Республика Бурятия
Закон от 19 июня 1996 года № 321-I

О законопроектной деятельности в Республике Бурятия

Принят
Народным Хуралом Республики Бурятия
09 июня 1996 года
    В редакциях
  • от 24.11.2001 № 860-II,
  • от 24.11.2003 № 520-III,
  • от 13.10.2005 № 1278-III,
  • от 18.09.2006 № 1855-III,
  • от 04.05.2008 № 195-IV,
  • от 19.12.2008 № 669-IV,
  • от 07.10.2009 № 1041-IV,
  • от 07.05.2010 № 1383-IV,
  • от 13.10.2011 № 2235-IV,
  • от 14.11.2012 № 3048-IV.
    Настоящий Закон устанавливает и регулирует порядок подготовки, разработки, оформления и рассмотрения проектов законов Республики Бурятия (далее - законопроектов). В настоящем Законе термины "Народный Хурал Республики Бурятия" и "Народный Хурал" в соответствующих падежах используются в одном значении.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:
    1) закон Республики Бурятия - правовой акт общенормативного характера, принятый в соответствии с установленной процедурой по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни Республики Бурятия, требующим устойчивого регулирования на республиканском законодательном уровне, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов Республики Бурятия;
    2) законопроект - документ, содержащий текст закона, внесенный в установленном порядке на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия;
    3) проект постановления Народного Хурала по законопроекту - документ, содержащий положения о принятии проекта закона в первом, втором или третьем чтениях, о принятии закона, а также о направлении его Главе Республики Бурятия для подписания и обнародования либо об отклонении проекта закона;
    4) пояснительная записка - обоснование необходимости принятия закона, включающее развернутую характеристику законопроекта, его цель, основные положения, место в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
    5) право законодательной инициативы - право внесения законопроекта в Народный Хурал на рассмотрение;
    6) законодательное предложение - развернутая пояснительная записка о необходимости принятия какого-либо закона, характеризующая состояние действующего законодательства по вносимому предложению, обосновывающая причины внесения предложения и предполагаемые последствия его принятия, исходящая от органов и лиц, не являющихся субъектами права законодательной инициативы;
    7) инициатор законодательного предложения - государственный орган, орган местного самоуправления, организация, общественное объединение или гражданин, разработавший и внесший законодательное предложение субъекту права законодательной инициативы Республики Бурятия;
    8) экспертиза законопроекта - специальное исследование, проводимое учеными, специалистами по поручению инициаторов законопроекта, Главы Республики Бурятия, Народного Хурала, его Совета, комитетов (комиссий), Правительства Республики Бурятия, с целью оценки качества законопроекта и выявления возможных последствий его принятия и действия;
    9) общественное обсуждение законопроекта - его рассмотрение гражданами в средствах массовой информации, в трудовых коллективах, на парламентских слушаниях для общественной оценки и получения замечаний и предложений по структуре и содержанию;
    10) норма закона - официально установленное Народным Хуралом Республики Бурятия предписание (обязательное правило поведения), рассчитанное на многократное применение;
    11) реквизиты закона - обязательные элементы закона, фиксирующие его официальный характер и юридическую силу, орган, его издавший, даты его принятия и подписания, действие в пространстве и времени;
    12) структура закона - распределение закона по разделам, главам, статьям, частям, пунктам;
    13) наименование закона - обязательная составная неотъемлемая часть закона, отражающая его содержание и основной предмет правового регулирования;
    14) преамбула (введение) закона - самостоятельная часть закона, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания, не делится на статьи, не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта, не содержит легальные дефиниции, не формирует предмет регулирования закона, не нумеруется;
    15) раздел закона - часть текста закона, делящаяся на главы, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
    16) глава закона - часть текста раздела закона, делящаяся на статьи, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
    17) статья закона - основная структурная единица закона, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, в исключительных случаях статья может не иметь наименования;
    18) часть статьи закона - часть текста статьи закона, имеющая порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой;
    19) пункт части статьи закона - часть текста части статьи закона, обозначаемая арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой;
    20) подпункт - часть текста пункта, обозначаемая строчными буквами с закрывающейся круглой скобкой;
    21) абзац - часть текста от одного отступа до следующего, не имеющая обозначений;
    22) юридическая культура и техника - способы и приемы изложения содержания и структуры законопроекта, обеспечивающие четкость, ясность, определенность текста закона, его внутреннюю логику;
    23) рабочая группа по законопроекту - группа представителей субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и органов местного самоуправления, ученых, специалистов, которым поручена разработка законопроекта, а также доработка законопроекта после его принятия в первом чтении;
    24) парламентские слушания - организованное Народным Хуралом Республики Бурятия и его органами мероприятие по ознакомлению и всестороннему обсуждению положений законопроекта для получения мнений и предложений ученых, специалистов, граждан;
    25) финансово-экономическое обоснование законопроекта - расчет предполагаемых затрат для реализации закона;
    26) редакционная правка - внесение в текст закона или постановления изменений, не меняющих смысла закона или постановления, устраняющих неправильные наименования, падежи, склонения, окончания, связи слов, неправильную постановку знаков препинания, а также иных подобных изменений.
    1.Законопроектная деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, подготовку, разработку, оформление, предварительное рассмотрение законопроектов и внесение их в Народный Хурал Республики Бурятия.
    2.Законопроектная деятельность осуществляется на основе законности, эффективности, качества законопроектов.
    3.Законопроектная деятельность реализуется в виде подготовки:
    а) законопроекта по осуществлению права законодательной инициативы Народного Хурала Республики Бурятия в Федеральном Собрании Российской Федерации;
    б) предложений по изменению Конституции Республики Бурятия;
    в) проекта нового законодательного акта;
    г) законопроекта, изменяющего действующий закон, приостанавливающего действие отдельных законодательных актов (их частей) либо признающего утратившими силу отдельных законодательных актов (их частей);
    д) проекта новой редакции закона, улучшающей содержание ранее принятого законодательного акта.
    4.При разработке законопроектов может быть использовано типовое (модельное) федеральное и региональное законодательство.
    5.В целях упорядочения деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия могут разрабатываться типовые (модельные) законопроекты и положения, носящие рекомендательный характер и используемые при подготовке нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    6.Порядок разработки, внесения и рассмотрения законопроекта о бюджете Республики Бурятия регулируется федеральным и республиканским законодательством.
    Законопроектная деятельность осуществляется в целях:
    а) содействия гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов;
    б) нормативного регулирования различных сторон экономической и общественной жизни республики;
    в) реализации законов и иных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия;
    г) устранения противоречий и недостатков в деятельности организаций, общественных объединений;
    д) реализации других полномочий органов государственной власти республики, не противоречащих Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия.
    1.В соответствии с Конституцией Республики Бурятия право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, Главе Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, представительным органам местного самоуправления в Республике Бурятия, а также Конституционному Суду Республики Бурятия, Верховному Суду Республики Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия, прокуратуре Республики Бурятия по вопросам их ведения.
    2.Предложения об изменениях Конституции Республики Бурятия могут вносить: Глава Республики Бурятия, не менее одной трети избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия.
    3.В целях гарантии реального народовластия государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям и гражданам предоставляется право вносить свои законодательные предложения субъектам права законодательной инициативы.
    1.Законодательное предложение, переданное субъекту права законодательной инициативы, в том числе депутату Народного Хурала, должно быть зарегистрировано и рассмотрено в течение одного месяца со дня его регистрации.
    2.При рассмотрении законодательного предложения субъект права законодательной инициативы либо отклоняет законодательное предложение, либо принимает его и решает вопрос о разработке законопроекта по данному предложению.
    3.Мотивированное решение субъекта права законодательной инициативы по законодательному предложению в письменном виде доводится до сведения инициатора законодательного предложения, в срок, указанный в части 1 настоящей статьи.
    4.В случае отклонения законодательного предложения субъектом права законодательной инициативы инициатор законодательного предложения вправе обратиться с ним к другому субъекту права законодательной инициативы.
    1.Субъекты права законодательной инициативы Республики Бурятия вправе вносить в Народный Хурал Республики Бурятия законопроекты для осуществления Народным Хуралом Республики Бурятия права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
    2.Порядок внесения и рассмотрения законопроектов в Народном Хурале, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Законом и Регламентом Народного Хурала.
    3.Исключен
  3. Глава 2.Прогнозирование и планирование законопроектной деятельности

  4. 1.Прогнозирование законопроектной деятельности - основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность по получению информации об основных тенденциях и направлениях дальнейшего развития системы законодательства Республики Бурятия и будущем ее состоянии.
    2.Основными задачами прогнозирования являются:
    а) получение информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития системы законодательства республики;
    б) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих правового регулирования со стороны органов государственной власти;
    в) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;
    г) определение наиболее целесообразной первоочередности подготовки законопроектов.
    3.Прогнозирование законопроектной деятельности производится субъектами права законодательной инициативы с привлечением научных организаций, ученых и специалистов.
    1.Законопроектная деятельность осуществляется на плановой основе с учетом ее прогнозирования.
    2.Программа законопроектных работ утверждается Народным Хуралом Республики Бурятия. При ее разработке учитываются планы законопроектных работ федеральных органов власти и субъектов права законодательной инициативы, предложения органов местного самоуправления Республики Бурятия.
    3.Планы законопроектных работ могут быть краткосрочными (ежеквартальными, полугодовыми, годичными) и перспективными.
    4.При разработке законопроектов составляется конкретный план - график работы над законопроектом.
    5.Планирование законопроектной деятельности не исключает возможности подготовки и внесения в Народный Хурал Республики Бурятия внеплановых законопроектов.
  5. Глава 3.Организация подготовки, порядок оформления и предварительное рассмотрение законопроектов

  6. 1.Законопроекты могут готовиться субъектами права законодательной инициативы, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и отдельными гражданами.
    2.Инициаторы законопроектов могут заключать договоры на разработку законопроекта с органами государственной власти, научными учреждениями, организациями, учеными, специалистами и рабочими группами.
    3.Подготовка законопроекта может осуществляться на альтернативной или конкурсной основе. Условия и порядок подготовки законопроекта на конкурсной или альтернативной основе устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта права законодательной инициативы или Народным Хуралом Республики Бурятия.
    4.Разработка законопроекта в Народном Хурале возлагается на комитеты и комиссии.
    5.Одновременно с подготовкой законопроекта разработчиками готовятся предложения о признании ранее действующих законодательных актов или их отдельных частей утратившими силу, об изменении их в связи с принятием законодательного акта, иные документы, предусмотренные частью 1 статьи 23 настоящего Закона.
    1.Для разработки законопроекта субъекты права законодательной инициативы, инициатор законопроекта могут создавать рабочие группы. В рабочие группы по согласованию могут входить депутаты Народного Хурала, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, научных учреждений и специалисты.
    2.При формировании рабочей группы из представителей двух и более субъектов права законодательной инициативы принимается совместное решение.
    3.При подготовке законопроекта рабочая группа руководствуется настоящим Законом и Регламентом Народного Хурала.
    4.Рабочая группа создается на срок с начала подготовки к разработке законопроекта до направления его, после принятия Народным Хуралом, Главе Республики Бурятия для подписания и обнародования.
    5.Рабочая группа вправе:
    а) запрашивать от инициатора законопроекта или субъекта права законодательной инициативы материалы и документы, необходимые для разработки законопроекта;
    б) рекомендовать субъекту права законодательной инициативы или инициатору направить разработанный законопроект на экспертизу и общественное обсуждение;
    в) вносить в законопроект изменения, редакционные правки.
    6.После завершения разработки законопроекта рабочая группа согласовывает его с инициатором и направляет субъекту права законодательной инициативы.
    7.Субъекты права законодательной инициативы, инициатор законопроекта могут создавать рабочие группы для доработки законопроекта после его принятия Народным Хуралом в первом чтении в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Закона.
    1.До начала работы над законопроектом необходимо:
    а) выяснить, входит ли решение данного вопроса в компетенцию Республики Бурятия;
    б) выявить общественную потребность в издании закона и определить фактическое состояние той отрасли жизнедеятельности общества, которая требует законодательного регулирования;
    в) установить существо вопроса, который должен быть решен в проекте, определить общую цель предполагаемого правового регулирования, выявить пространственную, временную и предметную сферы действия будущего закона;
    г) проанализировать законы и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, ее субъектов, Республики Бурятия, материалы периодической печати, относящиеся к сфере предполагаемого регулирования;
    д) определить вид предполагаемого законопроекта согласно пункту 3 статьи 2 настоящего Закона;
    е) определить возможные последствия действия закона (в том числе экономические, политические, социальные, экологические, криминологические и другие).
    1.Законопроект должен содержать положения по теме, обозначенной в его наименовании.
    2.В него должны быть включены следующие положения:
    а) о сроках и порядке вступления закона в силу;
    б) об отмене, изменениях ранее принятых нормативных правовых актов республики в связи с принятием данного закона;
    в) предложения Главе Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия о приведении в соответствие нормативных правовых актов с вновь принятым законом;
    г) в законопроекте о порядке введения закона в действие указываются правовые и иные средства реализации: источники финансирования, формы контроля;
    д) в законопроектах по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия должно обеспечиваться единство терминологии, используемой в федеральных законах;
    е) в проекте закона, содержащем положения о правах и обязанностях государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, указываются меры ответственности (санкции) за их нарушение или даются ссылки на действующее законодательство федеральное и республиканское законодательство.
    1.Законопроект излагается на одном из государственных языков Республики Бурятия с соблюдением правил юридической культуры и техники.
    2.В законопроекте должны быть даны определения юридических, технических, других специальных терминов.
    1.Законопроекты должны иметь следующие реквизиты:
    а) слово "проект";
    б) сведения о субъекте права законодательной инициативы, внесшем законопроект на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия;
    в) наименование законопроекта;
    г) фамилию и инициалы Главы Республики Бурятия;
    д) дату и место принятия закона, его регистрационный номер.
    2.Реквизиты законопроекта должны быть расположены в тексте законопроекта в следующем порядке:
    а) в верхнем правом углу первой страницы текста законопроекта слово "проект";
    б) далее, под словом "проект", излагаются сведения о субъекте права законодательной инициативы, внесшем законопроект в Народный Хурал Республики Бурятия;
    в) ниже, в середине строки, указывается словосочетание: "Закон Республики Бурятия" индивидуальное наименование закона;
    г) далее излагается текст законопроекта в виде статей, имеющих единую нумерацию для всего проекта;
    д) законопроект в зависимости от объема может содержать разделы и главы;
    е) разделы, главы, отдельные статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы проекта, переход от общих положений к более конкретным;
    ж) под текстом закона указываются слова "Глава Республики Бурятия", его фамилия и инициалы, место принятия Закона и его регистрационный номер;
    з) на обратной стороне последнего листа законопроекта указываются сведения о лицах, участвовавших в разработке законопроекта.
    1.Субъект права законодательной инициативы (инициатор законопроекта) вправе представить законопроект на рассмотрение другим субъектам права законодательной инициативы, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации и общественные объединения в Республике Бурятия, произвести по нему общественное обсуждение.
    2.В случае необходимости субъект права законодательной инициативы (инициатор законопроекта) направляют его на экспертизу.
    1.При подготовке законопроекта субъект права законодательной инициативы (инициатор законопроекта) вправе организовать его обсуждение, формами которого могут быть:
    а) обсуждение законопроекта при встречах депутатов Народного Хурала и представителей субъекта права законодательной инициативы с гражданами Российской Федерации;
    б) обсуждение концепции и основных положений законопроекта в средствах массовой информации;
    в) обсуждение законопроекта в трудовых коллективах и в общественных объединениях;
    г) проведение парламентских слушаний в ходе подготовки законопроекта или после его официального внесения в Народный Хурал;
    д) выявление общественного мнения в отношении к законопроекту и его положений посредством социологического и иных опросов.
    2.После проведения общественного обсуждения законопроекта полученные предложения и дополнения анализируются и систематизируются субъектом права законодательной инициативы (инициатором законопроекта, рабочей группой) и могут быть внесены в виде новой редакции законопроекта в целом.
  7. Глава 4.Экспертиза законопроекта

  8. 1.Экспертиза предполагает оценку законопроекта с точки зрения:
    а) соответствия его положений нормам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия;
    б) связи законопроекта с общей системой действующего законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия;
    в) соотношения законопроекта с признаваемыми Российской Федерацией и Республикой Бурятия международно - правовыми актами;
    г) обоснованности выбора вида законопроекта;
    д) обеспеченности законопроекта финансовыми, организационными и иными ресурсами, мерами ответственности (санкциями);
    е) соблюдения правил юридической техники;
    е.1) наличия или отсутствия в нем коррупциогенных факторов;
    ж) соответствия положений законопроекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
    2.По законопроектам могут проводиться правовая, профессионально - специализированная, финансово - экономическая, лингвистическая и другие экспертизы. По законопроектам проводится антикоррупционная экспертиза.
    1.Исключен
    2.Обязательной экспертизе подлежат законопроекты по вопросам:
    а) реализации Народным Хуралом Республики Бурятия законодательных инициатив в Федеральном Собрании Российской Федерации;
    б) внесения изменений в Конституцию Республики Бурятия;
    в) бюджета и налогов.
    Антикоррупционная экспертиза законопроектов проводится в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия.
    1.Экспертиза может осуществляться учеными, специалистами, коллективами ученых и специалистов, научными учреждениями Республики Бурятия или Российской Федерации.
    2.В качестве экспертов не могут быть привлечены организации и специалисты, принимавшие участие в разработке законопроекта, а также депутаты Народного Хурала.
    3.Эксперт вправе истребовать материалы и документы, связанные с разработкой законопроекта, а орган, назначивший экспертизу, обязан предоставить их.
    1.Экспертиза может назначаться Главой Республики Бурятия, Правительством Республики Бурятия, Народным Хуралом Республики Бурятия, его Советом, комитетами (комиссиями), инициатором законопроекта.
    2.Проведение экспертиз производится на договорной основе за счет собственных средств инициатора законопроекта и средств, выделяемых на законопроектную деятельность.
    3.Сроки проведения экспертиз оговариваются при заключении договоров на ее проведение.
    1.По одному законопроекту возможно проведение нескольких независимых друг от друга экспертиз.
    2.Результаты экспертиз вне зависимости от того, кем экспертиза была назначена, или из каких средств она оплачена, или других оснований не имеют заранее установленной силы.
    3.Заключение эксперта оценивается депутатами Народного Хурала Республики Бурятия по внутреннему убеждению.
    1.Заключение экспертов представляется в письменном виде за их подписью.
    2.В заключении указываются время, место проведения экспертизы, наименование органа или лиц, производивших экспертизу, методы исследования.
    3.Заключение эксперта вносится вместе с законопроектом в Народный Хурал Республики Бурятия.
  9. Глава 5.Внесение законопроекта в народный хурал и его рассмотрение

  10. 1.Условием внесения законопроекта в Народный Хурал является наличие:
    а) текста законопроекта;
    б) пояснительной записки;
    в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
    г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения которых потребует принятие вносимого законопроекта;
    д) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
    е) финансово - экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета);
    ж) исключен
    з) проекта постановления Народного Хурала по вносимому законопроекту.
    и) электронных копий законопроекта и приложенных к нему материалов, указанных в подпунктах "а" - "е" и "з" настоящего пункта.
    Указанные в настоящем подпункте электронные копии должны быть идентичны законопроекту и приложенным к нему материалам. При несоответствии между законопроектом, приложенными к нему материалами и их электронными копиями приоритет имеют законопроект и приложенные к нему материалы.
    2.В случае внесения в Народный Хурал проекта федерального закона, регулирующего вопросы совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия, в пояснительной записке необходимо указать его особенности в сравнении с действующим федеральным законодательством.
    3.Законопроекты о введении или отмене республиканских налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Бурятия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета, рассматриваются Народным Хуралом по представлению Главы Республики Бурятия либо при наличии заключения Главы Республики Бурятия. Данное заключение представляется субъектом права законодательной инициативы в Народный Хурал не менее чем за двадцать календарных дней до начала сессии Народного Хурала.
    4.При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Народном Хурале по данному законопроекту.
    5.Разработчик законопроекта при формулировке его концепции, структуры, конкретных норм проводит первичный анализ на наличие или отсутствие в нем коррупциогенных факторов. В пояснительной записке к законопроекту, внесенному на рассмотрение Народного Хурала, должен содержаться вывод об отсутствии в нем коррупциогенных факторов.
    1.Законопроект вносится в Народный Хурал субъектом права законодательной инициативы.
    2.Внесение законопроекта субъектом права законодательной инициативы влечет за собой обязанность Народного Хурала Республики Бурятия обсудить вопрос о включении законопроекта в повестку дня сессии Народного Хурала Республики Бурятия.
    3.Официальной датой внесения законопроекта является дата его регистрации в Народном Хурале.
    1.Законопроект, внесенный в Народный Хурал, подлежит регистрации и по поручению Председателя Народного Хурала направляется ответственному комитету и управлениям Народного Хурала для подготовки заключений.
    2.Порядок и сроки рассмотрения законопроекта в комитетах и управлениях определяется настоящим Законом и Регламентом Народного Хурала.
    3.При рассмотрении законопроекта в нескольких комитетах возможно проведение совместных заседаний комитетов. В случае возникновения разногласий по поводу содержания законопроекта или целесообразности работы над ним принимаются меры к достижению согласия, для чего может создаваться согласительная комиссия.
    4.Если законопроект не отвечает требованиям, предъявляемым федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Республики Бурятия, Председатель Народного Хурала по предложению председателей (заместителей председателя) комитетов Народного Хурала принимает решение о возвращении законопроекта субъекту законодательной инициативы для выполнения указанных требований.
    Законопроект после доработки субъектом права законодательной инициативы повторно вносится в Народный Хурал в сроки, установленные настоящим Законом.
    1.Субъект права законодательной инициативы или его представитель вправе участвовать в работе над законопроектом на всех без исключения стадиях его прохождения в Народном Хурале Республики Бурятия и на всех этапах его рассмотрения.
    2.Субъект права законодательной инициативы, а также инициатор законопроекта в ходе обсуждения законопроекта может не только вносить предложения, замечания, но и выражать свое отношение к предложениям по законопроекту, поступившим от депутатов, комитетов (комиссий) Народного Хурала и других участников законодательного процесса.
    3.Субъект права законодательной инициативы вправе вносить предложения и замечания до принятия законопроекта в первом чтении в виде новой редакции законопроекта в целом.
    4.Инициатору законопроекта предоставляется право выступления при возникновении дискуссии по законопроекту.
    5.Разработчики законопроекта могут быть привлечены к работе комитетов (комиссий) Народного Хурала, осуществляющих предварительное рассмотрение и обсуждение законопроекта, где имеют право высказывать свое мнение, давать необходимые пояснения.
    1.Законопроект вносится в Народный Хурал не менее чем за месяц до начала работы сессии Народного Хурала.
    2.Председатель Народного Хурала Республики Бурятия не позднее чем за 27 дней до рассмотрения на сессии Народного Хурала направляет законопроект субъектам права законодательной инициативы для отзывов, предложений и замечаний. Законопроект также одновременно может направляться и в другие органы государственной власти, государственные органы и организации.
    3.Законопроект может быть отозван из Народного Хурала субъектом права законодательной инициативы, внесшим его, по письменному заявлению.
    4.Глава Республики Бурятия вправе внести в Народный Хурал законопроект в срок менее чем за месяц, но не менее чем за 5 дней до начала работы сессии Народного Хурала, при необходимости приведения законодательства Республики Бурятия в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда несвоевременное принятие закона Республики Бурятия может вызвать нарушение прав и свобод населения Республики Бурятия, и не менее чем за 14 дней до начала работы сессии Народного Хурала в случае необходимости увеличения либо уменьшения расходов республиканского бюджета. Народный Хурал рассматривает внесенный Главой Республики Бурятия указанный законопроект на своем очередном заседании с соблюдением регламентных процедур.
    1.Процедура рассмотрения законопроекта на сессии Народного Хурала и принятия закона производится в соответствии с Регламентом Народного Хурала Республики Бурятия. Законопроект рассматривается Народным Хуралом не менее чем в двух чтениях.
    2.Отклоненные законопроекты не рассматриваются Народным Хуралом повторно в течение одного года со дня отклонения.
    1.После принятия законопроекта на сессии Народного Хурала в первом чтении, законопроект направляется в ответственный комитет (комиссию) Народного Хурала для его доработки.
    2.Председатель ответственного комитета (комиссии) Народного Хурала совместно с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект в Народный Хурал, или рабочей группой, осуществлявшей подготовку законопроекта до его внесения в Народный Хурал, организует его доработку.
    3.Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет (комиссию) Народного Хурала в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
    4.Поправки рассматриваются ответственным комитетом (комиссией), совместно с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект в Народный Хурал, или рабочей группой и могут быть внесены в законопроект.
    5.В случае несогласия субъекта права законодательной инициативы с поправками, внесенными в законопроект, ответственным комитетом (комиссией) составляется сравнительная таблица, в которую вносятся тексты законопроектов (оспариваемые разделы, главы, статьи), принятых в первом чтении, и альтернативные, вносимые ответственным комитетом (комиссией) и субъектом права законодательной инициативы.
    6.После доработки законопроект вместе с материалами к нему в соответствии с Регламентом Народного Хурала не позднее чем за четырнадцать календарных дней до его рассмотрения Народным Хуралом во втором чтении рассылается субъектам права законодательной инициативы Республики Бурятия.
    1.Председатель ответственного комитета (комиссии) организует редакционную доработку Закона с учетом поправок, принятых на сессии Народного Хурала, согласуя текст с субъектом права законодательной инициативы или его представителем, а в случае внесения законопроекта Главой Республики Бурятия - его полномочным представителем.
    2.Доработанный Закон в течение семи календарных дней со дня его принятия направляется Главе Республики Бурятия для подписания и обнародования.
  11. Глава 6.Заключительные положения

  12. Финансирование законопроектных работ осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на экспертизу законопроектов, а также за счет собственных средств инициаторов законопроектов.
    1.Предложить Главе Республики Бурятия, Народному Хуралу Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
    2.Нормативные правовые акты в Республике Бурятия до приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    Президент Республики Бурятия
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    19 июня 1996 года
    N 321-I