-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Бурятия
Закон от 27 ноября 1996 года № 418-I
О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия
- Принят
- Народным Хуралом Республики Бурятия
07 ноября 1996 года
В редакциях
-
от 26.11.2002 № 141-III,
-
от 05.07.2005 № 1236-III,
-
от 06.03.2006 № 1540-III,
-
от 06.05.2006 № 1654-III,
-
от 14.05.2007 № 2244-III,
-
от 14.03.2008 № 146-IV,
-
от 10.11.2010 № 1749-IV,
-
от 09.07.2012 № 2786-IV,
c изменениями
-
от 08.01.2004 № 592-III,
-
от 30.12.2005 № 1492-III.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти и участниками научной и научно-технической деятельности; взаимоотношения участников научной и научно-технической деятельности между собой, с заказчиками и потребителями научной продукции, работ и услуг; формирование и реализацию республиканской научной и научно-технической политики.
Закон закрепляет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие эффективное функционирование науки, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение новых разработок в производство, защиту прав ученых, научных работников и научных учреждений.
Глава I.Общие положения
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
1.Наука - сфера интеллектуальной деятельности, содержанием которой является познание свойств и закономерностей развития природы, общества, человека. Наука включает в себя деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие в процессе получения и использования научного знания, сами научные знания (научную информацию).
2.Республиканская научная и научно-техническая политика (региональная научная и научно-техническая политика Республики Бурятия) - деятельность органов государственной власти Республики Бурятия по созданию экономических, социальных, правовых и организационных условий для эффективного развития науки и научно-технического потенциала Республики Бурятия.
3.Научная деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на получение, применение и распространение новых знаний, включающая:
а) научно-исследовательскую деятельность, в том числе:
- фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях природы, общества, человека;
- прикладные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
б) информационно-аналитическую и прогнозную деятельность.
4.Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
5.Утратил силу.
6.Утратил силу.
7.Научный потенциал - накопленные научные знания (информация), научные кадры, опытно-экспериментальная база, материально-технические ресурсы науки и ее организационная структура.
8.Научный результат - результат научной деятельности, содержащий новое знание, зафиксированное на любом информационном носителе.
9.Утратил силу.
10.Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
11 - 13.Исключены.
Основными целями настоящего Закона являются:
- закрепление существующих и создание дополнительных правовых норм, гарантий и стимулов осуществления научной и научно-технической деятельности и эффективного использования ее результатов в производственно-экономической, социальной и научной сферах жизни республики;
- определение основных и перспективных направлений развития науки, положений регионального научно-технического прогресса;
- создание организационных форм, механизмов управления и финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности;
- определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научно-технической политики, научной и научно-технической деятельности.
Законодательство о научной и научно-технической деятельности и государственной научно-технической политике основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, законах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, настоящем Законе и других нормативных правовых актах, принимаемых в Республике Бурятия.
1.Научная и научно-техническая деятельность в Республике Бурятия основывается на принципах:
- творческой свободы научных и научно-технических работников и коллективов;
- свободы объединений и обмена информацией;
- отчетности, гласности и открытости о результатах научной и научно-технической деятельности, состязательности в получении результатов научной деятельности;
- интеграции науки и образования;
- непрерывности образования, подготовки и переподготовки научных кадров;
- независимой экспертизы проектов, заявок и результатов научной и научно-технической деятельности, программ;
- ответственности научных работников за результаты своей деятельности, за ее социальные и экологические последствия;
- содействия государственным органам управления в решении научных задач.
2.Региональная научная и научно-техническая политика в Республике Бурятия основывается на следующих принципах:
- определение приоритетов научной и научно-технической деятельности в Республике Бурятия;
- привлечение научной общественности к решению проблем управления научной и научно-технической деятельностью;
- бюджетное финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности, направленной на удовлетворение экономических, экологических, социальных интересов Республики Бурятия;
- распределение средств республиканского бюджета, местных бюджетов, средств государственных фондов, выделяемых республике на целевые программы и проекты на основе открытых конкурсов;
- стимулирование научной и научно-технической деятельности через систему налоговых, кредитных, амортизационных и других экономических льгот;
- разделение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники.
Приоритетные направления научной и научно-технической деятельности в Республике Бурятия определяются в соответствии с федеральными и региональными программами социально-экономического и научно-технического развития Республики Бурятия.
Глава II.Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности в Республике Бурятия
Научная и научно-техническая деятельность в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия физическими и юридическими лицами при условии, если научная или научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
1.Временным научным коллективом является группа научных работников и специалистов, объединившихся на основе заключения договора о совместной деятельности для получения научного результата на срок, необходимый для решения поставленной научной задачи.
2.Взаимоотношения участников временного научного коллектива с заказчиками и потребителями научной продукции регулируются договором в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
3.Временные научные коллективы могут быть созданы в связи с получением грантов от российских и иностранных физических и юридических лиц, а также международных организаций. Получатели гранта используют денежные и иные средства на условиях, предусмотренных грантодателем.
1.Исключен.
2.Государственные научные организации Республики Бурятия создаются (учреждаются), реорганизуются и ликвидируются Правительством Республики Бурятия.
Абзац утратил силу.
3.Исключен.
4.Научные организации действуют в соответствии с учредительными документами научной организации.
5.Условия и порядок присвоения действующим научным организациям статуса "академгородка", "технополиса", "технопарка" и других специализированных организаций определяются федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
1.Наряду с основной деятельностью, связанной с учебным процессом, преподаватели и студенты учреждений профессионального образования могут участвовать в научно-исследовательской деятельности в различных формах. Научные работы выполняются:
- профессорско-педагогическим составом;
- научными, инженерно-техническими работниками, специалистами научных организаций системы профессионального образования;
- студентами в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ;
- докторантами, аспирантами, стажерами-исследователями, преподавателями-стажерами.
2.Правовой статус научных работников, научных подразделений высших учебных заведений, научных организаций в системе высшего образования, порядок создания и осуществления научной деятельности определяются федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, а также настоящим Законом.
1.Научно-исследовательская и научно-техническая деятельность осуществляется научными, научно-техническими организациями, научно-исследовательскими подразделениями организаций, основанных на любой форме собственности.
2.Правовой статус указанных организаций и подразделений производственной сферы, а также система налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот, предоставляемых государством, определяются законодательством федеральным и законодательством Республики Бурятия, а также настоящим Законом.
1.Интеграция науки и образования осуществляется:
- путем поощрения различных форм участия преподавателей и студентов, учащейся молодежи в научной и научно-технической деятельности и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности, в том числе на контрактной основе;
- через систему организации учебного процесса, поиска, отбора и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной подготовки к научной деятельности;
- путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, центров и учреждений дополнительного образования;
- в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством.
2.Приоритетной сферой применения научных результатов являются передача новых знаний молодежи путем использования их в преподавании; привлечение студентов, учащейся молодежи и молодых научных работников к участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях, издание учебников на основе новых методик.
3.В республиканских научно-технических программах должно предусматриваться не менее 10 процентов выделяемых средств на финансирование работ, выполняемых студентами, аспирантами и молодыми научными работниками.
4.Правительство Республики Бурятия учреждает именные стипендии для студентов и аспирантов, имеющих успехи в учебе, в научных исследованиях и творческой деятельности, определяет порядок и условия их назначения.
5.Органы местного самоуправления в Республике Бурятия вправе в пределах собственных бюджетов учреждать именные стипендии для поощрения студентов и аспирантов, работы которых имеют значение для социально-экономического развития соответствующих территорий.
Глава III.Права и обязанности субъектов научной и научно- технической деятельности
Исключена.
Глава IV.Управление в системе науки
Народный Хурал Республики Бурятия:
- принимает законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия об осуществлении деятельности органов государственной власти Республики Бурятия в научной и научно-технической сферах;
- рассматривает и утверждает основные положения региональной научной и научно-технической политики и приоритетные направления научной деятельности в Республике Бурятия;
- абзац утратил силу.
- утверждает республиканский бюджет в части средств, направляемых на реализацию научной и научно-технической политики Республики Бурятия;
- устанавливает налоговые и иные льготы субъектам научной, научно-технической деятельности и порядок их предоставления;
- абзац исключен.
- осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством к ведению органов государственной власти Республики Бурятия.
Правительство Республики Бурятия:
- определяет орган исполнительной власти Республики Бурятия, ответственный за науку и научно-техническую политику;
- разрабатывает совместно с научной общественностью и представляет в Народный Хурал Республики Бурятия основные положения региональной научной и научно-технической политики и приоритетные направления научной деятельности в Республике Бурятия;
- обеспечивает эффективное использование и развитие научного и научно-технического потенциала республики;
- разрабатывает и реализует экономический механизм региональной научной и научно-технической политики;
- обеспечивает принятие и реализацию научных, научно-технических и инновационных программ, проектов Республики Бурятия;
- организует проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет республиканского бюджета;
- обеспечивает в пределах своих полномочий развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники;
- утверждает уставы государственных научных организаций Республики Бурятия;
- осуществляет контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
- совместно с научной общественностью создает научно-технический совет;
- поддерживает информационную систему в сфере науки;
- разрабатывает предложения по установлению налоговых или иных льгот субъектам научной и научно-технической деятельности, порядок их предоставления и выходит с соответствующей законодательной инициативой в Народный Хурал Республики Бурятия;
- абзац исключен.
- осуществляет материально-техническое, финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности государственных учреждений Республики Бурятия и иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством к ведению органов государственной власти Республики Бурятия.
Научно-технический совет создается при Правительстве Республики Бурятия.
Положение о научно-техническом совете разрабатывается и утверждается Правительством Республики Бурятия.
Экспертиза, как главный инструмент координационной деятельности, осуществляется научно-техническим советом по заданию Правительства Республики Бурятия на всех этапах региональной научной и научно-технической политики республики.
Региональные научно-технические программы являются важнейшим средством реализации региональной научной и научно-технической политики. Они формируются в рамках приоритетных направлений науки и научно-технической политики с учетом задач социально-экономического, экологического и культурного развития республики.
Органы государственной власти и местного самоуправления республики содействуют развитию фундаментальных исследований основного источника новых знаний.
Правительство Республики Бурятия содействует созданию информационных систем обеспечения научной деятельности.
Ограничения на получение информации в научных целях и на ее свободный обмен устанавливаются федеральным законодательством о государственной тайне или иной охраняемой законом тайне.
Глава V.Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности
1.В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности осуществляется совместно за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников (собственных средств организаций, банков и других хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ).
Абзац утратил силу.
2.Утратил силу.
3.Органы государственной власти Республики Бурятия вправе финансировать осуществление республиканских научных, научно-технических программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций Республики Бурятия, в соответствии с законами Республики Бурятия.
4.Органы государственной власти Республики Бурятия осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из республиканского бюджета на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
1.Органами государственной власти Республики Бурятия, физическими и юридическими лицами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, могут быть созданы фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, функционирование которых финансируется за счет источников, не запрещенных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
2.Средства фонда направляются на:
- финансовое обеспечение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности;
- реализацию федеральных и республиканских целевых научно-технических программ и проектов;
- создание и освоение наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых производств;
- реализацию программ подготовки научных кадров по перспективным и новым направлениям науки и техники, включая подготовку и переподготовку за рубежом.
1.В целях укрепления и расширения сотрудничества в научной, научно-технической деятельности Правительство Республики Бурятия оказывает финансовую поддержку в порядке и на условиях, определенных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год:
- научным коллективам для участия в международных выставках, презентациях, конференциях, симпозиумах, ярмарках и других мероприятиях, рекламирующих имеющиеся в Республике Бурятия научные и научно-технические достижения;
- научным организациям в международной лицензионно-патентной деятельности, обеспечивающей закрепление прав их интеллектуальной собственности на международном уровне.
2.Ограничение форм и методов международного сотрудничества допускается только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия или международными договорами и соглашениями.
Глава VI.Международное научно-техническое сотрудничество
Утратила силу.
Глава VII.Вступление в силу настоящего закона Республики Бурятия
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ,
27 ноября 1996 года
N 418-I