-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Алтай
Закон от 08 июля 1997 года № 22-10
Об охране семьи, материнства, отцовства и детства
- Принят
- Президиумом Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай
08 июля 1997 года
Настоящий Закон устанавливает основы государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, принципы регулирования отношений, возникающих с участием семьи в государственных, административных, гражданских, земельных, жилищных и других правоотношениях.
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Закон устанавливает юридический статус семьи и обеспечивает охрану прав и интересов семьи, связанных с выполнением основных функций:
а) наделяет семьи правами экономически самостоятельного хозяйствующего субъекта;
б) возрождает и укрепляет престиж семьи, семейных традиций, родительский авторитет;
в) восстанавливает приоритет семейного воспитания детей;
г) закрепляет гарантии защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
д) устанавливает ответственность государства перед семьей и семьи перед государством и обществом.
Настоящий Закон является основой для развития и совершенствования отраслевого законодательства, он регулирует отношения, в которых семья выступает как самостоятельный субъект права либо как объект охраны.
Органы государственной власти и местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, улучшающие охрану семьи, материнства, отцовства и детства в пределах их компетенции.
Целью государственной политики Республики Алтай в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства является установление социально - экономических, организационных, правовых гарантий для развития семьи и ее всесторонней самореализации в интересах общества.
Охрана семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается путем:
а) создания семье условий для достижения ею экономической самостоятельности, оказание семье необходимой социальной поддержки для удовлетворения жизненно важных материальных и культурных потребностей;
б) проведение целесообразной демографической политики;
в) правовой и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
г) взаимодействия государственных органов с общественными объединениями, представляющими интересы семьи, при формировании политики, разработке и реализации программ, касающихся семьи, материнства, отцовства и детства.
Республика Алтай осуществляет социальную политику, исходя из приоритета прав и интересов семьи, оказывает правовую, медицинскую, социальную, педагогическую и психологическую помощь. В этих целях государственные органы и органы самоуправления обязаны разрабатывать и осуществлять республиканские, региональные программы социальной поддержки и помощи семье и детству по месту жительства семьи и месту работы (учебы, службы) ее членов.
Работодатели и трудовые коллективы обязаны обеспечить реализацию предоставляемых настоящим Законом и принятых в его развитие нормативных актов по охране семьи, материнства, отцовства и детства, прав и льгот в отношении работающих лиц. Расходы на эти цели возмещаются из средств федерального и республиканского бюджетов, а также фонда социальной поддержки населения при Правительстве Республики Алтай.
В коллективных и трудовых договорах (контрактах) могут устанавливаться дополнительные льготы семьям за счет собственных средств работодателей.
Для реализации государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечения социальной защищенности семей на всей территории Республики Алтай создается государственная служба семьи, действующая на всей ее территории.
Порядок образования государственной службы семьи, ее структура, права и обязанности определяются Положением, разработанным Правительством Республики Алтай и утвержденным Государственным Собранием - Эл Курултай.
Государственная служба семьи
а) координирует деятельность государственных и общественных организаций в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства;
б) разрабатывает проекты комплексных целевых программ, правовых норм для осуществления государственной политики по охране семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает их реализацию;
в) участвует в разработке проектов программ экономического и социального развития, проектов бюджетов;
г) координирует деятельность государственных и общественных организаций в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства;
д) обеспечивает охрану прав и законных интересов семьи;
е) оказывает социальную помощь и поддержку семьям, нуждающимся в социальной защите, учреждает благотворительные организации и фонды;
ж) ведет информационную и просветительную деятельность, обучение и подготовку к семейной жизни;
з) создает специализированные структуры по вопросам брака и семьи для оказания юридической, педагогической, психологической, наркологической и иной помощи семье и детству;
и) поддерживает все формы предпринимательской деятельности семей, семейных предприятий;
к) способствует возрождению и развитию семейных обрядов и традиций;
л) взаимодействует с общественными объединениями семей, оказывает им организационную, материально - техническую и иную помощь в реализации социально значимых программ;
м) осуществляет иные возложенные на нее функции.
Служба семьи вправе открывать семейные школы, музеи и семейные детские сады, другие учебные и дошкольные заведения и учреждения, которые действуют на основании индивидуальных учебных программ.
С целью оказания финансовой, материальной и иной помощи нуждающимся семьям любые государственные, общественные, религиозные организации и граждане вправе заниматься благотворительной деятельностью, создавать благотворительные фонды и открывать при них отделения срочной психологической помощи, телефоны доверия, приюты для детей, оставленных родителями. Учредители фондов могут обращаться за добровольными финансовыми и иными пожертвованиями и получать их от любых граждан и организаций, включая иностранных.
К организациям, деятельность которых направлена на социальную помощь семье, применяется режим льготного налогообложения в соответствии с действующим законодательством.
Государственные органы и работодатели выполняют задачи охраны семьи, материнства, отцовства и детства во взаимодействии с профсоюзными, молодежными, детскими, религиозными и иными общественными объединениями, средствами массовой информации.
Решения государственных и иных органов по вопросам социально - экономического положения семьи, детей, родителей принимаются с учетом мнения соответствующих профсоюзов, общественных и иных объединений.
Государственная служба семьи способствует формированию общественных объединений семей, оказывает организационную, материально - техническую и иную помощь в
информировании семей об их правах и обязанностях;
оказании различных видов помощи семьям, нуждающимся в особой социальной защите;
развитии общественно - полезных инициатив;
вовлечении семей в различные формы предпринимательской деятельности;
создании фондов финансовой поддержки семей;
организации благотворительной деятельности.
Раздел II СЕМЬЯ
Семья - это объединение двух и более лиц, основанное на браке, родстве и иных формах принятия детей на воспитание, связанное общностью жизни (ведением общего хозяйства, заботой друг о друге, воспитанием детей), а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными нормами семейного права.
Семья выполняет репродуктивную (детородную), воспитательную и экономическую функции с учетом интересов общества. Ведение домашнего хозяйства и воспитание детей признается общественно - полезным трудом.
Семья содействует реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их представительство и защиту.
Как самостоятельный субъект семья может иметь имущество в общей, совместной или долевой собственности, быть учредителем семейного (фамильного) предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, стороной в гражданско - правовых, земельных, административных, финансовых, налоговых, кредитных и иных правоотношениях, затрагивающих интересы семьи, нести ответственность за принятие на себя обязательства, быть истцом и ответчиком в суде, создавать и входить в общественные объединения семей, а также обладать иными правами и обязанностями.
Правосубъективность семьи возникает и прекращается по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законами Российской Федерации и Республики Алтай.
Никто не вправе посягать на права семьи, возлагать на нее обязанности, вмешиваться в семейные отношения, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Семья является коллективным хозяйствующим субъектом и обеспечивает собственную экономическую самостоятельность за счет совместного труда ее членов и других источников дохода.
Экономическая самостоятельность семьи как хозяйствующего субъекта охраняется государством и обеспечивается предоставлением прав:
а) на получение земельного участка для строительства дома, дачи, для занятий садоводством и огородничеством, организации фермерского (крестьянского) хозяйства или иного семейного предприятия;
б) на передачу семье мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производственных помещений, жилых домов и другого имущества, являющегося муниципальной или государственной собственностью, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
в) на создание семейных предприятий и других форм предпринимательской деятельности.
Органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации могут передавать отдельным семьям в собственность или в безвозмездное пользование государственное или муниципальное имущество.
Республика Алтай поощряет рождение детей в семье и оказывает семье социальную поддержку на основании республиканских программ, утвержденных с учетом демографической и экономической ситуаций.
Республика Алтай создает, координирует и организует деятельность службы планирования семьи как элемента первичной медицинской помощи с целью улучшения репродуктивного здоровья населения, в первую очередь молодежи.
Служба планирования семьи:
а) обеспечивает население необходимой информацией для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному поведению, подготовки к браку;
б) в интересах охраны здоровья супругов и их потомства государство, по медицинским показаниям вступивших в брак, обеспечивает им медицинское или медико - генетическое консультирование (обследование).
За семьей признается преимущественное право на выбор дошкольного, внешкольного учебного заведения и обязанность воспитания детей, определять формы, средства и методы семейного и внесемейного воспитания, привлекать детей к посильному труду, давать согласие на участие их в трудовой деятельности в свободное от учебы время, решать другие вопросы, которые по действующему законодательству не могут решаться несовершеннолетними самостоятельно.
Республика Алтай создает необходимые условия для семейного воспитания детей, организует воспитание детей в государственных учебных заведениях и внешкольных детских учреждениях различного типа, гарантирует защиту семьи от необоснованного вмешательства в осуществляемый ею воспитательный процесс.
Воспитание троих и более детей (или ребенка - инвалида) и ведение при этом домашнего хозяйства одним из родителей (лицом, его заменяющим) признаются в республике общественно - полезным трудом наравне с другими видами трудовой деятельности. Эти лица обеспечиваются всеми видами пособий, предусмотренными действующим законодательством для работающих женщин.
При наличии уважительных причин, не позволяющих воспитывать ребенка в семье, родители, при наличии взаимного согласия, вправе поместить ребенка в государственное детское учреждение на временное или постоянное воспитание с полной или частичной компенсацией ими затрат на его содержание.
Порядок оплаты расходов на содержание детей в государственных учреждениях определяется Правительством Республики Алтай.
К семьям, нуждающимся в социальной защите, относятся:
многодетные семьи (семьи с тремя и более детьми);
неполные семьи, состоящие из одного из родителей (или заменяющих их лиц) и детей;
студенческие семьи, в которых оба супруга являются студентами (учащимися) очного обучения;
молодые семьи, то есть семьи супругов, вступивших в брак в возрасте до 25 лет, в течение первых двух лет с момента регистрации брака;
семьи несовершеннолетних родителей;
семьи с родителями - инвалидами или ребенком - инвалидом;
малообеспеченные семьи, имеющие доход на одного члена семьи ниже установленного прожиточного минимума;
опекунские семьи;
семьи военнослужащих срочной службы;
семьи беженцев;
семьи, пострадавшие от стихийных и иных бедствий;
другие семьи, признанные нуждающимися в социальной защите в соответствии с действующим законодательством или по решению органов местного самоуправления.
Этим семьям предоставляются дополнительные социальные и материальные льготы из фонда социальной поддержки населения при Правительстве Республики Алтай, обеспечивающие им необходимые условия для рождения детей, их воспитания и содержания (талоны на питание, денежные компенсации).
Семья имеет право на получение занимаемого ею жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда в общую собственность с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда на условиях договора - найма в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Алтай и Российской Федерации.
Семья - фактический воспитатель, добровольно принявший на себя обязанности и права родителей (в случае установления над ребенком опеки и попечительства), имеет право на возмещение затрат по содержанию ребенка за счет алиментов и государственных пособий, исходя из интересов ребенка, и с учетом его желания, фактическое воспитание может быть в судебном порядке приравнено к усыновлению в случае длительного воспитания и содержания (не менее 5 лет) ребенка, оставшегося без родительского попечения.
Признание фактического воспитателя усыновителем прекращает правоотношения ребенка с его родителями.
Фактический воспитатель приобретает права и обязанности усыновителя со времени, указанного во вступившем в законную силу решении суда.
Республика Алтай гарантирует семье выплату всех видов пособий, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Права, затрагивающие интересы семьи и ее членов, охраняются Законом. Использование семьей своих прав не должно причинять ущерб правам других граждан и интересам общества.
Представительство интересов семьи в отношениях с государством или другими лицами может осуществляться по закону или по соответствующему соглашению одним из совершеннолетних членов семьи либо иным представителем, получившим полномочия от других членов семьи.
Законом гарантируется также участие представителя семьи при рассмотрении административных, гражданских и уголовных дел, затрагивающих интересы семьи.
Внутрисемейные споры, а также споры, затрагивающие интересы семьи и ее отдельных членов, рассматриваются третейскими судами, согласительными комиссиями.
В целях возрождения и укрепления престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета, восстановления приоритета семейного воспитания детей ежегодно 15 мая устанавливается День семьи Республики Алтай.
Раздел III МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО
Женщина и мужчина вправе по своему усмотрению решать вопрос о материнстве и отцовстве. Республика создает им необходимые условия по оказанию специализированной помощи при рождении ребенка, а с целью предупреждения нежелательной беременности обеспечивает применение современных методов контрацепции, включая медицинскую стерилизацию. Искусственное прерывание беременности и медицинская стерилизация проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об охране здоровья населения.
Мать и отец имеют равные права на решение всех вопросов семейной жизни, воспитание и содержание детей, выполняют равные обязанности по отношению к семье, а также несут равную ответственность. Родители вправе заключить между собой соглашение об участии в воспитании ребенка и его содержании. Никто из них не вправе требовать преимущества в правах, ущемлять интересы друг друга. Это равенство сохраняется и при раздельном проживании родителей и ребенка.
Споры между родителями, между родителями и ребенком, между родителями и государственными или общественными организациями по поводу осуществления родительских прав решаются органами опеки и попечительства, третейскими согласительными комиссиями, судами, исходя из интересов ребенка.
С целью охраны здоровья беременной женщины работодатели обязаны обеспечить ей право на работу в условиях, учитывающих ее физиологические особенности и состояние здоровья.
При невозможности предоставить легкую работу (работу на дому) беременная женщина освобождается от работы с сохранением за счет средств работодателя среднего заработка по прежней работе за весь освобожденный от работы период.
Отпуск и оплачиваемое пособие по беременности и родам предоставляются женщине в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации.
Права работающей матери по вопросам установления льготного режима труда, размеров пособий, дополнительных выплат, уменьшения налогов, взимаемых из заработной платы, а также других преимуществ по сравнению с работающими женщинами, не имеющими детей, регулируются законодательными актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Независимо от формы собственности предприятия, организации, учреждения работающей беременной женщине и женщине - матери гарантируется создание необходимых условий для воспитания и содержания детей путем оказания ей социальной помощи и поддержки через систему льгот и пособий, выплачиваемых за счет государственных и муниципальных фондов.
Независимо от организационно - правовой формы предприятия, организации, учреждения работодатели устанавливают всем работающим матерям, имеющим детей в возрасте до шестнадцати лет, рабочую неделю продолжительностью не более тридцати пяти часов с сохранением заработной платы.
Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Администрация образовательного учреждения, имеющего общежитие, обязана обеспечить студенческие семьи изолированными жилыми помещениями.
Обучающимся беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до шести лет, по их просьбе устанавливается режим свободного посещения занятий.
Неработающему трудоспособному родителю, занятому воспитанием ребенка - инвалида в возрасте до шестнадцати лет, выплачивается ежемесячная компенсация, установленная законодательством Российской Федерации.
Период ухода за ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет и детьми до 3 лет, а также время воспитания троих и более несовершеннолетних детей неработающим родителем или лицом, его заменяющим, включается в его общий и непрерывный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости, но не более 9 лет в общей сложности.
Матери, отцу или лицу, их заменяющему, уволившимся с работы в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью ребенка и необходимостью лечения его в течение длительного времени, при наличии медицинского заключения предоставляется право вернуться на прежнее место работы в течение одного месяца после улучшения здоровья ребенка, а при невозможности предоставить прежнее место обеспечивается преимущественное трудоустройство на том же предприятии.
Женщина, не состоявшая в браке, родившая (усыновившая) ребенка, а также отец, воспитывающий ребенка без матери, имеют право на получение семейного пособия (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, среднемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка), оплату больничного листа по уходу за ребенком на более продолжительный срок, другие льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для одиноких лиц с детьми.
Право на получение семейного пособия имеет также разведенная мать (отец) при невозможности получения алиментов на детей и вдова (вдовец), не получающая пенсии по случая потери кормильца.
Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона могут быть произведены на основе обоюдного осознанного желания супругов либо незамужней женщины.
Учреждения здравоохранения обеспечивают анонимность донорства и сохранение тайны проведения операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, за нарушение которой устанавливается ответственность, предусмотренная действующим законодательством.
Порядок и условия донорства при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона устанавливаются министерством здравоохранения Российской Федерации, права и обязанности родителей и детей, родившихся при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.
Стерилизация лица (лишение человека способности к воспроизводству потомства), состоящего в браке, допускается при наличии 2-х детей в возрасте не старше 35 лет лишь с согласия супруга, за исключением случаев, когда это необходимо по медицинским показаниям. Женщина и мужчина, не состоящие в браке, имеют право по собственной воле подвергнуться стерилизации.
Принудительная стерилизация может быть произведена в отношении лица, признанного в установленном порядке недееспособным, если на этом настаивает его законный представитель. В этом случае принудительная стерилизация производится по решению суда в порядке, предусмотренном действующим гражданским процессуальным законодательством.
Раздел IV ДЕТСТВО
Детство - период жизни и развития человека с момента его рождения до совершеннолетия (18 лет), в течение которого ребенок наделяется обусловленным возрастом, правами и обязанностями и особой правовой охраной по нормам отраслевого законодательства.
Республика Алтай признает за ребенком права на жизнь и полноценное развитие, гарантирует их реализацию за счет средств, выделяемых на цели воспитания подрастающего поколения.
Республика Алтай охраняет права ребенка на неприкосновенность его личности, сохранение индивидуальности (включая гражданство, имя, семейные связи, пол, национальность, родной язык), честь и достоинство, свободу совести и религии, воспитание, образование, здоровье, другие личные и имущественные права.
Защита прав и интересов ребенка осуществляется в семье родителями (заменяющими их лицами), в детском учебно - воспитательном или специализированном лечебном учреждении - его администрацией.
При рассмотрении всех споров, связанных с защитой интересов ребенка, ему предоставляется право быть заслушанным в ходе судебного, административного и иного разбирательства в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за реализацией прав ребенка возлагается на правоохранительные органы и органы опеки и попечительства.
Воспитание ребенка в семье признается приоритетной формой, наилучшим образом обеспечивающей интересы ребенка. Оно может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
Республика Алтай гарантирует ребенку, лишившемуся родительского попечительства, семейную форму воспитания: усыновление, опеку (попечительство), семейный детский дом, учитывая при этом этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность, родной язык; при невозможности устройства ребенка в семью передает его на воспитание в соответствующее детское учреждение.
Республика Алтай гарантирует создание условий для саморазвития, самореализации и самореабилитации ребенка в государственных и частных образовательных учреждениях.
Контроль за соблюдением прав ребенка в процессе его воспитания возлагается на органы опеки и попечительства.
Республика Алтай гарантирует ребенку право на образование в пределах, определяемых Законом Российской Федерации "Об образовании", Конституцией Республики Алтай. Повышение уровня образования, а также избрание негосударственных форм обучения осуществляются по инициативе родителей с учетом желания и способностей ребенка, а по достижении им пятнадцатилетнего возраста - по его инициативе с учетом мнения родителей (заменяющих их лиц).
Республика гарантирует соответствие условий воспитания, обучения и содержания детей санитарно - гигиеническим требованиям. За нарушение этих правил администрация детских лечебных, учебных, воспитательных и лечебно - профилактических учреждений несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания, независимо от возраста ребенка.
Родителям помещенных в стационарное медицинское учреждение детей должен быть обеспечен доступ к ним, кроме случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.
Дети - инвалиды и дети с физическими или психическими недостатками имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.
Республика Алтай в целях социальной поддержки и адаптации таких детей содержит учебные, лечебные и реабилитационные учреждения для получения или доступного по состоянию здоровья образования и воспитания.
Трудоустройство несовершеннолетних, имеющих профессиональные ограничения по состоянию здоровья, осуществляется государственной службой занятости.
Родителям (лицам их заменяющим), воспитывающим детей - инвалидов, предоставляются льготы, направленные на улучшение условий жизни больного ребенка.
Все виды государственной помощи семьям, имеющим детей, оказываются по месту фактического проживания детей и должны использоваться на их нужды.
При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на государственное или общественное обеспечение родители (заменяющие их лица) утрачивают право получения пособия и иных выплат и льгот на детей.
Пособия, пенсии и иные выплаты, назначенные ребенку, а также средства, взыскиваемые с родителей на его содержание, выплачиваются лицу, которому ребенок передан на воспитание.
Ребенок в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет вправе участвовать в любой общественно - полезной деятельности, в том числе оплачиваемой, если это не противопоказано ему по состоянию здоровья, не препятствует его образованию, нравственному воспитанию и иным образом не ущемляет его законных прав и интересов.
Привлечение детей в возрасте от четырнадцати лет к оплачиваемому труду допускается лишь с согласия родителей (заменяющих их лиц).
Принудительный детский труд запрещен, охрана прав работающих несовершеннолетних детей регулируется действующим законодательством.
Ребенок вправе участвовать в гражданских правоотношениях через законного или договорного представителя либо самостоятельно. Пределы дееспособности несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет и от пятнадцати до восемнадцати лет устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Ребенку принадлежит на правах собственности имущество, перешедшее к нему по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
При безвозмездной передаче семье имущества (в том числе жилого помещения), находящегося в государственной или муниципальной собственности, ребенку независимо от возраста гарантируется право на долю в переданном имуществе и открывается именной приватизационный счет.
Право собственности возникает у ребенка также при условии его личного трудового участия в предпринимательской деятельности, в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства семьи и иной трудовой деятельности.
Споры об определении доли ребенка в общем имуществе и выделении ее рассматриваются судом.
Ребенок обязан уважать своих родителей и воспитателей так же, как и они обязаны уважать своих детей.
Взрослые дети заботятся о престарелых родителях, оказывают им необходимую социальную поддержку для удовлетворения их жизненно важных материальных потребностей.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав, или, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Раздел V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
За нарушение настоящего Закона устанавливается дисциплинарная, административная, гражданская ответственность.
Основаниями для привлечения к ответственности за нарушение настоящего Закона являются:
а) незаконное вмешательство в дела семьи, в том числе затрудняющее либо исключающее возможность осуществления ею своих основных функций;
б) разглашение сведений, составляющих семейную тайну, а также сведений, порочащих репутацию семьи, честь и достоинство ее членов;
в) ущемление со стороны должностных лиц прав, свобод и интересов женщины, связанных с ее беременностью, рождением, воспитанием и содержанием ребенка;
г) противопоказанное вмешательство в осуществление прав ребенка, причинившее ему материальный или моральный ущерб.
Ответственность родителей и иных лиц, несущих обязанности по воспитанию и содержанию детей, устанавливается за:
а) оставление детей без родительского и иного попечения;
б) уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
в) склонение детей к аморальным поступкам, вовлечение детей в распитие спиртных напитков, употребление наркотиков и токсичных веществ, занятие бродяжничеством и попрошайничеством;
г) воспитание детей в духе насилия, жестокости, расовой, национальной и религиозной розни;
д) экономическую и сексуальную эксплуатацию детей;
е) в других случаях, предусмотренных законодательством.
Работодатели, виновные в нарушении настоящего Закона в части предоставления трудовых прав и льгот, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 100 минимальных оплат.
Организации и граждане, причинившие семье моральный или имущественный вред, возмещают его в порядке, предусмотренном законодательством.
Третейские согласительные комиссии создаются государственными органами по охране семьи. Их компетенция, порядок организации и деятельности определяются Правительством Республики Алтай.
Споры в третейской согласительной комиссии рассматриваются бесплатно. Основанием для рассмотрения спора является обращение любого члена семьи, включая детей независимо от их возраста. При недостижении соглашения стороны вправе обращаться в суд.
Глава Республики Алтай,
Председатель Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
В.В.ВОЛКОВ
г. Горно-Алтайск
8 июля 1997 года
N 22-10