-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Алтай
Положение от 11 ноября 2009 года
Положение об организации опеки и попечительства на территории муниципального образования «майминский район»
- Принято
- Администрацией муниципального образования «Майминский район» (Республика Алтай)
11 ноября 2009 года
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Законами Республики Алтай № 2-РЗ от 27.02.2008 г. «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Алтай», № 3-РЗ от 27.02.2008 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», Уставом муниципального образования «Майминский район» и устанавливает порядок организации опеки и попечительства на территории муниципального образования «Майминский район».
I.Общие положения
1.1.Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (малолетними), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных, ограниченно дееспособных граждан. Опека и попечительство над детьми устанавливаются также в целях их содержания, воспитания и образования.
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, на основании и в порядке, установленных законодательством.
1.2.На орган опеки и попечительства возлагаются следующие задачи:
1.2.1.Защита прав и законных интересов ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, защита прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, защита прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.
1.2.2.Надзор за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей.
1.2.3.Выбор формы устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
1.2.4.Охрана имущественных прав несовершеннолетних детей, иных недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.
1.3.Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Полномочия органа опеки и попечительства на территории муниципального образования «Майминский район» осуществляют:
1.3.1.Комиссия по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – Комиссия).
1.3.2.Глава Администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – Глава Администрации).
1.3.3.Отдел образования Администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – Отдел образования).
II.Комиссия по опеке и попечительству
2.1.Комиссия по опеке и попечительству формируется в составе 9 человек.
2.2.Члены Комиссии назначаются Распоряжением Главы Администрации.
В состав Комиссии входят председатель, заместитель председателя секретарь комиссии и члены комиссии.
2.3.Председатель представляет Комиссию в отношениях с организациями, государственными органами по всем вопросам ее деятельности в полном объеме.
2.4.Председатель осуществляет руководство текущими делами и принимает решения, которые входят в его компетенцию, несет ответственность за работу Комиссии.
2.5.К ведению комиссии по опеке и попечительству относятся следующие вопросы:
2.5.1.Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
2.5.2.Рассмотрение материалов лиц, желающих оформить опеку или попечительство и принятие решений о возможности гражданина быть кандидатом в опекуны, попечители, приемные родители или усыновители.
2.5.3.Рассмотрение в пределах своей компетенции обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.
2.5.4.Заслушивание опекуна (попечителя), приемного родителя о выполнении им своих обязанностей.
2.5.5.Отстранение и освобождение опекуна (попечителя), приемного родителя от исполнения обязанностей в случаях нарушения прав и интересов опекаемого;
2.5.6.Принятие решения об обращении в суд с иском об отмене усыновления ребенка.
2.5.7.Принятие решения о досрочном расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
2.5.8.Осуществление проверки документов и принятие решений на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих указанным лицам прав, раздел имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества лиц указанной категории.
2.5.9.Принятие решения по вопросам, переданным на рассмотрение Комиссии Главой Администрации, иным вопросам, связанным с защитой прав и интересов детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
2.5.10.Иные функции, установленные настоящим Положением и действующим законодательством.
2.6.Комиссия проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Комиссии. На каждом заседании ведется протокол с указанием места и времени заседания, состава Комиссии, присутствия заинтересованных лиц, сущности разбираемого вопроса, мотивированного решения Комиссии.
Протокол составляется секретарем и подписывается председателем Комиссии. Протоколы заседаний Комиссии изготавливаются в трёхдневный срок.
2.7.После снятия опеки или попечительства, смерти подопечного его дело хранится в Отделе образования в течение 75 лет, после чего уничтожается.
2.8.Основными документами при ведении делопроизводства в Комиссии являются:
- журнал учета и регистрации заявлений, поступивших на рассмотрение Комиссии по опеке и попечительству (Приложение 1 к настоящему Положению);
- журнал протоколов заседаний Комиссии по опеке и попечительству (Приложение 2 к настоящему Положению).
2.9.Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Комиссии.
2.10.Решения Комиссии принимаются большинством членов комиссии, присутствующих на заседании на момент голосования.
2.11.Любой член комиссии имеет право приложить к протоколу заявление об особом мнении по принятому решению.
2.12.Решения Комиссии, отраженные в протоколе заседания Комиссии являются основанием для принятия решений (Постановлений, Распоряжений, справок) Администрацией муниципального образования «Майминский район», которые подписываются Главой Администрации.
Глава Администрации вправе отклонить заключение Комиссии в случае, если оно принято с нарушением законодательства РФ. В этом случае вопрос выносится на рассмотрение следующего заседания Комиссии.
III.Полномочия главы администрации
3.1.Глава Администрации:
3.1.2.Подписывает Постановления, Распоряжения, справки, принятые на основании решений Комиссии.
3.1.3.Направляет представителя в суд для участия в рассмотрении дел о лишении судом родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении), о признании гражданина недееспособным (дееспособным, ограниченно дееспособным) и др., выдает указанному представителю доверенность.
3.1.4.Заключает самостоятельно или по доверенности договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и другие договоры, установленные действующим законодательством.
3.1.5.Единолично принимает решения по вопросам, не отнесенные настоящим Положением к компетенции Комиссии.
Глава Администрации вправе передать любой вопрос на рассмотрение Комиссии по опеке и попечительству.
Решения Главы оформляются в виде распоряжений Главы Администрации.
IV.Полномочия отдела образования
4.1.Специалист(ы) Отдела образования:
4.1.1 Подбор и учет лиц, желающих и способных выполнять обязанности опекуна, попечителя, приемного родителя, усыновителя.
4.1.2.Изменение имени и фамилии ребенка в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4.1.3.Разрешение споров о порядке осуществления родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка.
4.1.4.Принятие решения об обращении в суд с иском о лишении либо ограничении родительских прав в случаях, предусмотренных семейным законодательством.
4.1.5.Обследование условий жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
4.1.6.Разрешение споров о порядке общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями.
4.1.7.Осуществляет наблюдение и контроль за условиями жизни и воспитания подопечных, усыновленных, а также детей в приемной семье.
4.1.8.Ознакомляет под роспись опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей с их обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации.
4.1.9.В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, составляет заключения.
4.1.10.Выявляет и ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет сведения о них для формирования регионального банка данных.
4.1.11.Определяет детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. учреждения временного пребывания.
4.1.12.Проводит немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.
4.1.13.Выявляет и ведет учет недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.
4.1.14.Готовит документы, проекты правовых актов о назначении, освобождении, отстранении опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей
4.1.15.Готовит необходимые документы для заключения договора о доверительном управлении имуществом подопечного в случаях и порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
4.1.16.Готовит документы и материалы для рассмотрения Комиссией по опеке и попечительству.
4.1.17.Готовит документы и материалы для рассмотрения Главой Администрации.
4.1.18.По поручению Главы Администрации осуществляет иные полномочия.
4.1.19.Предоставляет отчетность в органы исполнительной власти Республики Алтай в сфере образования и социального развития в порядке, установленном действующим законодательством.
4.1.20.Выдает в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешения (справки, подписанные Главой Администрации) на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей при условии предоставления родителем (законным представителем) документов, подтверждающих отсутствие сведений о постановке на учет несовершеннолетнего в Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации муниципального образования «Майминский район, Отделе по делам несовершеннолетних ОВД по Майминскому району.
4.1.21.Выдает в соответствии с действующим законодательством разрешения (справки, подписанные Главой Администрации) на совершение сделок с имуществом подопечных.
4.2.На каждого подопечного специалисты Отдела образования заводят опекунское (попечительское) дело, где хранятся все документы, связанные с установлением и снятием опеки или попечительства над подопечным.
4.3.Срок оформления актов обследования – 3 рабочих дня со дня проведения обследования. Срок оформления заключений – 15 рабочих дней со дня подачи заявления заинтересованным лицом либо получения запроса суда.
V.Функции органа опеки и попечительства в области защиты прав детей, воспитываемых в семье
5.1.Орган опеки и попечительства обязан:
5.1.1.Принимать необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка в случаях угрозы жизни или здоровья ребенка, невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, злоупотребления родительскими правами, как по заявлению самого ребенка, так и по сообщению должностных лиц организаций либо иных граждан.
5.1.2.Назначать представителя для защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, в случаях разногласий между родителями и детьми.
5.1.3.Разрешать разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей в случаях обращения родителей (одного из них).
5.1.4.Принимать участие в судебном разбирательстве в случае спора о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
5.1.5.Обеспечить устройство ребенка по решению суда, если судом будет установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие.
5.1.6.Совместно с судебным исполнителем участвовать в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).
5.2.Орган опеки и попечительства имеет право:
5.2.1.Обязать родителей (одного из них), в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, не препятствовать этому общению.
5.2.2.Обращаться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства.
5.2.3.Обращаться в суд с иском о лишении родительских прав в случаях предусмотренных семейным законодательством.
5.2.4.Обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав в случаях, предусмотренных семейным законодательством.
5.2.5.Немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.
Если после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не меняет своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
5.3.Орган опеки и попечительства вправе поручить педагогическим, медицинским, социальным работникам, психологам и другим специалистам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, проведение конкретных мероприятий по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития.
VI.Функции органа опеки и попечительства в области защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
6.1.Орган опеки и попечительства в случаях, предусмотренных семейным законодательством, защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. Орган опеки и попечительства выявляет детей, оставшихся без попечения родителей, ведет их учет, избирает формы устройства таких детей, а также осуществляет последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
6.2.Орган опеки и попечительства обязан:
6.2.1.В течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, провести обследование условий жизни ребенка.
6.2.2.При установлении факта отсутствия попечения родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
6.2.3.В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обеспечить устройство ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку или попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
6.2.4.В случаях лишения или ограничения родительских прав обоих родителей орган опеки и попечительства обязан организовать устройство ребенка.
При отобрании ребенка в случаях непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства незамедлительно уведомляет прокурора, обеспечивает временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения решения об отобрании ребенка обращается в районный федеральный суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
6.3.Орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекуна (попечителя), усыновителя, приемного родителя, который предполагает:
6.3.1.Обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, усыновленных, детей в приемных семьях в сроки, установленные действующим законодательством.
6.3.2.Контроль исполнения опекуном (попечителем), усыновителем, приемным родителем своих обязанностей, в том числе и по управлению имуществом.
6.3.3.Оказание необходимой помощи и содействия.
VII.Участие органа опеки и попечительства в производстве по делам об установлении усыновления (удочерения) ребенка
7.1.Глава Администрации обязан направить своего представителя для участия в судебном рассмотрении дел об усыновлении ребенка, а также дел об отмене усыновления ребенка.
7.2.При подготовке дела к судебному разбирательству орган опеки и попечительства обязан:
7.3.Представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком.
7.4.Провести обследование условий жизни усыновителей и представить в суд акт об обследовании установленной формы.
При отсутствии на судебном заседании законных представителей в случае усыновления ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, орган опеки и попечительства дает свое согласие на усыновление ребенка.
Орган опеки и попечительства заверяет согласие родителей на усыновление ребенка, представляемое в суд.
7.5.Орган опеки и попечительства вправе требовать отмены усыновления ребенка в суде.
При отмене усыновления в случае отсутствия родителей либо если передача ребенка родителям противоречит его интересам, орган опеки и попечительства обязан организовать его попечение.
7.6.Орган опеки и попечительства обязан сохранять тайну усыновления ребенка.
VIII.Приемная семья
8.1.Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).
8.2.Глава Администрации самостоятельно или по доверенности заключает с приемными родителями договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
8.3.Перед заключением договора орган опеки и попечительства обязан:
8.3.1.Составить акт по результатам обследований условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
8.3.2.Подготовить, заключение о возможности лиц, подавших заявление, стать приемными родителями.
8.3.3.Предоставить лицам, желающим стать приемными родителями, информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью.
8.3.4.Выдать направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
8.4.При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, основания и последствия прекращения такого договора.
8.5.Орган опеки и попечительства имеет право:
8.5.1.Осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
8.5.2.Определять в спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями.
8.5.3.Досрочно расторгнуть договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).
IX.Охрана имущественных прав несовершеннолетних и несовершеннолетних недееспособных граждан
9.1.Орган опеки и попечительства имеет право осуществлять контроль за действиями опекунов (попечителей), приемных родителей по распоряжению имуществом подопечных.
Доходы подопечного должны удовлетворять его потребности и расходоваться исключительно в его интересах только с предварительного согласия органа опеки и попечительства.
9.2.Опекун не вправе без получения предварительного согласия органа опеки и попечительства:
9.2.1.Совершать сделки по отчуждению имущества подопечного (продажа, обмен, дарение, сдача внаем (в аренду), в безвозмездное пользование, в залог и др.).
9.2.2.Отказаться от принадлежащих подопечному имущественных прав (отказ от принятия наследства, от взыскания долга и др.).
9.2.3.Производить раздел имущества подопечного или выдел из него доли.
9.2.4.Совершать другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.
Форма согласия органа опеки и попечительства на совершение указанных сделок должна соответствовать форме самой сделки, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.
Предварительное согласие на совершение аналогичных сделок обязаны получить родители, когда они распоряжаются имуществом, принадлежащим их детям.
9.3.При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом орган опеки и попечительства обязан заключить с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. Существенные условия договора и форма его устанавливаются в соответствии с требованиями ГК РФ.
9.4.Орган опеки и попечительства обязан принимать меры к охране законных интересов несовершеннолетних, несовершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан при разделе наследства в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. В случае поступления от нотариальных органов копии свидетельства о наследовании орган опеки и попечительства обязан взять на учет имущество, перешедшее по наследству к подопечному.
9.5.В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, орган опеки и попечительства совместно с руководителями учреждений для детей-сирот, опекунами, попечителями, приемными родителями обязан обеспечить сохранность имущество несовершеннолетнего.
9.6.Орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в случаях, предусмотренных действующих законодательством.
9.7.Орган опеки и попечительства имеет право требовать признания недействительным в судебном порядке соглашения об уплате алиментов, если предусмотренные соглашением условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку или совершеннолетнему недееспособному члену семьи существенно нарушают их интересы.
X.Порядок назначения опекунов и попечителей Над совершеннолетними недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами
10.1.Основанием для рассмотрения вопроса о назначении недееспособному или ограниченно дееспособному гражданину опекуна (попечителя) для органа опеки и попечительства является вступившее в силу судебное решение о признании гражданина недееспособным либо об ограничении гражданина в дееспособности.
10.2.Опека в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительство в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства, попечительство в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливаются Комиссией по опеке и попечительству.
10.3.Отдел образования направляет в регистрирующие органы, органы, ведущие учет объектов недвижимости запрос сведений в отношении недвижимого имущества недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, собственником которого он является (Приложение 3 к настоящему Положению).
10.4.Комиссия проводит в течение пяти рабочих дней обследование материально-бытовых условий проживания недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина.
Лицам, помещенным на постоянной основе в лечебные учреждения, стационарные учреждения социального обслуживания и другие аналогичные учреждения организации, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагаются на администрации указанных учреждений.
Временное помещение подопечного в лечебные учреждения, стационарные учреждения социального обслуживания и другие аналогичные учреждения не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении подопечного.
10.5.Специалист Отдела образования принимает заявление о назначении опекуна или попечителя со всеми представленными документами и разъясняет заявителю его права и обязанности.
10.6.Специалист Отдела образования проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам.
10.7.Специалист Отдела образования формирует личное дело на недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, куда приобщает документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), регистрирует личное дело в Журнале регистрации личных дел недееспособных или ограниченно дееспособных граждан (Приложение 4 к настоящему Положению), присваивает личному делу номер, соответствующий номеру в указанном журнале.
10.8.Специалисты Отдела образования в трехдневный срок со дня принятия решения о назначении опекуна обязана по описи передать ему имущество подопечного.
10.9.Специалист Отдела образования в присутствии опекуна, представителей жилищно-эксплуатационной организации составляет опись имущества подопечного (Приложение 5 к настоящему Положению). При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные лица.
Опись имущества подопечного подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении.
10.10.Опекун (попечитель) назначается с его согласия или по его просьбе по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином.
10.11.Заявление об установлении опеки над гражданами, признанными судом недееспособными, и попечительства над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными, подается лицами, изъявившими желание быть их опекунами (Приложение 6 к настоящему Положению).
10.12.Учет и регистрация заявлений на установление опеки (попечительства) ведется секретарем Комиссии в специальном журнале учета и регистрации заявлений (Приложение 1 к настоящему Положению).
10.13.Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя), устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
10.14.С целью получения сведений о личности будущего опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявлении о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.
Орган опеки и попечительства вправе потребовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволяет установить его способность быть опекуном (попечителем).
Полученные сведения о личности будущего опекуна (попечителя) представляют собой конфиденциальную информацию и не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
10.15.Совершеннолетние дети, родители, супруги, бабушки и дедушки, совершеннолетние внуки, братья и сестры подопечного имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на назначение их опекунами (попечителями).
10.16.Для рассмотрения вопроса об установлении опеки (попечительства) представляются следующие документы:
В отношении лица, назначаемого опекуном (попечителем):
- копия паспорта лица, назначаемого опекуном (страницы: фотография, регистрация, дети, семейное положение);
- справка с места жительства о составе семьи;
- автобиография;
- характеристика с места работы (учебы);
- справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (есть ли командировки, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднять либо способствовать исполнению обязанностей опекуна, попечителя);
- медицинское заключение о состоянии здоровья;
- письменное согласие мужа (жены), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи опекуна на установление опекунства (попечительства);
- копии документов, подтверждающих право собственности либо найма жилого помещения или иного пользования.
- справка об отсутствии (наличии) судимости.
В отношении лица, нуждающегося в опеке (попечительстве):
- заявление об установлении опеки;
- копия паспорта;
- копия решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
- справка с места жительства о составе семьи;
- копия справки об инвалидности.
10.17.Комиссия проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в опеке, с составлением акта, который заверяется личными подписями лиц, проводящих обследование.
10.18.С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования Комиссией готовится заключение о целесообразности установления опеки (попечительства). Комиссия по опеке и попечительству на заседании рассматривает вопрос о назначении опекуна или попечителя.
10.19.При составлении заключения учитываются способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), его нравственные и иные личные качества отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке (попечительстве).
Опекунами могут быть совершеннолетние лица, за исключением:
- лиц, признанных дееспособными в результате эмансипации или вступления в брак;
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей;
- лиц, употребляющих спиртные напитки, допускающих антиобщественное поведение, нигде не работающих, не имеющих постоянного стабильного заработка, имеющих судимости за умышленные преступления против жизни и здоровья граждан;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности попечителя;
- лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
При этом должны учитываться нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между заявителем и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
10.20.Решение об установлении опеки (попечительства) принимается Администрацией муниципального образования «Майминский район» в виде Распоряжения на основании заключения Комиссии.
В случае отказа в установлении опекунства (попечительства) Отдел образования официально в письменной форме извещает об этом заявителя.
10.21.Опекун (попечитель) назначается в течение указанного срока лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), если не назначен опекун (попечитель), исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на орган опеки и попечительства.
XI.Порядок выдачи разрешения на распоряжение имуществом подопечного.
11.1.В случае обращения опекуна (попечителя) за предоставлением разрешения на распоряжение денежными средствами подопечного Отдел образования принимает от него соответствующее заявление (Приложение 7 к настоящему Положению).
11.2.В случае обращения опекуна (попечителя) за предоставлением разрешения на распоряжение недвижимым или ценным движимым имуществом подопечного Отдел образования принимает от него следующие документы:
11.2.1.Заявление (Приложения 8,9 к настоящему Положению).
11.2.2.Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (для автомобиля – свидетельство о государственной регистрации транспортного средства) и его копию.
11.2.3.Технический паспорт недвижимого имущества (для автомобиля – паспорт транспортного средства) и его копию.
11.2.4.Выписку из похозяйственной книги.
11.2.5.Иные документы, необходимые для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на распоряжение недвижимым имуществом подопечного, а также их копии. С учетом принятых документов Комиссией принимается решение, на основании чего Отделом образования готовится соответствующая справка.
11.3.Выданное разрешение (справка) или отказ в выдаче разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке.
XII.Правила помещения и выписки граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, направленных на стационарное обслуживание в учреждения республики алтай
12.1.Стационарная форма социального обслуживания предназначается для граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан указанной категории наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом граждан, состоянием их здоровья и социальным положением. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
12.2.Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания производится на основании их личного письменного заявлении и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.
12.3.Основанием для помещения недееспособного лица без его согласия или согласия его законного представителя в психоневрологическое учреждение для социального обслуживания служит решение органа опеки и попечительства о направлении гражданина в такое учреждение.
Такое помещение может иметь место в случаях, если эти лица лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Решение органа опеки и попечительства принимается на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания, а в отношении дееспособного лица, к заявлению которого должно быть приложено заключение врачебной комиссии, - также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.
12.4.Основанием для выписки (выбытия) гражданина из стационарного учреждения социального обслуживания является письменное заявление гражданина (для детей, не достигших 14 лет и лиц, признанных судом недееспособными, заявление родителей или иного законного представителя, в котором они берут на себя обязательство обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания, согласованное с органом опеки и попечительства), ходатайство администрации стационарного учреждения социального обслуживания населения.
Выписка (выбытие) гражданина из стационарного учреждения социального обслуживания происходит на основании Приказа администрации учреждения.
Временное выбытие ребенка-инвалида из стационарных учреждений социального обслуживания осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) на срок не более одного месяца или на период каникул.
Выписка (выбытие) граждан, находящихся на платной основе, из стационарных учреждений социального обслуживания производится в случае их отказа от оплаты за стационарное обслуживание более двух месяцев при наличии трудоспособных совершеннолетних детей, которые в соответствии с Семейным кодексом РФ обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
XIII.Освобождение или отстранение опекунов, попечителей от исполнения ими своих обязанностей
13.1.Опекун (попечитель) освобождается от исполнения своих обязанностей по их просьбе (Приложение № 10 к настоящему Положению) при наличии уважительных причин: болезни, изменении имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и иным уважительным причинам, если это не противоречит интересам подопечного.
13.2.Опекун (попечитель) может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опекунства (попечительства) в корыстных целях, а также при оставлении подопечного или опекаемого без необходимого ухода и помощи.
13.3.В случаях, указанных в пунктах 13.1 и 13.2 настоящего Положения, Комиссия принимает решение о нецелесообразности выполнения обязанностей опекуна (попечителя) данным лицом.
13.4.Решение об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей принимается Администрацией на основании решения Комиссии и в соответствии с гражданским законодательством и оформляется в виде Распоряжения.
Копия Распоряжения об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) выдается на руки опекуну (попечителю).
XIV.Осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей) Над Гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
14.1.Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей).
14.2.Специалисты Отдела образования не реже двух раз в год осуществляет проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных условий жизни подопечных, а также сохранности имущества подопечных.
Результаты проверки фиксируются в акте обследования материально-бытовых условий проживания подопечного и приобщаются к личному делу. (Приложение 12 к настоящему Положению)
14.3.Орган опеки и попечительства принимает и рассматривает жалобы подопечных, а также иных лиц на действия или бездействие опекуна (попечителя), влекущие угрозу жизни или здоровью подопечного.
14.4.Опекун ежегодно не позднее 1 февраля сдает отчет о хранении, использовании и управлении имуществом в орган опеки и попечительства (Приложение 13 к настоящему Положению). В отчете опекуна или попечителя содержатся сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле недееспособного лица.
14.5.Орган опеки и попечительства при обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без разрешения обязан незамедлительно обратиться в суд в интересах подопечного с требованием о признании сделки недействительной в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
14.6.Орган опеки и попечительства ежегодно не позднее 1 февраля сдает отчет в Министерство труда и социального развития Республики Алтай (Приложение 11 к настоящему Положению).
XV.Участие органа опеки и попечительства в осуществлении юридически значимых действий.
15.1.Орган опеки и попечительства по просьбе лиц, достигших возраста шестнадцати лет, и желающих вступить в брак, вправе выдать разрешение данным лицам для представления в орган записи актов гражданского состояния при наличии уважительных причин. Данное разрешение оформляется в виде Распоряжения Администрации.
15.2.Орган опеки и попечительства вправе требовать признания брака не действительным в судебном порядке в случаях:
15.2.1.Если брак заключен между усыновителями и усыновленными.
15.2.2.Если брак заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Орган опеки и попечительства обязан принимать участие при рассмотрении судом дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным.
15.3.В случае, если в орган опеки и попечительства поступило заявление о находке младенца, орган опеки и попечительства оповещает об этом органы внутренних дел, принимает меры к помещению ребенка в медицинское учреждение, а также обязан заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. Одновременно с заявлением в орган записи актов гражданского состояния представляется документ об обнаружении ребенка с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден.
При регистрации в органе ЗАГС найденного неизвестного ребенка его фамилия, имя, отчество вносится органом опеки и попечительства.
15.4.Орган опеки и попечительства при государственной регистрации рождения вправе указывать в записи акта о рождении ребенка имя ребенка и (или) его фамилию (при разных фамилиях родителей) при отсутствии соглашения между родителями.
15.5.Орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя в случаях:
15.5.1.Если лицо не достигло возраста 14 лет - по совместной просьбе родителей.
15.5.2.Если лицо не достигло возраста 14 лет при перемене фамилии одним из родителей - при отсутствии соглашения между ними.
15.5.3.Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.
15.5.4.Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено - исходя из интересов ребенка. В этом случае фамилия ребенка изменяется на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
15.6.Орган опеки и попечительства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, вправе дать согласие на государственную регистрацию установления отцовства в органы записи актов гражданского состояния в случаях:
15.6.1.Смерти матери ребенка.
15.6.2.Признания ее недееспособной.
15.6.3.Отсутствия сведений о месте пребывания матери.
15.6.4.Лишения ее родительских прав.
15.7.В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, орган опеки и попечительства может подать заявление в суд для признания гражданина недееспособным. Орган опеки и попечительства обязан направить своего представителя для участия в судебном заседании при рассмотрении судом вопроса о признании гражданина недееспособным.
В случае соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы, когда основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, орган опеки и попечительства имеет право подать заявление в суд о признании выздоровевшего дееспособным.
15.8.В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, орган опеки и попечительства может подать заявление в суд о признании гражданина ограниченно дееспособным. Орган опеки и попечительства обязан направить своего представителя для участия в судебном заседании при рассмотрении судом вопроса о признании гражданина ограниченно дееспособным.
15.9.В случаях, предусмотренных законодательством, орган опеки и попечительства может подать заявление в суд об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.
15.10.Орган опеки и попечительства согласовывает заключение трудового договора:
- с учащимся, от 14 до 16 лет для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения;
- с детьми, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и исполнении произведений в организациях кинематографии, цирках, театральных и концертных организациях, без ущерба здоровью и нравственному развитию.
15.11.Орган опеки и попечительства участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с органами государственной власти Республики Алтай.
15.12.Орган опеки и попечительства дает согласие родителям, опекунам (попечителям), приемным родителям несовершеннолетних граждан РФ, выезжающих за пределы Российской Федерации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
15.13.Орган опеки и попечительства согласовывает:
- направление районного военкомата, выданное детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для зачисления в воинские части в качестве воспитанников;
- разрешение на проведение каникулярного отпуска воспитанников воинских частей у их родственников;
- отчисление воспитанников воинских частей в случаях, установленных Правительством РФ.
XVII.Взаимодействие органа опеки и попечительства с органами местного самоуправления поселений
16.1.Органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования «Майминский район» в пределах своей территории:
16.1.1.Выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан и направляют всю информацию о них в орган опеки и попечительства.
16.1.2.По необходимости проводят обследование условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, составляют акты обследования.
16.1.3.По запросу органа опеки о попечительства предоставляют всю информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченно дееспособных гражданах проживающих на территории поселения.
16.1.4.Имеют право присутствовать на заседаниях комиссии по опеке и попечительству.
16.1.5.Осуществляют иные полномочия в соответствии со своей компетенцией.
XVII.Заключительные положения
17.1.Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования в порядке, установленном Уставом муниципального образования «Майминский район».