Псковская область
Постановление от 28 мая 2003 года № 84

О целевых направлениях в педагогические вузы как форме решения кадровых проблем учреждений образования Порховского района

Принято
Собранием депутатов Порховского района (Псковская обл.)
28 мая 2003 года
    Принято на 11-й сессии Собрания депутатов третьего созыва
    Заслушав доклад начальника Управления образования Порховского района Захарова Н.В. "Целевые направления в педагогические вузы как форма решения кадровых проблем учреждений образования Порховского района", Собрание депутатов района постановило:
    1.Информацию принять к сведению.
    2.Управлению образования изыскать источники финансирования контрактных направлений по наиболее актуальным специальностям для абитуриентов 2003 года в сумме 20 тыс. рублей.
    3.Финансовому управлению района при формировании бюджета на 2004 год предусмотреть средства на приобретение жилья для специалистов муниципальных образовательных и медицинских учреждений.
    Глава района
    Л.Е.КОСТРИЦА
    Выступление на заседании постоянной
    комиссии по социально-экономическому
    развитию района и муниципальной
    собственности 27.05.03 и на 11-й
    сессии Собрания депутатов района
    28.05.03
    Целевые направления в педвузы как форма решения кадровых проблем учреждений образования
    "Кадры решают все" - этот лозунг никогда не потеряет смысла. От профессионализма и добросовестного отношения к делу зависит результат работы.
    Каково состояние дел с кадрами в образовании?
    - Качественный состав педкадров:
    1998 - 1999 1999 - 2000 2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2003
    Всего учителей 395 399 391 388 358
    С высшим образованием (%) 73 76 76 76 76
    Со средним специальным (%) 22 22 22 22 21
    Пенсионеров 33 44 41 36 18

    На сегодняшний день открыто 13 вакансий:
  1.    - школа N 1 г. Порхова    история - 19 час. 
                                 английский язык - 21 час. 
       - школа N 2 г. Порхова    английский язык - 18 час. 
                                 ОБЖ - 18 час. 
                                 педагог-психолог - 1 ставка 
       - школа N 3 г. Порхова    педагог-психолог - 1 ставка 
       - Волышовская средняя     история - 18 час. 
                                 технология - 1 ставка 
       - Полонская средняя       начальные классы - 20 час. 
                                 начальные классы - 20 час. 
                                 технология - 20 час. 
       - Дубровенская средняя    физика - 13 час. 
                                 математика - 8 час. 
                                 информатика - 22 час. 
       - Хиловская основная      история - 18 час. 
  2. Положение с кадрами в общеобразовательных школах обостряется. Из-за низкой заработной платы молодежь неохотно идет работать в школу, даже получив педагогическое образование. Почему диплом педагога все чаще оседает в домашних архивах? Потому что у стойки бара сейчас зарабатывают во много раз больше, чем у доски. По разным данным, после окончания вуза профессию меняют от 40 до 80 процентов выпускников.
    Одной из форм решения кадровых проблем в учреждениях образования является целевое и контрактное направление в педагогический вуз (ПГПИ). Изучена примерная потребность в педкадрах до 2010 года.
    В своей деятельности Управление образования руководствуется следующими нормативными документами:
    - Положением о целевой и контрактной подготовке специалистов с высшим образованием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942.
    - Постановлением Минтруда РФ и Госкомвуза России от 27.12.1995 N 73.
    - Договором о целевом и контрактном зачислении в ПГПИ (между ГУО и ПГПИ).
    - Планом целевого и контрактного приема в ПГПИ.
    В соответствии с планом целевого и контрактного приема мы и работаем. При составлении его учитываются, по мере возможности, наши пожелания, но не всегда заявки удовлетворяются полностью.
    Направляя ежегодно в ПГПИ до 20 человек, мы ежегодно же сталкиваемся с неявкой большинства молодых специалистов в район.
    Поступило в ПГПИ всего В т.ч. по целевому и контрактному зачислению Выпуск ПГПИ Направлено в район Явилось в район
    1998 18 6 + 3к 12 10 3
    1999 15 3 + 4к 15 10 7
    2000 14 5 + 4к 13 11 4
    2001 12 4 + 5к 14 12 6
    2002 14 8 + 2к 13 9 3
    2003 17

    Причины неявки молодых специалистов:
    - низкая престижность профессии;
    - низкая заработная плата;
    - нежелание жить на селе даже сельских выпускников;
    - отсутствие жилья для молодых учителей;
    - несовершенство законодательства (обязательная отработка после вуза);
    - формальность контрактов (родители сами оплачивают, и у нас нет юридического права обязать выпускников ПГПИ вернуться в район).
    Таким образом, ежегодно выполняя план по целевому и контрактному зачислению, мы лишены возможности закрыть полностью имеющиеся вакансии по причине неявки своих выпускников.
    Привлекать выпускников других районов не позволяет отсутствие жилья.
    На сегодня в полный рост встал вопрос: кому выгодна такая бесполезная трата государственных денег?
    Муссируется вопрос об обязательной отработке после окончания вуза или о возвращении обученным специалистом затраченных государством средств.
    Думается, это будет началом решения существующей проблемы.
    Начальник РУО
    Н.В.ЗАХАРОВ