Республика Бурятия
Закон от 23 ноября 1999 года № 292-II

Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия

Принят
Народным Хуралом Республики Бурятия
23 ноября 1999 года
    В редакциях
  • от 03.01.2001 № 574-II,
  • от 29.09.2003 № 459-III,
  • от 08.07.2008 № 326-IV,
  • от 09.03.2010 № 1252-IV,
  • от 09.03.2010 № 1252-IV ,
  • от 23.12.2011 № 2442-IV,
  •  c изменениями
  • от 02.06.2000.
    Настоящий Закон направлен на упорядочение отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским электрическим транспортом, удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности, обеспечение функционирования рынка транспортных услуг.
    В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:
    автобус - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (кроме сиденья водителя) более 8;
    багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
    абзац утратил силу
    пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;
    перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения, а также выдать багаж управомоченному на его получение лицу;
    пассажирский транспорт - система материальных (транспортные средства, здания, сооружения, оборудование и т.п.), финансовых, трудовых и организационных ресурсов, предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок;
    перевозка транспортом общего пользования - перевозка по обращению любого гражданина или юридического лица, осуществляемая перевозчиком, на основании действующих правовых актов, выданного перевозчику разрешения (лицензии) и договора (контракта) с органами государственной власти или органом местного самоуправления в Республике Бурятия;
    маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;
    абзац утратил силу
    маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
    прочие маршруты относятся к нерегулярным;
    пригородный маршрут - маршрут регулярных перевозок между населенными пунктами на расстоянии до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов;
    абзацы четырнадцатый - семнадцатый утратили силу
    организованные перевозки - перевозки, для которых разработаны маршруты, графики (расписания движения) транспортных средств, пункты посадки (высадки) пассажиров и иные условия выполнения перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства;
    перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
    регулярные перевозки;
    перевозки по заказам;
    перевозки легковыми такси;
    абзац утратил силу
    перевозки по государственному или муниципальному заказу - перевозки, организованные по инициативе соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления в Республике Бурятия, которые в пределах своей компетенции компенсируют перевозчикам недостающие доходы, если перевозки нерентабельны из-за регулирования тарифов, небольшой интенсивности пассажиропотоков, предоставления отдельным категориям пассажиров права проезда по льготным тарифам или бесплатно;
    расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
    схема маршрута - графическое изображение маршрута условными обозначениями;
    тариф - свод ставок оплаты перевозки пассажиров и багажа;
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    организатор регулярных пассажирских перевозок - уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия или орган местного самоуправления, осуществляющий организацию, регулирование и контроль транспортного обслуживания населения по пригородным, межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
    транспортное обслуживание - предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом;
    организация транспортного обслуживания - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках;
    владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий объектом транспортной инфраструктуры на праве собственности или ином законном основании;
    муниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в пределах муниципального района или городского округа;
    межмуниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в пределах двух и более муниципальных районов;
    паспорт маршрута - документ, удостоверяющий маршрут регулярных перевозок и содержащий сведения об оборудовании маршрута и организации движения транспортных средств;
    реестр маршрутов - учетный документ, содержащий информацию о пригородных, межмуниципальных или муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
    уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия - исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, определенный Правительством Республики Бурятия, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий функции по реализации государственной политики в сфере транспорта на территории Республики Бурятия.
    Деятельность пассажирского транспорта в Республике Бурятия регулируется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
    1.Правительство Республики Бурятия в сфере регулирования деятельности пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах определяет исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, регулирующий тарифы на пригородных и межмуниципальных маршрутах при перевозках пассажиров и багажа в установленном порядке, и наделяет его соответствующими полномочиями.
    2.Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия:
    1) осуществляет полномочия организатора регулярных пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам;
    2) формирует и реализует транспортную политику на территории Республики Бурятия;
    3) разрабатывает и реализует программы (проекты) развития пассажирского транспорта в Республике Бурятия;
    4) осуществляет разработку и реализацию мероприятий по строительству и обустройству объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих работу пригородных, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    5) определяет порядок проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия;
    6) инвестирует капиталоемкие проекты модернизации и развития пассажирского транспорта, создает за счет средств республики транспортные предприятия;
    7) координирует деятельность органов местного самоуправления в Республике Бурятия в области реализации транспортной политики на территории республики;
    8) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, межрегиональными и международными организациями по вопросам пассажирских перевозок;
    9) утверждает порядок формирования сети пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    10) утверждает порядок ведения реестра пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и осуществляет его ведение;
    11) утверждает состав комиссии по обследованию пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    12) утверждает паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильного транспорта;
    13) взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия по вопросам транспортного обслуживания населения;
    14) устанавливает маршрут следования транспортных средств в пригородном и межмуниципальном сообщении;
    15) рассматривает жалобы и заявления граждан, их предложения по совершенствованию пассажирских перевозок;
    16) информирует население об организации пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    17) осуществляет координацию работы перевозчиков.
    3.Народный Хурал Республики Бурятия в сфере организации транспортного обслуживания населения принимает законы и осуществляет контроль за их исполнением.
    Органы местного самоуправления:
    1) осуществляют полномочия организатора регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам;
    2) формируют и реализуют транспортную политику на территории муниципального образования;
    3) осуществляют разработку и реализацию мероприятий по строительству и обустройству объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих работу муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    4) определяют порядок проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в муниципальном сообщении;
    5) взаимодействуют с федеральными и республиканскими органами государственной власти по вопросам пассажирских перевозок;
    6) утверждают порядок формирования сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
    7) утверждают порядок ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок и осуществляют его ведение;
    8) утверждают паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильного транспорта;
    9) устанавливают маршруты следования транспортных средств в муниципальном сообщении;
    10) рассматривают жалобы и заявления граждан, их предложения по совершенствованию пассажирских перевозок;
    11) информируют население об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
    Перевозчик, осуществляющий перевозки по маршрутам регулярных перевозок, обязан соблюдать маршрут следования, график (расписание) движения транспортных средств в соответствии с паспортом маршрута, утвержденным организатором регулярных пассажирских перевозок.
    Перевозки по маршрутам регулярных перевозок осуществляются на основании договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном, межмуниципальном и муниципальном сообщении на территории Республики Бурятия, заключаемых организатором регулярных пассажирских перевозок с перевозчиками по результатам проведенного конкурса.
    1.Перевозчики обязаны:
    а) проходить в соответствии с действующими нормативными правовыми актами лицензирование оказываемых услуг, иметь на каждом транспортном средстве лицензионную карточку, выданную уполномоченным органом;
    б) использовать для выполнения пассажирских перевозок технически исправные транспортные средства, обеспечить своевременное прохождение ими технического осмотра, технического обслуживания и ремонта, иметь на каждом транспортном средстве установленные действующими нормативными правовыми актами документы, подтверждающие техническое состояние этих транспортных средств;
    в) обеспечить:
    необходимое оборудование и установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании маркировку транспортных средств, используемых для выполнения пассажирских перевозок;
    выполнение пассажирских перевозок водителями, имеющими соответствующую подготовку и отвечающими иным требованиям действующих нормативных правовых актов;
    прохождение водителями, управляющими транспортными средствами, предрейсового и послерейсового медицинских осмотров в организациях, имеющих соответствующую лицензию;
    соблюдение водителями Правил дорожного движения;
    вежливое обслуживание пассажиров;
    осуществление денежных расчетов с пассажирами в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов (выдача билетов установленного образца).
    своевременность и безопасность перевозок пассажиров;
    беспрепятственный допуск представителей контролирующих и надзорных органов при предъявлении служебного удостоверения к транспортным средствам и объектам, используемым при транспортном обслуживании населения, выполнение требований и предписаний контролирующих органов;
    предоставление всем одинаковых условий обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством;
    посадку (высадку) пассажиров на специально оборудованных стоянках, на участках улично-дорожной сети в тех местах, где разрешена остановка соответствующего транспортного средства;
    размещение информации для пассажиров в соответствии с правилами перевозки пассажиров;
    перевозку пассажиров только на основании договора, заключенного с организатором регулярных пассажирских перевозок.
    2.Перевозчики, осуществляющие организованные пассажирские перевозки, обязаны согласовать (утвердить) паспорт маршрута, схему маршрута с указанием опасных участков и график (расписание) движения по каждому маршруту у организатора перевозок. Внесение изменений в паспорт маршрута, схему маршрута и график (расписание) движения допускается только при условии согласования этих изменений с организатором перевозок.
    3.Исключен
    4.Перевозчики несут иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами.
    1.Пассажиры обязаны:
    а) соблюдать на остановочных пунктах и в транспортных средствах общепринятые нормы поведения и Правила дорожного движения;
    б) вежливо вести себя по отношению к другим пассажирам, а также к водителю (кондуктору);
    в) своевременно оплачивать проезд, предъявлять водителю (кондуктору) документы, подтверждающие право на получение льгот.
    2.Пассажиры несут иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами.
    3.Пассажир имеет право:
    1) требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозки, иметь свободный доступ к информации о маршруте, перевозчике, организаторе регулярных пассажирских перевозок;
    2) пользоваться при перевозках транспортом общего пользования льготами по оплате проезда в соответствии с действующим законодательством;
    3) обращаться к организатору регулярных пассажирских перевозок, перевозчику с предложениями по совершенствованию пассажирских перевозок.
    1.Соответствие транспортных средств, прошедших техническое обслуживание и ремонт, требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждается документами, выдаваемыми исполнителями услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
    2.Форма, содержание и порядок ведения документов, выдаваемых исполнителями услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, определяются органом, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
    3.Регистрация документа выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту пассажирских транспортных средств проводится ответственными лицами организаций, выполняющих эти услуги на договорной основе, независимо от форм собственности.
    4.Контроль за соответствием транспортных средств требованиям по техническому состоянию и оборудованию, за соблюдением сроков и порядка проведения технического обслуживания транспортных средств, наличием документов, подтверждающих соответствующее техническое состояние и оборудование транспортных средств, осуществляется уполномоченными государственными органами.
    1.Перевозчики не вправе без уведомления организатора перевозок изменять маршрут, отменять назначенные рейсы или изменять график (расписание) движения, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по маршруту и в соответствии с графиком (расписанием) движения невозможно по не зависящим от перевозчика обстоятельствам (форс - мажорные обстоятельства).
    2.О предстоящем изменении или прекращении движения по маршруту перевозчик обязан заблаговременно уведомить организатора перевозок в письменном виде, а пассажиров через средства массовой информации.
    1.Тарифная политика на пассажирском транспорте в Республике Бурятия основана на принципах:
    доступности услуг для малообеспеченных групп населения;
    устойчивого функционирования пассажирского транспорта общего пользования.
    2.Органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления могут в пределах своей компетенции предоставлять дополнительно отдельным категориям граждан право проезда по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования при условии компенсации перевозчикам выпадающих доходов.
    Обеспечение прав граждан на пассажирские перевозки по льготным тарифам и бесплатно осуществляется органами государственной власти Республики Бурятия или органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
    1.Оплата услуг перевозчика пассажиров по государственному (муниципальному) заказу осуществляется в соответствии с условиями, определенными в государственном (муниципальном) договоре (контракте).
    2.Государственным (муниципальным) заказом обеспечиваются перевозки, убыточность которых обусловлена действиями органов государственной власти Республики Бурятия или органов местного самоуправления по регулированию тарифов в пределах их компетенции.
    3.Средства, предусмотренные в республиканском бюджете, бюджете муниципального образования, предназначенные для обновления подвижного состава пассажирского транспорта, по согласованию с перевозчиком учитываются при определении выполняемого им объема государственного (муниципального) заказа. При этом условии подвижной состав, приобретаемый на указанные средства, передается перевозчикам в счет оплаты государственного (муниципального) заказа и поступает в собственность перевозчика. В иных случаях подвижной состав, приобретенный за счет средств названных бюджетов, является республиканской или муниципальной собственностью.
    4.Стоимость государственного (муниципального) заказа на обслуживание нерентабельных маршрутов рассчитывается как разница между стоимостью работы перевозчика и нормативом доходов от реализации всех видов проездных документов.
    5.Норматив доходов от реализации проездных документов устанавливается в результате обследования пассажирских потоков расчетным путем или на основе ранее выполненных перевозок.
    6.Стоимость работы перевозчика определяется на основе методики (методических рекомендаций) формирования расчетных тарифов, утвержденной в установленном порядке.
    7.В случае нарушения заказчиком условий расчетов, перевозчик уменьшает количество перевозок, выполняемых по государственному (муниципальному) заказу в соответствии с фактическим объемом финансирования. Высвободившийся в результате подвижной состав может быть использован на коммерческих перевозках по тем же маршрутам, которые обслуживались по государственному (муниципальному) заказу.
    Организация работы пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
    1.Контроль в сфере транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом осуществляется организатором регулярных пассажирских перевозок.
    2.Должностные лица организатора регулярных пассажирских перевозок, осуществляющие контроль в сфере транспортного обслуживания, уполномочены:
    1) беспрепятственно посещать и осматривать объекты транспортной инфраструктуры, используемые для обеспечения транспортного обслуживания;
    2) проверять наличие документов на право осуществления пассажирских перевозок у лиц, их осуществляющих;
    3) запрашивать и получать от физических и юридических лиц необходимые объяснения и информацию в части, касающейся исполнения служебных обязанностей;
    4) составлять в установленном порядке в пределах своей компетенции протоколы и направлять дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством, в соответствующие административные комиссии;
    5) выдавать обязательные для исполнения перевозчиками предписания об устранении нарушений в сфере транспортного обслуживания.
    3.Должностные лица организатора регулярных пассажирских перевозок, осуществляющие контроль в сфере транспортного обслуживания, обязаны:
    1) контролировать исполнение перевозчиком условий договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном, межмуниципальном и муниципальном сообщении на территории Республики Бурятия;
    2) проводить проверки деятельности перевозчиков в случае поступления жалоб на их действия (бездействие), по результатам которых принимать соответствующие решения;
    3) информировать соответствующие уполномоченные органы о нарушениях действующего законодательства, выявленных в ходе проверок, принятие мер по которым не относится к компетенции организатора регулярных пассажирских перевозок.
    4.Действия (бездействие) должностных лиц организатора регулярных пассажирских перевозок могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном законом порядке.
    За нарушение настоящего Закона устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
    1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность пассажирского транспорта на территории Республики Бурятия, применяются, если они не противоречат настоящему Закону.
    Президент Республики Бурятия
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    23 ноября 1999 года
    N 292-II