-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Бурятия
Закон от 02 июня 1993 года № 333-XII

О воде

Принят
Народным Хуралом Республики Бурятия
02 июня 1993 года
    Закон Республики Бурятия "О воде" основывается на Федеративном договоре, Конституции Республики Бурятия, декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия, Законах Российской Федерации и Республики Бурятия.
    Закон содержит правовые, экономические и социальные основы рационального использования и охраны водных ресурсов и направлен на защиту интересов народов Республики Бурятия, а также прав и обязанностей водопользователей.
    Озеро Байкал является особо охраняемым водным объектом. Режим его использования и охраны определяется Законом Российской Федерации "О Байкале", настоящим Законом и другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. Задачами настоящего Закона являются регулирование водных отношений в целях обеспечения и рационального использования вод для нужд населения и хозяйственной деятельности; охрана вод от загрязнения, засорения и истощения; предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; соблюдение других экологических требований, а также создание юридической основы укрепления законности, правопорядка и защиты интересов Республики Бурятия, прав и обязанностей в области использования и охраны вод.
    1.Совокупность водных объектов, расположенных на территории республики, образует государственный водный фонд Республики Бурятия, являющийся частью единого государственного водного фонда Российской Федерации.
    2.К водным объектам относятся:
    а) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие естественные и искусственные водотоки и водоемы;
    б) снежники;
    в) подземные воды.
    3.В состав государственного водного фонда не включаются непроточные водоемы естественного и искусственного происхождения на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения. Заключение о неперспективности для этих целей первых от поверхности водоносных горизонтов выдается государственным органом управления фондом недр или его территориальным подразделением.
    Водные объекты, включенные в состав государственного водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре.
    Государственный фонд находится под защитой и охраной государства.
    В соответствии с Конституцией Республики Бурятия и Федеративным договором все водные объекты, расположенные на территории Республики Бурятия, являются достоянием (собственностью) народов Республики Бурятия.
    Водные объекты, расположенные на территории Республики Бурятия и других субъектов Российской Федерации, могут быть отнесены по взаимной договоренности к Федеральной собственности Российской Федерации.
    Водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории Республики Бурятия, а также трансграничные и пограничные водные объекты, расположенные на территории республики, являются собственностью Республики Бурятия.
    Водные объекты государственного водного фонда приватизации не подлежат.
    Водные отношения на территории Республики Бурятия регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими нормативными актами, а также бассейновыми, межреспубликанскими и международными соглашениями по использованию и охране вод.
    Водные отношения, связанные с использованием и охраной земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются соответствующими Законами Республики Бурятия на основе принципа взаимосвязи, взаимодополнения и непротиворечивости с настоящим Законом.
    Республика Бурятия обладает всей полнотой власти по регулированию водных отношений, самостоятельно решает вопросы размещения производственных и хозяйственных объектов, обеспечивает комплексное экономическое и социально - культурное развитие на всей территории за исключением полномочий, переданных добровольно в ведение Российской Федерации.
    Ведению Республики Бурятия в области регулирования водных отношений подлежит:
    а) распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики;
    б) установление порядка пользования водами, охрана от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия на них;
    в) утверждение республиканских схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов;
    г) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, координация деятельности природоохранных служб, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения;
    д) разработка, утверждение и реализация республиканских программ рационального использования водных ресурсов и охраны их от загрязнения, засорения и истощения, финансирование этих программ;
    е) ведение государственного водного кадастра на республиканском уровне, учет и оценка состояния водных ресурсов;
    ж) организация и ведение мониторинга водных объектов по единой государственной программе;
    з) установление порядка ведения платного водопользования, дифференцированных ставок платы за пользование водными ресурсами, за сброс вредных веществ в водные объекты;
    и) организация природно - заповедного дела;
    к) экологическое воспитание, образование и просвещение, обеспечение населения необходимой экологической информацией;
    л) организация и установление порядка выдачи лицензий на водопользование;
    м) определение правовых основ регулирования водных отношений в республике;
    н) ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением водного законодательства, лицензий на использование водных ресурсов.
    Ведению районов (городов) в сфере регулирования водных отношений подлежит:
    а) согласование вопросов о предоставлении водных объектов в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения и отводом земельных участков;
    б) предоставление в обособленное пользование замкнутых (непроточных) водоемов, находящихся в пределах территории района (города), источников минеральных вод, имеющих местное (районное) значение;
    в) выдаче разрешений на пользование подземными водами путем устройства шахтных колодцев и скважин глубиной до 20 м, а также каптажей источников;
    г) установление условий и порядка общего водопользования на водных объектах, находящихся на территории районов (городов);
    д) введение ограничений, вплоть до приостановки или прекращения пользования водными объектами или их частями на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
    е) планирование, финансирование и материально - техническое обеспечение водоохранных мероприятий;
    ж) экологическое воспитание, образование и просвещение, обеспечение населения необходимой экологической информацией.
    1.Общественные организации принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
    2.Граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод путем непосредственного участия в проведении необходимых работ, внесения предложений об улучшении использования и охраны вод. Сообщают об известных им нарушениях правил использования и охраны вод.
    3.Граждане имеют право:
    а) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии водных объектов и принимаемых мерах по их охране;
    б) требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов; ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, оказывающих отрицательное влияние на состояние водных объектов и здоровье человека;
    в) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
    4.Общественные организации, выполняющие экологические функции, имеют право:
    а) разрабатывать и пропагандировать экологические программы, защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной водоохранной деятельности;
    б) оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями водоохранного законодательства, создавать общественные фонды на охрану окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
    в) требовать назначения экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов, влияющих на состояние водных ресурсов;
    г) требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении водных объектов и мерах по их охране;
    д) организовывать собрания, митинги, пикеты, демонстрации, петиции, входить с предложениями по обсуждению проектов, реализация которых прямо или косвенно может оказывать влияние на состояние водных ресурсов.
  3. Раздел II.Государственное управление использованием и охраной вод

  4. 1.Государственное управление использованием и охраной вод осуществляется Правительством Республики Бурятия, местной администрацией, специально уполномоченным на то органом управления водными ресурсами.
    Управление использованием и охраной вод базируется на бассейновом в сочетании с административно - территориальным принципом.
    Бассейновый принцип обеспечивает управление использованием и охраной водных объектов в пределах бассейна, как единого природно - хозяйственного комплекса при соблюдении интересов всех водопользователей и допустимых норм воздействия на водные объекты.
    2.Специально уполномоченный орган управления водными ресурсами осуществляет деятельность в сфере регулирования водных отношений в пределах полномочий, предоставляемых ему органами государственно власти Российской Федерации и Республики Бурятия.
    Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми водопользователями установленного настоящим Законом порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.
    Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется местной администрацией и специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
    Государственный учет использования вод осуществляется органом управления водными ресурсами.
    Государственный учет использования вод имеет своей задачей установление количества и качества вод, данных об использовании вод для нужд населения и хозяйственных нужд.
    Планирование использования вод должно обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охрану вод и предупреждение их вредного воздействия. При планировании использования вод учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.
    Порядок ведения государственного учета вод и их использования устанавливается правительством Российской Федерации.
    1.Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный, постоянно пополняемый и при необходимости уточняемый свод сведений о водных объектах, составляющих единый государственный водный фонд, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также сведения о водопользователях.
    2.Порядок ведения государственного водного кадастра устанавливается Правительством Российской Федерации.
    3.Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов и являются основой для принятия решений по вопросам использования и охраны водных ресурсов.
    4.Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения основных водохозяйственных мероприятий, подлежащих осуществлению для удовлетворения перспективных потребностей в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны государственного водного фонда.
    5.Составление водохозяйственных балансов и разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов осуществляется государственным органом управления водными ресурсами.
    1.Государственный мониторинг водных объектов представляет собой целенаправленную систему регулярных наблюдений за состоянием водных объектов и их изменением под воздействием природных, антропогенных и техногенных факторов. Целью государственного мониторинга является получение информации, оценка и прогнозирование состояния водных объектов и их взаимодействия с окружающей средой.
    2.Порядок ведения государственного мониторинга водных объектов устанавливается правительством Российской Федерации в рамках единой государственной программы мониторинга окружающей природной среды.
    1.Государственной экологической экспертизе в области использования и охраны вод в обязательном порядке подлежат предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, оказывающим влияние на состояние водных объектов на всей территории Республики Бурятия. Государственная экологическая экспертиза выполняется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
    2.Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
    3.Предоставление водных объектов в пользование разрешается только после проведения государственной экологической экспертизы.
  5. Раздел III.Водопользование

  6. Водопользователями Республики Бурятия могут быть юридические и физические лица Российской Федерации и ее субъектов, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства.
    В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 2 п. 2 настоящего Закона на основании разрешения (лицензии), выдаваемого в установленном настоящим Законом порядке.
    1.По хозяйственному целевому назначению водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении предусмотренных законом требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных, охотничьих, рекреационных нужд, добычи нерудных полезных ископаемых, торфа, сапропеля, строительства инженерных сооружений, проведения научно - исследовательских и других работ на водных объектах, а также сточных вод и иных надобностей.
    2.По условиям предоставления водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.
    Обособленным следует считать такое водопользование, при котором конкретный водный объект - озеро, пруд, участок реки, часть водоносного горизонта, источник минеральных вод и т.д. - закреплен за одним водопользователем и предназначен для удовлетворения исключительно или преимущественно потребностей данного водопользователя.
    При совместном водопользовании водный объект используется совместно двумя или более водопользователями.
    3.По использованию технических средств водопользование разделяется на общее и специальное.
    Общее водопользование осуществляется без применения сооружений или технических средств, влияющих на состояние вод.
    Специальное водопользование осуществляется с применением технических средств, устройств и сооружений. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод.
    Юридические и физические лица, пользующиеся водными объектами, являются первичными водопользователями.
    Первичные водопользователи вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование.
    Условие вторичного водопользования, взаимные права и обязанности сторон оформляются договором между первичным и вторичным водопользователем.
    Право общего водопользования осуществляется бесплатно, без предварительного разрешения либо иного документального оформления за исключением случаев, когда право общего водопользования осуществляется на водных объектах, уже состоящих в обособленном пользовании.
    Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений (лицензий).
    Использование водных объектов по целевому назначению допускается при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных настоящим Законом.
    2.Предоставление права пользования водными объектами, находящимися в обособленном пользовании, другим физическим и юридическим лицам допускается с согласия первичного водопользователя по договору на вторичное водопользование. Первичный водопользователь несет ответственность за всю водохозяйственную деятельность вторичного водопользователя. Передача права водопользования не допускается.
    3.Пользование водными объектами, имеющими международное и межгосударственное значение, осуществляется в соответствии с соглашениями (договорами) между правительствами заинтересованных сторон.
    4.Пользование водными объектами, акватории и бассейны которых находятся в пределах двух или более субъектов Федерации, осуществляется в соответствии с бассейновыми соглашениями, заключенными между правительством Республики Бурятия и заинтересованными субъектами Федерации.
    5.Водные объекты предоставляются в краткосрочное и долгосрочное пользование на срок, определяемый целью водопользования и экологическим состоянием водного объекта. Краткосрочное пользование устанавливается до 3-х лет, долгосрочное от 3 до 25 лет. По истечении срока водопользования, установленного в лицензии, водопользователи могут получить новую лицензию или продлить действующую. Общее водопользование сроком не ограничивается.
    6.Водопользование на территории Республики Бурятия, как и на территории Российской Федерации, платное, за исключением:
    а) общего пользования;
    б) водопользования физическими лицами, использующими водные ресурсы с применением простейших технических средств и устройств (копаные колодцы, забивные и буровые скважины, бытовые электрические насосы) для удовлетворения собственных потребностей в хозяйственно - питьевом водоснабжении и орошении приусадебных участков;
    в) водопользования в коллективных садоводческих кооперативах, обществах как в порядке общего, так и в порядке специального водопользования.
    1.Право пользования прекращается в случаях:
    а) добровольного отказа водопользователя от пользования водным объектом или его частью;
    б) истечения срока пользования водным объектом по лицензии;
    в) прекращения деятельности водопользователя;
    г) использования водного объекта не по целевому назначению;
    д) нерационального использования водного объекта, либо использования способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки;
    е) невнесения платы за водопользование в течение квартала;
    ж) неиспользования в течение одного года водного объекта, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями и строительства водохозяйственных сооружений;
    з) смерти водопользователя и отсутствия правопреемника.
    2.Прекращение права водопользования в случаях, предусмотренных в абзацах - "г", "д", "е", "ж" - настоящей статьи, производится без возмещения затрат, произведенных на улучшение водного объекта.
    3.Право пользования водным объектом может быть временно приостановлено или ограничено правительством Республики Бурятия по представлению природоохранных органов и органов санэпиднадзора в случаях:
    а) возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью населения, связанной с использованием водного объекта;
    б) изменения условий водопользования, оговоренных в лицензии;
    в) возникновения условий чрезвычайного положения (стихийных бедствий, аварийных ситуаций, военных действий и т.д.);
    г) в случаях ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне;
    д) невыполнения мероприятий, обеспечивающих безопасность граждан.
    4.При выявлении нарушений условий водопользования на виновных водопользователей природоохранными органами налагается штраф.
    5.В случаях непринятия мер по устранению выявленных нарушений и при невнесении платежей за водопользование природоохранные органы направляют правительству Республики Бурятия акт и заключение о необходимости прекращения водопользования.
    6.Право пользования водными объектами прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование.
    Решение о прекращении права водопользования может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
    1.Лимиты водопользования являются системой ресурсосберегающих и (или) экологических ограничений по водным объектам и представляют собой установленные на разрешенный срок пользования объемы предельно допустимого изъятия поверхностных и подземных вод, сброса вод и загрязняющих их веществ.
    2.Лимиты водопользования устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами.
    1.Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающих информационную, аналитическую, экологическую и юридическую подготовку материала и их оформление.
    Организация и порядок лицензирования водопользования устанавливается правительством Республики Бурятия.
    2.Лицензия на водопользование является юридическим документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в определенных границах в соответствии с указанной целью на разрешенный срок пользования при соблюдении требований и условий, оговоренных лицензией.
    Лицензия должна содержать:
    а) данные о целях пользования водным объектом;
    б) указание границ на местности представляемого в пользование водного объекта и (или) границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с водопользованием;
    в) лимиты водопользования;
    г) срок действия лицензий и срок начала водопользования;
    д) размер и условия платы за пользование водным объектом;
    е) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране водных ресурсов и охране окружающей природной среды;
    ж) соглашение о правах на информацию, получаемую в процессе водопользования.
    Лицензия может содержать и другие условия пользования водными объектами, не противоречащие настоящему Закону.
    Лицензии на извлечение использования вод предоставляются без проведения конкурсов и аукционов водопользователям действующих предприятий, независимо от форм собственности, приступивших к водопользованию до принятия указанного Закона.
    1.Органы, выдающие лицензию, могут отказать водопользователям в выдаче лицензии или предоставить временную лицензию на фиксированный ограниченный срок в случаях:
    а) состав и свойства воды водного объекта не соответствуют нормативным требованиям по видам водопользования;
    б) при возникновении дефицита водных ресурсов, превышающего критические значения водности для каждого отдельного водного объекта;
    в) отсутствия необходимого проекта на пользование водными объектами;
    г) несоблюдения действующих норм и правил в области использования и охраны вод, а также охраны окружающей среды;
    д) отсутствия необходимых согласований и другой разрешительной документации.
    2.Временная лицензия выдается в тех случаях, когда по социальным, технологическим либо экономическим требованиям водопользование не может быть приостановлено. При этом в лицензии оговаривается срок устранения выявленных недостатков.
    1.Водопользователи имеют право:
    а) пользоваться водными объектами в тех целях, для которых они предоставлены, с соблюдением условий и требований, установленных в лицензии;
    б) самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с использованием водного объекта.
    2.Водопользователи обязаны:
    а) рационально использовать водные объекты, обеспечивать экономное расходование воды, принимать меры к восстановлению и улучшению качества вод;
    б) не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения ущерба здоровью населения, хозяйственным и природным объектам: земле, недрам, растительному и животному миру;
    в) содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные, водоохранные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние водных объектов и их водоохранные зоны, улучшать их эксплуатационные качества;
    г) вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;
    д) соблюдать режим водоохранной зоны;
    е) возмещать в полном объеме ущерб, причиненный водному объекту по вине водопользователя;
    ж) принимать меры к поэтапному полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
    з) информировать органы государственной власти, природоохранные органы о нарушении условий водопользования.
    1.Вмешательство государственных, хозяйственных и иных органов и организаций в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов запрещается, за исключением случаев нарушения водного законодательства.
    2.Нарушенные права водопользователей подлежат восстановлению в порядке разрешения споров о водопользовании.
    3.Убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
    4.Изъятие водных объектов для государственных или общественных нужд допускается в исключительных случаях после возмещения водопользователю в полном объеме всех убытков, включая упущенную выгоду.
    5.Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.
    1.Запрещаются действия водопользователя, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление законных прав и интересов других водопользователей.
    2.Запрещаются и признаются в установленном порядке недействительными соглашения водопользователей, являющихся потенциальными конкурентами, занимающими в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение законных прав и интересов других водопользователей.
    3.Запрещаются и признаются недействительными решения правительства Республики Бурятия и природоохранных органов, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление прав и законных интересов других водопользователей.
    4.Ответственность за соблюдение требований антимонопольного законодательства в сфере водопользования несут должностные лица, осуществляющие государственный контроль за соблюдением водного законодательства.
    Порядок пользования водными объектами для различных хозяйственных целей устанавливается нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
  7. Раздел IV.Охрана вод и предупреждение их вредного воздействия

  8. 1.Все водные объекты и их ресурсы подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения.
    2.Юридические и физические лица обязаны не допускать загрязнения, засорения, истощения водных объектов и водосборных площадей производственными, бытовыми отходами, выбросами, сточными водами, а также нефтяными, химическими продуктами, минеральными, органическими удобрениями и пестицидами, отходами горнодобывающей промышленности и обогатительных предприятий и другими веществами.
    3.Сброс в водные объекты неочищенных ливневых, производственных, бытовых и других видов сточных вод, отходов и отбросов запрещается.
    4.Собственники земли, землепользователи и землевладельцы не вправе возводить, реконструировать или ликвидировать гидротехнические сооружения и проводить иные мероприятия, затрагивающие интересы других водопользователей или вызывающие истощение и загрязнение водных объектов.
    5.Технологии, сооружения, материалы, вещества, оказывающие воздействие на водные объекты, допускаются к использованию в хозяйственной деятельности лишь при наличии сертификата, удостоверяющего их соответствие установленным экологическим требованиям, обеспечивающим соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий.
    6.Использование водных объектов для захоронения радиоактивных и особо опасных токсичных веществ запрещается. Порядок захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ устанавливается специальным законодательством Российской Федерации.
    7.В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.Юридические и физические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать отрицательное воздействие на состояние подземных вод, обязаны принимать меры к защите подземных вод от загрязнения и истощения.
    2.В местах залегания подземных вод, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, не допускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, свалок, а также орошение сточными водами и строительство других объектов, которые могут быть источниками загрязнения подземных вод.
    3.Бурение поглощающих скважин, а также использование отработанных месторождений, шахт, карьеров для сброса промышленных сточных вод запрещается в случаях, когда эти действия могут вызвать загрязнение водоносного горизонта, пригодного для питьевого водоснабжения, а также для удовлетворения других нужд населения.
    4.Разведочные скважины, а также скважины, непригодные к эксплуатации или пользование которыми прекращено (в т.ч. самоизливающиеся), подлежат консервации или ликвидации в установленном порядке.
    Самоизливающиеся скважины при возможности их дальнейшего использования подлежат оборудованию регулирующими устройствами.
    5.Если при проведении буровых и других горных работ, связанных с поисками, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, вскрыты подземные водоносные горизонты организации, проводящие горные работы, обязаны своевременно принять в установленном порядке меры к охране подземных вод. После использования скважины или горной выработки по назначению произвести ликвидационный тампонаж их в соответствии с установленными правилами.
    6.На извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, водопонижении при строительстве сооружений или защите от подтопления территорий и объектов, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях должна оформляться лицензия на водопользование.
    7.При проектировании, размещении, эксплуатации водозаборных и дренажных сооружений на подземных водных объектах должны быть соблюдены нормы допустимого воздействия на поверхностные водные объекты и земную поверхность.
    8.Собственники земли, землепользователи обязаны предоставить в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства Республики Бурятия требуемую часть площади под строительство гидротехнических, водоохранных и других сооружений, связанных с перераспределением, восстановлением или охраной подводных объектов, с получением компенсации за нанесенный ущерб.
    1.К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под прибрежные полосы отвода по берегам водных объектов, магистральных каналов и коллекторов.
    2.В целях поддержания благоприятного водного режима водных объектов, предотвращения их от загрязнения, засорения и истощения устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранные зоны водных объектов относятся к категории особо охраняемых территорий. Правовой режим этих зон определяется законодательством Республики Бурятия.
    3.Земли водоохранных зон (кроме прибрежных полос) водных объектов предоставляются юридическим и физическим лицам в пользование при условии ограничения хозяйственной деятельности на них. Земли прибрежных защитных полос в пользование юридических и физических лиц не предоставляются, за исключением земель, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений, сооружений службы эксплуатации водного объекта, при наличии специальных лицензий.
    4.Контроль за хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц в водоохранной зоне осуществляется государственным органом исполнительной власти и специально уполномоченным органом управления водными ресурсами и природоохранными органами.
    5.На территории рекреационных зон, частично или полностью находящихся в водоохранных зонах, порядок обустройства, размещения объектов рекреации, их использования определяется требованиями настоящего Закона и соответствующими нормативными актами Республики Бурятия.
    6.В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос применение рубок главного пользования запрещается, кроме рубок санитарного и промежуточного пользования.
    7.Лицензии на право пользования лесами водоохранных зон выдаются государственными органами лесного хозяйства Республики Бурятия на основе материалов лесоустройства.
    1.Нормативы предельно допустимых антропогенных нагрузок на водные объекты устанавливаются органом в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
    2.Нормативы предельно допустимых антропогенных нагрузок на лов устанавливаются государственными органами управления использованием и охраной рыбных запасов и утверждаются правительством Республики Бурятия.
    1.С целью сохранения экологически безопасного состояния водных объектов органом государственного управления водными ресурсами устанавливаются экологические допуски и нормируется предельно допустимый объем безвозвратного изъятия поверхностного стока.
    2.Покрытие потребностей водопользователей за счет экологического попуска не допускается.
    1.При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие учет забираемых и сбрасываемых вод, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, создание замкнутых систем технического водоснабжения, предупреждение вредного воздействия вод, охрану земель от засорения, подтопления или иссушения, сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
    2.Решение о запрещении ввода объекта в эксплуатацию или приостановлении эксплуатации принимает правительство Республики Бурятия, в порядке, установленном законодательством Республики Бурятия.
    1.При геологическом изучении недр, добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны обеспечивать сохранность водных объектов, вести хозяйственную деятельность способами, предотвращающими загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
    2.Лицензии на право пользования недрами в случаях, когда использование недр может оказать вредное влияние на состояние водных объектов, выдаются в порядке, установленном законодательством о недрах.
    3.Специально уполномоченный орган управления водными ресурсами и природоохранные органы осуществляют контроль за использованием недр в водных объектах и их водоохранных зонах и вправе приостановить, либо запретить работы, связанные с использованием недр, если это оказывает отрицательное воздействие на состояние водных объектов.
    1.Зонами чрезвычайных экологических ситуаций объявляются водные объекты, их бассейны (часть водных объектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные изменения, угрожающие жизни или здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру.
    2.По степени антропогенного и стихийного воздействия на водные объекты устанавливается следующий статус зон чрезвычайных экологических ситуаций:
    а) экологического риска;
    б) экологического кризиса;
    в) экологической катастрофы (бедствия).
    Статус зон чрезвычайных экологических ситуаций и порядок деятельности в них определяется нормативными актами Республики Бурятия.
    3.Зоны чрезвычайных экологических ситуаций на водных объектах объявляются и ликвидируются решением правительства Республики Бурятия на основании заключения государственной экологической экспертизы.
    1.Землепользователи обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод в случаях:
    а) наводнений, затоплений, подтоплений;
    б) разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений;
    в) заболачивания и засоления;
    г) эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.
    2.Выполнение неотложных мер по предупреждению паводков, стихийных бедствий и аварий на водных объектах возлагается на противопаводковые и другие специальные комиссии, создаваемые правительством Республики Бурятия.
    Указания этих комиссий в пределах их полномочий обязательны для всех водопользователей.
  9. Раздел V.Правовой режим особо охраняемых Водных объектов

  10. 1.Особо охраняемые водные объекты - это природные водные экосистемы, имеющие особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение.
    2.Особо охраняемым водным объектам придается статус государственных заповедников, национальных и природных парков, государственных памятников природы, государственных заказников. Они могут полностью (частично) или постоянно (временно) изыматься из хозяйственной деятельности и формировать резервный фонд.
    3.В целях создания перспективной сети водных объектов, подлежащих особой охране, формируется резервный фонд особо охраняемых водных объектов, имеющих особое природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное и рекреационное значение и не включенных в состав природно - заповедного фонда. Резервный фонд особо охраняемых водных объектов формируется на основе специально проводимых научных изысканий, финансируемых за счет средств бюджета.
    4.Порядок образования и режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов устанавливается законодательством Республики Бурятия.
    Особо охраняемые приграничные водные объекты международного значения образуются в порядке, устанавливаемом межправительственными соглашениями в целях интеграции природоохранной деятельности разных стран, охраны местообитания мигрирующих водоплавающих и околоводных птиц, сохранения водных объектов, имеющих уникальное мировое значение.
  11. Раздел VI.Экономическое регулирование рационального использования и охрана Водных объектов

  12. 1.Экономическое регулирование пользования водными объектами имеет своей целью обеспечение рационального использования, охраны и восстановления водных объектов.
    2.Задачи экономического регулирования:
    а) установление экономических отношений на основе платности пользования водными объектами;
    б) создание стабильной финансовой основы рационального использования и охраны водных объектов и их восстановления;
    в) создание системы экономического стимулирования в области использования и охраны водных объектов и применение мер ответственности за нарушение водного законодательства.
    3.Основными принципами установления экономических отношений являются:
    а) платность всех видов водопользования независимо от форм собственности и результатов хозяйственной деятельности водопользователей, за исключением общего водопользования;
    б) ответственность всех субъектов водных отношений за состояние водных объектов и рациональное использование водных ресурсов.
    1.Платежи за водопользование включают:
    а) платежи за право пользования водными объектами;
    б) платежи за использование водных объектов и их ресурсов;
    в) платежи за сверхлимитное и нерациональное использование вод;
    г) платежи за загрязнение водных объектов;
    д) сбор за выдачу лицензий.
    2.Нормативы платы, порядок исчисления и распределение средств, поступающих в виде платежей за водопользование, устанавливаются правительством Республики Бурятия.
    3.Плата за право пользования водными объектами поступает в бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Бурятия и в местные бюджеты районов.
    Платежи за право пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности поступают в бюджет Российской Федерации 30%, в бюджет Республики Бурятия 40%, в районные бюджеты 30%.
    Платежи за право пользования водными объектами, находящимися в собственности Республики Бурятия, поступают в бюджет республики 50%, местный бюджет 50%.
    4.Внебюджетные фонды восстановления и охраны водных объектов формируются из платежей:
    а) за использование водных объектов с изъятием и без изъятия водных ресурсов;
    б) за сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
    в) за сверхлимитное и нерациональное использование вод;
    г) штрафов за нарушение установленных условий водопользования;
    д) средств от возмещения ущерба, причиненного водному объекту;
    е) за выдачу лицензий.
    5.Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты поступает в экологический фонд Республики Бурятия 90% и экологический фонд Российской Федерации - 10%. Средства экологического фонда Республики Бурятия направляются в размере не менее 80% на реализацию программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, в том числе на обезвреживание источников их загрязнения.
    1.Фонд восстановления и охраны водных объектов создается для воспроизводства и улучшения качества водных ресурсов, реализации мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнениями, подтоплениями, водной эрозией, селями, оползнями, наледями) и решения других неотложных водоохранных задач на территории Республики Бурятия.
    2.Средства фонда восстановления и охраны водных объектов формируются за счет платежей, предусмотренных ст. 40 п. 4 настоящего Закона, а также:
    а) добровольных пожертвований, взносов, инвалютных поступлений;
    б) средств бюджетов Российской Федерации и Республики Бурятия, выделяемых на восстановление и охрану водных объектов. Средства внебюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия отчисляются во внебюджетный государственный фонд восстановления и охраны водных объектов Российской Федерации 30%, во внебюджетный фонд Республики Бурятия 40%, во внебюджетный фонд районов 30%.
    3.Средства фонда восстановления и охраны водных объектов не облагаются налогом, кроме доходов от коммерческого использования средств.
    4.Средства внебюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия расходуются на реализацию федеральных, республиканских и районных программ и мероприятий по комплексному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиту от вредного воздействия вод (наводнения, противопаводковые мероприятия, водные эрозии и т.д.); государственный мониторинг; учет и ведение государственного водного кадастра; научно - исследовательские и проектные работы, а также иные цели, связанные с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
    5.Деятельность фонда восстановления и охраны водных объектов регулируется положением, утверждаемым Верховным Советом Республики Бурятия.
    1.Стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов включает:
    а) установление налоговых и иных льгот, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении научно - технических достижений, обеспечивающих рациональное использование и охрану водных объектов, оборудования по водосбережению и контрольно - измерительных приборов;
    б) надбавки к ценам за выпуск экологически чистой продукции без увеличения сброса в водные объекты загрязненных вод;
    в) предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
    г) освобождение от налога средств фонда восстановления и охраны водных объектов;
    д) предоставление части средств фондов восстановления и охраны водных объектов предприятиям, организациям и гражданам для реализации мер по рациональному использованию и охране водных ресурсов;
    е) введение специального, более жесткого налогообложения за применение экологически опасных технологий, влияющих на состояние водных объектов;
    ж) установление повышенных норм амортизационных отчислений по водоохранным и водосберегающим фондам, обеспечивающее рациональное использование водных объектов и их ресурсов;
    з) предоставление возможности продавать и покупать в пределах республики, района, отрасли, объединения права на выброс (сброс) загрязняющих веществ.
    Система экономического стимулирования устанавливается правительством Республики Бурятия.
    2.Заповедники, национальные парки, учреждения и организации, занятые в области охраны природы, восстановления и изучения водных объектов, освобождаются от налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
  13. Раздел VII.Решение споров в области водопользования и ответственность за нарушение Водного законодательства

  14. Споры в области использования и охраны водных объектов, в том числе штрафов, налагаемых в административном порядке, разрешаются в судах и арбитражных судах.
    1.Купля, продажа, дарение, обмен водных объектов, передача права водопользования и другие сделки в прямой или скрытой форме, нарушающие право собственности населения Республики Бурятия на водные объекты, недействительны.
    2.Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также виновные в:
    а) самовольном захвате водных объектов или самовольном использовании водных объектов;
    б) заборе воды, изъятии других ресурсов водного фонда и отведении вод с нарушением условий, указанных в лицензии на пользование водными объектами;
    в) загрязнении и засорении водных объектов;
    г) вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение водных объектов, гибель водной и околоводной флоры и фауны или вредное воздействие вод;
    д) нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающего их загрязнение, эрозию почв и другие вредные явления;
    е) нарушении режима хозяйственной деятельности в пределах санитарных и водоохранных зон;
    ж) самовольном производстве гидротехнических работ, добыче топляка, сапропеля, инертных материалов, полезных ископаемых и других работ, влияющих на состояние водного объекта;
    з) невыполнение мероприятий и требований местной администрации по обеспечению безопасности граждан на воде;
    и) повреждении водохозяйственных и водоохранных сооружений, информационных знаков и устройств, гидрометрических и гидрогеологических устройств и системы мониторинга водных объектов;
    к) нарушении правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств и измерительной аппаратуры;
    л) нарушении правил пользования водными объектами для отдыха и спорта;
    м) нарушении установленного порядка выдачи лицензий на пользование водными объектами;
    н) нарушении порядка ведения мониторинга водных объектов, правил учета вод, водного кадастра;
    о) сокрытии и искажении информации об аварийных ситуациях, залповых сбросах, других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, статистической отчетности по использованию и охране водных ресурсов, - подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке.
    3.Штрафу подвергаются:
    а) граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
    б) должностные лица - от трехкратного до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;
    в) организации, учреждения, предприятия и другие юридические лица - от 50000 до 500000 руб.
    4.За указанные выше правонарушения может наступить уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации.
    5.Административные взыскания налагаются природоохранными органами.
    6.Законами Республики Бурятия может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений водного законодательства.
    1.Юридические и физические лица, причинившие вред водным объектам и их водоохранным зонам, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возместить причиненный ущерб в полном объеме.
    2.Средства в возмещение ущерба, причиненного водным объектам и их водоохранным зонам, поступают в фонд восстановления и охраны водных объектов Республики Бурятия.
    3.Самовольно занятые водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
    4.Юридическим и физическим лицам возмещается ущерб, причиненный им в результате нарушения водного законодательства, добровольно либо по решению суда в полном объеме, включая упущенную выгоду за весь период до момента восстановления нарушенных прав.
    В тех случаях, когда ущерб водному объекту причинен в результате непринятия органами власти мер по исключению негативного воздействия на водные объекты соответствующих административно - территориальных образований, возмещение ущерба производится в безакцептном порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
  15. Раздел VIII.Международные договоры

  16. Если международным договором Российской Федерации или Республики Бурятия установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
    Председатель Верховного Совета
    Республики Бурятия
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    2 июня 1993 года
    N 333-XII