-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Алтай
Закон от 12 сентября 2001 года № 24-55

Об утверждении республиканской программы «Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001 — 2005 годы»

Принят
Президиумом Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай
02 сентября 2001 года
    В редакции
  • от 05.06.2002 № 5-53.
    Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001 - 2005 годы".
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Председатель Государственного Собрания -
    Эл Курултай Республики Алтай
    Д.И.ТАБАЕВ
    Глава Республики Алтай,
    Председатель Правительства
    Республики Алтай
    С.И.ЗУБАКИН
    г. Горно-Алтайск
    12 сентября 2001 года
    N 24-55
    РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ, ЛЕЧЕНИЮ
    И БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ И УПОТРЕБЛЕНИЕМ
    НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
    НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
    Паспорт
    региональной целевой программы "Комплексные меры
    по профилактике, лечению и борьбе с незаконным
    оборотом и употреблением наркотических средств
    в Республике Алтай на 2001 - 2005 годы"
    Наименование Программы: республиканская целевая программа "Комплексные меры по профилактике, лечению и борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств в Республике Алтай на 2001 - 2005 годы".
    Основание для разработки Программы: постановление Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 27.03.01 N 41.
    Основной разработчик Программы: рабочая группа Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
    Цели и задачи Программы - создание условий для приостановления роста незаконного потребления и оборота наркотиков, поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности.
    Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы.
    I этап - 2001 - 2003 гг.
    II этап - 2004 - 2005 гг.
    Перечень основных мероприятий Программы: совершенствование нормативной правовой базы по профилактике распространения наркомании;
    - выработка механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций;
    - реализация мероприятий по лечению и реабилитации лиц, потребляющих наркотики;
    - борьба с незаконным оборотом наркотиков.
    Исполнители основных мероприятий Программы: министерства, комитеты, управления и ведомства Республики Алтай.
    Объемы и источники финансирования:
  1. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
    - всего 21321,5 т.р. - бюджет РА - средства ФЦП 2056,9 т.р. 2056,9 т.р. - 10481,7 т.р. 9081,7 т.р. 1400 т.р. 8782,9 т.р. 4082,9 т.р. 4700 т.р.
  2. Ожидаемые конечные результаты Программы: сокращение роста наркомании, как социального явления;
    - снижение распространения и оборота наркотиков.
    Контроль за исполнением Программы: Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
  3. I.Обоснование необходимости разработки программы

  4. Анализ ситуации в Республике Алтай, связанной с употреблением наркотических средств и их незаконным оборотом, свидетельствует о крайне недостаточной работе, проводимой законодательной и исполнительной ветвями власти, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, средствами массовой информации, педагогическими коллективами общеобразовательных школ, учебных заведений, общественностью Республики Алтай в складывающейся ситуации.
    Республика Алтай является одним из немногочисленных субъектов Российской Федерации, где не принята региональная целевая программа по этим проблемам.
    По данным органов здравоохранения, в 2000 году состояло на учете 485 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и сильнодействующих веществ, из которых 461 человек имеет диагноз - наркомания.
    По оценкам отделов внутренних дел республики, в отношении 618 человек, не состоящих на учете в наркологических службах, имеются данные о немедицинском потреблении наркотиков, из них потребителей опия инъекционным способом 301, производных конопли 232, полинаркоманов 34, токсикоманов 51. Тем самым количество потребителей наркотиков и СДВ в Республике Алтай составляет 1103 человека, из них потребителей опия инъекционным способом - 50%, производных конопли - 37%, полинаркоманов - 5%, токсикоманов - 6%. Реальное их количество, с учетом латентности наркомании и оценки экспертов, более чем в 5 раз превышает их зарегистрированное число.
    Увеличивающееся количество лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, особенно в столице республики г. Горно-Алтайске, ведет к распространению гепатита "С" и угрозе распространения ВИЧ-инфекции. Эта угроза обусловлена соседством с г. Бийском - районом, наиболее пораженным СПИДом в Алтайском крае и из которого в основном поступают в республику наркотики опийной группы.
    За последние годы увеличилась смертность среди наркоманов, состоящих на наркотическом учете, основной причиной которой является передозировка наркотиков.
    Опережающими темпами развивается злоупотребление наркотиками в молодежной среде. Учитывая возрастную категорию большинства потребителей наркотиков - до 30 лет, можно констатировать, что под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения. Обострение ситуации по распространению и незаконному употреблению наркотиков напрямую связано с усилением взаимозависимости наркоторговли и общеуголовной преступности.
    Сведения
    о развитии наркопреступности в Республика Алтай за 10 лет
  5. 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
    всего преступлений 20 27 90 118 196 242 328 364 381 389
    изъято наркотиков по уг. делам, кг 42 155 160 111 110 90 304 152 236 173
    привлечено к уг. отв. лиц 21 34 50 87 136 131 162 139 177 205
    состоит на учете в Минздраве РА 52 48 126 130 162 441 306 375 482 485
    из них несов./летн. - 6 7 29 70 84 110 69 59 45
  6. За последнее десятилетие в республике наметился устойчивый неуклонный рост незаконного распространения наркотических средств и их немедицинского потребления, числа больных наркоманией, количества выявленных преступлений, связанных с наркотиками, объема изъятых наркотических средств.
    Всего из незаконного оборота изъятых наркотических средств преобладает марихуана, этого наркотика изъято 80%, ее производных - гашиша и гашишного масла - 16%.
    В Онгудайском и Улаганском районах, на территории которых произрастает дикорастущая конопля с высоким (по сравнению с другими районами республики) содержанием тетрагидроканнабинола, традиционно ведется незаконная заготовка наркосырья.
    За последние три года произошла структурная перестройка наркорынка. Если раньше опий распространялся в расфасованном (полиэтиленовые свертки) виде, факты его изъятия были единичны и все зарегистрированы в г. Горно-Алтайске, то в настоящее время опий распространяется в виде растворов и экстрактов для шприцов, факты изъятия фиксируются десятками и уже имеют место в селах республики.
    Резко возрастает употребление высокоактивных, дорогостоящих и наиболее опасных для здоровья наркотических средств.
    Сегодня республика попадает под влияние экспансии наркотиков из крупных городов на периферию. Сложной является обстановка с контрабандой наркотиков. Почти все наиболее опасные для здоровья человека наркотики имеют нероссийское происхождение.
    С целью предупреждения распространения наркомании среди населения министерствами и ведомствами республики осуществлены некоторые мероприятия, но из анализа складывающейся ситуации усматривается, что предпринятые меры явно не достаточны и существенно на обстановку не повлияли.
    МВД Республики Алтай была осуществлена работа по пресечению хищений лекарственных наркотических средств и по лицензированию объектов легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Из 38 объектов лицензировано только 31, т.е. 81,5%. Завершить лицензирование всех объектов в 2000 году не представилось возможным в связи с отсутствием финансирования работ по технической оснащенности помещений в соответствии с установленными требованиями.
    Не в полной мере использованы возможности, предоставленные Федеральным законам "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.98 N 3-ФЗ в части профилактики наркомании и организации наркологической помощи. Работа по реализации мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту осуществлялась согласно разделу N 5 "Противодействие распространению наркотиков" республиканской программы по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай N 58 от 22.02.99, срок действия которой закончился.
    В связи с дефицитом финансирования не выполнены отдельные мероприятия этой Программы, особенно касающиеся сферы деятельности министерств здравоохранения, образования и науки.
    Не соответствует складывающейся обстановке роль СМИ в профилактике наркомании среди подростков, которая невозможна без постоянной и адресной разъяснительной, пропагандистской работы, направленной на формирование у подрастающего поколения сознания в необходимости здорового образа жизни.
    Ввиду того, что 15 - 17 лет - это именно тот возраст, в котором большинство российских подростков начинают употреблять наркотики, необходимо значительное внимание уделять профилактической работе во всех видах учебных заведений республики. Так как на распространение наркотиков повлияли не только изменение социальных условий, но и утрата устойчивой системы ценностей, а также определенная мода, идущая из других стран, необходима действенная пропаганда здорового образа жизни и ценностных ориентиров.
    Учитывая всю остроту, сложность и многогранность проблемы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, можно сделать вывод о том, что, только используя программно-целевой подход, можно обеспечить проведение единой политики по предупреждению и профилактике, противодействию распространения наркотиков, по разработке нормативной правовой базы.
    Программа разработана исходя из "Руководящих принципов и основных направлений в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года".
  7. II.Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

  8. 2.1.Главной целью Программы является осуществление комплекса мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании, организации действенных мер по пресечению незаконного оборота наркотиков, формированию у населения, особенно в молодежной среде, негативного отношения к наркомании, пропаганда здорового образа жизни, уважения и соблюдения законов, что создаст условия в республике для приостановления роста потребления наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности.
    2.2.Основными задачами Программы являются:
    - совершенствование нормативной правовой базы по профилактике распространения наркомании на территории республики;
    - выработка механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных отделений федеральных органов по реализации мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
    - реализация мероприятий по лечению и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.
    2.3.Реализацию мер по выполнению постановления Правительства Республики Алтай от 22.02.99 N 58 можно считать мероприятиями подготовительного этапа.
    В настоящее время необходимо осуществление мер, обеспечивающих качественно новый уровень работы. Этому будут способствовать намечаемые Программой мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Алтай на 2001 - 2003 годы, которые можно считать первоочередными.
    Мероприятия следующего этапа планируется разработать и утвердить на 2004 - 2005 годы после выполнения намеченных мер.
    Основной задачей I этапа является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, II этапа - сокращение наркомании в республике до минимального уровня.
    Общая сумма запланированных средств I этапа реализации Программы составляет: всего - 21321,5 т. р.;
    по годам: 2001 г. - 2056,9 т. р.;
    2002 г. - 10481,7 т. р.;
    2003 г. - 8782,9 т. р.;
    в том числе из республиканского бюджета: 15221,5 т. р., из федерального бюджета: 1220,0 т. р.
  9. III.Мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

  10. Предлагаемые к реализации мероприятия в сфере правового обеспечения, в организационной сфере, лечебно-профилактические, материально-технические по обеспечению подразделений МВД Республики Алтай, ведущих борьбу с наркотиками и другие, представлены в приложении.
    Приоритетное внимание уделяется в Программе совершенствованию деятельности и наращиванию усилий в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ними правонарушений.
    - Работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами требует дополнительных усилий, организации недостающих структурных звеньев, лечебно-профилактической помощи.
  11. IV.Основные направления и механизмы реализации программы

  12. 4.1.Предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:
    - совершенствование правовой основы (республиканского законодательства);
    - организация совместных действий на республиканском, муниципальном и местном уровнях по уничтожению очагов дикорастущих наркотикосодержащих растений;
    - организация взаимодействия с таможенной и пограничной службой РА по оперативно-розыскным мероприятиям и другими ведомствами в целях пресечения ввоза наркотиков на территорию республики из сопредельных территорий;
    - материально-техническое обеспечение подразделений внутренних дел, ведущих борьбу с наркотиками;
    - материально-техническое обеспечение наркологической службы Республики Алтай;
    4.2.В качестве механизмов программы используются:
    - организация профилактической антинаркотической пропаганды и популяризации здорового образа жизни;
    - координация усилий общественных организаций и граждан в борьбе с распространением наркомании;
    - активное содействие в формировании общественного мнения, выработке конкретных мер государственными органами, общественными организациями и коммерческими структурами по борьбе с наркоманией;
    - профессиональная подготовка, переподготовка и стажировка кадров, специалистов по различным направлениям антинаркотической работы;
    - реализация проектов, связанных с лечением, социальной и трудовой реабилитацией наркоманов;
    - оказание финансовой и прочей помощи (с учетом возможности республиканского и местного бюджетов) организациям и ведомствам, занятым борьбой против незаконного оборота наркотиков и другим направлениям.
    4.3.Содержание основных мероприятий по реализации Программы, ответственные исполнители и сроки исполнения определены в приложении.
    Выполнение Программы осуществляется на основе объединения усилий заинтересованных государственных и муниципальных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан.
    Программа предполагает разработку на ее базе программ на уровне города и районов республики, а также ведомственных мероприятий.
  13. V.Ресурсное обеспечение программы

  14. Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также министерств и ведомств (за счет текущих финансовых средств, выделенных на основную деятельность), задействованных в реализации программных мероприятий.
    В связи с большой дефицитностью республиканского бюджета значительное внимание должно уделяться участию в соответствующих федеральных целевых программах (ФЦП), а также использованию возможностей международных неправительственных и благотворительных организаций (в т.ч. Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом - МАБНН).
    Предлагаемый механизм финансирования Программы предполагает ежегодное уточнение объема выделяемых средств при рассмотрении и утверждении бюджетов всех уровней на очередной год.
    Финансирование мероприятий Программы предусматривается в следующих объемах (по годам и направлениям).
  15. VI.Организация исполнения программы и контроль за ходом ее реализации

  16. 6.1.Основными исполнителями Программы являются органы исполнительной власти Республики Алтай, органы местного самоуправления, республиканские министерства и ведомства.
    6.2.Контроль за организацией исполнения Программы осуществляется Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, формируемой в порядке, установленном Правительством Республики Алтай.
    6.3.Исполнители Программы несут ответственность за полное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
    Министерства, комитеты, управления и ведомства Республики Алтай, указанные первыми в графе "Исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за их выполнение и представляют в Межведомственную комиссию к 20 июля и 20 января каждого года доклады о работе над Программой.
    6.4.По результатам работы за полугодие Межведомственная комиссия заслушивает руководителей министерств, комитетов, управлений и ведомств - исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимаются решения, обязательные для исполнителей.
    По итогам года Межведомственная комиссия выносит на заседание Правительства Республики Алтай вопрос о ходе реализации Программы.
  17. VII.Оценка эффективности реализации программы

  18. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется как по косвенным показателям медицинской и криминальной статистики, так и расчетным путем.
    По результатам деятельности каждый год Межведомственная комиссия представляет в Правительство Республики Алтай анализ ситуации по злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Алтай. Данный анализ по решению Межведомственной комиссии может быть опубликован в республиканских газетах.
    Реализация Программы, при условии финансовой поддержки органов власти Республики Алтай, позволит значительно сократить рост наркомании как социального явления (до уровня минимальной опасности), приостановить распространение наркотиков в республике.