-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Бурятия
Закон от 16 сентября 1997 года № 559-I
О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия
- Принят
- Народным Хуралом Республики Бурятия
16 сентября 1997 года
В редакциях
-
от 26.09.2001 № 847-II,
-
от 07.12.2004 № 899-III,
-
от 09.03.2006 № 1549-III,
-
от 14.03.2008 № 106-IV,
-
от 07.05.2009 № 806-IV,
-
от 12.07.2010 № 1534-IV,
-
от 13.10.2011 № 2297-IV,
-
от 08.10.2012 № 2935-IV.
Настоящий закон регулирует отношения в сфере изучения, рационального использования, организации, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов в Республике Бурятия с целью сохранения уникальных природных лечебных ресурсов.
Глава I.Общие положения
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
абзац утратил силу
абзац утратил силу
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
лечебно-оздоровительная местность - особо охраняемая природная территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
курорт республиканского значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти Республики Бурятия;
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;
курортный район - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
курортный фонд Республики Бурятия - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов и факторов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов, курортных зданий и сооружений;
абзац утратил силу
абзац утратил силу
абзац утратил силу
абзац утратил силу
абзац утратил силу
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Бурятия режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта;
абзац утратил силу
информационные знаки - знаки, установленные по границам округа санитарной (горно-санитарной) охраны, информирующие население об ограничениях или запрещениях хозяйственной и иной деятельности на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензий;
исполнители - организации независимо от их формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
потребители - граждане, имеющие намерение заказать или использовать услуги исключительно для личных (бытовых), нужд, не связанных с извлечением прибыли;
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству услуг;
технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных организаций - совокупность государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов и перечня санаторно-курортных организаций на территории Республики Бурятия.
1.Лечебно-оздоровительные местности, курорты республиканского или местного значения являются национальным достоянием народов Республики Бурятия, предназначены для лечения, оздоровления, профилактики и отдыха населения.
2.Законодательство о лечебно-оздоровительных местностях, курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия.
3.Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, оздоровительным, профилактическим, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4.Имущественные отношения в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов определяются гражданским законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов с особенностями, установленными федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
1.Лечебно-оздоровительные местности, курорты республиканского или местного значения, санаторно-курортные и рекреационные организации подлежат включению в государственный реестр Республики Бурятия, состоящий из государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также перечня санаторно-курортных организации, включая здания и сооружения.
2.Государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных организаций ведется органом, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
1.Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется Правительством Республики Бурятия на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2.Лечебно-оздоровительные местности или курорты могут иметь республиканское или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского значения Правительством Республики Бурятия по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном решением Правительства Республики Бурятия по представлению органов местного самоуправления.
Абзац утратил силу
3.Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, которое утверждается Правительством Республики Бурятия.
4.Утратил силу
Глава II.Полномочия Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления
К полномочиям Правительства Республики Бурятия по регулированию отношений в области функционирования, организации, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей относятся:
- формирование концепции, стратегии и программ развития лечебно - оздоровительных местностей, курортов;
- признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом республиканского или местного значения;
- принятие нормативных правовых актов о курортах республиканского или местного значения;
- установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов, имеющих республиканское и местное значение;
- абзац утратил силу
- регулирование формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения, а также установление порядка предоставления платных услуг;
- регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
- международное сотрудничество в сфере изучения и использования лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
- ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, включая санаторно-курортные организации.
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей:
- представление в Правительство Республики Бурятия предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом местного значения;
- абзац утратил силу
- участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного значения, генеральных планов (программ) развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей;
- утверждение и реализация муниципальных программ по предоставлению платных услуг на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
- абзац утратил силу
- абзац утратил силу
- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
- ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов определяется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящим Законом.
1.Регулирование в сфере курортного дела, отдыха осуществляют Правительство Республики Бурятия и специально уполномоченные органы, которые обеспечивают:
- ведение учета лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также санаторно-курортных организаций независимо от формы собственности и ведомственности;
- проведение экологических, природоохранных и иных экспертиз, паспортизации и сертификации лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
- ведение государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также санаторно-курортных организаций;
- разработку и координацию республиканских или местных программ развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей республиканского или местного значения;
- установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих республиканское и местное значение;
- организацию научных исследований и изысканий в целях расширения курортного фонда Республики Бурятия, повышения эффективности его использования;
- подготовку и аттестацию кадров в сфере курортного лечения;
- согласование в соответствии с федеральным законодательством выдачи лицензий и сертификатов на право добычи природных лечебных ресурсов;
- абзац утратил силу
2.Регулирование в области организации и функционирования курортов, лечебно-оздоровительных местностей местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
3.Правительство Республики Бурятия и органы местного самоуправления вправе создавать соответствующие структурные подразделения для выполнения функций управления и координации развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов республиканского или местного значения.
4.Утратил силу
Глава III.Особенности использования природных лечебных и иных ресурсов в Республике Бурятия
1.Природные лечебные ресурсы Республики Бурятия являются государственной собственностью.
2.Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия.
3.От имени Республики Бурятия права собственника осуществляют органы государственной власти Республики Бурятия в рамках их компетенции.
4.Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
2.Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается.
Использование природных лечебных ресурсов в целях, не связанных с лечением, профилактикой, оздоровлением и отдыхом населения, определяется в соответствии с федеральным законом.
3.Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
1.На курортах, в курортных районах и в лечебно-оздоровительных местностях месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2.Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3.Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4.Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено. Ответственность в этих случаях наступает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Глава IV.Правовое и экономическое регулирование в сфере курортного дела
1.Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций (санатории, пансионаты с лечением, больницы, водолечебницы, санатории, профилактории и т.д.) и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2.Утратил силу
3.Санаторно-курортные организации могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и осуществляют лечебный процесс на основании предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензий на осуществление медицинской деятельности.
4.Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебной специализации.
1.Поддержка развития курортов республиканского значения является расходным обязательством Республики Бурятия.
Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов в Республике Бурятия.
Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
2.Координацию и обеспечение выполнения республиканских и местных программ развития курортов осуществляют специально уполномоченный Правительством Республики Бурятия республиканский орган и органы местного самоуправления.
3.Утратил силу
1.Для осуществления лечебно-профилактической деятельности санаторно-курортным организациям предоставляются участки и иные природные ресурсы в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах.
Размер предоставленных земельных участков должен отвечать потребностям функционирования объектов лечебного, профилактического и хозяйственного назначения.
2.Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей, курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
3.Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Глава V.Санитарная (Горно-санитарная) охрана
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ
1.Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
2.Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского или местного значения, утверждаются Правительством Республики Бурятия.
3.В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
4.Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
5.Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.
6.Утратил силу
7.Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию лечебно-оздоровительных местностей, курортов.
Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов обозначаются специальными информационными знаками. Порядок обозначения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия.
Глава VI.Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов
Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебно-оздоровительным местностям, курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Глава VII.Государственный надзор и муниципальный контроль в
ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ
ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
В соответствии с федеральным законом государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За нарушение настоящего Закона наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.
Глава VIII.Заключительные положения
1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2.Поручить Правительству Республики Бурятия привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
16 сентября 1997 года
N 559-I