-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Бурятия
Закон от 25 ноября 1991 года № 139-XII

О референдуме Республики Бурятия

Принят
Народным Хуралом Республики Бурятия
25 ноября 1991 года,
Верховным Советом Республики Бурятия
25 ноября 1991 года
    В редакциях
  • от 22.11.1993 № 379-XII,
  • от 06.06.2002 № 1048-II,
  • от 29.09.2003 № 470-III.
  1. Глава I.Общие положение

  2. Референдум Республики Бурятия - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Бурятии.
    На референдум Республики Бурятия могут выноситься вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Республики Бурятия к компетенции республики.
    По вопросам, касающимся интересов отдельных групп населения республики или некоторых ее территорий, проводятся местные референдумы, порядок назначения и проведения которых регулируются отдельным законодательством.
    Статья 2 исключена
    Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
    Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
    Часть 3 исключен
    В соответствии с Конституцией Республики Бурятия вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим законом, иными законодательными актами Республики Бурятия.
    Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией Республики Бурятия, настоящим законом и иными законодательными актами Республики Бурятия. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений.
    Республика Бурятия гарантирует политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам Российской Федерации право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта закона или решения, выносимого на референдум.
    Часть 2 исключен
    Проведение агитации в помещениях участков для голосования запрещается.
    В последний день перед днем голосования и в день голосования любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
    Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
    Все решения, касающиеся референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через семь дней со дня их принятия, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом Республики Бурятия.
    Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
    Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
    Часть 5 исключен
    Все решения государственных органов, касающиеся проведения референдума: текст проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на русском и бурятском языках. Вся переписка с Центральной Комиссией референдума ведется на русском языке.
    Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет бюджета Республики Бурятия. Средства, выделенные из бюджета Республики Бурятия на организацию и проведение референдума, поступают в распоряжение Центральной комиссии референдума и распределяются ею при посредстве окружных комиссий референдума между всеми участковыми комиссиями референдума.
    Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы представляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума.
    Участковые комиссии референдума представляют соответствующим комиссиям референдума и Центральной комиссии референдума отчет о расходовании выделенных им средств не позднее десяти дней со дня официального опубликования результатов референдума.
  3. Глава II.Объявление референдума Республики Бурятия

  4. Право принятия решения о референдуме Республики Бурятия принадлежит Верховному Совету Республики Бурятия.
    Часть 2 исключен
    Часть 1 исключен
    Верховный Совет Республики Бурятия рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение.
    Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения.
    Часть 1 исключен
    Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов народных депутатов.
  5. Глава III.Подготовка к референдуму

  6. Часть 1 и 2 исключены
    Участковая комиссия референдума:
    составляет списки участников референдума по участку;
    проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
    оповещает население о дне проведения референдума;
    обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;
    организует на участке голосование в день проведения референдума;
    производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
    рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
    осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
    Территория каждого района, города и района в городе составляет отдельный округ референдума.
    Часть 2 исключен
    Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для выборов народных депутатов Республики Бурятия действующего созыва.
    В больницах, санаториях и домах отдыха, в воинских частях и труднодоступных районах могут создаваться участки референдума, которые входят в округа референдума в соответствии с местом их расположения.
    Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
    Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину тайного голосования.
    Кабины тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдуме, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.
    Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
    Списки составляются на основе данных, представляемых исполкомом соответствующего местного Совета народных депутатов. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части.
    В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно или временно проживающие на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список.
    Часть 4 и 5 исключены
    Часть 1 и 2 исключены
    В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случаях проведения референдума Республики Бурятия в один день с референдумом Российской Федерации все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.
    Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 30 дней до дня референдума.
    Окружные комиссии обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
    Часть 6 исключен
  7. Глава IV.Проведение референдума

  8. Часть 1 исключен
    В случае проведения референдума Республики Бурятия в один день с референдумом Российской Федерации либо иным голосованием, назначаемым органами государственной власти, время начала и окончания голосования определяется соответствующим законодательством либо органом, назначившим голосование.
    Если по участку референдума проголосовали все граждане, зарегистрированные в основных и дополнительных списках участников голосования, участковая комиссия референдума может прекратить голосование ранее установленного времени окончания голосования, в том числе и в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, о чем делается отметка в протоколе по итогам голосования.
    В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы Республики Бурятия, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме.
    После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня референдума.
    После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
    На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переписных ящиках для голосования, производится отдельно.
    По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:
    число граждан, принявших участие в голосовании;
    число голосов, поданных "за" вынесенный на референдум проект решения;
    число голосов, поданных "против";
    число бюллетеней, признанных недействительными.
    Часть 4 исключен
    Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
    Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составленный в двух экземплярах.
    Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельно протокол.
    Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.
    Окружная комиссия на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленно отсылается или передается другим способом в Центральную комиссию референдума.
    Часть 5 исключен
  9. Глава V.Установление результатов референдума

  10. Центральная комиссия референдума на основании протоколов всех окружных комиссий референдума определяет:
    число граждан, имевших право участвовать в референдуме;
    число граждан, получивших бюллетени;
    число граждан, принявших участие в голосовании;
    число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
    число голосов, поданных против;
    число бюллетеней, признанных недействительными.
    Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан Республики Бурятия, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
    Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
    Часть 4 исключен
    Часть 5 исключен
    Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случае обнаружения таких нарушений, результаты референдума могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца.
    Итоги референдума доводятся до сведения населения Республики Бурятия через средства массовой информации Центральной комиссией референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
    В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными, Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. Решения Центральной комиссии референдума могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Бурятия в течение недели со дня их принятия.
    Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
    Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом.
  11. Глава VI.Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

  12. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином Республики Бурятия или группой граждан Республики Бурятия их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Председатель Верховного Совета
    Бурятской ССР
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    25 ноября 1991 года
    N 139-XII