других негативных воздействий, а также для регулирования хозяйственной деятельности на территории Республики Хакасия.
3.При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются с учетом ее потенциальных возможностей, необходимости рационального использования территориальных природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей среде.
4.Установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду обязательны для всех юридических и физических лиц - природопользователей, а также органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в процессе их управленческой деятельности.
5.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду разрабатываются, утверждаются и устанавливаются в порядке, определенном федеральным законодательством.
1.Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
2.Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
3.При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
4.Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
1.Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.
2.За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
2.Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
1.Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.
2.Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.
3.При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
1.Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
2.Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Глава 7.Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
1.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
2.Утратила силу с 8 ноября 2007 года
3.Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
1.Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
2.Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
1.Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Хакасия.
2.Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3.Утратила силу
Глава 8.Природные объекты, находящиеся под особой охраной
1.Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2.Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации и Республики Хакасия.
3.Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, орнитологические коридоры, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
4.Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
1.Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.
2.Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
1.В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Республики Хакасия. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
2.Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Республики Хакасия, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяются законодательством в области охраны окружающей среды.
3.Ввоз в Республику Хакасия, вывоз из Республики Хакасия и транзитная перевозка через Республику Хакасия, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
1.Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
2.Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.
1.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждается Красная книга почв Республики Хакасия, порядок ведения которой определяется законодательством Республики Хакасия.
2.Порядок отнесения почв, ландшафтов, особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почв, ландшафтов, особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, которые отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется Правительством Республики Хакасия.
Глава 9.Государственный экологический мониторинг
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, Правительством Республики Хакасия в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Глава 10.Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
1.Государственный экологический надзор осуществляется с целью обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения экологических требований, правил природопользования, выполнения программ и мероприятий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
2.Государственный экологический надзор осуществляется государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области охраны окружающей среды (региональный государственный экологический надзор), согласно его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.Региональный государственный экологический надзор осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.
4.Региональному государственному экологическому надзору подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся на территории Республики Хакасия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
5.Утратила силу
6.Региональный государственный экологический надзор осуществляется за соблюдением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, в том числе за:
- обязательностью проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- обеспечением требований по сохранению биологического разнообразия на территории Республики Хакасия;
- осуществлением природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Республики Хакасия;
- обеспечением и соблюдением установленного порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и обеспечением функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;
- соблюдением нормативов качества окружающей среды и соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
- ведением государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификации в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
- соблюдением порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, его осуществлением и соблюдением условий лицензий;
- соблюдением лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
- возмещением в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;
- представлением в установленном порядке своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
- проведением обязательной экологической сертификации;
- восстановлением природной среды, рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности при размещении, проектировании, реконструкции, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
- размещением, проектированием, реконструкцией, эксплуатацией и выводом из эксплуатации объектов энергетики;
- объектами переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
- проектированием, реконструкцией, и эксплуатацией мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также за использованием химических веществ в сельском хозяйстве (кроме обращения с пестицидами и агрохимикатами) и лесном хозяйстве;
- размещением, проектированием, строительством, реконструкцией городских и сельских поселений;
- установлением защитных и охранных зон;
- обращением с отходами производства и потребления, негативным биологическим воздействием, производством, обращением и обезвреживанием потенциально опасных химических веществ;
- учетом редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и иных организмов и почв;
- осуществлением производственного экологического контроля и общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);
- образованием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения с соблюдением режима их охраны и использования;
- соблюдением порядка охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, почв, а также соблюдением порядка ведения Красной книги Республики Хакасия;
- деятельностью по ввозу в Республику Хакасия и вывозу из Республики Хакасия, транзитными перевозками через Республику Хакасия, а также оборотом подлежащих учету в Красной книге Республики Хакасия редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;
- осуществлением экологической паспортизации;
- соблюдением иных требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
7.Утратила силу
1.Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Хакасия при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право:
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
2.Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.
3.Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Республики Хакасия обязаны:
- предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
- соблюдать требования законодательства.
4.Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Хакасия могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Республики Хакасия подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
2.Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий региональный государственный экологический надзор.
1.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
2.Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном действующим законодательством.
3.Общественные объединения, уставные документы которых предусматривают осуществление общественного экологического контроля на территории Республики Хакасия, выдают своим сотрудникам специальные удостоверения установленного образца для подтверждения полномочий по осуществлению общественного экологического контроля.
4.Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих общественный экологический контроль на территории Республики Хакасия и взаимодействие с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, определяются действующим законодательством.
1.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
2.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
3.Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Глава 11.Экологическое воспитание, образование, научные исследования, информационное обеспечение в области охраны окружающей среды
1.В целях формирования экологической культуры населения Республики Хакасия и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды разрабатываются программы и устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, включающего в себя дошкольное, школьное воспитание и образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов в области охраны окружающей среды в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации.
2.Вопросы экологического образования регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия в сфере образования населения.
3.В учебных программах дошкольных и школьных учебных заведений (независимо от их профиля и форм собственности) предусматривается обязательное преподавание основ экологических знаний, а также специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
4.В учебных программах средних специальных и высших учебных заведений, а также организаций и учебных заведений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации специалистов, предусматривается преподавание основ экологических знаний, специальных курсов по охране окружающей среды и экологической безопасности.
5.Руководители, иные должностные лица, а также специалисты органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность и аттестации работников.
Переподготовка должностных лиц и специалистов этих категорий является обязательной и осуществляется с периодичностью не менее одного раза в 5 лет.
6.В целях формирования экологической культуры населения Республики Хакасия, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств осуществляется распространение экологических знаний и информирование населения о состоянии окружающей среды на территории Республики Хакасия и о законодательстве в области охраны окружающей среды.
Распространение экологических знаний и информирование населения о состоянии окружающей среды на территории Республики Хакасия и о законодательстве в области охраны окружающей среды осуществляется органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими юридическими лицами.
1.Научное и кадровое обеспечение деятельности по охране окружающей среды на территории Республики Хакасия осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной экологической политики, экологических требований законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия в системе подготовки и принятия хозяйственных и иных решений, осуществления регионального государственного экологического надзора, совершенствования системы экологического воспитания и образования населения.
2.Для работников государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченных в области охраны окружающей среды, Правительством Республики Хакасия разрабатывается и реализуется программа социальной защиты.
3.Научные исследования в области экологии, охраны окружающей среды проводятся научными учреждениями, организациями и высшими учебными заведениями Республики Хакасия, международными научными организациями, другими юридическими и физическими лицами по их инициативе либо на основании договоров с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и органами местного самоуправления.
4.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области экологии и охраны окружающей среды проводятся в рамках международных, федеральных, региональных и местных экологических программ и выполняются за счет средств бюджетов разных уровней, собственных средств исполнителей и других источников.
5.Результаты научных исследований в области охраны окружающей среды являются открытыми и доступными, за исключением информации, составляющей государственную или коммерческую тайну.
6.Результаты научных исследований в области охраны окружающей среды являются интеллектуальной собственностью разработчиков, если иное не предусмотрено договором на проведение научных исследований или федеральным законодательством.
7.Финансирование подготовки и переподготовки специалистов в области охраны окружающей среды осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
1.Информационное обеспечение охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия включает:
- комплексные, отраслевые, территориальные кадастры природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, природных, природно-антропогенных объектов;
- региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами;
- данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей среды, воздействий на окружающую среду;
- инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий, природных, природно-антропогенных объектов;
- государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды);
- локальный мониторинг, осуществляемый хозяйствующими субъектами, которые оказывают влияние на окружающую среду.
2.Не подлежат засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения Республики Хакасия, последствиях таких происшествий и катастроф, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- об экологически обусловленных заболеваниях населения Республики Хакасия;
- о состоянии окружающей среды на территории Республики Хакасия и граничащих с ней территориях других субъектов Российской Федерации;
- о государственных экологических программах Республики Хакасия;
- о влиянии окружающей среды на демографическую ситуацию на территории Республики Хакасия.
3.Граждане вправе обжаловать решения о засекречивании сведений экологического характера либо непредоставлении таких сведений в судебном и административном порядке.
4.Порядок сбора и представления информации экологического характера определяется действующим законодательством.
Глава 12.Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды на территории Республики Хакасия
1.За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
2.Имущественная, дисциплинарная и уголовная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
3.Ответственность за экологические правонарушения, совершенные вне пределов территории Республики Хакасия, но причинившие вред объектам окружающей среды на территории Республики Хакасия, наступает согласно федеральному законодательству и договорам, заключенным между Республикой Хакасия и другими субъектами Российской Федерации.
4.Ограничение, приостановление и прекращение деятельности организации, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, производится в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение экологического правонарушения на территории Республики Хакасия наступает в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
1.Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, подлежит возмещению и компенсации в размерах и порядке, установленных федеральным законодательством.
2.Утратила силу
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Глава 13.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу не ранее 10 дней со дня его официального опубликования.
Статья 54. Приведение законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с настоящим Законом
1.Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
- Закон Республики Хакасия от 9 июня 1993 года N 22 "Об охране окружающей природной среды в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 1993, NN 12, 13);
- Закон Республики Хакасия от 29 октября 1997 года N 15 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия "Об охране окружающей природной среды в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 1997, N 13);
- Закон Республики Хакасия от 14 июня 2001 года N 27 "О внесении изменений в статьи 6 и 68 Закона Республики Хакасия "Об охране окружающей природной среды в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2001, N 32 - 33);
- Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 9 июня 1993 года N 230-8 "О введении в действие Закона Республики Хакасия "Об охране окружающей природной среды в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 1993, N 12).
2.Нормативные правовые акты Республики Хакасия в области охраны окружающей среды приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.И.ЛЕБЕДЬ
Абакан
7 июля 2004 года
N 44