-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Бурятия
Закон от 16 сентября 1997 года № 559-I

О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия

Принят
Народным Хуралом Республики Бурятия
16 сентября 1997 года
    В редакциях
  • от 26.09.2001 № 847-II,
  • от 07.12.2004 № 899-III,
  • от 09.03.2006 № 1549-III,
  • от 14.03.2008 № 106-IV,
  • от 07.05.2009 № 806-IV,
  • от 12.07.2010 № 1534-IV,
  • от 13.10.2011 № 2297-IV,
  • от 08.10.2012 № 2935-IV.
    Настоящий закон регулирует отношения в сфере изучения, рационального использования, организации, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов в Республике Бурятия с целью сохранения уникальных природных лечебных ресурсов.
  1. Глава I.Общие положения

  2. В настоящем законе используются следующие основные понятия:
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
    лечебно-оздоровительная местность - особо охраняемая природная территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
    курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
    курорт республиканского значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти Республики Бурятия;
    курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;
    курортный район - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
    курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
    курортный фонд Республики Бурятия - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов и факторов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов, курортных зданий и сооружений;
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    абзац утратил силу
    округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Бурятия режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта;
    абзац утратил силу
    информационные знаки - знаки, установленные по границам округа санитарной (горно-санитарной) охраны, информирующие население об ограничениях или запрещениях хозяйственной и иной деятельности на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензий;
    исполнители - организации независимо от их формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
    потребители - граждане, имеющие намерение заказать или использовать услуги исключительно для личных (бытовых), нужд, не связанных с извлечением прибыли;
    стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству услуг;
    технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
    государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, санаторно-курортных организаций - совокупность государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов и перечня санаторно-курортных организаций на территории Республики Бурятия.
    1.Лечебно-оздоровительные местности, курорты республиканского или местного значения являются национальным достоянием народов Республики Бурятия, предназначены для лечения, оздоровления, профилактики и отдыха населения.
    2.Законодательство о лечебно-оздоровительных местностях, курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия.
    3.Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, оздоровительным, профилактическим, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
    4.Имущественные отношения в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов определяются гражданским законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов с особенностями, установленными федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
    1.Лечебно-оздоровительные местности, курорты республиканского или местного значения, санаторно-курортные и рекреационные организации подлежат включению в государственный реестр Республики Бурятия, состоящий из государственного кадастра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также перечня санаторно-курортных организации, включая здания и сооружения.
    2.Государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных организаций ведется органом, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
    1.Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется Правительством Республики Бурятия на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
    2.Лечебно-оздоровительные местности или курорты могут иметь республиканское или местное значение.
    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского значения Правительством Республики Бурятия по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном решением Правительства Республики Бурятия по представлению органов местного самоуправления.
    Абзац утратил силу
    3.Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, которое утверждается Правительством Республики Бурятия.
    4.Утратил силу
  3. Глава II.Полномочия Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления

  4. К полномочиям Правительства Республики Бурятия по регулированию отношений в области функционирования, организации, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей относятся:
    - формирование концепции, стратегии и программ развития лечебно - оздоровительных местностей, курортов;
    - признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом республиканского или местного значения;
    - принятие нормативных правовых актов о курортах республиканского или местного значения;
    - установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов, имеющих республиканское и местное значение;
    - абзац утратил силу
    - регулирование формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения, а также установление порядка предоставления платных услуг;
    - регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
    - международное сотрудничество в сфере изучения и использования лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий;
    - ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, включая санаторно-курортные организации.
    К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей:
    - представление в Правительство Республики Бурятия предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом местного значения;
    - абзац утратил силу
    - участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного значения, генеральных планов (программ) развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей;
    - утверждение и реализация муниципальных программ по предоставлению платных услуг на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
    - абзац утратил силу
    - абзац утратил силу
    - участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
    - ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
    Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов определяется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, настоящим Законом.
    1.Регулирование в сфере курортного дела, отдыха осуществляют Правительство Республики Бурятия и специально уполномоченные органы, которые обеспечивают:
    - ведение учета лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также санаторно-курортных организаций независимо от формы собственности и ведомственности;
    - проведение экологических, природоохранных и иных экспертиз, паспортизации и сертификации лечебно-оздоровительных местностей, курортов;
    - ведение государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также санаторно-курортных организаций;
    - разработку и координацию республиканских или местных программ развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей республиканского или местного значения;
    - установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих республиканское и местное значение;
    - организацию научных исследований и изысканий в целях расширения курортного фонда Республики Бурятия, повышения эффективности его использования;
    - подготовку и аттестацию кадров в сфере курортного лечения;
    - согласование в соответствии с федеральным законодательством выдачи лицензий и сертификатов на право добычи природных лечебных ресурсов;
    - абзац утратил силу
    2.Регулирование в области организации и функционирования курортов, лечебно-оздоровительных местностей местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
    3.Правительство Республики Бурятия и органы местного самоуправления вправе создавать соответствующие структурные подразделения для выполнения функций управления и координации развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов республиканского или местного значения.
    4.Утратил силу
  5. Глава III.Особенности использования природных лечебных и иных ресурсов в Республике Бурятия

  6. 1.Природные лечебные ресурсы Республики Бурятия являются государственной собственностью.
    2.Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия.
    3.От имени Республики Бурятия права собственника осуществляют органы государственной власти Республики Бурятия в рамках их компетенции.
    4.Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
    1.Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
    2.Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается.
    Использование природных лечебных ресурсов в целях, не связанных с лечением, профилактикой, оздоровлением и отдыхом населения, определяется в соответствии с федеральным законом.
    3.Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    1.На курортах, в курортных районах и в лечебно-оздоровительных местностях месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
    2.Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
    3.Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
    4.Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
    В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено. Ответственность в этих случаях наступает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
  7. Глава IV.Правовое и экономическое регулирование в сфере курортного дела

  8. 1.Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций (санатории, пансионаты с лечением, больницы, водолечебницы, санатории, профилактории и т.д.) и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
    2.Утратил силу
    3.Санаторно-курортные организации могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и осуществляют лечебный процесс на основании предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензий на осуществление медицинской деятельности.
    4.Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебной специализации.
    1.Поддержка развития курортов республиканского значения является расходным обязательством Республики Бурятия.
    Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов в Республике Бурятия.
    Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
    2.Координацию и обеспечение выполнения республиканских и местных программ развития курортов осуществляют специально уполномоченный Правительством Республики Бурятия республиканский орган и органы местного самоуправления.
    3.Утратил силу
    1.Для осуществления лечебно-профилактической деятельности санаторно-курортным организациям предоставляются участки и иные природные ресурсы в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах.
    Размер предоставленных земельных участков должен отвечать потребностям функционирования объектов лечебного, профилактического и хозяйственного назначения.
    2.Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей, курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
    3.Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
  9. Глава V.Санитарная (Горно-санитарная) охрана

  10. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ
    1.Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
    2.Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского или местного значения, утверждаются Правительством Республики Бурятия.
    3.В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
    На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
    На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
    4.Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
    5.Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.
    6.Утратил силу
    7.Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию лечебно-оздоровительных местностей, курортов.
    Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов обозначаются специальными информационными знаками. Порядок обозначения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны определяется нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия.
  11. Глава VI.Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов

  12. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебно-оздоровительным местностям, курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
  13. Глава VII.Государственный надзор и муниципальный контроль в

  14. ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ
    ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
    МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
    НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
    В соответствии с федеральным законом государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    За нарушение настоящего Закона наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.
  15. Глава VIII.Заключительные положения

  16. 1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Поручить Правительству Республики Бурятия привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
    Президент Республики Бурятия
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    16 сентября 1997 года
    N 559-I