Псковская область
Постановление от 21 апреля 2011 года № 568

О создании Единой дежурно-диспетчерской службы Великолукского района (ЕДДС) и организации ее дежурства

Принято
Администрацией Великолукского района (Псковская область)
21 апреля 2011 года
    В редакции
  • от 13.07.2011 № 996.
    В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" от 28.12.2010 N 1632, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 24.12.1994 N 68-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 N 794 , во исполнение решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Псковской области от 29.01.2010 N 3 "О создании Единой дежурно-диспетчерской службы в муниципальных образованиях", в целях координации действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб, оперативного сбора информации и организации экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций на территории района Администрация района постановляет:
    1.Создать в структуре Администрации Великолукского района Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования (далее - ЕДДС).
    2.Поручить исполняющему обязанности заместителя главы Администрации района - председателю комитета по социальной политике Администрации Великолукского района, председателю комиссии по ликвидации чрезвычайных происшествий и пожарной безопасности Муравьеву Ю.Г. (далее - председатель КЧС и ПБ) Великолукского района в двухнедельный срок:
    - разработать и представить на утверждение Соглашение о порядке взаимодействия ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами организаций и потенциально опасными объектами на территории Великолукского района;
    - разработать перечень дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных на территории района, для взаимодействия с ЕДДС;
    - представить предложение о внесении соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты Великолукского района.
    3.Консультанту - руководителю ЕДДС Администрации района организовать методическое руководство по созданию и обеспечению функционирования ЕДДС и организацию взаимодействия ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами организаций и муниципальных образований района:
    - организовать автоматизированные рабочие места диспетчеров ЕДДС;
    - организовать мероприятия по пропаганде единого телефонного номера "5-00-22" (как единого номера экстренного вызова) с привлечением средств массовой информации района.
    4.Исполняющему обязанности генерального директора муниципального предприятия Великолукского района "Жилищно-коммунальное хозяйство" Савельеву В.Е. в срок до 29 апреля 2011 г.:
    - привести в соответствие с настоящим постановлением дежурно-диспетчерские службы и документацию, регламентирующую их деятельность;
    - заключить установленным порядком соглашения о взаимодействии с ЕДДС.
    5.Утвердить:
    - Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе (приложение N 1);
    - должностную инструкцию оперативному дежурному ЕДДС (приложение N 2);
    - Инструкцию оперативному дежурному (приложение N 3);
    - Инструкцию об обмене информацией между Единой дежурно-диспетчерской службой Великолукского района и ДДС взаимодействующих организаций на территории Великолукского района (приложение N 4).
    6.Постановление довести до глав сельских поселений - волостей, руководителей потенциально опасных объектов, предприятий, организаций и учреждений и жилищно-коммунального хозяйства Великолукского района.
    Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы Администрации района - председателя комитета по социальной политике, председателя КЧС и ПБ Муравьева Ю.Г.
    8.Опубликовать постановление в районной газете "Наш путь".
    9.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года.
    Глава района
    И.В.КАЛАШНИКОВ
    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
    ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА (ЕДДС)
    1.Общие положения
    1.1.Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и права Единой дежурно-диспетчерской службы Великолукского района (далее - ЕДДС).
    1.2.ЕДДС является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечения пожарной безопасности.
    ЕДДС является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС в районе по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС.
    ЕДДС предназначена для приема-передачи сигналов боевого управления, сигналов на изменения режимов функционирования территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), оперативного управления силами и средствами аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.
    Общее руководство ЕДДС осуществляет глава района, непосредственное - исполняющий обязанности заместителя главы Администрации района - председатель комитета по социальной политике Администрации Великолукского района, председатель комиссии по ликвидации чрезвычайных происшествий и пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ).
    1.3.ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в установленном порядке нормативными актами МЧС России, Соглашением между МЧС России и Администрацией Псковской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, законодательством области и настоящим Положением.
    1.4.ЕДДС Великолукского района создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30.12.2003 N 794 и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделами и управлениями Главного управления МЧС России по Псковской области, комитета ГОЧС и пожарной безопасности Псковской области, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления Псковской области.
    2.Основные задачи ЕДДС
    ЕДДС в рамках осуществления постоянного контроля за оперативной обстановкой и своевременного реагирования на ее изменение осуществляет следующие основные задачи:
    - прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов боевого управления (оповещения) в соответствии с требованиями директивных документов;
    - прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщение о ЧС и обеспечение доведения этих сообщений в установленном порядке до служб реагирования;
    - сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов, в том числе о составе ЧС, контроль за изменением ситуации;
    - обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями района - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности - при реагировании на ЧС;
    - организация взаимодействия в установленном порядке с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений в целях оперативного реагирования на ЧС, обеспечение взаимного информационно-технического сопряжения ДДС организаций, а также с Администрацией района и органами местного самоуправления - сельскими поселениями (волостями);
    - предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия служб реагирования;
    - обеспечение в районе надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления, локальных вычислительных сетей, специализированных программно-технических комплексов и других элементов современных информационных технологий (при наличии финансирования);
    - информирование ДДС организаций и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
    - подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных в установленном порядке редакций этих документов в вышестоящие органы управления по подчиненности;
    - доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до органов управления района, до ДДС организаций и сил реагирования, осуществление контроля исполнения этих задач;
    - обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.
    3.Структура ЕДДС
    ЕДДС включает в себя личный состав, пункт управления и автоматизированную систему (система связи, оповещения и комплекс средств автоматизации).
    3.1.В состав дежурной смены ЕДДС включается диспетчерский состав из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждой дежурной смене ЕДДС назначается дежурный диспетчер.
    3.2.Пункт управления (далее - ПУ) представляет собой рабочее помещение для постоянного и дежурно-диспетчерского состава, оснащенное необходимыми техническими средствами, документацией, и размещается в помещении, закрепленном в установленном порядке за Администрацией района.
    Состав технических средств управления ПУ:
    - средства связи и передачи данных;
    - средства оповещения и персонального вызова;
    - средства автоматизации управления.
    Состав оперативной документации на ПУ:
    - журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
    - инструкция по действиям дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;
    - инструкция о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
    - план взаимодействия ЕДДС со службами (ГУ "2 ОФПС по Псковской области", районным отделением внутренних дел, скорой медицинской помощью, районных электросетей, газовой службой и МП Великолукского района "Жилищно-коммунальное хозяйство") при ликвидации пожаров и ЧС различного характера на территории Великолукского района;
    - инструкция дежурному диспетчеру ЕДДС и органов управления районного звена РСЧС по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки;
    - аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни с прогнозируемыми последствиями чрезвычайных ситуаций;
    - инструкция по мерам пожарной и техники безопасности;
    - схемы и списки оповещения руководящего состава Великолукского района в случае ЧС;
    - рабочая карта ЕДДС Великолукского района;
    - схема управления и связи;
    - телефонные справочники;
    - формализованные документы с заранее заготовленной постоянной частью текста.
    3.3.Автоматизированная система (далее - АС) ЕДДС представляет единую сеть, объединяющую совокупность взаимосвязанных систем, средств связи, оповещения и автоматизации управления, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц постоянного состава и дежурной смены на базе персональных компьютеров, другие программно-технические средства.
    АС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС организаций.
    АС ЕДДС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.
    3.3.1.Система связи ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение средств проводной и радиосвязи, обеспечивающих обмен аудио- и видеоинформацией, передачу данных, а также команд и сигналов оповещения.
    Система связи ЕДДС обеспечивает:
    - передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной связи, сигналов и команд;
    - прямые телефонные связи ЕДДС с ДДС организаций (объектов) (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС, экстренного вызова "01", "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.);
    - прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;
    - автоматическое определение номера входящего абонента;
    - коммутацию передаваемого сообщения (избирательно или циркулярно) до соответствующих ДДС организаций;
    - громкоговорящую селекторную связь;
    - обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими службами, организационно входящими в структуру ЕДДС.
    3.3.2.Система оповещения ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
    Основными задачами системы оповещения являются:
    - обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц Администрации района и взаимодействующих ДДС организаций;
    - обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС;
    - оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информировании его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
    Системой оповещения обеспечиваются следующие виды информации:
    - сигналы вызова;
    - речевые (текстовые) сообщения;
    - условные сигналы.
    4.Функционирование ЕДДС
    ЕДДС функционирует в трех режимах мирного времени (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации), а также при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.
    4.1.В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.
    В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
    - прием от населения и ДДС организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС организаций и уровням ответственности;
    - обобщение и анализ информации о ЧС за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
    - поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
    - осуществление контроля готовности ЕДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их и диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
    - внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, пожаров.
    Взаимодействующие ДДС организаций в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС Великолукского района обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.
    Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС организаций, незамедлительно передаются соответствующей ДДС организаций по предназначению. Сообщения, которые ДДС организаций идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС Великолукского района.
    4.2.В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС организаций переводятся начальником смены ДДС организаций субъекта при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС организаций, взаимодействующих с ЕДДС. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
    - заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
    - оповещение и персональный вызов руководящего состава района, должностных лиц КЧС и ПБ, Администрации Великолукского района, ЕДДС района, взаимодействующих ДДС организаций и подчиненных сил постоянной готовности;
    - получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах (далее - ПОО), а также за состоянием окружающей природной среды;
    - прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
    - корректировку алгоритмов действий ЕДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с ДДС организаций;
    - координацию действий ДДС организаций при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
    4.3.В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС организаций переводятся диспетчером ЕДДС при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС выполняет задачи:
    - координация действий ДДС организаций и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;
    - контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;
    - оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
    - контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;
    - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
    В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС организаций осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах распространяется ЕДДС всем заинтересованным ДДС организаций.
    4.4.Функционирование ЕДДС при переводе с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории субъекта от ЧС и инструкциями дежурному персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
    Пакеты на изменение режимов функционирования в условиях особого периода хранятся в специально оборудованных металлических сейфах в помещении ЕДДС.
    При функционировании ЕДДС в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории субъекта от ЧС предусматривается размещение дежурно-диспетчерских смен на защищенных ПУ.
    5.Порядок работы ЕДДС
    Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС поступает в ЕДДС от населения, администраций сельских поселений и организаций по телефону 50022, от ДДС организаций, вышестоящих и взаимодействующих органов управления по прямым каналам и линиям связи (при наличии). Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС.
    Получив информацию о ЧС, диспетчер ЕДДС оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
    При классификации сложившейся ситуации как "не требующая совместных действий ДДС организаций" ЕДДС передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС организаций, в компетенции которой находится реагирование на случившуюся ЧС.
    Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС организаций.
    При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
    Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС организаций, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
    6.Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
    Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется главой района.
    Руководитель и диспетчеры ЕДДС назначаются на должность и освобождается от должности в установленном порядке главой района.
    Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и уметь применять их в практической работе.
    Основными формами обучения работников ЕДДС являются тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
    Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным главой района.
    Подготовку специалистов ЕДДС осуществлять:
    - в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Псковской области, курсах гражданской обороны, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
    - в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке - один день в месяц по 6 - 8 часов. Тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных чрезвычайных ситуаций, а также личной подготовленности специалистов;
    - в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на смену диспетчера ЕДДС;
    - в ходе проведения тренировок со сменами ДДС организаций, а при проведении различных учений и тренировок - с органами и силами РСЧС, на которые привлекается ДДС организаций. При этом каждая дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год.
    В ходе подготовки персонала ЕДДС особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения гражданской обороны.
    Руководитель ЕДДС не реже одного раза в полгода принимает зачеты, по результатам которых принимает решение о допуске специалистов ЕДДС к работе.
    Руководитель ЕДДС ежемесячно анализирует состояние дел по созданию, внедрению, эксплуатации и обеспечению функционирования ЕДДС и подготовке персонала.
    Профессиональная подготовка работников ЕДДС проводится ежемесячно по специально разработанной программе, подготовленной руководителем ЕДДС и утвержденной главой района.
    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ДИСПЕТЧЕРА ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
    (ЕДДС) ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА
    1.Общие положения
    1.1.Диспетчер единой дежурно-диспетчерской службы Великолукского района (далее - ЕДДС) назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы района по предложению руководителя ЕДДС района.
    Подчиняется непосредственно руководителю ЕДДС Великолукского района, работает под его непосредственным руководством.
    1.2.Диспетчер ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в установленном порядке нормативными актами МЧС России, законодательством Псковской области, Положением о ЕДДС Великолукского района и настоящей должностной инструкцией.
    2.Диспетчер ЕДДС отвечает за:
    2.1.Эффективное выполнение обязанностей, определенных инструкциями диспетчеру ЕДДС.
    2.2.Поддержание в постоянной готовности к применению по предназначению средств связи, оповещения, электронно-вычислительной техники и оборудования.
    2.3.Знание алгоритма работы ЕДДС при пожарах, угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера.
    2.4.Выполнение мероприятий оперативно-технической службы на ЕДДС.
    2.5.Повышение своего профессионального уровня.
    2.6.Выполнение требований по обеспечению безопасности связи, соблюдения режима секретности, пожарной безопасности и техники безопасности.
    2.7.Соблюдение служебной и трудовой дисциплины.
    3.Диспетчер ЕДДС обязан:
    3.1.В ходе несения дежурства строго соблюдать и выполнять обязанности, определенные инструкциями.
    3.2.Знать систему оповещения, средства связи, электронно-вычислительную технику ЕДДС района и уметь на них работать.
    3.3.Знать и выполнять алгоритм работы ЕДДС района при пожарах, угрозе или возникновении ЧС различного характера.
    3.4.Знать состав сил и средств взаимодействующих ДДС организаций, служб экстренного реагирования района, привлекаемых на ликвидацию пожаров и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    3.5.Знать основные характеристики пожарно-спасательной техники района и основы ее применения.
    3.6.Немедленно докладывать руководителю ЕДДС обо всех нарушениях, замечаниях и недостатках в работе пункта управления и принимать меры по их устранению.
    3.7.Готовить предложения в доклады и отчеты, связанные с деятельностью ЕДДС.
    3.8.Вносить предложения по совершенствованию системы оперативного управления ЕДДС.
    3.9.Участвовать в занятиях по профессиональной подготовке, проводимых с работниками Администрации района.
    3.10.Строго выполнять требования по обеспечению безопасности связи, соблюдения режима секретности, пожарной безопасности, техники безопасности и пропускного режима на пункт управления.
    3.11.Соблюдать служебную и трудовую дисциплину.
    3.12.Выполнять иные обязанности, возложенные руководителем ЕДДС в соответствии со служебной деятельностью.
    ИНСТРУКЦИЯ
    ДЕЖУРНОМУ ДИСПЕТЧЕРУ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
    СЛУЖБЫ (ЕДДС)
    Единая дежурно-диспетчерская служба Великолукского района (далее - ЕДДС) является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и является вышестоящим органом для всех взаимодействующих ДДС организаций по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС.
    ЕДДС предназначена для приема-передачи сигналов на изменения режимов функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС организаций), оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.
    Диспетчерам ЕДДС необходимо иметь знания в области управления, знать правила работы на средствах связи и обладать навыками работы на компьютере.
    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА ЕДДС
    Дежурство на ЕДДС организуется круглосуточно и осуществляется штатными диспетчерами в соответствии с графиком несения дежурства, утвержденным руководителем ЕДДС в помещении, оборудованном техническими средствами оповещения, средствами связи, необходимой оргтехникой и документацией.
    На дежурного диспетчера возлагаются следующие основные задачи:
    - своевременное доведение до главы района сигналов оповещения (распоряжений) Администрации области о переводе органа местного самоуправления и экономики Великолукского района на работу в условиях военного времени;
    - своевременное доведение до должностных лиц и работников Администрации района решения главы района об экстренном сборе руководителей и других должностных лиц;
    - прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях по телефону 50022, либо других источников, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;
    - проверка достоверности и анализ поступившей информации;
    - немедленное доведение поступившей информации до дежурно-диспетчерского персонала ДДС организаций, в компетенцию которого входит реагирование на принятое сообщение;
    - сбор от взаимодействующих ДДС организаций и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС или пожара, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС и пожаров;
    - обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
    - обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС организаций вариантов решений по ликвидации ЧС;
    - постоянное информирование взаимодействующих ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС сил постоянной готовности, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
    - представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
    - доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до подчиненных сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
    - предоставление информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации для обобщения и анализа руководителю ЕДДС.
    Дежурный диспетчер ЕДДС при выполнении функциональных обязанностей в период круглосуточного дежурства подчиняется только главе района или лицу, его замещающему, по непосредственным вопросам - руководителю ЕДДС.
    Дежурному диспетчеру ЕДДС запрещается:
    - покидать свое рабочее место без разрешения руководителя ЕДДС (или лица, его замещающего);
    - вести по техническим средствам связи переговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей;
    - отвлекаться от несения службы посторонними делами (чтение художественной литературы, настольные, компьютерные игры и т.д.);
    - допускать в помещение ЕДДС лиц, не имеющих отношения к несению службы;
    - передавать (сообщать) какую-либо информацию о ЧС, последствиях, масштабах, принятых мерах посторонним лицам, организациям и средствам массовой информации без разрешения главы района (или лица, его замещающего) и руководителя ЕДДС.
    ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ДИСПЕТЧЕРА ЕДДС
    Порядок его действий при приеме (сдаче) дежурства, а также при приеме сообщений об угрозе или возникновении ЧС
    При приеме дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
    1.Проверить и принять документы, средства оповещения и связи, пожарно-охранную систему и другое имущество согласно описи;
    2.Проверить состояние прямой связи с взаимодействующими ДДС организаций (при наличии);
    3.Проверить техническое состояние других средств связи и оповещения, при неисправности средств связи и оповещения доложить руководителю ЕДДС и принять меры к устранению неисправности;
    4.Уточнить у сменяющегося дежурного диспетчера ЕДДС общую обстановку (какие были происшествия, кому доведены, какие мероприятия находятся на контроле, какие указания, распоряжения не доведены до исполнителей). Проверить запись этих данных в рабочей документации;
    5.Доложить руководителю ЕДДС (или лицу, его замещающему) об обстановке и о смене дежурства.
    Во время несения дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
    1.Вести документацию дежурного диспетчера ЕДДС;
    2.При получении от главы района распоряжения на доведение сигналов, оповещение должностных лиц Администрации района осуществить оповещение по телефону или посыльными; записать время доведения сигналов (команд) и обобщить результаты оповещения;
    3.Участвовать в проведении (по плану Администрации области и района) проверок работоспособности системы оповещения области;
    4.Соблюдать меры пожарной безопасности в помещении ЕДДС;
    5.Немедленно оповещать главу района об угрозе и возникновении ЧС, об авариях на системах жизнеобеспечения, а также о всех происшествиях на территории муниципального образования, имеющих общественно-политический резонанс или повлекших тяжкие последствия;
    6.Ежедневно к 7.30 готовить доклад руководителю ЕДДС об имеющих место ЧС и происшествиях по установленной форме;
    7.Отдых (сон) в течение дежурства разрешен с 1.00 до 5.00;
    8.Прием пищи - с 7.00 до 7.30, с 13.00 до 13.30 и с 19.00 до 19.30;
    9.Не допускать на пункт управления посторонних лиц, кроме лиц, указанных в утвержденном главой района перечне, и лиц по указанию руководителя ЕДДС;
    10.Постоянно находиться на своем рабочем месте, никуда не отлучаясь;
    11.Знать и соблюдать правила ведения переговоров по средствам связи.
    При приеме сообщения по телефону 5-00-22, других источников информации дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
    представиться: "Единая дежурно-диспетчерская служба - диспетчер (Фамилия, И.О.)". Быть предельно бдительным и внимательным к поступающим вызовам и немедленно отвечать на них;
    принимать все сообщения о ЧС и других происшествиях;
    при разговоре с заявителем быть тактичным, вежливым, проявлять заботу о людях, вместе с тем активно и настойчиво выяснять необходимые данные для высылки спасательных подразделений на ликвидацию или предупреждение ЧС, других происшествий, о которых сообщает заявитель;
    дублировать вслух все полученные данные, которые сообщает заявитель, полностью фиксировать их в соответствующей документации;
    при получении сообщений о ЧС, других происшествиях на объектах с массовым пребыванием людей, промышленных и других объектах, на которые предусмотрен повышенный номер (ранг) вызова, немедленно докладывать должностным лицам в порядке согласно алгоритму действий дежурного диспетчера ЕДДС;
    при поступлении дополнительных сообщений, в которых уточняется адрес или ситуация на месте вызова (наличие пострадавших, баллонов, сосудов аппаратов, находящихся под давлением, агрессивных химических, отравляющих и радиоактивных веществ и др.), немедленно сообщать об этом руководителю ЕДДС;
    вести учет информации, поступающей с места ликвидации ЧС, другого происшествия, а также указаний и распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС в соответствующей документации.
    Опрос заявителя при приеме сообщения состоит из двух частей: основных и дополнительных вопросов.
    К основным относятся вопросы:
    Выяснение точного адреса объекта, на котором возникла ЧС (другое происшествие), место возникновения (этажность здания и т.п.), характер ЧС, другого происшествия.
    После выяснений основных вопросов дежурный диспетчер ЕДДС доводит полученные сведения до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию которого входит реагирование на принятое сообщение, одновременно продолжая опрос заявителя.
    К дополнительным относятся вопросы:
    Выяснение наличия людей и угрозы их жизни, удобного подъезда спасательным подразделениям, номер телефона и фамилия заявителя и т.д.
    Диспетчер ЕДДС обязан выяснить у заявителя при получении сообщения о ЧС, другом происшествии:
    а) в жилом доме:
    точный адрес места происшествия (волость, населенный пункт, улица, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения, подъезда и квартиры, наличие и код замка входной двери в подъезд и т.д.);
    на каком этаже ЧС, этажность здания;
    что горит или характер ЧС;
    наличие людей и угрозы их жизни;
    б) на объекте:
    точный адрес объекта (волость, населенный пункт, улица, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
    вид объекта (завод, фабрика, театр, гостиница, больница, склад и т.п.) и его название;
    место ЧС, данного происшествия (цех, корпус, строение и т.д.);
    на каком этаже происходит ЧС, происшествие, этажность здания;
    характер ЧС, имеется ли угроза распространения ЧС, в том числе на жилой массив;
    наличие людей на объекте и какова степень угрозы для их жизни;
    в) на нефтебазах:
    точный адрес объекта (волость, населенный пункт, улица, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
    характер ЧС, имеется ли угроза распространения пожара или ЧС на резервуары, технологические установки, прилегающий жилой массив и т.п.;
    вид горящего резервуара (подземный, наземный), его емкость;
    что находится в резервуаре (вид хранящегося нефтепродукта);
    наличие людей и угрозы их жизни;
    г) на плавучих средствах:
    точное местонахождение плавучего средства (река, водохранилище, канал и т.п., наименование набережной, моста, напротив какого дома и по какой транспортной магистрали, объекта или других ориентиров, способствующих быстрому определению его местонахождения и прибытия расчетов спасательных подразделений);
    вид плавучего средства;
    место ЧС, что горит, к какому берегу ближе находится плавучее средство; наличие людей и угрозы их жизни;
    д) при аварии или аварийной посадке летательных аппаратов:
    точное место ожидаемой посадки или места падения (волость, населенный пункт, шоссе и другие ориентиры) летательного аппарата;
    тип летательного аппарата, наличие и количество пассажиров, количество топлива на борту, техническая неисправность, в результате которой производится аварийная посадка (не открывается шасси и др.);
    место сбора сил и средств для обеспечения безопасной посадки и проведения спасательных работ;
    е) при получении сообщения о тонущих людях:
    название водоема;
    адрес (волость, наименование населенного пункта или другого ориентира);
    к какому берегу ближе находится тонущий человек;
    ж) при получении сообщения о взрыве:
    точный адрес места взрыва (улица, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
    на каком этаже произошел взрыв, этажность здания;
    что взорвалось;
    характер повреждения зданий, сооружений;
    наличие людей и угрозы их жизни;
    з) при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии:
    точный адрес ДТП (волость, населенный пункт, магистраль, улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, километр);
    вид транспортного средства (легковой, грузовой, пассажирский и т.п.);
    наличие людей, угроза их жизни и необходимая экстренная помощь;
    вид перевозимого груза, его характеристики (пожаро-, взрывоопасность, радиационная опасность, химико-биологическая опасность и т.п.), характер повреждения транспортного средства и груза, опасность распространения возможной чрезвычайной ситуации на жилую застройку, промышленные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.
    При получении последующих сообщений уточнить у заявителя точный адрес, и обстановку. Обо всех новых сведениях докладывать руководителю ЕДДС. Заявителю сообщать о том, что расчеты спасательных подразделений выехали по первому сообщению о происшествии.
    Примечание:
    При получении сообщения дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС района обязан соблюдать правила общения с заявителем:
    диспетчер должен быть вежливым, внимательно слушать, чтобы понять, что волнует заявителя;
    устанавливая контакт с заявителем, необходимо высказать ему свое сочувствие или сожаление;
    недопустимо спорить с заявителем и сомневаться в справедливости его утверждений;
    предложите свой план действий и осуществите его;
    сохраняйте хладнокровие и не поддавайтесь настроению заявителя.
    Сообщения часто бывают многословными, громоздкими и запутанными, поэтому они должны быть обработаны и переданы в сжатой и доступной для понимания форме.
    Права дежурного диспетчера ЕДДС
    Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право:
    Запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать от учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности необходимые статистические и оперативные данные.
    Вносить предложения по улучшению организации работы ЕДДС.
    Принимать оперативные решения, обоснованные, не требующие отлагательства, при угрозе и возникновении ЧС, с последующим докладом начальнику ЕДДС.
    Представлять службу ЕДДС по вопросам, относящимся к его компетенции.
    Докладывать руководителю ЕДДС о выявленных в процессе дежурства недостатках, поручениях, указаниях (замечаниях) главы района, других проверяющих лиц.
    Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством муниципального образования или служб.
    Ответственность дежурного диспетчера ЕДДС
    Дежурный диспетчер ЕДДС отвечает за:
    четкое и качественное исполнение возложенных на него должностных обязанностей;
    своевременное доведение сигналов оповещения (распоряжений);
    своевременное оповещение дежурно-диспетчерского персонала ДДС организаций, в компетенцию которого входит реагирование на принятое сообщение об угрозе и возникновении ЧС для принятия мер по защите населения и территорий;
    своевременное доведение распоряжения главы района (или лица, его замещающего) на оповещение об экстренном сборе должностных лиц и работников органа местного самоуправления, других лиц;
    правильную эксплуатацию и безаварийную работу оборудования, системы автоматизированного оповещения и средств связи в помещении ЕДДС;
    поддержание в порядке и сохранности документации на рабочем месте.
    Дежурный диспетчер ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
    ИНСТРУКЦИЯ
    ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
    СЛУЖБОЙ ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА (ЕДДС) И ДДС ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ
    ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА
  1. I.Общие положения

  2. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, Закона Псковской области от 4 мая 2008 г. N 762-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Администрации Псковской области от 18 июня 2010 года N 236 "О системе оповещения и информирования населения Псковской области об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
    Инструкция определяет порядок сбора, обмена и представления информации:
    - о состоянии устойчивости функционирования потенциально опасных промышленных объектов организаций, объектов организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории района;
    - о нарушениях в работе потенциально опасных производственных объектов организаций, объектов организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории района;
    - об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведении аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
    - о другой информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
  3. II.Содержание информации, подлежащей обмену между еддс района и ддс организаций

  4. 2.1.Информация об угрозе (прогнозе) возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, происшествий.
    2.2.Информация о факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций.
    2.3.Информация о мерах по защите населения и территории, проведении аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных и других неотложных работах.
    2.4.Информация о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий.
    2.5.Информация об устойчивости и нарушениях в устойчивости функционирования потенциально опасных производственных объектов организаций на территории района.
    2.6.Информация об устойчивости, нарушениях в устойчивости функционирования организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории района.
    2.7.Информация о составе дежурной смены ДДС, аварийных и аварийно-восстановительных, дежурных бригадах, находящихся на дежурстве организаций.
    2.8.Информация о планируемых ремонтных и профилактических работах на объектах организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения района.
    2.9.Информация о прогнозе погоды на территории района на следующие сутки и ближайшие три дня.
    2.10.Информация о мероприятиях, проводимых Администрацией района по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  5. III.Порядок обмена информацией

  6. 3.1.Информация об угрозе (прогнозе) возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации при ее возникновении передается ДДС организации в ЕДДС:
    - устная - в течение 10-ти минут с момента получения информации по телефону;
    - письменная - не позднее 4-х часов с момента получения информации в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России (далее - "ТСД 96") по формам 1/ЧС и 2/ЧС соответственно, за подписью председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) организации на имя заместителя главы Администрации района, председателя комитета по социальной политике - председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) района.
    Информация об угрозе (прогнозе) возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории района передается ЕДДС устно и письменно во все заинтересованные ДДС организаций на территории района незамедлительно по всем доступным каналам и линиям связи.
    3.2.Информация о мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работах (далее - АС и ДНР) или аварийно-восстановительных работах (далее - АВР):
    - устная - не позднее 2-х часов с момента уведомления о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
    - письменная - по форме 3/ЧС ДДС организации представляет за подписью председателя КЧС и ПБ организации на имя председателя КЧС и ПБ района через ЕДДС не позднее 2-х часов после уведомления о факте чрезвычайной ситуации и к 6.00 следующего дня.
    3.3.Информация о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации:
    устная - не позднее 2-х часов с момента уведомления о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
    письменная - по форме 4/ЧС передается ДДС организации за подписью председателя КЧС и ПБ организации на имя председателя КЧС и ПБ района через ЕДДС не позднее 2-х часов после представления информации по форме 3/ЧС и к 6.00 следующего дня.
    3.4.Информация устная о мерах по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации, о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации, передается ДДС организаций "01", "02", "03" "04" в ЕДДС в течение 20 минут и через каждые последующие 2 часа с момента получения информации.
    3.5.Информацию устную об устойчивости функционирования потенциально опасных производственных объектов ДДС организаций передает в ЕДДС до 7.00 ежедневно.
    3.6.Информацию устную об устойчивости функционирования организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории района, ДДС организации передает в ЕДДС до 7.00 ежедневно.
    3.7.Информация устная о нарушениях в устойчивости функционирования потенциально опасных промышленных объектов организаций передается ДДС организаций в ЕДДС в течение 10 минут с момента получения информации.
    3.8.Информация устная о нарушениях в устойчивости функционирования организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории района, передается ДДС организаций в ЕДДС в течение 10 минут с момента получения информации.
    3.9.Информация устная о составе дежурной смены ДДС, аварийных и аварийно-восстановительных, дежурных бригадах и сменах, находящихся на дежурстве организации, передается ДДС организации в ЕДДС до 9.00 ежедневно.
    3.10.Информация письменная о планируемых ремонтных и профилактических работах на объектах организации, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения района, передается ДДС организации в ЕДДС до 7.00 ежедневно.
    3.11.Информация письменная и устная о прогнозе погоды на территории района передается ЕДДС в ДДС организаций с 14.00 до 17.00 ежедневно.
    3.12.Информация устная о мерах, проводимых Администрацией района по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, передается ЕДДС в заинтересованные ДДС организаций с момента ее получения.
  7. IV.Способы и средства передачи информации, проверка готовности системы связи

  8. ЕДДС района принимает и передает информацию, подлежащую обмену:
    4.1.По проводным каналам связи:
    - в слуховом режиме - телефон N "5-00-22" ГТС ОАО "Северо-Западный Телеком";
    - в факсимильном режиме - телефон N "5-00-22" ГТС ОАО "Северо-Западный Телеком".
    Электронной почтой (адрес "eddc-21@mail.ru").
    4.2.В радиосетях и радионаправлении в слуховом режиме (при наличии).
    4.3.Проверка готовности средств связи для приема и передачи информации:
    а) ЕДДС района ДДС организаций, выполняющих задачи по экстренному реагированию по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, выполняющих задачи по обеспечению условий жизнедеятельности населения:
    - проводных средств связи - с 6.00 до 6.30;
    - радиосредств (при наличии) - с 6.30 до 7.00;
    б) ДДС организаций, имеющих потенциально опасные производственные объекты:
    - проводных средств связи - с 20.00 до 20.30;
    - радиосредств (при наличии) - с 20.30 до 21.00.