Приморский край
Закон от 13 июля 1998 года № 14-КЗ

О пожарной безопасности в Приморском крае

Принят
Законодательным Собранием Приморского края
30 июня 1998 года
    В редакциях
  • от 06.05.2000 № 92-КЗ,
  • от 08.11.2000 № 116-КЗ,
  • от 13.03.2002 № 201-КЗ,
  • от 07.06.2002 № 234-КЗ,
  • от 29.10.2002 № 19-КЗ,
  • от 29.10.2002 № 19-КЗ от 30,
  • от 10.11.2004 № 155-КЗ,
  • от 30.04.2003 № 54-КЗ,
  • от 09.04.2007 № 49-КЗ,
  • от 17.03.2008 № 222-КЗ,
  • от 29.12.2004 № 213-КЗ,
  • от 29.03.2010 № 588-КЗ,
  • от 27.10.2011 № 832-КЗ.
    Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Приморском крае, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организация), а также общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
  1. Глава I.Общие положения

  2. В отношении настоящего Закона действуют следующие основные понятия:
    пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
    система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами;
    пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
    требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
    нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
    противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;
    меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
    пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
    абзацы десятый - пятнадцатый утратили силу. - Закон Приморского края от 29.12.2004 N 213-КЗ;
    пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.
    подтверждение соответствия в области пожарной безопасности -документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
    нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
    профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
    первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
    гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
    организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
    Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности в Приморском крае основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также Устав Приморского края, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты Приморского края, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
    К полномочиям органов государственной власти Приморского края в области пожарной безопасности относятся:
    нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
    организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
    разработка, утверждение и исполнение краевого бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
    организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
    разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ.
    осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
    осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Приморского края, и членов их семей;
    создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета;
    организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
    утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств краевого бюджета;
    оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций;
    обеспечение соблюдения прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, в том числе установление системы мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказание поддержки общественным объединениям пожарной охраны при осуществлении ими своей деятельности.
    Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Приморского края.
  3. Глава II.Обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров

  4. Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:
    организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в лице их руководителей или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом);
    органы архитектуры, заказчики, застройщики, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территорий края, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
    собственники, арендаторы и наниматели жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, производственных, общественных и иных зданий и помещений;
    подразделения противопожарной службы Приморского края, органы государственной власти Приморского края, органы местного самоуправления, аварийные и спасательные службы, добровольные формирования, организации, которые в соответствии с действующим законодательством обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении пожарной безопасности.
    Части вторая - третья утратили силу.
    Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей.
    Система пожарной безопасности в Приморском крае осуществляется субъектами обеспечения пожарной безопасности в пределах их полномочий путем:
    разработки и реализации нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
    осуществления государственного, ведомственного и общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности на организациях и в населенных пунктах;
    осуществления технического нормирования, лицензирования видов деятельности и подтверждения соответствия продукции и услуг организаций и граждан в области пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением организациями и гражданами стандартов, строительных, технологических и иных утвержденных в установленном порядке норм и правил при осуществлении ими своей деятельности;
    разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;
    организации информационного обеспечения в области пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, а также граждан мерам пожарной безопасности.
    Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
    Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
    Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
    Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.
    Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
    Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
    Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества, оказанию первой помощи и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
    В соответствии с федеральным законодательством порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
    Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
    Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
    Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
    Часть седьмая утратила силу.
    Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), - который управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
    Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
    Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
    Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
    Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
    При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
    проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
    создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
    использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
    ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
    охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
    эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.
    Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
    При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
  5. Глава III.Пожарная охрана Приморского края

  6. Пожарная охрана в Приморском крае подразделяется на следующие виды:
    противопожарная служба Приморского края;
    муниципальная пожарная охрана;
    ведомственная пожарная охрана;
    частная пожарная охрана;
    добровольная пожарная охрана.
    Противопожарная служба Приморского края входит в Государственную противопожарную службу. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
    Противопожарная служба Приморского края создается Губернатором Приморского края в соответствии с настоящим Законом.
    Организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
    Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
    Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
    Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
    Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
    Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
    Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
    Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
    Добровольная пожарная охрана в Приморском крае создается и действует в порядке, установленном Федеральным законом "О добровольной пожарной охране".
    Поддержка общественным учреждениям пожарной охраны (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) при осуществлении ими своей деятельности оказывается в формах:
    информационной и консультационной поддержки в целях оказания содействия в реализации уставных целей общественных учреждений пожарной охраны;
    имущественной поддержки. Имущественная поддержка общественным учреждениям пожарной охраны осуществляется органами исполнительной власти Приморского края в виде передачи во владение и (или) пользование на долгосрочной основе имущества Приморского края, необходимого для достижения уставных целей общественных учреждений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными учреждениями пожарной охраны за счет поддержки, оказанной органами исполнительной власти Приморского края, подлежит раздельному учету. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества Приморского края, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) общественным учреждениям пожарной охраны, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование общественным учреждениям пожарной охраны включенного в него имущества Приморского края устанавливается Администрацией Приморского края;
    в иных формах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.
    В целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности при Администрации Приморского края создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссия), которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти Приморского края и организаций.
    Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с положением о комиссии, утверждаемым Администрацией Приморского края.
    Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляют органы исполнительной власти Приморского края.
    Состав комиссии утверждается Администрацией Приморского края.
  7. Глава IV.Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

  8. Руководители организаций имеют право:
    создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
    вносить в органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
    проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
    устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
    получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
    Руководители организаций обязаны:
    соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
    разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
    проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
    включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
    содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
    предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
    обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
    предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
    незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
    содействовать деятельности добровольных пожарных;
    обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
    Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности.
    Граждане имеют право на:
    защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
    возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
    участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
    получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
    участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
    Граждане обязаны:
    соблюдать требования пожарной безопасности;
    иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
    уведомлять немедленно пожарную охрану в случае обнаружения пожара;
    принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;
    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
    предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
    выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
    Должностные лица и граждане, а также юридические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Глава V.Возмещение затрат, связанных с выездом подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участием в их ликвидации

  10. Утратила силу.
  11. Глава VI.Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

  12. Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы Приморского края, социальных гарантий и компенсаций личному составу этой службы является расходным обязательством Приморского края.
    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
  13. Глава VII.Гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы

  14. Утратила силу.
  15. Глава VIII.Порядок осуществления проектной и строительной деятельности на территории Приморского края с применением противопожарных требований международных строительных норм, правил, стандартов

  16. Утратила силу.
  17. Глава IX.Заключительные положения

  18. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Приморского края, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
    Губернатор края
    Е.НАЗДРАТЕНКО
    г. Владивосток
    13 июля 1998 года
    N 14-КЗ