-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Бурятия
Закон от 30 декабря 2003 года № 601-III
О земле
- Принят
- Народным Хуралом Республики Бурятия
05 декабря 2003 года
В редакциях
-
от 25.11.2005 № 1350-III,
-
от 20.11.2006 № 1979-III,
-
от 27.11.2006 № 1924-III,
-
от 07.03.2007 № 2122-III,
-
от 07.09.2007 № 2464-III,
-
от 07.09.2007 № 2467-III,
-
от 02.11.2007 № 2640-III,
-
от 13.10.2008 № 497-IV,
-
от 16.03.2009 № 730-IV,
-
от 13.07.2009 № 908-IV,
-
от 13.07.2009 № 957-IV,
-
от 07.10.2009 № 1098-IV,
-
от 10.12.2009 № 1206-IV,
-
от 09.03.2010 № 1304-IV,
-
от 14.05.2010 № 1429-IV,
-
от 12.07.2010 № 1505-IV,
-
от 05.05.2011 № 2096-IV,
-
от 05.05.2011 № 2093-IV,
-
от 13.10.2011 № 2294-IV,
-
от 15.11.2011 № 2379-IV,
-
от 15.11.2011 № 2359-IV,
-
от 07.03.2012 № 2622-IV,
-
от 28.06.2012 № 2795-IV,
-
от 11.10.2012 № 2962-IV,
-
от 03.07.2006 № 1813-III,
-
от 14.11.2012 № 3019-IV,
c изменениями
-
от 05.05.2011 № 2093-IV,
-
от 15.11.2011 № 2359-IV.
Целью настоящего Закона является реализация полномочий Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Глава I.Общие положения
1.Земельное законодательство Республики Бурятия состоит из настоящего Закона, иных законов Республики Бурятия, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством.
2.Настоящий Закон является основой для других законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия, содержащих нормы земельного права.
3.Правительство Республики Бурятия и органы исполнительной власти Республики Бурятия в пределах своих полномочий вправе издавать правовые акты, содержащие нормы земельного права.
4.На основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права.
1.Перевод земель из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством осуществляется:
1) Правительством Республики Бурятия - в отношении земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
2) органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
2.Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
3.До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Народный Хурал Республики Бурятия:
1) принимает законы Республики Бурятия в области земельных отношений;
2) устанавливает порядок управления и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия;
3) утверждает, изменяет границы и правовой режим пригородных зон;
4) утверждает республиканские программы по рациональному использованию и мониторингу земель, повышению плодородия почв, охране и учету земельных ресурсов Республики Бурятия;
5) утратил силу
6) устанавливает категории работников организаций отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Правительство Республики Бурятия:
1) управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия;
2) переводит земли из одной категории в другую в установленном порядке;
3) устанавливает и прекращает публичные сервитуты в государственных интересах Республики Бурятия;
4) резервирует земли для государственных нужд Республики Бурятия;
5) принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Бурятия, в том числе путем выкупа, в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
6) принимает решение о реквизиции земельных участков;
7) устанавливает виды земель особо охраняемых территорий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
8) учитывает мнение общин коренных малочисленных народов России или их уполномоченных представителей при принятии решения о даче согласия Правительству Российской Федерации на образование новых, изменение границ существующих особо охраняемых территорий федерального значения на территориях их компактного проживания;
9) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и (или) в ведении Республики Бурятия, для целей, не связанных со строительством;
10) устанавливает порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории в отношении земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации;
11) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено федеральным законом;
12) утверждает перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений;
13) определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью, находящимися в государственной собственности и (или) в ведении Республики Бурятия (далее - специально уполномоченный орган);
13.1) определяет порядок ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, и утверждает перечень таких сельскохозяйственных угодий;
13.2) определяет функции организатора торгов при продаже находящихся в собственности Республики Бурятия земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
13.3) принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки земель и утверждает результаты определений кадастровой стоимости;
13.4) устанавливает перечень случаев, когда предоставление для целей строительства находящихся в государственной собственности Республики Бурятия земельных участков осуществляется исключительно на торгах;
13.5) осуществляет переданные в соответствии с федеральным законодательством полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности;
13.6) устанавливает порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а также порядок их оплаты;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Полномочия специально уполномоченного органа устанавливаются актами, определяющими статус этого органа.
Органы местного самоуправления в Республике Бурятия:
1) управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) переводят земли из одной категории в другую в установленном порядке, а также осуществляют отнесение земель или земельных участков, входящих в состав таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к определенной категории;
3) устанавливают и прекращают публичные сервитуты в общественных интересах;
4) резервируют земли для муниципальных нужд;
5) устанавливают порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования, для целей, не связанных со строительством;
6) устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
7) утратил силу
8) устанавливают порядок и осуществляют проведение муниципального земельного контроля;
9) устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
9.1) устанавливают перечень случаев, когда предоставление для целей строительства находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах;
10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Глава II.Предоставление, резервирование, изъятие земель и переоформление прав на землю
1.Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование.
2.Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
1.Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия или муниципальной собственности, осуществляется соответственно на основании решения специально уполномоченного органа или органа местного самоуправления.
2.Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
3.Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется в соответствии с федеральным законодательством.
4.Предоставление земельных участков для строительства в аренду осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. При условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в аренду допускается передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) в случае, если имеется только одно заявление гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.
5.Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется публикация сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и (или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (аукционов, конкурсов), утверждается Правительством Республики Бурятия или органами местного самоуправления. Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте организатора торгов (аукционов, конкурсов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в случаях, установленных федеральным законодательством, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
6.Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, производится соответственно решением Правительства Республики Бурятия или органа местного самоуправления без проведения торгов (аукционов, конкурсов) в порядке, установленном законом Республики Бурятия в отношении земель, находящихся в собственности Республики Бурятия, и решениями представительного органа муниципального образования в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.
7.Утратил силу
1.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и настоящим Законом, гражданам для выпаса скота и сенокошения.
2.Земельные участки для выпаса скота и сенокошения предоставляются гражданам в аренду сроком до трех лет без права выкупа. Земельные участки для указанных целей предоставляются, как правило, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи населенных пунктов.
3.Информация о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам на определенных условиях, публикуется в установленный срок в средствах массовой информации, определенных Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления соответственно, в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
4.На земельных участках, предоставленных для целей, указанных в настоящей статье, разрешается размещение временных сооружений, необходимых для осуществления разрешенной деятельности (загонов, хозяйственных построек временного типа и других). При прекращении прав на указанные земельные участки возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет, без возмещения стоимости строений.
5.Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, гражданам для выпаса скота и сенокошения устанавливается Правительством Республики Бурятия.
1.Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
2.Границы и размеры выкупаемых земельных участков определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
3.Утратил силу с 1 июля 2012 года
1.Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются в соответствии с Законом Республики Бурятия "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства".
2.Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3.Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
1.Бесплатно предоставляются гражданам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Законом Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" и Законом Республики Бурятия "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия".
2.Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, указанных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, устанавливаются в соответствии с Законом Республики Бурятия "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства".
3.Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, в собственность бесплатно для целей, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего Закона, из земель, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением случаев предоставления земельных участков бесплатно многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
4.Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего Закона, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
5.Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для целей, предусмотренных правилами пункта 2 статьи 11 настоящего Закона, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, устанавливаются в размере 0,1 га, за исключением случаев предоставления земельных участков бесплатно многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
6.Минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, устанавливаются в размере 0,1 га.
7.Максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, устанавливаются в размере 0,15 га.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, соответственно Правительством Республики Бурятия или органами местного самоуправления.
1.Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Республики Бурятия и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, а из земель, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия или в муниципальной собственности, также для:
1) выполнения обязательств Республики Бурятия, в том числе международных, связанных с созданием, реконструкцией зданий, строений, сооружений и их комплексов, независимо от форм собственности, осуществляемых за счет полного или частичного финансирования из средств республиканского бюджета;
2) обеспечения площадей, необходимых для лесоразведения и лесовосстановления;
3) образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
2.Условием изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Республики Бурятия или муниципальных нужд является соблюдение ограничений, установленных Земельным кодексом Российской Федерации для отдельных категорий земель.
3.Изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Бурятия осуществляется на основании решения Правительства Республики Бурятия.
4.В решении об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Бурятия и муниципальных нужд должны быть указаны цели изъятия земельных участков, общая площадь, категории земельных участков, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.
Глава III.Особенности предоставления, изъятия и оборота земель сельскохозяйственного назначения
1.Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно в соответствии с целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
1.1.Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в иных целях допускается в случаях, установленных федеральным законом.
2.Основу охраны земель сельскохозяйственного назначения составляет система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель.
1.К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается, относятся:
1) участки пашни, используемые для исследовательских, опытных целей, испытания сортов сельскохозяйственных культур, производства семян высших репродукций;
2) орошаемые и осушаемые земли с действующими оросительными и открытыми (закрытыми) осушительными системами;
3) сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;
4) сельскохозяйственные угодья с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на 10 процентов.
2.Перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
1.Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.
2.Приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется со дня вступления в силу настоящего Закона.
3.Приватизация юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется с 1 января 2009 года.
4.Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, которая составляет 5 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
5.Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий равен трем годам независимо от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.
6.Переданный в аренду индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, которая составляет 0,1 процента кадастровой стоимости этого земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Республике Бурятия и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
1.В случаях, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу указанного Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения муниципальному району, на территории которого находятся эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок, преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение земельных участков или земельных долей.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона и настоящей статьи собственник не произведет в течение срока, установленного настоящей статьей, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение 10 дней в письменной форме известить об этом Правительство Республики Бурятия.
2.Правительство Республики Бурятия или специально уполномоченный орган в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона и статей 11 и 18 настоящего Закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (аукционах, конкурсах).
3.В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести муниципальный район, на территории которого находится земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок, по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
4.В случаях нарушения требований статьи 18 настоящего Закона указанные лица самостоятельно определяют лицо, которое должно произвести отчуждение части земельного участка. При недостижении между ними согласия об отчуждении части земельного участка, превышающей максимальный размер общей площади земельных участков, спор разрешается в судебном порядке.
1.Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2.Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4.В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
5.Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
6.В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в специально уполномоченный орган.
7.По представленным материалам уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора специально уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
8.В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, специально уполномоченный орган в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.
9.Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок приобретается в собственность Республики Бурятия по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
10.Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в собственность Республики Бурятия, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
1.При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальный район, на территории которого находится этот земельный участок, имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
2.Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится этот земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
3 - 4.Утратили силу
5.В случае, если муниципальный район откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
6.Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, признается ничтожной в соответствии с федеральным законодательством.
1.В соответствии с федеральным законодательством в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, статьей 21 настоящего Закона, статьями 12, 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
1.1.Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
2.В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
3.Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
4.В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, перечень которых утверждается Правительством Республики Бурятия, и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
1.Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2.Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
3.Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, требования к которому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
4.Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
5.Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
6.Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
7.Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
1.Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
2.Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
3.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее - список невостребованных земельных долей).
4.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, перечень которых утверждается Правительством Республики Бурятия, и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
5.Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
6.Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
7.С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Глава IV.Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий
1.В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий Правительство Республики Бурятия принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, либо без изъятия и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
2.Отнесение земель к землям особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Бурятия, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых природных территорий, и их особый правовой режим, К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых природных территорий, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется на основании указанного решения.
3.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4.В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения, порядок охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливается органами местного самоуправления в Республике Бурятия.
1.Отнесение земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значений осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Бурятия на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Решение об отнесении земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов должно содержать описание границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
2.Изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны и уменьшение площадей земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов не допускается, за исключением случаев невозможности дальнейшего использования территорий для лечения и отдыха граждан в результате стихийных бедствий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
Глава V.Заключительные и переходные положения
До завершения процедуры систематизации документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета земель на территории Республики Бурятия документом, в котором указывается категория земель, при отсутствии иных документов, предусмотренных федеральными законами, являются составленные в установленном порядке списки правообладателей земельных участков, прилагаемые к ежегодным отчетам о наличии в муниципальных образованиях в Республике Бурятия земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Признать утратившими силу:
Закон Республики Бурятия от 1 февраля 2000 года N 341-II "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 4 (8), 2000 г.; газета "Бурятия", N 21, 03.02.2000; N 22, 04.02.2000);
Закон Республики Бурятия от 14 апреля 2000 года N 393-II "О землеустройстве в Республике Бурятия" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 8 - 9 (12 - 13), 2000 г.; газета "Бурятия", N 74, 20.04.2000);
Закон Республики Бурятия от 18 октября 2000 года N 506-II "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 14, 2000 г.; газета "Бурятия", N 202, 21.10.2000);
Закон Республики Бурятия от 3 января 2001 года N 566-II "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 1, 2001 г.; газета "Бурятия", N 3, 06.01.2001);
Закон Республики Бурятия от 7 мая 2001 года N 738-II "О внесении изменения в Закон Республики Бурятия "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 4 - 5, 2001 г.; газета "Бурятия", N 85, 11.05.2001);
Закон Республики Бурятия от 28 февраля 2002 года N 962-II "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 3, 2002 г.; газета "Бурятия", N 40, 05.03.2002);
Закон Республики Бурятия от 6 июня 2002 года N 1073-II "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О земле" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 6, 2002 г.; газета "Бурятия", N 102, 08.06.2002);
Закон Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года N 156-III "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле" (газета "Бурятия", N 222, 28.11,2002);
Закон Республики Бурятия от 27 марта 2003 года N 224-III "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О землеустройстве в Республике Бурятия" (Собрание законодательства Республики Бурятия, N 3, 2003 г.; газета "Бурятия", N 58, 02.04.2003).
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
30 декабря 2003 года
N 601-III