Псковским областным Собранием депутатов
21 декабря 1994 года
В редакциях
от 15.03.1996 № 9-оз,
от 02.10.1996 № 29-оз,
от 21.11.1996 № 37-оз,
от 10.03.1998 № 12-оз.
Исходя из необходимости закрепления государственно - правового статуса Псковской области в Российской Федерации, создания правовой основы для ее всестороннего развития,
исходя из интересов жителей области по повышению их благосостояния,
стремясь утвердить социальное согласие, доверие и взаимопонимание,
проявляя уважение к историческим традициям древней Псковской земли, являющейся неотъемлемой частью исторически сложившегося Российского государства,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Псковское областное Собрание депутатов принимает настоящий Устав и провозглашает его основой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и всех жителей области.
Глава I.Общие положения
Глава II.Статус Псковской области в Российской Федерации
Правовой статус области закреплен Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Изменение статуса области может быть произведено по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Описание и порядок использования герба устанавливается законом области.
Исполнительным органом государственной власти области является Администрация области.
Судебная система в области устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом и не является предметом регулирования Устава и законов области.
В области могут создаваться и действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Организация работы и порядок назначения руководителей этих органов определяются федеральным законодательством.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов область обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Споры по вопросам разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области разрешаются с использованием согласительных процедур или посредством обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Территория области включает в себя территории районов и городов. В районах имеются волости, городские и сельские поселения.
Административный центр области - город Псков.
Часть 2 исключена.
Глава III.Гарантии прав и свобод
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на территории области, пользуются правами и свободами в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.
Органы государственной власти и местного самоуправления участвуют в экономической жизни и осуществляют ее правовое регулирование в пределах своих полномочий.
Глава IV.Областное собрание депутатов
С момента начала работы Собрания депутатов нового созыва полномочия Собрания депутатов прежнего созыва прекращаются.
Порядок организации и проведения выборов в Собрание устанавливается Законом области "О выборах в Псковское областное Собрание депутатов".
Решение о количестве депутатов, в том числе работающих на штатной оплачиваемой основе, принимается Собранием самостоятельно и определяется в соответствии с действующим законодательством.
Депутат, работающий в Собрании на постоянной оплачиваемой основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Статья 28 исключена.
Собрание реализует право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. а) принятие Устава области и изменений, вносимых в него; б) назначение выборов главы Администрации области; в) назначение выборов депутатов областного Собрания депутатов; г) принятие законов области и иных установленных Уставом правовых актов, внесение в них изменений; д) утверждение областного бюджета, вносимых в него изменений и дополнений, утверждение отчета о его исполнении; е) установление порядка использования доходов областного бюджета, полученных дополнительно в ходе его исполнения, а также сумм превышения доходов над расходами, образующихся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах; ж) утверждение программ и планов социально - экономического развития области, финансируемых полностью или частично из бюджета области; з) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации областных налогов, сборов, пошлин; установление тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности области, и порядка их взимания; и) утверждение ставок платежей в областной бюджет предприятиям, организациям, находящимся в собственности области; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет; к) принятие решений о предоставлении дотаций, субвенций районным и городским бюджетам, а также займов из средств областного бюджета; л) принятие нормативных актов, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений Собрания по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, использования природных ресурсов и охраны природы, застройки и благоустройства территории населенных пунктов, пожарной и дорожной безопасности и иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; м) осуществление деятельности по другим вопросам, отнесенным к ведению областного Собрания депутатов Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами области.
за исполнением принятых им правовых актов нормативного и иного характера;
за исполнением областного бюджета, использованием внебюджетных и валютного фондов;
за распоряжением имуществом, относящимся к собственности области.
Председатель избирается Собранием на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Собрания и исполняет свои обязанности до избрания председателя Собрания нового созыва.
Порядок внесения предложений об избрании, отставке или освобождении от должности председателя Собрания, его компетенция определяется Законом области "Об областном Собрании депутатов".
Глава V.Администрация области
Администрация области состоит из главы Администрации области, заместителей главы Администрации и сформированных им органов управления, в соответствии со схемой управления областью.
Схема управления областью утверждается Собранием по представлению главы Администрации области.
Главой Администрации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность главы Администрации области более двух сроков подряд.
Порядок выборов главы Администрации области определяется Законом области "О выборах главы Администрации области" и федеральным законодательством.
Во всех случаях, когда глава Администрации области не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет один из назначенных им первых заместителей. а) подписывает и обнародует законы области. Вносит по своей инициативе в областное Собрание депутатов проекты законов области; б) назначает первых заместителей главы Администрации области, руководителей органов управления финансами, социальной защиты населения с согласия областного Собрания депутатов. Назначает своих заместителей и других должностных лиц Администрации области. Принимает отставку назначенных им должностных лиц, включая первых заместителей. в) организует работу Администрации области и руководит заседаниями Коллегии; г) назначает в соответствии с законодательством руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности области; д) принимает решение о создании структур Администрации области, утверждает штатную численность органов аппарата Администрации.
Введение в Администрации области новых структурных подразделений, требующих дополнительных бюджетных расходов на содержание, производится с согласия Собрания; е) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Собрания депутатов; ж) вправе требовать назначения областного референдума для решения вопроса о роспуске областного Собрания депутатов в случаях и порядке, предусмотренных Законом области "Об областном референдуме" и настоящим Уставом; з) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых входит в их компетенцию; и) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Уставом и законами области.
Коллегия Администрации области состоит из главы Администрации области, заместителей главы Администрации и руководителей органов управления, назначенных в состав коллегии главой Администрации области.
В состав коллегии Администрации области по должности входят главы местного самоуправления городов Пскова и Великие Луки. Главы местного самоуправления районов избирают в коллегию Администрации области пять постоянных представителей из своего состава.
Исключительно на заседаниях коллегии Администрации, рассматриваются: а) проекты областного бюджета и отчет о его исполнении для внесения на сессию областного Собрания депутатов; б) вопросы формирования и использования внебюджетных фондов; в) проекты программ социально - экономического развития области и ее административно - территориальных единиц; г) программы приватизации в области, программы борьбы с преступностью.
Глава VI.Досрочное прекращение полномочий областного собрания депутатов, главы администрации области
Части 2 и 3 исключены. - Закон Псковской области от 10.03.1998 N 12-оз. а) утраты им гражданства Российской Федерации; б) Исключен. в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; г) личного заявления об отставке; д) Исключен.
Часть 2 исключена.
В случаях, предусмотренных пунктами "а", "б", "в", "г" настоящей статьи, полномочия главы Администрации области прекращаются с момента принятия решения областным Собранием депутатов,
Статья 46 исключена.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия постановления о их назначении.
Глава VII.Законодательная и нормотворческая деятельность
Право законодательной инициативы принадлежит комитетам Собрания, объединениям депутатов, депутатам Собрания, главе Администрации области, главам муниципальных образований и представительным органам местного самоуправления районов и городов Псков, Великие Луки.
Законопроекты могут быть внесены также избирательной комиссией области, областным судом и арбитражным судом области по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в собрание депутатов в порядке, установленном Регламентом Собрания.
Заключение представляется Собранию в 15-дневный срок с момента поступления проекта нормативного акта в Администрацию и рассматривается Собранием одновременно с внесенным проектом. В случае непредставления заключения, Собрание вправе рассмотреть проект нормативного акта без заключения и принять решение.
В течение десяти дней с момента поступления закона глава Администрации подписывает и обнародует его. До истечения десятидневного срока глава Администрации вправе возвратить принятый закон в Собрание с мотивированным заключением о причинах его возврата для повторного рассмотрения.
Глава Администрации области обязан подписать и опубликовать закон в течение пяти дней, если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа избранных депутатов.
Если закон, принятый Собранием, не отклонен и не подписан главой Администрации в установленный в данной статье срок, то он считается принятым, и Собрание обнародует его за подписью председателя Собрания.
Акты Администрации области направляются в Собрание депутатов в течение двух дней с момента подписания.
Порядок подготовки актов Администрации области, их опубликования определяется главой Администрации области.
Глава Администрации области вправе опротестовать акты областного Собрания, если они противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Собрание не позднее пятнадцати дней со дня принятия акта областным собранием.
Действие опротестованного акта приостанавливается с момента поступления протеста в Собрание до его рассмотрения.
Глава Администрации, в случае отклонения его протеста Собранием, вправе обжаловать опротестованный акт в суд.
Глава VIII.Избирательное право, референдум
Часть 2 исключена.
Референдум проводится не позднее трех месяцев со дня принятия постановления о его проведении.
не менее двух третей от общего числа депутатов, избранных в Собрание, по вопросу досрочного прекращения полномочий главы Администрации области в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
не менее 30 тысяч жителей области, имеющих право на участие в референдуме;
главы Администрации области по вопросу досрочного прекращения полномочий областного Собрания депутатов в случаях, предусмотренных настоящим Уставом.
Глава I.Х экономическая основа области
В области не допускаются ограничения на ввоз и вывоз товаров, гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Область содействует развитию хозяйственных и социально - культурных связей с приграничными государствами, способствует свободному взаимовыгодному обмену с ними товарами и услугами.
Объекты собственности, земля и другие природные ресурсы области используется и охраняются как основа жизни и деятельности ее населения.
Собственностью области являются:
земля и другие природные ресурсы в пределах территории области, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, муниципальной и федеральной собственности;
средства областного бюджета и областных внебюджетных фондов;
предприятия, учреждения и другие объекты государственной собственности, закрепленные в собственность области в результате разграничения объектов собственности на федеральную собственность, собственность области и муниципальную собственность;
другое имущество, приобретенное областью в порядке, предусмотренным законодательством.
Администрация области осуществляет распоряжение и управление собственностью области, землей и другими природными ресурсами, руководствуясь законодательством Российской Федерации, законами области.
В пределах своих полномочий Собрание депутатов осуществляет контроль за отчуждением имущества и природных ресурсов, относящихся к собственности области. Объекты, необходимые для жизнеобеспечения области, отчуждению не подлежат.
Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Федерации, местных сообществ, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных, программ социально-экономического развития.
Глава Х МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Реализация переданных полномочий подконтрольна Администрации области.
Статья 69 исключена.
государственной гарантии местного самоуправления;
самостоятельного определения поселением структуры органов местного самоуправления;
организационной обособленности местного самоуправления, его
органов в системе управления государством и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
признания за органами местного самоуправления собственных полномочий, самостоятельности при решении вопросов местного значения исходя из этих полномочий;
экономической и финансовой самостоятельности, самостоятельного управления и распоряжения муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета;
достаточности материальных и финансовых ресурсов для выполнения функций местного самоуправления;
ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением соответствующего муниципального образования.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом области.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами области.
Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть более пяти лет.
Порядок проведения выборов в представительный орган местного самоуправления и глав муниципальных образований устанавливается федеральными законами и законом области.
Глава ХI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Решение о внесении изменений и дополнений в Устав области принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
В случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации области замещение вакантной должности производится в соответствии с требованиями настоящего Устава.
Если на момент образования вакансии Федеральным Собранием Российской Федерации не будет принят федеральный конституционный закон, определяющий общие принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, Собрание, приняв постановление о замещении вакантной должности путем выборов, направляет его Президенту Российской Федерации для принятия окончательного решения.
Глава Администрации
Псковской области
В.Н.ТУМАНОВ
Псков
29 декабря 1994 года
N 9-оз