"Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы в 2009 году составит 285 559,4 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 270595,4 тыс. рублей (94,8% от общего объема финансирования); средства областного бюджета - 14280,8 тыс. рублей (5,0% от общего объема финансирования); средства работодателей - 683,2 тыс. рублей (0,2% от общего объема финансирования) |
Целевой показатель программы | Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,9% в среднегодовом исчислении, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности программы | Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) не менее 1000 работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 5104 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства не менее 8587 работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан; создание не менее 2150 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и предпринимательства; организация стажировки в целях приобретения опыта работы для 429 выпускников образовательных учреждений"; |
"1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, и направленных на повышение конкурентоспособности граждан, поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Реализация программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Профилактика негативных социальных последствий, возникающих при высвобождении работников.
В Псковской области в 2008 г. отрицательная динамика наблюдалась по некоторым показателям, характеризующим состояние экономики:
индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) в целом по области составил в январе - декабре 2008 года (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области) 104,7% (2007 год - 108,0%);
индекс обрабатывающих производств - 104,4% (2007 год - 110,8%);
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий - 99,3% (2007 год - 95,8%);
объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - 103,9% (2007 год - 141,3%);
индекс по добыче полезных ископаемых - 148,1% (2007 год - 168,7%);
индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 112,5% (2007 год - 132,1%);
объем платных услуг населению - 101,8% (2007 год - 102,5%).
Вместе с тем, положительная динамика наблюдалась по следующим видам экономической деятельности:
грузооборот автомобильного транспорта - 111,8% (2007 год - 101,8%);
оборот розничной торговли - 114,8% (2007 год - 110,1%);
оборот общественного питания - 109,3% (2007 год - 108,4%).
В январе - ноябре 2008 года на развитие экономики и социальной сферы было использовано 11844,6 млн. рублей инвестиций в основной капитал или 115,8% к уровню соответствующего периода 2007 года. Инвестиции в основной капитал за 2007 год использованы в объеме 11831,2 млн. рублей, что составило 134,6% к уровню 2006 года.
Финансовый результат, полученный крупными и средними организациями (кроме организаций сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, организаций с численностью до 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения) в январе - ноябре 2008 года составил 1434 млн. рублей прибыли (в январе - ноябре 2007 года - 1546 млн. рублей), 32% организаций области сработали с убытком.
Актуальной остается проблема неплатежей. Кредиторская задолженность на 1 декабря 2008 года сложилась в сумме 15,2 млрд. рублей, из которой 1,1 млрд. рублей или 7% - просроченная. Основная доля просроченной кредиторской задолженности приходилась на просроченную задолженность поставщикам за товары, работы, услуги (83%). Доля просроченной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды составила соответственно 9% и 3%. Дебиторская задолженность составила 12,1 млрд. рублей, из которой 6% - просроченная. Просроченная задолженность покупателей составила 0,5 млрд. рублей.
Экономику области по-прежнему отличает низкая цена рабочей силы. Средняя заработная плата в области в январе - сентябре 2008 года была на 35,2% ниже, чем в среднем по России и на 41,4% ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу. Среди 11 регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, Псковская область по-прежнему занимает последнее место по размеру среднемесячной начисленной заработной платы.
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, промышленности, строительства, сельского хозяйства
рублей
Наименование показателей 2007 год, январь - декабрь 2008 год, январь - ноябрь Всего по области 8827,6 10973,0 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4993,1 6349,4 Обрабатывающие производства 8321,0 10847,8 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11080,0 13479,3 Строительство 8449,3 10959,7 Образование 6373,7 8055,4 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 7091,4 8707,9 Деятельность по организации отдыха развлечений, культуры и спорта 5084,9 6420,9
Прожиточный минимум
рублей
Период Наименование показателя в расчете на душу населения для трудоспособного населения для пенсионеров для детей 2007 год I квартал 3063 3340 2437 2936 II квартал 3279 3603 2542 3104 III квартал 3453 3794 2719 3257 IV квартал 3559 3901 2809 3377 2008 год I квартал 3800 4154 3013 3632 II квартал 4098 4499 3224 3880 III квартал 4155 4593 3246 3913 IV квартал 4247 4703 3285 3953
Демографическая ситуация Псковскую область отличает сложная демографическая ситуация. Естественная убыль населения не перекрывается миграционным притоком и служит основной причиной снижения численности населения области. Значительная доля (свыше 70%) миграционного прироста в обмене населением сохраняется в возрастах старше трудоспособного, а в группе до 15 лет отмечается миграционная убыль. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на качественном составе трудовых ресурсов - происходит снижение их численности и "старение".
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области за январь - ноябрь 2008 года демографические процессы развивались в соответствии со сложившимися тенденциями.
Продолжалось сокращение общей численности населения. По оценке на 1 декабря 2008 года численность постоянного населения области составила 697,2 тыс. человек (уменьшение на 8,1 тыс. человек или на 1,2%). Рождаемость за январь - ноябрь 2008 года увеличилась на 4,2% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года и составила 10,0 человек на каждую тысячу населения. Смертность увеличилась на 3,3% и составила 21,6 умерших на каждую тысячу населения. В целом по области число умерших в 2,2 раза превысило число родившихся.
Миграционные процессы существенной нагрузки на рынок труда за январь - ноябрь 2008 года не оказывали. За указанный период наблюдалась миграционная убыль населения в количестве 651 человека. Миграционная убыль в целом по области сложилась за счет превышения потока выбывших над прибывшими в городских поселениях на 664 человека, в сельской местности наблюдался миграционный прирост 13 человек.
Численность граждан, занятых экономической деятельностью, по формам собственности (включая развитие занятости в сфере малого предпринимательства)
тыс. человек
Наименование показателей 2006 год 2007 год Численность занятых в экономике (среднегодовая) - всего 334,3 333,9 Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности: государственная и муниципальная форма собственности 120,8 116,6 собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 2,6 3,3 смешанная российская форма собственности 18,2 20,1 иностранная, совместная российская и иностранная формы собственности 7,7 7,5 частная форма собственности 185,0 186,4 в том числе занятые: в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая наемных рабочих) 3,2 2,1 на частных предприятиях 102,0 106,1 индивидуальным трудом по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации (включая личные подсобные хозяйства) 79,8 78,2
В течение последних трех лет приток граждан в органы службы занятости населения (далее - служба занятости) остается достаточно высоким. Специалисты ежегодно регистрировали более 25 тысяч обращений граждан, ищущих работу. Предложение рабочей силы превышало спрос почти в два раза.
Уровень общей безработицы среди экономически активного населения не превышал по состоянию на 01.06.2009 среднероссийский показатель (8,5%). Общая безработица в области, насчитывающая в 2008 году 25,4 тыс. человек, по состоянию на 01.06.2009 составила 28,1 тыс. человек или 7,8% к экономически активному населению.
Уровень регистрируемой безработицы в области по состоянию на 01.07.2009 превысил средний по России (2,8%) и составил 3,2% к экономически активному населению.
Динамика регистрируемой безработицы в области в 2005 - 2008 годах, а также прогноз на 2009 год приведены в следующей таблице:
Показатели Единицы измерения 2005 год, отчет 2006 год, отчет 2007 год, отчет 2008 год, отчет 2009 год, прогноз Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости тыс. чел. 11,2 11,5 9,3 6,6 12,5 Уровень зарегистрированной безработицы % к экономически активному населению 3,1 3,2 2,5 1,8 3,5
Численность экономически активного населения области по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в среднем с августа 2008 года по май 2009 года составила по предварительным данным 362,3 тыс. человек, из которых 334,2 тыс. человек были заняты различными видами экономической деятельности, а 28,1 тыс. человек не имели работы, но активно ее искали и считались безработными.
Негативные изменения в экономике области, начиная с октября 2008 года, повлияли на ситуацию с безработицей. Так, за период с октября 2008 года по июль 2009 года уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,58% до 3,2% к экономически активному населению.
В составе общей численности безработных граждан значительна доля лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными. По состоянию на 1 июля 2009 года 11869 безработных или 3,2% к экономически активному населению были зарегистрированы в центрах занятости городов и районов области в соответствии с законодательством о занятости населения. По сравнению с началом 2009 года регистрируемая безработица по области увеличилась на 39,8%.
В I полугодии 2009 года в службу занятости обратилось в поисках работы 21,2 тыс. человек, что на 59% больше, чем в I полугодии 2008 года. При содействии органов службы занятости населения было трудоустроено на условиях постоянной и временной работы 7,9 тыс. человек или 42,5% от всех граждан, снятых с учета по различным причинам.
По вопросам содействия в трудоустройстве в службу занятости в I полугодии 2009 года обратилось 117 выпускников профессиональных учебных заведений, из них 28 человек - выпускники высших учебных заведений; 27 человек - выпускники средних профессиональных учреждений; 62 человека - выпускники учреждений начального профессионального образования.
По состоянию на 01.07.2009 от работодателей в службу занятости поступили сведения о 15,9 тыс. вакансий, что на 11,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
В результате уменьшения банка вакансий и роста численности незанятых граждан увеличилась конкуренция на одно зарегистрированное свободное место - 3,3 незанятых гражданина по состоянию на 01.07.2009 претендовали на одну вакансию вместо 1 незанятого гражданина на 01.07.2008.
По сравнению с I полугодием 2008 года уменьшилась доля безработных граждан, проживающих на селе (с 47,1% до 37,9%).
Прогнозные данные баланса рабочих мест по Псковской области в 2009 году и баланса трудовых ресурсов в Псковской области в 2009 году приведены в приложениях N 1 и N 1а к настоящей программе.
Основная кадровая потребность для реализации крупных инвестиционных проектов в 2009 году приведена в приложении N 2 к настоящей программе.
Численность зарегистрированных безработных граждан в Псковской области в 2009 году может увеличиться до 16,2 тыс. человек (на 90% больше, чем в 2008 году) по пессимистическому варианту или до 12,5 тыс. человек (на 47% больше, чем в 2008 году) по оптимистическому варианту.
Изменение ситуации на рынке труда связано с высвобождением работников из организаций области.
Так, за период с 15 октября 2008 года по 21 июля 2009 года в рамках еженедельного мониторинга 562 неградообразующие организации с общей среднесписочной численностью работающих 77728 человек сообщили в службу занятости о 5997 работниках, предполагаемых к увольнению (7,7% от среднесписочной численности работающих), из которых 3273 человека уже уволено с начала высвобождения (4,2% от среднесписочной численности работающих). Из указанного количества уволенных граждан трудоустроено 685 человек или 21%, в том числе на указанных предприятиях - 364 человека, а обратилось в службу занятости 2369 человек, из которых 1647 человек признаны безработными.
По прогнозам к концу 2009 года ожидается ухудшение ситуации в сфере занятости на рынке труда.
Наибольшее высвобождение работников предполагается:
в августе 2009 года - ликвидация трех организаций по производству обуви из-за отсутствия заказов и рынка сбыта одной организации по строительной деятельности (г. Невель):
ООО "Стиль" (частная форма собственности, среднесписочная численность 69 человек) - 69 человек;
ООО "Редан" (частная форма собственности, среднесписочная численность 71 человек) - 71 человек;
ООО "Ассоль" (частная форма собственности, среднесписочная численность 88 человек) - 88 человек;
ООО "РЭО-Невель" (частная форма собственности, среднесписочная численность 65 человек) - 65 человек;
в августе 2009 года - в Великолукской таможне (таможенная деятельность, федеральная форма собственности, среднесписочная численность 317 человек) - 70 человек.
Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателей, а также по соглашению между работником и работодателем в организациях области в июне 2009 года составила 3022 человека или 3,8% к списочной численности.
Численность работников, находящихся в частично оплачиваемых отпусках по инициативе администрации, в июне 2009 года составила 2201 человек или 2,8% к списочной численности.
Численность работников, находящихся в отпусках по заявлению работника, составила в июне 2009 года 3402 человека или 4,3% к списочной численности.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области на 21 июля 2009 года просроченную задолженность по заработной плате имели 15 организаций на сумму 25812 тыс. рублей. Своевременно не выплачена заработная плата 1833 работникам. Средний размер задолженности в расчете на одного работника составляет 14082 рубля. Основной причиной задолженности является отсутствие собственных средств из-за снижения объемов производства и реализации продукции.
Задолженность по заработной плате из бюджетов всех уровней отсутствовала.
В связи с тем, что перед Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Псковской о долгах по заработной плате отчитываются не все организации (не охвачены организации отдельных видов деятельности и малые предприятия), Администрацией области с июня 2009 года организован еженедельный мониторинг состояния задолженности по заработной плате на основе данных администраций районов (городов), прокуратуры Псковской области, Государственной инспекции труда в Псковской области.
По данным Администрации области на 01.07.2009 просроченную задолженность по заработной плате имели 45 организаций на сумму 21910 тыс. рублей. Почти половина суммы задолженности (49,2%) приходится на 3 организации - ООО "Интрафлекс", ООО "Великолукский завод "Радиоприбор", ООО "Великолукские ткани".
N п/п | Наименование задачи, мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения | |||
1. | Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, государственные учреждения "Центры занятости населения" (ГУ ЦЗН), работодатели, образовательные учреждения |
1.1. | Корректировка перечня организаций, в которых будет реализовываться опережающее профессиональное обучение | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, работодатели |
1.2. | Корректировка объемов и направлений опережающего профессионального обучения с учетом профессионально- квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально- экономического развития области | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, работодатели |
1.3. | Оценка возможностей системы профессионального образования области в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан, включая возможности самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды обучения), по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, работодатели, образовательные учреждения |
1.4. | Корректировка перечня образовательных учреждений (организаций), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, образовательные учреждения |
1.5. | Внесение необходимых изменений в Порядок организации опережающего профессионального обучения работников под угрозой увольнения | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
1.6. | Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, образовательные учреждения |
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. | Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки на рабочем месте, в организациях и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан и граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, работодатели |
2.1.1. | Принятие органами местного самоуправления по предложениям и при участии службы занятости актов об организации общественных работ | I полугодие 2009 года | Органы местного самоуправления |
2.1.2. | Организация общественных работ, временных работ для работников, находящихся под риском увольнения, безработных и ищущих работу граждан в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
2.1.3. | Мониторинг численности выпускников высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда в 2009 году | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
2.1.4. | Корректировка объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
2.1.5. | Корректировка перечня предприятий для организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
2.1.6. | Внесение необходимых изменений в Порядок организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
2.2. | Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, учебные заведения, Торгово-промышленная палата Псковской области |
2.2.1. | Оказание информационно- консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
2.2.2. | Обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для организации самозанятости | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН, учебные заведения, Торгово-промышленная палата Псковской области |
2.2.3. | Предоставление денежных средств (субсидий) за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
2.2.4. | Корректировка перечня мероприятий по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
2.2.5. | Внесение необходимых изменений в Порядок организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
3. Профилактика негативных социальных последствий, возникающих при высвобождении работников | |||
3.1. | Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
3.2. | Анализ данных мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации программы | Ежеквартально в течение 2009 года | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
3.3. | Организация трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
3.4. | Развитие кадрового потенциала учреждений образования за счет подготовки высвобождаемых работников из других сфер деятельности | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственное управление образования Псковской области |
3.5. | Мероприятия по снижению потребности в привлечении иностранной рабочей силы: подготовка и переподготовка кадров по профессиям, по которым привлекается иностранная рабочая сила, проведение ярмарок вакансий, в том числе межтерриториальных, с привлечением работодателей, использующих труд иностранных работников, заключение соглашений с работодателями, использующими труд иностранных работников, по приоритетному трудоустройству российских граждан | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
3.6. | Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда области | 2009 год | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, ГУ ЦЗН |
Мероприятие | Объемы реализации мероприятий | |||
1 этап (январь - июль 2009 года) | 2 этап (август - декабрь 2009 года) | |||
численность участников (человек) | объемы финанси- рования (тыс. рублей) | численность участников, (человек) | объемы финанси- рования (тыс. рублей) | |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения | 500 | 3246,9 | 500 | 6651,6 |
Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы в организациях и на социально значимых объектах для безработных граждан и граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений | 3007 | 53246,6 | 5153 | 95994,3 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан | 150 | 8820,0 | 2000 | 117600,0 |