"Статья 3(2). Виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов, и численность депутатов представительных органов муниципальных образований
1. В представительные органы муниципальных образований избираются депутаты, численность которых в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается Уставом соответствующего муниципального образования (далее - установленное число депутатов).
2. Вид избирательной системы, которая применяется в муниципальном образовании для избрания депутатов, устанавливается Уставом муниципального образования. Устав муниципального образования может предусматривать один из следующих видов избирательной системы:
1) избирательная система относительного большинства, при которой депутаты избираются по одномандатным или многомандатным избирательным округам (далее - мажоритарная избирательная система);
2) избирательная система, при которой депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, а также иными общественными объединениями, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право участвовать в выборах, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов по единому избирательному округу, определяемому в соответствии со статьей 6(1) настоящего Закона (далее - пропорциональная избирательная система);
3) избирательная система, при которой одна часть депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть - по пропорциональной избирательной системе (далее - смешанная избирательная система). При этом число депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе, и число депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе, определяется Уставом муниципального образования.
3. Требования к образованию одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, единого избирательного округа устанавливаются законодательством Российской Федерации и статьями 6 и 6(1) настоящего Закона.
4. При проведении выборов в представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов определяется организующей выборы избирательной комиссией и утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, то эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.";
"Статья 6(1). Единый избирательный округ
Единый избирательный округ, по которому избираются депутаты пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, региональными отделениями или иными структурными подразделениями политических партий, а также иными общественными объединениями, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право участвовать в выборах, включает в себя всю территорию муниципального образования, Уставом которого предусмотрено применение на выборах депутатов пропорциональной либо смешанной избирательной системы в соответствии со статьей 3(2) настоящего Закона.";
"1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом на выборах, могут быть выдвинуты непосредственно либо в составе списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения либо путем выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательными объединениями, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.";
"Статья 21(1). Выдвижение списка кандидатов избирательным объединением по единому избирательному округу в случае применения в муниципальном образовании пропорциональной или смешанной избирательной системы
1. Решение о выдвижении списка кандидатов избирательным объединением принимается в соответствии с Уставом избирательного объединения.
2. Выдвижение списка кандидатов избирательным объединением может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, при этом период, включающий в себя выдвижение списков кандидатов и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов (далее - период выдвижения), составляет 20 дней. Муниципальная комиссия обязана опубликовать в средствах массовой информации сведения о датах начала и окончания указанного периода.
3. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования выдвижение списка кандидатов избирательным объединением может производиться с момента официального опубликования решения муниципальной комиссии о назначении выборов, принятого в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Закона.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации избирательное объединение вправе выдвигать в составе списка кандидатов лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения.
6. В соответствии с законодательством Российской Федерации состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением.
7. В соответствии с законодательством Российской Федерации общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому избирательному округу в составе списка кандидатов, может превышать число депутатских мандатов, подлежащих распределению в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3(2) настоящего Закона.";
"Статья 21(2). Наименование и эмблема избирательного объединения
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации избирательное объединение представляет в муниципальную комиссию сведения о своих полном и кратком наименованиях. Указанные сведения представляются по форме, установленной муниципальной комиссией.
2. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.
3. Избирательное объединение одновременно с представлением списков кандидатов для заверения вправе представить в муниципальную комиссию свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить эмблему, описание которой содержится в ее Уставе (далее - эмблема).";
"4(1). В случае применения в муниципальном образовании пропорциональной избирательной системы либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства муниципальные организации телерадиовещания предоставляют равный объем эфирного времени зарегистрированным по одномандатным или многомандатным избирательным округам кандидатам либо избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов.
В случае применения в муниципальном образовании смешанной избирательной системы объем эфирного времени, предоставляемого каждому избирательному объединению муниципальной организацией телерадиовещания, исчисляется путем умножения объема эфирного времени, предоставленного организацией телерадиовещания зарегистрированному по одномандатному или многомандатному избирательному округу кандидату, на число избирательных округов, но не может превышать этот объем более чем в три раза. Объем эфирного времени, предоставляемого каждому избирательному объединению муниципальной организацией телерадиовещания, равен объему эфирного времени, предоставляемого каждому зарегистрированному кандидату. При этом организации телерадиовещания предоставляют равный объем эфирного времени зарегистрированным по одномандатным или многомандатным избирательным округам кандидатам, избирательным объединениям с учетом указанного соотношения.";
"2(1). Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать свои собственные избирательные фонды.";
"3. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, избирательного объединения;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
3) добровольных пожертвований граждан;
4) добровольных пожертвований юридических лиц;
5) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.";
"4(1). Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать:
1) в представительный орган городского округа - 2000000 рублей;
2) в представительный орган муниципального района - 1000000 рублей.";
"1. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных вторым предложением части 1 статьи 38 настоящего Закона.";
"5(1). При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении).";
"На выборах депутатов каждый избиратель имеет право получить избирательные бюллетени, количество которых должно соответствовать виду применяемой в муниципальном образовании избирательной системы.
При применении в муниципальном образовании пропорциональной избирательной системы каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень - избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.
При применении в муниципальном образовании мажоритарной избирательной системы относительного большинства с образованием одномандатных или многомандатных избирательных округов каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень - избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному или многомандатному избирательному округу.
Если в муниципальном образовании применяется смешанная избирательная система, каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня: один избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу и один избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному или многомандатному избирательному округу.";
"1. В зависимости от вида применяемой в муниципальном образовании избирательной системы участковая комиссия на выборах депутатов составляет один либо два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Если в муниципальном образовании применяется пропорциональная избирательная система либо мажоритарная избирательная система относительного большинства, участковая комиссия составляет один протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке - либо протокол об итогах голосования по одномандатному или многомандатному избирательному округу, либо протокол об итогах голосования по единому избирательному округу.
Если в муниципальном образовании применяется смешанная избирательная система, участковая комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке - Протокол N 1 об итогах голосования по одномандатному либо многомандатному избирательному округу и Протокол N 2 об итогах голосования по единому избирательному округу.";
"Статья 54(1). Определение результатов выборов депутатов в едином избирательном округе в случае применения в муниципальном образовании смешанной или пропорциональной избирательной системы
1. Если в муниципальном образовании применяется пропорциональная избирательная система, результаты выборов в едином избирательном округе определяются муниципальной комиссией в соответствии со статьей 54 настоящего Закона и настоящей статьей на основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования по единому избирательному округу, полученных непосредственно из участковых комиссий.
Если в муниципальном образовании применяется смешанная избирательная система, определение результатов выборов по единому избирательному округу осуществляется муниципальной комиссией в следующем порядке.
На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования по единому избирательному округу, полученных непосредственно из окружных комиссий, муниципальная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по единому избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в протоколах окружных комиссий, осуществляют непосредственно члены муниципальной комиссии с правом решающего голоса.
2. Прием протоколов нижестоящих избирательных комиссий (окружных, участковых комиссий) об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола о результатах выборов депутатов и сводной таблицы осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов муниципальной комиссии по приему протоколов нижестоящих избирательных комиссий, суммированию данных, содержащихся в этих протоколах, и составлению протокола о результатах выборов депутатов и сводной таблицы должны находиться в поле зрения членов муниципальной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в части 3 статьи 16 настоящего Закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы муниципальной комиссии, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
3. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену муниципальной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных к нему документов и выполнение контрольных соотношений.
4. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований настоящего Закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, нижестоящая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 29 статьи 52 настоящего Закона, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в муниципальной комиссии.
5. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями настоящего Закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член муниципальной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу муниципальной комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену муниципальной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы муниципальной комиссии под данными протокола нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования.
6. Число избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы по единому избирательному округу, обнаруженных в ящиках для голосования.
7. К распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу не допускаются.
8. Если за списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки кандидатов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки кандидатов, получившие менее 5, но более 4 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
9. Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, среди списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
10. Списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с Методикой, предусмотренной статьей 55(1) настоящего Закона. При этом до применения указанной Методики из каждого списка кандидатов исключаются депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
11. Депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят к иным зарегистрированным кандидатам, включенным в список кандидатов.
12. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами из списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка в муниципальной комиссии и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.
13. Зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, может в любое время отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка в соответствии с порядком, установленным статьей 55(1) настоящего Закона.
14. Муниципальная комиссия при применении пропорциональной или смешанной избирательной системы составляет протокол о распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями, в который вносятся следующие сведения:
1) число окружных комиссий в муниципальном образовании (при применении пропорциональной избирательной системы - число участковых комиссий);
2) число протоколов окружных комиссий, на основе которых составлен данный протокол (при применении пропорциональной избирательной системы - число участковых комиссий);
3) суммарные данные по муниципальному образованию по всем строкам, содержащимся в протоколах окружных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу на территории одномандатного или многомандатного избирательного округа (при применении пропорциональной избирательной системы - суммарные данные по муниципальному образованию по всем строкам, содержащимся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу);
4) наименования избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них;
5) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого списка кандидатов.
15. Муниципальная комиссия признает выборы по единому избирательному округу несостоявшимися в следующих случаях:
1) если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) если за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
16. Муниципальная комиссия признает результаты выборов по единому избирательному округу недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в едином избирательном округе;
3) по решению суда.
17. Протокол о результатах выборов по единому избирательному округу составляется муниципальной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами муниципальной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по единому избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов окружных комиссий об итогах голосования (при применении пропорциональной избирательной системы сводная таблица о результатах выборов по единому избирательному округу включает в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых комиссий об итогах голосования).
К протоколу о результатах выборов также приобщаются акты о получении муниципальной комиссией избирательных бюллетеней, о передаче их участковым комиссиям (окружным комиссиям), а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в муниципальной комиссии, с указанием числа этих избирательных бюллетеней, акты о выдаче участковым комиссиям (окружным комиссиям) открепительных удостоверений.
18. Член муниципальной комиссии с правом решающего голоса, несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также приобщаются поступившие в муниципальную комиссию жалобы (заявления) на нарушения законодательства Российской Федерации и настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
19. Заверенные копии протокола и сводной таблицы предоставляются всем членам муниципальной комиссии, лицам, указанным в части 3 статьи 16 настоящего Закона, представителям средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов в едином избирательном округе.
20. Если после подписания протокола о распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между списками кандидатов и (или) сводной таблицы муниципальная комиссия выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), муниципальная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Муниципальная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении муниципальная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации.
21. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, муниципальная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, в соответствующем округе. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных законодательством Российской Федерации и статьей 55 настоящего Закона сроков определения общих результатов выборов.
22. В случае, указанном в части 21 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) муниципальной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования или протокол о результатах выборов, которые подлежат проверке, либо вышестоящей по отношению к этой комиссии избирательной комиссией, либо муниципальной комиссией. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, иных лиц, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводящая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, протокол о результатах выборов, на которых делается отметка: "Повторный подсчет голосов".
23. Если в муниципальном образовании сформированы окружные комиссии и день голосования на выборах депутатов совмещен с днем голосования на выборах главы муниципального образования или с днем голосования на местном референдуме, результаты выборов главы муниципального образования, результаты местного референдума определяются муниципальной комиссией на основании первых экземпляров протоколов окружных комиссий об итогах голосования на территории соответствующего избирательного округа.";
"Статья 55(1). Методика пропорционального распределения депутатских мандатов
1. Если в муниципальном образовании применяется пропорциональная или смешанная избирательная система, муниципальная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54(1) настоящего Закона. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.
2. Затем число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
3. Если после действий, произведенных в соответствии с частью 2 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
4. Затем производится распределение депутатских мандатов внутри каждого списка кандидатов между зарегистрированными кандидатами в порядке их очередности в списке кандидатов.
5. Если после распределения депутатских мандатов зарегистрированный кандидат отказался его принять или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата полномочия, а также если депутатский мандат оказался свободным в силу иных оснований, указанный мандат передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов, при этом депутатский мандат передается первому из не получивших мандаты зарегистрированных кандидатов, внесенных в список кандидатов.
6. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатские мандаты, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов.";