Республика Дагестан
Закон от 09 марта 1999 года № 9

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Дагестан

Принят
Народным Собранием Республики Дагестан
25 февраля 1999 года
    В редакциях
  • от 08.06.1999 № 10,
  • от 18.12.2000 № 30,
  • от 09.01.2002 № 6,
  • от 13.05.2002 № 27,
  • от 18.11.2002 № 32.
    Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и определяет виды деятельности, плательщиков, налогооблагаемую базу, ставку, порядок исчисления и предоставления налоговых льгот, сроки уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Дагестан (далее - единый налог).
    Единый налог обязателен к уплате на территории Республики Дагестан.
    Со дня введения единого налога на территории Республики Дагестан с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
    1) государственной пошлины;
    2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
    3) лицензионных и регистрационных сборов;
    4) налога на приобретение транспортных средств;
    5) налога на владельцев транспортных средств;
    6) земельного налога;
    7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
    8) налога на доходы, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Закона;
    9) удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
    10) исключен.
    Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
    вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций;
    базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;
    повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога (далее - деятельность на основе свидетельства).
    розничная торговля - последнее звено между производителем товара и его потребителем или последнее звено перехода товара из сферы обращения в сферу потребления. Специально оборудованные для розничной торговли транспортные средства, прицепы к ним и другие передвижные устройства, за исключением емкостей, торгующих жидкими продуктами (молоко, квас, пиво и так далее), приравниваются к стационарным торговым точкам;
    оборудованное рабочее место - место, оснащенное оборудованием, необходимым для выполнения определенной работы (услуги);
    оборудованное рабочее место по оказанию платных медицинских услуг - набор технологических и вспомогательных помещений с соответствующим оборудованием и персоналом, обеспечивающим законченный случай лечения, (или) диагностики и (или) профилактики заболевания;
    торговая площадь - площадь, используемая для проведения торговых операций. В торговую площадь для расчета единого налога включаются торговые залы, залы приема и выдачи заказов, демонстрационный зал и другие помещения для непосредственного обслуживания покупателей, за исключением торговых площадей, сданных в аренду юридическим и физическим лицам по договорам гражданско - правового характера. Не включается в расчет площадь обособленных помещений, используемых в качестве вспомогательных, в том числе складские, санитарные, бытовые и административные, а также коридоры;
    посадочные места - места для обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания. Количество посадочных мест определяется по норме площади на одно место в соответствии с ГОСТом Р 50762-95 "Площади помещений для потребителей на предприятиях общественного питания "Классификации предприятий";
    общая площадь - площадь, используемая для складирования товаров и тары, а также площадь подсобных и служебных помещений, за исключением санитарных помещений и коридоров.
    Документами, подтверждающими размер торговой и общей площади, являются:
    план помещений, прилагаемый к расчету и заверенный налогоплательщиком с приложением при наличии выкопировки из технического паспорта объекта с экспликациями, выдаваемой органами технической инвентаризации;
    проектная документация (при наличии), утвержденная органами архитектуры и градостроительства, на основании которой объект введен в эксплуатацию. В случае изменения торговой или общей площади как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, плательщик единого налога может обратиться в органы технической инвентаризации с заявлением о внесении изменений в технический паспорт объекта. После внесения соответствующих изменений в техническую документацию на объект плательщик вправе предъявить в уполномоченные органы расчет единого налога в соответствии с измененным размером торговой площади.".
    В предоставляемых документах раздельно указываются площади, на которых налогоплательщик осуществляет виды деятельности, облагаемые единым налогом, и иные виды предпринимательской деятельности, не облагаемые налогом.
    1.Плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) являются юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
    1) оказание предпринимателями ремонтно - строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
    2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
    3) оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг";
    4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
    5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
    6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров и столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
    7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны, контейнеры, киоски, торговля с рук на рынках и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
    8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче - смазочными материалами;
    8(1) розничная стационарная торговля горюче - смазочными материалами;
    9) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
    10) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
    11) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
    12) деятельность организаций по сбору металлолома;
    13) изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов;
    2.Для целей настоящего Закона к продаже за наличный расчет приравниваются продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги).
    3.Организации - плательщики единого налога, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Республики Дагестан, уплачивают единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений согласно расчетам единого налога на вмененный доход по каждому филиалу (представительству).
    Указанные организации обязаны становиться на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого филиала (представительства) и представлять в соответствующие налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств) расчеты по единому налогу.
    4.Исключен.
    5.Общественным организациям инвалидов, их территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
    6.Исключен.
    1.Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
    2.Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
    Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных законодательством по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются Правительством Республики Дагестан.
    3.При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
    4.Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность (далее - иная деятельность), ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с настоящим Законом.
    5.В случае осуществления организациями и предпринимателями одновременно видов деятельности, облагаемых единым налогом, и видов деятельности, не облагаемых единым налогом, то по необлагаемым видам деятельности налоги уплачиваются в порядке, установленном законодательством, на основе данных раздельного бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности, имущества, а также заработной платы работающих.
    1.Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода.
    2.Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:
    типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
    места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие);
    характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;
    удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;
    удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;
    характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
    ассортимента реализуемой продукции;
    качества предоставляемых услуг;
    сезонности;
    суточности работы;
    качества занимаемого помещения;
    производительности используемого оборудования;
    возможности использования дополнительной инфраструктуры;
    инфляции;
    количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
    Сумма вмененного дохода, рассчитываемая по формуле, установленной приложением N 1 к настоящему Закону, может меняться в зависимости от изменения уровня инфляции и других экономических факторов при принятии закона о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год путем применения повышающих (понижающих) коэффициентов.
    3.Утверждается формула суммы единого налога на вмененный доход и средние размеры физических показателей и корректирующих коэффициентов, применяемых для расчета суммы единого налога в новой редакции согласно приложениям NN 1 - 4.
    4.Органам местного самоуправления районов и городов установить конкретные размеры корректирующих коэффициентов подвидов деятельности, а также учитывающих особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от дислокации организации (предпринимателя) внутри каждого населенного пункта с учетом местных особенностей.
    При неустановлении таких коэффициентов применяется коэффициент 1,0.
    1.Для организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, ставка единого налога уменьшается на 50 процентов при условии использования не менее половины льготируемой суммы на социальные нужды инвалидов.
    2.Для физических лиц - индивидуальных предпринимателей сумма единого налога для определенных видов деятельности на очередной налоговый период уменьшается на:
    пятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) для категорий предпринимателей согласно приложению N 5;
    трехкратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) для категорий предпринимателей согласно приложению N 6.
    В случае использования предпринимателями, имеющими в соответствии с настоящим Законом право на льготы по уплате единого налога, наемной рабочей силы они лишаются права на указанную льготу.
    Льгота предоставляется предпринимателям на основании соответствующих документов (удостоверение инвалида, участника Великой Отечественной войны, участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.).
    При возникновении в течение налогового периода права на льготу льгота предоставляется начиная с месяца возникновения этого права, а при утрате права на льготу она прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникла утрата права на льготу.
    1.Порядок исчисления единого налога определяется в соответствии с настоящим Законом и на основе формулы расчета суммы единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленной статьей 5 настоящего Закона.
    2.Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц, но не позднее 20-го числа каждого месяца. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
    Для налогоплательщиков, осуществлявших предпринимательскую деятельность до введения настоящего Закона по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и переведенных на уплату единого налога, суммы, уплаченные за патент, засчитываются как авансовые платежи за предстоящий налоговый период.
    3.В случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленных статьей 3 настоящего Закона, а также в случае внесения количественных или качественных изменений расчетов в формулу расчета суммы единого налога единый налог должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующих Федерального закона и (или) Закона Республики Дагестан.
    4.Расчет единого налога представляется налогоплательщиками на каждый налоговый период (квартал) не позднее 15-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду.
    5.При уменьшении в течение налогового периода физических показателей, характеризующих вид деятельности в соответствии с настоящим Законом, налогоплательщик обязан за 5 дней до наступления момента указанных изменений представить в налоговые органы уточненный расчет единого налога и документы, подтверждающие факт изменения физического показателя.
    6.При прекращении вида (видов) деятельности, облагаемого единым налогом в соответствии с настоящим Законом, налогоплательщик письменно уведомляет налоговые органы о своем решении в срок не позднее 10 дней до момента прекращения деятельности, а уплата налога прекращается с месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
    7.При увеличении физических показателей налогоплательщик не позднее 5 дней с момента указанных изменений представляет расчет и доплачивает сумму налога, начиная с месяца, в котором произошло это увеличение. При этом ранее выданное свидетельство подлежит возврату в налоговую инспекцию.
    8.В случае начала деятельности в сферах, подпадающих под действие настоящего Закона, или открытия нового объекта налогообложения в течение налогового периода, расчет представляется исходя из полных месяцев, оставшихся до конца этого периода, а уплата авансового платежа за первый месяц начала предпринимательской деятельности производится до 30-го числа месяца, в котором начата предпринимательская деятельность.
    9.Перерастет уплаченной суммы единого налога производится по обращению налогоплательщика в случаях:
    если налогоплательщик не приступил к осуществлению деятельности на основе свидетельства в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
    если налогоплательщик официально прекратил осуществление деятельности на основе свидетельства до истечения срока действия свидетельства об уплате единого налога;
    если у налогоплательщика произошло изменение количества единиц физического показателя;
    изменения перечня сфер деятельности, размера базовой доходности и (или) единицы физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности, в отношении которого введен единый налог и (или) размеры корректирующих коэффициентов базовой доходности.
    10.Излишне уплаченная сумма единого налога по заявлению налогоплательщика подлежит возврату или засчитывается в счет предстоящих платежей.
    1.Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов по следующим нормативам:
    1) в федеральный бюджет - 20 процентов;
    2) в республиканский бюджет Республики Дагестан и местные бюджеты - 70 процентов.
    Распределение сумм единого налога, уплачиваемых налогоплательщиками, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Дагестан и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год;
    3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
    4) в бюджет Республиканского фонда обязательного медицинского страхования "Дагестан" - 4,5 процента;
    5) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов.
    2.Суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджет Республиканского фонда обязательного медицинского страхования "Дагестан" налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежат зачету в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно пункту 1 настоящей статьи.
    3.Сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов.
    Свидетельство об уплате единого налога является документом установленного образца, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
    На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другое), свидетельство выдается на каждое из таких мест.
    Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога, определяемого в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
    При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.
    2.В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога.
    3.Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
    4.На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующим законодательством.
    При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "Взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет не более 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.
    При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.
    5.Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
    Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством.
    Не позднее одного месяца со дня официального опубликования настоящего Закона все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с настоящим Законом.
    При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.
    Органы Государственной налоговой инспекции по Республике Дагестан по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
    1.В отношении налогоплательщиков со дня вступления в силу настоящего Закона и введения единого налога Указ Государственного Совета Республика Дагестан от 11 декабря 1996 г. N 373 "О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан" применяется в части, не противоречащей настоящему Закону.
    2.Государственному Совету, Правительству Республики Дагестан, органам местного самоуправления в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Председатель Государственного Совета
    Республики Дагестан
    М.МАГОМЕДОВ
    Махачкала
    9 марта 1999 г.
    N 9