-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Бурятия
Письмо от 27 октября 1995 года № 09-07-02/7297

Разъяснения Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан в связи с поступающими с мест запросами по налогообложению бюджетных учреждений, а также учреждений, получающих дотацию из бюджета

Принято
Государственной налоговой инспекцией по Республике Бурятия
27 октября 1995 года
    Государственная налоговая инспекция по Республике Башкортостан, в связи с поступающими с мест запросами по налогообложению бюджетных учреждений, а также учреждений, получающих дотацию из бюджета, разъясняет следующее.
    1.Что относится к предпринимательской деятельности в бюджетных организациях?
    Все виды деятельности, не запрещенные законодательством России, от которых организация получает прибыль или доход.
    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 года, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно п. 1 письма Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 28.10.1992 N 100; N ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли.
    2.Могут ли местные органы власти предоставлять льготу по налогу на прибыль бюджетным организациям, занимающимся предпринимательской деятельностью?
    В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органы государственной власти национально - государственных и административно - территориальных образований помимо льгот, предусмотренных вышеуказанным Законом, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков (в том числе и по бюджетным организациям) дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
    3.Может ли Администрация района принять решение о снижении ставки налога на прибыль в местный бюджет для отдельных плательщиков?
    Снижать ставку налога на прибыль администрация района не может.
    4.Подлежат ли налогообложению доходы, полученные бюджетными учреждениями от хранения средств на депозитных счетах в учреждениях банка?
    Доходы в виде процентов от размещения предприятиями и организациями временно свободных средств на депозитных счетах в банках являются доходами от внереализационных операций и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
    5.Каким нормативным документом следует руководствоваться при налогообложении бюджетных учреждений? Какие формы отчетности предусмотрены бюджетными учреждениями? Должны ли бюджетные организации представлять в налоговые органы бухгалтерские отчеты при отсутствии предпринимательской деятельности? В какие сроки?
    При налогообложении бюджетных учреждений следует руководствоваться письмом Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 28.10.1992 N 100; N ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы", с последующими изменениями и дополнениями от 09.09.1993 N 108; N НП-4-01/139н, Инструкцией N 122 по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, письмом Минфина Российской Федерации от 15.02.1993 N 12 "О порядке составления отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете", письмом Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы Российской Федерации от 27 июня 1995 года N 61; N ПВ-4-17/53н "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов в 1995 и 1996 годах и годового отчета за 1995 год организациями, состоящими на бюджете".
    Согласно п. 11 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
    В соответствии с письмом Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 28.10.1992 N 100; N ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы", с последующими изменениями и дополнениями от 09.09.1993 N 108; N НП-4-01/139н, бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской деятельности, по окончании года не позднее 1 марта и не позднее 20-го числа следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения "Отчет о финансовых результатах и их использовании". Кроме того, бюджетные учреждения представляют в налоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода (квартала, года) не позднее 1 марта по результатам годового отчета и не позднее 20-го числа следующего за отчетным квартала "Расчет налога от фактической прибыли" и "Расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной".
    При отсутствии предпринимательской деятельности достаточно представлять официальную справку об отсутствии предпринимательской деятельности, при этом следует обратить внимание, что при наличии предпринимательской деятельности, выручка будет считаться "сокрытой" и подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета со всеми штрафными санкциями, предусмотренными действующим налоговым законодательством.
    6.Учитывается ли по бюджетным учреждениям превышение нормируемой величины расходов на оплату труда, образовавшееся в результате коммерческой деятельности?
    Учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений производится согласно п. 2.12 Инструкции N 37 Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 августа 1995 года, письму Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 28.10.1992 N 100; ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" и изменения к нему от 09.09.1993 N 100; N НП-4-01/139н.
    Нормирование расходов на оплату труда и исчисление сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной этих расходов учитывается только по предпринимательской деятельности, при условии отражения выплат заработной плате в себестоимости продукции (работ, услуг) от предпринимательской деятельности.
    7.Каков порядок зачисления сборов, взимаемых органами ГАИ? Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замен государственных номерных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов, проведение технических осмотров автомототранспорта?
    Доходы от оплаты за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта зачисляются в соответствующие бюджеты и используются по целевому назначению на осуществление указанной деятельности органов внутренних дел, а также на совершенствование деятельности местных подразделений государственной автомобильной инспекции и приобретение ими технических средств и оборудования.
    8.Подлежит ли налогообложению имущество бюджетных организаций, приобретение за счет доходов от предпринимательской деятельности, а также бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность?
    В соответствии с Инструкцией N 37 Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 августа 1995 года, к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы).
    Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
    Бюджетные учреждения и организации не являются плательщиками налога на имущество предприятий, даже если они осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности.
    9.Относится ли к основной деятельность (непредпринимательской) в медицинских учреждениях платные медицинские услуги, платные услуги в органах госсанэпидемнадзора, платные услуги в органах государственной фельдъегерской службы, платные услуги лесного хозяйства, основная деятельность которых финансируется за счет платных услуг и бюджетного финансирования?
    В частности, письмом Госналогслужбы Российской Федерации N ВГ-4-01/145н п. 8 определено, что к предпринимательской деятельности у бюджетных организаций относятся все виды деятельности (кроме основной), направленные на получение прибыли (дохода) и не запрещенные действующим законодательством.
    В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
    Основная уставная деятельность, не финансируемая из бюджета, связанная с оказанием платных услуг, согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Это относится ко всем перечисленным в вопросе бюджетным организациям, за исключением платных услуг органов Государственной фельдъегерской службы, по которым при исчислении налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1994 N 1379-68с.
    10.Каковы критерии перехода бюджетными учреждениями на новые условия хозяйствования? Следует ли руководствоваться определением согласно письма Минфина СССР N 38 от 19 марта 1990 года, при условии финансирования бюджетных учреждений без разделения по статьям? Следует ли при этом классифицировать доходы и расходы в целом за счет всех источников поступлений?
    В каких случаях бюджетные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности, а в каких фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально сумме поступившей по бюджетному финансированию и от доходов от предпринимательской деятельности?
    Критериев перехода бюджетных учреждений на новые условия хозяйствования не существует. Для перехода бюджетного учреждения на новые условия хозяйствования достаточно приказа вышестоящей организации.
    Бюджетные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета (в том числе доходов, расходов и прибыли, связанных с оказанием платных услуг) должны руководствоваться нормативными документами Минфина России: письмом от 15.02.1993 N 12 "О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете", Инструкцией от 03.11.1993 N 122 по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, письму Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 27 июня 1995 года N 61; N ПВ-4-17/53н "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов в 1995 и 1996 годах и годового отчета за 1995 год организациями, состоящими на бюджете", Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации.
    Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, не применяется к бюджетным организациям при учете расходов, касающихся их основной уставной деятельности, финансированной за счет бюджетных средств, согласно бюджетной сметы.
    Указанное Положение применяется бюджетными организациями по учету затрат предприятий, находящихся на их балансе, основная деятельность которых не связана с основной уставной деятельностью самой бюджетной организации (столовая, кафе, парикмахерская, мастерская по ремонту, бар, игровые автоматы и проч.). В этом случае бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет предпринимательской деятельности, связанной с их основной уставной деятельностью, раздельно от неуставной предпринимательской деятельности.
    11.Каковы особенности налогообложения по уплате налога на прибыль налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной у органов Госсанэпиднадзора?
    По бюджетным организациям Госсанэпиднадзора не предусмотрено налоговым законодательством никаких особенностей и специальных налоговых льгот.
    12.Выделяется ли из состава затрат у бюджетных организаций сумма НДС и спецналога по бюджетному финансированию и платным услугам при условии перехода бюджетного учреждения на новые условия хозяйствования и определения затрат пропорционально сумме поступившей по бюджетному финансированию и от доходов от предпринимательской деятельности?
    По бюджетным учреждениям исчисление налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет, производится в соответствии с порядком, установленным письмом Министерства экономики и финансов Российской Федерации "О ведении бухгалтерского учета и составления отчетности по налогу на добавленную стоимость бюджетными учреждениями и организациями" от 13.02.1992 N 103-2-8.
    Из состава затрат у бюджетных организаций сумма НДС и спецналога по бюджетному финансированию не выделяется. Дополнительные расходы по налогу на добавленную стоимость относятся на увеличение стоимости приобретенных ценностей и оказание учреждениями услуг, на увеличение сметных расходов.
    13.Каковы особенности налогообложения по налогу на имущество Управления жилищно - коммунального хозяйства в 1995 году? Льгота по уплате налога на имущество п. 5 "е" в Инструкции N 33 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий" от 8 июня 1995 года не предусмотрена. Однако, п. 6 вышеназванной Инструкции, для целей налогообложения стоимость имущества объектов жилищно - коммунальной сферы уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам).
    В соответствии с Федеральным законом от 25.04.1995 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предприятия, учреждения и организации жилищно - коммунального хозяйства являются плательщиками налога на имущество со второго квартала 1995 года.
    Согласно пункту "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с последующими изменениями и дополнениями стоимость имущества предприятий, учреждений и организаций, в том числе жилищно - коммунального хозяйства, исчисленная для целей налогообложения, уменьшения на балансовую (нормативную) стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) объектов жилищно - коммунальной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
    При определении льготируемых объектов жилищно - коммунального хозяйства следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) - код 90000 и Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров ССР от 22.10.1990 N 1072 шифр - 490.
    К объектам жилищно - коммунальной сферы относится имущество предприятий водопроводно - канализационного хозяйства, оказывающих потребителям коммунально - бытовые услуги по водоснабжению и водоотведению. К такому имуществу относятся, в частности: очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, сети водопровода и канализации и с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни, котельные, тепловые и электрические сети, объекты благоустройства, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта коммунального хозяйства, специальные машины и механизмы.
    С учетом изложенного жилой фонд и указанные объекты относятся к числу льготируемых при условии использования их в целях жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы.
    Конкретный перечень объектов, относящихся к жилищно - коммунальной сфере, будет определен после его согласования с Департаментом жилищно - коммунального хозяйства Минстроя России.
    14.Включаются ли в доходы от внереализационных операций безвозмездно полученные суммы средств, основных фондов бюджетными организациями?
    Если включаются, то каковы источники для оплаты налогов в случае отсутствия предпринимательской деятельности? (Органы МВД, Медучреждения и т.п.).
    Согласно п. 2.12 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.
    В составе доходов и расходов организаций, перечисленных в настоящем пункте, не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
    15.Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества согласно Указу Президента освобождены от налогов. Должно ли предприятие уплачивать налоги?
    Да, должно. Все, что продекларировано в отдельных законах и указах Президента (не относящихся прямо к налоговому законодательству), какие бы там льготы не были даны, если это не нашло отражения в налоговых законах и инструкциях, то эти льготы не применяются.
    16.Имеет ли право налоговая инспекция засчитывать арендную плату за нежилые помещения в прибыль (доход) Комитета по управлению муниципальным имуществом и брать с Комитета налога на прибыль? Ведь денежные средства от арендной платы в соответствии с законодательством о приватизации перечисляются в районный бюджет и никак не являются собственностью Комитета?
    При сдаче в аренду комитетами по управлению имуществом объектов недвижимости и иного государственного и муниципального имущества, начиная с декабря 1993 г. следует руководствоваться письмом Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143; N ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы".
    Учитывая, что арендная плата полностью вносится арендатором в бюджет, она не должна облагаться налогом на прибыль.
    17.Являются ли плательщиками налога на имущество комитеты по управлению имуществом и фонды имущества?
    Государственный комитет Российской Федерации по управлению имуществом, комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов, городов относятся к органам государственного управления и в соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с последующими изменениями и дополнениями, плательщиками налога не являются.
    Что же касается фондов имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов и городов, то освобождение от их уплаты названного налога налоговым законодательством не предусмотрено, поэтому их имущество подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5093-1, внесшим изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", с 1 июня 1993 г. указанные фонды имущества освобождаются от уплаты налога на имущество в части средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества.
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с последующими изменениями и дополнениями, органы государственной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу в пределах сумм платежей, направляемых в их бюджеты.
    18.Каков порядок взаимоотношений с бюджетом организаций и учреждений, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, по средствам, полученным за выдачу лицензий?
    Порядок взаимоотношений с бюджетом указанных организаций и учреждений по средствам, полученным за выдачу лицензий, устанавливается в каждом отдельном случае законами или постановлениями Правительства. По вопросу лицензирования транспортной деятельности необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России, Минфина России, Минтранса России от 06.11.92 N ВГ-4-01/72н/8-04-5/РТИ-14/568 "О средствах на выдачу лицензий", строительной деятельности - письмами Госналогслужбы России от 23.07.1992 N 01-1 "О государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР", от 14.01.1993 N ВГ-6-01/22 о продлении сроков лицензирования строительной деятельности для организаций и предприятий, начавших свою деятельность после 1 января 1989 г. и от 09.03.1993 N ВГ-4-01/8н о продлении сроков лицензирования проектных подразделений Союза архитекторов России.
    19.Распространяется ли письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.1992 N 100; N ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы", с последующими изменениями и дополнениями, на общественные организации (в том числе на Российскую оборонную спортивно - техническую организацию - РОСТО, в связи с финансированием ее Министерством Обороны)?
    Данным письмом определен порядок налогообложения прибыли бюджетных организаций. Общественные организации (в том числе РОСТО) при исчислении налогооблагаемой прибыли должны руководствоваться Инструкциями N 4 и N 37 Госналогслужбы России от 06.03.1992 и 10.08.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
    Настоящие разъяснения носят рекомендательный характер и не являются нормативным документом.
    Источники - письма Госналогслужбы России:
    - от 10 июня 1992 г. N ВГ-6-01/187;
    - от 14 сентября 1993 г. N ВГ-4-01/145н;
    - от 17 июня 1994 г. N ВГ-6-01/213;
    - от 16 мая 1995 г. N 06-2-13/322;
    - от 21 сентября 1995 г. N 01-1-06/2.
    Зам. начальника - Государственный
    советник налоговой службы 3 ранга
    Л.ПЕТРОВА