-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Хакасия
Закон от 20 октября 1992 года № 12

Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия

Принят
Верховным Советом Республики Хакасия
20 октября 1992 года
    В редакциях
  • от 05.05.2004 № 19,
  • от 09.11.2004 № 81,
  • от 06.05.2005 № 22-ЗРХ,
  • от 07.07.2005 № 46-ЗРХ,
  • от 27.09.2007 № 57-ЗРХ,
  • от 04.05.2009 № 39-ЗРХ,
  • от 09.07.2009 № 80-ЗРХ,
  • от 05.04.2011 № 27-ЗРХ,
  • от 30.09.2011 № 75-ЗРХ,
  • от 20.12.2011 № 122-ЗРХ,
  • от 05.10.2012 № 85-ЗРХ.
    Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, природных ландшафтов и иных природных объектов Республики Хакасия, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
    1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
    2) национальные парки;
    3) природные парки;
    4) государственные природные заказники;
    5) памятники природы;
    6) дендрологические парки и ботанические сады;
    7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
    2.Правительство Республики Хакасия, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, музеи-заповедники, орнитологические коридоры, эколого-этнические зоны и другие).
    3.В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
    4.Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
    5.Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Хакасия утверждается Правительством Республики Хакасия.
    На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Республики Хакасия принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
    6.Особо охраняемые природные территории Республики Хакасия могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
    Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность Республики Хакасия или муниципальную собственность либо отнесены к собственности Республики Хакасия или муниципальной собственности.
    Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Республики Хакасия и находятся в ведении органов государственной власти Республики Хакасия.
    Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
    7.Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
    8.Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.
    Законодательство Республики Хакасия в области охраны особо охраняемых природных территорий основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях", Конституции Республики Хакасия и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
    1.Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
    2.Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется Правительством Республики Хакасия и государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области охраны окружающей среды и природопользования.
    3.Исключена с 1 января 2005 года
    4.Управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
    Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
  3. Глава II.Государственные природные заповедники и национальные парки

  4. Исключена с 1 января 2005 года
  5. Глава III.Государственные природные заказники

  6. 1.Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
    2.Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
    3.Государственные природные заказники на территории Республики Хакасия могут быть федерального значения или регионального значения.
    4.Порядок образования, особенности функционирования и режим охраны государственных природных заказников федерального значения устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
    5.Государственные природные заказники регионального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть:
    1) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    2) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    3) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    4) гидрологическими (болотными, озерными, речными), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    5) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
    6.Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются Правительством Республики Хакасия.
    7.Исключена с 1 января 2005 года
    8.Для обеспечения функционирования на территории Республики Хакасия государственных природных заказников регионального значения создаются их администрации.
    1.Государственные природные заказники федерального значения на территории Республики Хакасия учреждаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
    2.Государственные природные заказники регионального значения на территории Республики Хакасия образуются Правительством Республики Хакасия по представлению государственного органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области охраны окружающей среды и природопользования, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
    1.На территориях государственных природных заказников регионального значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
    2.Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым в соответствии с федеральным законодательством.
    3.Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются Правительством Республики Хакасия.
    4.На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
    5.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение установленную законом ответственность.
  7. Глава IV.Природные парки

  8. 1.Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Республики Хакасия, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую, эстетическую и этническую ценность, и предназначены для сохранения типичных форм ландшафта, рекреационных территорий, ландшафтно-исторических памятников, сохранения экологического равновесия в сочетании с ограниченным и согласованным использованием отдельных видов природных ресурсов с целью ведения традиционных форм хозяйственной деятельности, развития традиционных промыслов коренного населения, а также для использования в просветительских и рекреационных целях.
    2.Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
    3.На природные парки возлагаются следующие задачи:
    1) сохранение природной среды, природных ландшафтов, ландшафтно-исторических памятников;
    2) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
    3) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
    1.Решение об образовании природных парков принимает Правительство Республики Хакасия в порядке, установленном федеральным законодательством.
    2.Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Правительства Республики Хакасия по согласованию с Правительством Российской Федерации.
    1.Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия природоохранного учреждения.
    2.Средствами природных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые дирекциями природных парков средства:
    1) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
    2) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;
    3) в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
    1.На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
    2.Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
    3.На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
    4.В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
    5.С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов Республики Хакасия.
    6.Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Республики Хакасия по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
  9. Глава V.Памятники природы

  10. 1.Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, историческом и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
    2.Памятники природы могут быть федерального и регионального значения.
    1.Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения в порядке, установленном федеральным законодательством.
    2.Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения Правительством Республики Хакасия по представлению государственного органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области охраны окружающей среды и природопользования.
    3.Правительство Республики Хакасия утверждает границы и определяет режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в его ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области охраны окружающей среды и природопользования.
    4.Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
    5.В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы республиканского значения осуществляется Постановлением Правительства Республики Хакасия.
    1.На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
    2.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
    3.Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств бюджета Республики Хакасия, а также средств внебюджетных фондов.
  11. Глава VI.Лечебно-оздоровительные местности и курорты

  12. 1.Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
    2.Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
    3.Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
    4.Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
    5.Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
    1.В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
    2.В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
    3.Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
    4.Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения устанавливаются Правительством Республики Хакасия в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
  13. Глава VII.Дендрологические парки и ботанические сады

  14. 1.Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
    2.Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
    3.Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения.
    Дендрологические парки и ботанические сады регионального значения образуются решениями Правительства Республики Хакасия.
    1.На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
    2.Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
    1) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;
    2) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
    3) административную.
    3.Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада регионального значения определяются в положениях о них, утверждаемых Правительством Республики Хакасия.
    1.Финансирование дендрологических парков и ботанических садов регионального значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и других не запрещенных законом источников.
    2.Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:
    1) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
    2) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
    3) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
  15. Глава VIII.Организация охраны особо охраняемых природных территорий

  16. 1.Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
    1) режима особо охраняемой природной территории;
    2) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
    3) режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
    2.На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области охраны окружающей среды и природопользования, при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.
    3.На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
    1.Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
    2.Органы исполнительной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
  17. Глава IX.Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

  18. 1.За нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    2.Собственники, владельцы, пользователи земельных участков (водных объектов), которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны.
    3.Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
    Председатель
    Верховного Совета
    Республики Хакасия
    В.Н.ШТЫГАШЕВ
    Абакан
    20 октября 1992 года
    N 12