Республика Башкортостан
Постановление от 24 мая 1994 года № 182

Об итогах инспектирования башкирской территориальной подсистемы Российской Федерации системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и задачах по ее дальнейшему совершенствованию

Принято
Кабинетом Министров Республики Башкортостан
24 мая 1994 года
    В соответствии с планом основных мероприятий Российской Федерации на 1994 год с 15 по 24 марта текущего года комиссией Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проводилась инспекторская проверка деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям и штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
    Комиссия отметила, что вопросы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно находятся в поле зрения Правительства Республики Башкортостан, большинства глав администраций городов и районов, руководителей объектов экономики.
    С 1990 года принято ряд постановлений "О чрезвычайных происшествиях на объектах народного хозяйства и мерах по их предотвращению", включающих комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, усилению профессиональных аварийно - спасательных служб и улучшению их материально - технической базы.
    В целях выявления реальной обстановки по загрязнению окружающей среды особо опасными экотоксикантами Правительством Республики Башкортостан в мае 1993 года утверждена республиканская программа "Диоксин".
    В условиях дефицита бюджета 1993 года в республике на природоохранные мероприятия израсходовано более 25 млрд. рублей, в т.ч. по программе "Диоксин" - 195 млн. рублей и 615 тысяч долларов США.
    Управлением Башкирского округа Госгортехнадзора Российской Федерации в течение 1993 года за нарушение правил безопасности приостановилась работа 3310 объектов, освобождены и понижены в должности 233 руководителя различных рингов, в следственные органы переданы материалы на 26 должностных лиц.
    Противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан была приостановлена деятельность 8210 различных объектов, оштрафовано 4349 должностных лиц, с них взыскано штрафов на сумму 4,6 млн. рублей.
    Несмотря на принимаемые в республике меры аварийность на предприятиях не снижается и остается самой высокой в Приволжском регионе. Так, за период 1991-1993 гг. на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях допущено свыше 30 серьезных чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых взрывами, пожарами, человеческими жертвами, выбросами в атмосферу больших объемов взрывоопасных и вредных веществ. Отдельные аварии могли привести к катастрофическим последствиям.
    Из-за несоответствия своевременным нормативным требованиям серьезную угрозу для населения и персонала нефтеперерабатывающих предприятий представляют объекты хранения сжиженных газов.
    Большую тревогу вызывает хранение жидкого хлора на Уфимском предприятии "Химпром". Резервуары хранения под давлением 12 атмосфер и трубопроводные системы не оснащены запорной арматурой с дистанционным управлением. Не проработан вопрос оперативного аварийного освобождения резервуаров от жидкого хлора. Простейшие устройства для локализации хлорной волны недостаточно эффективны. Отсутствует связь (сигнализация) между операторной и установкой заполнения железнодорожных цистерн жидким хлором.
    Не решена проблема утилизации и захоронения высокотоксичных отходов.
    Более двух третей объема промышленных сточных вод сбрасывается в основную водную артерию - реку Белая. Из 160 очистных сооружений эффективно работают 20. Со сточными водами в водотоки республики в 1993 году сброшено свыше 559 тонн нефтепродуктов, 4,5 тонны фенола, 13,6 тонны меди, 51,2 тонны цинка, 2 тонны хрома, 8,7 тонны свинца, 600 кг кадмия, 80 кг ртути, 118 тыс. тонн сульфатов, 520 тыс. тонн хлоридов.
    Особую озабоченность вызывает состояние эксплуатационной безопасности газо-, нефте-, продуктопроводов, находящихся на территории республики. Более 1000 км магистральных трубопроводов эксплуатируется свыше 40 лет, свыше 4 тысяч км - от 30 до 40 лет. При этом диагностирование состояния магистральных газо- и нефтепродуктопроводов неоправданно затягивается. Имевшие место в 1993 и текущем году аварии на магистральных трубопроводах свидетельствуют о необходимости срочного проведения комплекса мер по определению фактического состояния магистральных и промысловых трубопроводов, степени их надежности. Требуется также обеспечение безопасности участков трубопроводов в местах пересечения железных дорог, автострад, так как более 40 процентов их не отвечают современным требованиям СНиП.
    В республике 43-м потенциально опасным предприятиям необходимо создать локальные системы оповещения, фактически строительство начато на 7 объектах.
    Из-за отсутствия финансирования приостановлены работы по созданию Центра оперативной связи комиссии по чрезвычайным ситуациям Кабинета Министров Республики Башкортостан, Автоматизированной информационно - управляющей системы, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 1991 года N 151.
    Необходимо отметить, что ранее принятые постановления Правительства Республики Башкортостан до настоящего времени не выполняются не только по причине нехватки финансовых средств, но и отсутствия понимания руководителями предприятий и контролирующих органов важности проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения.
    В целях дальнейшего совершенствования функционирования территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
    1.Утвердить план совершенствования функционирования республиканской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан (по материалам инспекторской проверки Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
    2.Штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в срок до 1 октября 1994 года представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Башкортостан сметы расходов на 1995 год по выполнению мероприятий утвержденного плана.
    3.Министерству финансов Республики Башкортостан при формировании проекта бюджета Республики Башкортостан 1995 года предусмотреть целевое финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    4.Министерству внешних связей Республики Башкортостан на 1995 год включить в Перечень проектов финансирования за счет республиканского валютного фонда расходы на приобретение защитных комплектов жизнеобеспечения и необходимых автомеханических вспомогательных средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    5.Институту проблем прикладной экологии и природопользования Республики Башкортостан совместно со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан разработать в срок до 1 октября 1994 года проект республиканской программы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    6.Республиканскому штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с привлечением Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Министерства внутренних дел Республики Башкортостан организовать курсы обучения спасателей по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
    7.Возложить контроль за выполнением настоящего Постановления на Республиканский штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
    Премьер - министр
    Республики Башкортостан
    А.Я.КОПСОВ
    Управляющий Делами Кабинета Министров
    Республики Башкортостан
    Р.Ж.ХАЙБУЛЛИН