-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Хакасия
Закон от 08 июля 2005 года № 50-ЗРХ
О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия
- Принят
- Верховным Советом Республики Хакасия
08 июля 2005 года
В редакциях
-
от 11.10.2005 № 66-ЗРХ,
-
от 26.06.2006 № 24-ЗРХ,
-
от 27.09.2007 № 55-ЗРХ,
-
от 05.05.2008 № 10-ЗРХ,
-
от 19.10.2009 № 96-ЗРХ,
-
от 25.12.2009 № 146-ЗРХ,
-
от 05.04.2011 № 32-ЗРХ,
-
от 24.02.2012 № 12-ЗРХ,
-
от 05.10.2012 № 88-ЗРХ.
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия, направлен на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, а также устанавливает порядок образования и деятельности в Республике Хакасия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Глава 1.Общие положения
Политика Республики Хакасия - субъекта Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя:
создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних;
материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое обеспечение учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.В Республике Хакасия разрабатываются, утверждаются и реализуются республиканская и муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.Республиканская программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатывается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Хакасия и утверждается органами государственной власти Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия.
3.Муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах и утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с их уставами.
1.Финансирование мероприятий и программ по реализации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Хакасия и бюджетах муниципальных образований, иных не запрещенных законом источников.
2.Расходы, связанные с финансированием мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указываются в республиканском бюджете Республики Хакасия отдельной строкой и являются защищенными.
3.Финансирование мероприятий муниципальных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Органы государственной власти Республики Хакасия принимают меры по созданию учебных центров, осуществляющих подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, социальных работников, юристов, медиков, психологов, демографов, социологов и других специалистов.
1.В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации входят расположенные на ее территории:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) органы управления социальной защитой населения;
3) органы, осуществляющие управление в сфере образования;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по делам молодежи;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы службы занятости населения;
8) органы внутренних дел.
2.Отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия осуществляют расположенные на ее территории:
1) учреждения социального обслуживания населения, в том числе центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, социальные приюты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
2) образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (иных законных представителей), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа органов, осуществляющих управление в сфере образования;
3) социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики;
4) учреждения здравоохранения, в том числе специализированные;
5) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
3.В порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия в пределах своей компетенции принимают участие расположенные на ее территории:
1) органы и учреждения культуры;
2) органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма;
3) уголовно-исполнительные инспекции;
4) другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
законности;
демократизма;
гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи и взаимодействия с ней;
индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних;
обеспечения конфиденциальности полученной информации на всех этапах социальной реабилитации;
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Законодательство Республики Хакасия, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
Глава 2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются органами, координирующими деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.В Республике Хакасия создаются:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Хакасия;
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах.
1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Хакасия (далее - республиканская комиссия) образуется Правительством Республики Хакасия и является постоянно действующим коллегиальным органом.
2.Состав республиканской комиссии определяется Правительством Республики Хакасия в количестве не менее 11 человек и утверждается Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия на срок его полномочий.
3.Республиканская комиссия состоит из председателя - заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов комиссии.
Ответственный секретарь республиканской комиссии замещает государственную должность государственной службы Республики Хакасия и должен иметь высшее юридическое или педагогическое образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет.
4.В состав республиканской комиссии по согласованию входят представители государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия.
5.На общественных началах в состав республиканской комиссии могут входить представители иных государственных органов и учреждений, а также негосударственных организаций, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах (далее - комиссии муниципальных образований) образуются по решению представительных органов муниципальных образований на срок их полномочий и являются постоянно действующими коллегиальными органами.
2.Состав комиссии муниципального образования определяется главой муниципального образования с учетом численности несовершеннолетнего населения в возрасте до 18 лет, проживающего на территории муниципального образования, но не менее семи человек, и утверждается представительным органом местного самоуправления.
3.Комиссия муниципального образования состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, специалиста-инспектора по работе с детьми и иных членов комиссии.
Ответственный секретарь комиссии муниципального образования должен иметь юридическое или педагогическое образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет.
4.В состав комиссии муниципального образования по согласованию входят представители органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.На общественных началах в состав комиссии муниципального образования могут входить представители иных муниципальных органов и учреждений, негосударственных организаций, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
6.Утратила силу
1.Комиссии выполняют следующие задачи:
1) обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) содействуют несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
3) выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по устранению указанных причин и условий;
4) регулярно информируют образовавшие их органы о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) организуют в пределах своей компетенции контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;
7) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
2.Комиссии муниципальных образований:
1) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними, и по применению в отношении несовершеннолетних мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
2) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) вносят предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
5) принимают меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
1.Комиссии:
1) принимают участие в разработке программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
2) принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) в пределах своей компетенции запрашивают необходимую для осуществления своих полномочий информацию и безвозмездно получают ее;
4) приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан.
2.Республиканская комиссия:
1) вправе пользоваться в установленном порядке государственными информационными ресурсами;
2) запрашивает и получает на безвозмездной основе от исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия и организаций, действующих на территории Республики Хакасия, информацию, необходимую для работы комиссии;
3) приглашает и заслушивает на заседаниях комиссии должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия;
4) разрабатывает методические документы по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
5) посещает учреждения и организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
6) проводит обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
7) получает от граждан и должностных лиц объяснения, в том числе письменные, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий;
8) готовит материалы на представление к республиканским наградам работников республиканской и муниципальных комиссий.
3.Комиссии муниципальных образований:
1) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за соответствующее правонарушение;
2) рассматривают в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями;
3) принимают решения:
а) о направлении информации в соответствующие органы и учреждения муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними:
привлекавшимися к административной ответственности;
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений;
освобожденными из воспитательных колоний;
нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
б) о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
в) с рекомендацией о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
4) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
5) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории соответствующего муниципального образования;
6) участвуют в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) рассматривают представления органа управления образовательного учреждения:
а) об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего общего образования;
б) о переводе несовершеннолетнего на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;
в) об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет до получения им общего образования, с согласия родителей или иных законных представителей и местного органа, осуществляющего управление в сфере образования;
8) дают согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), а также рассматривают информацию работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по его инициативе, в случае необходимости принимают меры к трудоустройству этого несовершеннолетнего либо направлению его в образовательное учреждение;
9) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
10) принимают меры по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и осуществляют иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
11) ходатайствуют перед судом об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, или условном осуждении, а также о применении других мер, смягчающих наказание и предусмотренных законодательством Российской Федерации;
12) участвуют в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении осужденного несовершеннолетнего от отбывания наказания либо о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
13) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
14) пользуются в установленном порядке государственными информационными ресурсами;
15) запрашивают и получают от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия и организаций, действующих на территории Республики Хакасия, информацию, необходимую для работы комиссии; указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения;
16) приглашают на заседания комиссии родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, должностных лиц, граждан, представителей организаций и учреждений, должностных лиц, специалистов, получают от них объяснения, в том числе письменные, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий;
17) для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещают учреждения и организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
18) проводят обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
19) составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
20) в пределах своей компетенции дают официальные разъяснения, ведут переписку и имеют бланки со своим наименованием, печать, штамп.
1.Комиссии муниципальных образований совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения, неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
2.Решения комиссий, основанные, в случае необходимости, на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляются в органы и учреждения:
1) осуществляющие управление в сфере образования - для устройства несовершеннолетних в образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) социальной защиты населения - для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;
3) утратил силу
4) службы занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности.
3.В случаях, когда при возвращении несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа или освобождении его из воспитательной колонии возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия муниципального образования по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях комиссия муниципального образования обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
1.Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, комиссия муниципального образования с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения может применить к нему следующие меры воздействия:
1) объявить предупреждение;
2) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;
3) предложить несовершеннолетнему, достигшему возраста четырнадцати лет и имеющему заработок, возместить потерпевшему причиненный материальный ущерб;
4) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях";
5) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения;
6) рекомендовать направить несовершеннолетнего в возрасте от восьми до восемнадцати лет в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет.
2.О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия муниципального образования извещает подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
3.В случае необходимости комиссия муниципального образования может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом.
4.Постановление комиссии муниципального образования о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии муниципальных образований могут применять следующие меры воздействия:
1) объявить предупреждение;
2) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального вреда;
3) предложить возместить потерпевшему причиненный материальный ущерб;
4) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях";
5) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
6) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
7) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) в соответствии с федеральным законодательством, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, является невозможным.
1.Комиссии муниципальных образований рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их родителями или иными законными представителями, отнесенные к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
2.Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссии муниципальных образований рассматривают материалы (дела):
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлениям органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, а также по обращениям общественных объединений;
4) по ходатайству работодателей;
5) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
6) переданные в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) по сообщению граждан.
1.Материалы, поступившие в комиссию муниципального образования, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяется:
1) относится ли рассмотрение данных материалов к компетенции комиссии муниципального образования;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность участия в рассмотрении данных материалов члена комиссии муниципального образования;
3) имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение материалов;
4) необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также истребования дополнительных материалов;
5) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов;
6) имеются ли ходатайства или отводы.
Предварительное изучение материалов производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.
2.По результатам предварительного изучения материалов комиссия муниципального образования разрешает следующие вопросы, по которым, в случае необходимости, выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения материалов;
2) об извещении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора о дате и месте заседания комиссии муниципального образования;
3) об отложении рассмотрения материалов;
4) о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии муниципального образования или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;
5) о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах, или поручении ее проведения соответствующим специалистам, о назначении экспертизы;
6) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии муниципального образования;
7) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;
8) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание комиссии муниципального образования.
3.Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, адвокату, другим лицам, чьи материалы рассматриваются на заседании комиссии муниципального образования.
4.Полученные комиссией муниципального образования материалы должны быть рассмотрены в срок не позднее 15 дней со дня их поступления. В случае поступления от участников рассмотрения материалов ходатайства об отложении рассмотрения материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по материалам срок их рассмотрения может быть продлен комиссией муниципального образования, но не более чем на один месяц.
О продлении указанного срока комиссия муниципального образования выносит мотивированное определение.
1.При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание комиссии муниципального образования, он по письменному распоряжению председателя комиссии муниципального образования или его заместителя может быть передан под надзор родителей или иных законных представителей с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего либо руководители соответствующего детского учреждения дают письменные обязательства комиссии муниципального образования обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии муниципального образования.
2.Утратила силу
1.Заседания комиссии муниципального образования проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия муниципального образования, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
В случае необходимости комиссия муниципального образования может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются.
2.Заседание комиссии муниципального образования правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии муниципального образования.
Председательствует на заседании комиссии муниципального образования ее председатель либо, по его поручению, заместитель председателя или член комиссии муниципального образования.
3.При рассмотрении комиссией муниципального образования материалов в отношении несовершеннолетнего его присутствие, а также присутствие его родителей или иных законных представителей обязательно.
Материалы в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, отнесенные действующим законодательством к компетенции комиссии муниципального образования, рассматриваются комиссией только в их присутствии.
4.Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
5.В начале заседания комиссии муниципального образования председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию муниципального образования с представлением в отношении несовершеннолетнего, или их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии муниципального образования.
На время рассмотрения на заседании комиссии муниципального образования обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
1.По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей комиссия муниципального образования принимает постановление, в котором содержится одно из следующих решений:
1) применить меры по устройству несовершеннолетнего, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона;
2) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 15, 16 настоящего Закона;
3) прекратить рассмотрение материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
4) отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную проверку;
5) направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.
2.Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии муниципального образования, участвующих в заседании. В случае равенства числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии муниципального образования является решающим.
В постановлении комиссии муниципального образования указываются:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии муниципального образования;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) доказательства, на основании которых принято решение;
6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за противоправное деяние либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
7) решение, принятое комиссией;
8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;
9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.
Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии муниципального образования и ее ответственным секретарем и оглашается на заседании комиссии.
3.Постановление комиссии муниципального образования направляется для принятия мер в соответствующие органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Копия постановления комиссии муниципального образования или выписка из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
1.В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседании комиссии муниципального образования, комиссия муниципального образования вносит в органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующее представление.
2.Должностные лица органов и учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, в течение месяца со дня получения представления комиссии муниципального образования обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей комиссии о принятых мерах по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
1.На заседании комиссии муниципального образования ответственный секретарь комиссии муниципального образования ведет протокол, в котором должны быть указаны:
1) наименование и персональный состав комиссии муниципального образования;
2) дата и место заседания комиссии муниципального образования;
3) содержание рассматриваемых материалов;
4) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место его рождения, место его жительства, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей;
6) сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
7) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
8) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов;
9) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;
10) сведения об оглашении на заседании комиссии муниципального образования принятых постановлений, определений или представлений;
11) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятых постановлений, определений или представлений.
2.Протокол заседания комиссии муниципального образования подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии муниципального образования.
1.Постановление, принятое комиссией, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, потерпевшим, их законными представителями, адвокатом, а также иным лицом, оказывающим юридическую помощь, в орган, образовавший данную комиссию, в вышестоящую комиссию, прокуратуру или суд.
2.Обжалование постановления комиссии в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня его принятия. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.
3.Сроки и порядок обжалования постановления комиссии в прокуратуре или суде устанавливаются законодательством Российской Федерации.
1.Контроль за деятельностью республиканской комиссии осуществляется Правительством Республики Хакасия и Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.
2.Контроль за деятельностью комиссий муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления, республиканской комиссией в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.
Глава 3.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении лиц и по основаниям, указанным в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей может проводиться с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи несовершеннолетним и (или) их реабилитации при поступлении информации о наличии любого обстоятельства, создающего угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего.
3.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится путем разработки и реализации специалистами республиканских органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4.Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, включает оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
5.Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и отчеты об их исполнении утверждаются руководителями республиканских органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия.
1.Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивают несовершеннолетних, находящихся в данных учреждениях, на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия. Нормы обеспечения несовершеннолетних питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (за исключением учреждений, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации) утверждаются Правительством Республики Хакасия.
2.Специализированные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны осуществлять перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Порядок осуществления перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в пределах территории Республики Хакасия, а также перечень учреждений, работники которых осуществляют указанные перевозки, устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Порядок финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Республики Хакасия несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, устанавливается Правительством Республики Хакасия.
3.Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, получившие сведения о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, в том числе в случае обращения несовершеннолетнего самостоятельно, обязаны:
1) принять меры по оказанию несовершеннолетнему помощи и защите его прав;
2) передать информацию о несовершеннолетнем в республиканский банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, в течение трех суток;
3) принять меры к временному устройству несовершеннолетнего;
4) в необходимых случаях обеспечить предоставление несовершеннолетнему питания и ночлега.
4.Учреждения социального обслуживания, к которым относятся центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.
1.Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются личное обращение несовершеннолетнего, заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам, направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вынесенные должностными лицами в пределах своей компетенции, в которых имеются данные о том, что несовершеннолетний находится в социально опасном положении. Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, могут быть помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2.Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в социально опасном положении по иным причинам, находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации, до решения вопроса об их устройстве органами опеки и попечительства. Несовершеннолетний, помещенный в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по личному обращению, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
3.Администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, уведомляет родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства.
1.Дети в возрасте до четырех лет, заблудившиеся, подкинутые или лишившиеся родительского попечения по другой причине, передаются в учреждения здравоохранения для выхаживания, содержания и воспитания. Органы управления здравоохранением организуют круглосуточный прием таких детей, их медицинское обследование, в необходимых случаях - лечение, а также оказывают содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних.
2.Органы опеки и попечительства оформляют документы для устройства детей в возрасте до четырех лет, находящихся в учреждениях здравоохранения.
1.Руководители специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, организуют прием, санитарную обработку, медицинское обследование поступивших в специализированное учреждение несовершеннолетних для своевременного выявления заболеваний и травм, в том числе следов насилия, а также признаков, свидетельствующих об употреблении наркотиков. По результатам медицинского обследования должны быть оформлены медицинские документы для дальнейшего устройства ребенка.
2.Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
1.Педагоги, сотрудники и руководители образовательных учреждений в случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по выяснению причин возникшей ситуации. Если несовершеннолетний и его семья оказались в социально опасном положении, соответствующие сведения передаются в комиссию муниципального образования для занесения в республиканский банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении, и принятия необходимых мер по оказанию помощи несовершеннолетнему.
2.В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования может предусматриваться должность социального педагога для работы с семьями несовершеннолетних.
1.При решении вопроса об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения орган, принимающий решение об исключении несовершеннолетнего, запрашивает согласие на исключение у комиссии муниципального образования, которая совместно с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего и муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования, в месячный срок принимает меры к трудоустройству несовершеннолетнего или продолжению обучения его в другом образовательном учреждении.
2.Органы, осуществляющие управление в сфере образования, ведут учет несовершеннолетних, не охваченных обучением.
3.Комиссия муниципального образования в течение года после принятия решения об исключении несовершеннолетнего из общеобразовательного учреждения ежемесячно осуществляет контроль за его работой или учебой по новому месту работы или учебы.
Органы опеки и попечительства при решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, совместно с органами внутренних дел принимают меры к отысканию родственников для решения вопроса о возможности передачи детей под опеку в их семьи. Если такая возможность отсутствует, то при устройстве детей предпочтение отдается различным формам семейного воспитания.
1.Несовершеннолетние в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения принимаются для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2 Несовершеннолетние, имеющие родителей или иных законных представителей, проживающие в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являющиеся детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев, принимаются в учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, для содержания, воспитания и обучения на срок не более одного года.
3.Беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние до решения органами опеки вопроса об их постоянном устройстве или возвращении в семью временно помещаются в специализированные детские учреждения, определенные Правительством Республики Хакасия.
1.В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
Рекомендации заносятся в учетную карту несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и учитываются при составлении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
2.Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, положением о психолого-медико-педагогических комиссиях в Республике Хакасия, утверждаемым Правительством Республики Хакасия.
3.Несовершеннолетние имеют право на диагностическое обследование и консультацию для своевременного обнаружения ограниченных возможностей здоровья и (или) отклонений в поведении и оказания психолого-медико-педагогической помощи. Дети старше четырнадцати лет могут обратиться за направлением на обследование самостоятельно.
4.Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является документом, подтверждающим право несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на обеспечение специальных условий для получения им образования.
5.В случае несогласия с заключением муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии родители или иные законные представители несовершеннолетнего могут обратиться в республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
1.Для организации досуга и занятости несовершеннолетних социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации органов по делам молодежи участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем организации секций, клубов, объединений, работающих с несовершеннолетними, проведения других мероприятий, направленных на формирование у несовершеннолетних уважения к законам, навыков правомерного поведения.
2.Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.
1.Организацию работы с несовершеннолетними по месту жительства осуществляют специалисты по социально-воспитательной и досуговой работе с детьми, подростками, молодежью соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствующем муниципальном образовании.
2.Использование с нарушением требований федерального законодательства молодежных и детских центров, клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, зданий, сооружений, оборудования и земельных участков этих учреждений, а также необоснованное изъятие у указанных учреждений закрепленных за ними или арендуемых ими зданий и помещений влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
3.Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, получившие постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязаны в течение десяти дней сообщить о мерах, принятых во исполнение указанных постановлений, а также информацию по названным вопросам.
1.Не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации только товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
2.Не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) в ночное время (с 22 до 6 часов местного времени - в период с 1 сентября по 30 апреля и с 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 мая по 31 августа) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей).
Примечание. Помимо вышеперечисленных, под общественными и иными местами в настоящей статье понимаются места общего пользования в жилых домах - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши; территории, прилегающие к жилым домам, в том числе детские площадки, спортивные сооружения; территории образовательных учреждений; территории аэропортов, вокзалов, пристаней; пляжи; зоны отдыха; культовые здания и сооружения; остановки общественного транспорта городского и пригородного сообщения; автозаправочные станции.
3.В случае обнаружения ребенка в местах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в нарушение установленных требований руководители объектов, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сотрудники (работники) перечисленных объектов обязаны незамедлительно уведомить об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органы внутренних дел.
4.Уполномоченные должностные лица органов внутренних дел в случае обнаружения несовершеннолетнего в местах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимают меры по незамедлительному уведомлению об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, после чего передают несовершеннолетнего указанным лицам либо доставляют несовершеннолетнего родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. В неотложных случаях, при отсутствии указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или при наличии иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств, безнадзорные и беспризорные дети доставляются в органы внутренних дел на срок не более трех часов для последующего их направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Примечание. Безнадзорным является несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
5.От имени Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия вправе заключать соглашения с другими субъектами Российской Федерации о порядке применения мер, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи, по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям Республики Хакасия и соответствующего субъекта Российской Федерации.
6.Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, Правительством Республики Хакасия создается экспертная комиссия.
7.Органы местного самоуправления в Республике Хакасия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение детей в которых в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи не допускается.
8.Места, нахождение детей в которых в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи не допускается, определяются правовыми актами органов местного самоуправления на основании предложений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия (далее - органы и учреждения системы профилактики), установленных статьей 5 настоящего Закона, с учетом заключений экспертной комиссии, созданной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в следующем порядке:
1) предложения органов и учреждений системы профилактики об отнесении иных мест к местам, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, иных общественных мест к местам, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, направляются в экспертную комиссию для дачи заключения;
2) экспертная комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложений органов и учреждений системы профилактики дает соответствующее заключение на поступившие предложения;
3) предложения органов и учреждений системы профилактики и заключения экспертной комиссии рассматриваются органами местного самоуправления в течение 30 дней со дня их поступления.
1.Предложения по составу экспертной комиссии направляются органами и учреждениями системы профилактики в Правительство Республики Хакасия.
2.В состав экспертной комиссии входят председатель комиссии, ответственный секретарь, члены комиссии - специалисты.
В состав экспертной комиссии могут входить (по согласованию) представители государственных органов и учреждений, а также зарегистрированных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
3.Правительство Республики Хакасия своим постановлением утверждает персональный состав экспертной комиссии.
4.Порядок деятельности экспертной комиссии определяется положением об экспертной комиссии, которое утверждается Правительством Республики Хакасия.
1.Органы исполнительной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления в Республике Хакасия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия обеспечивают производство и распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.
2.Производство и распространение печатной продукции, пропагандирующей здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
3.Устная разъяснительная работа и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, обеспечивать получение детьми основного общего образования и создавать условия для получения ими среднего (полного) общего образования, а также осуществлять в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иные обязанности, возлагаемые на них законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей либо по иным причинам оказавшиеся в социально опасном положении, на период летних школьных каникул направляются в оздоровительные, спортивные, туристические, военно-спортивные и трудовые лагеря, а также в другие оздоровительные учреждения для несовершеннолетних.
Для социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия в сфере образования, органами социальной защиты населения разрабатываются программы социальной реабилитации, адаптации, профессионального обучения или трудоустройства несовершеннолетних с участием органов службы занятости населения.
Глава 4.Ответственность за нарушение настоящего закона
Ответственность граждан, должностных лиц и организаций за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.
Глава 5.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.И.ЛЕБЕДЬ
Абакан
8 июля 2005 года
N 50-ЗРХ