Законодательным Собранием Приморского края
21 мая 1996 года
В редакциях
от 15.11.2001 № 169-КЗ,
от 15.11.2001 № 173-КЗ.
Глава 1.Общие положения
(ст. 1 в ред. Закона Приморского края от 15.11.2001 N 169-КЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Собрания (сходы) граждан созываются на территории муниципального образования для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
На собрание (сход) могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на соответствующей территории, отнесенные Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Приморского края к компетенции местного самоуправления.
Решение, принятое на собрании (сходе граждан) в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.
Решение, принятое на собрании (сходе) граждан, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Устав муниципального образования, а также изменения в Уставе, принятые на собрании (сходе) граждан, подлежат государственной регистрации и вступают в силу с момента их официального опубликования после регистрации.
Решение, принятое на собрании (сходе), может быть обжаловано в суде в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении собрания (схода) граждан.
О выполнении решений собраний (сходов) граждан органы местного самоуправления, юридические и физические лица своевременно информируют население соответствующей территории.
В собрании (сходе) граждан имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста.
Не участвуют в собрании (сходе) граждане, признанные судом недееспособными, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе) в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Граждане участвуют в собрании (сходе) непосредственно либо через представителей. Участие в собрании (сходе) является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в собрании (сходе) граждан, а также на его свободное волеизъявление.
Принятие решения на собрании (сходе) граждан осуществляется открытым голосованием путем поднятия руки.
Граждане участвуют в собраниях (сходах) на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Гражданам, политическим партиям, другим общественно - политическим объединениям гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения о созыве собрания (схода) граждан, "за" или "против" проекта акта или решения, выносимого на собрание (сход) граждан.
В день проведения собрания (схода) граждан агитация запрещена.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, производятся за счет местного бюджета.
Глава 2.Созыв собрания (схода) граждан
Собрания (сходы) граждан, проживающих в сельской местности, созываются соответственно органами и должностными лицами местного самоуправления по деревням, селам, поселкам.
Собрания (сходы) граждан, проживающих в городах, крупных населенных пунктах (численностью более 200 человек), созываются соответственно органами и должностными лицами местного самоуправления по микрорайонам, кварталам, улицам. Орган местного самоуправления должен заблаговременно утвердить границы территории, на которой проводится сход.
Собрания (сходы) граждан могут созываться органами территориального общественного самоуправления для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) граждан затруднен, могут проводиться собрания представителей (конференции) жителей населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц. Норма представительства в этих случаях устанавливается органом местного самоуправления.
Собрание (сход) граждан проводится по инициативе главы муниципального образования, выборного представительного органа местного самоуправления или жителей, если за проведение собрания (схода) подписалось не менее 5 процентов избирателей, проживающих на соответствующей территории.
Собрание (сход) граждан созывается по мере необходимости.
Собрание (сход) граждан не может проводиться ранее семи дней и позднее месяца со дня принятия решения о его проведении.
Собрание (сход) граждан правомочно при условии явки на него более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе), конференция - при участии не менее двух третей жителей.
Решения принимаются большинством голосов от общего числа граждан, фактически принявших участие в собрании (сходе).
Глава 3.Порядок подготовки и проведения собрания (схода) граждан
Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивает соответствующий орган территориального общественного самоуправления населения.
О времени и мете созыва собрания (схода) граждан и о вопросах, которые вносятся на обсуждение, население извещается не позднее, чем за шесть дней до проведения собрания (схода).
Собрание (сход) граждан открывается руководителем органа местного самоуправления населения или уполномоченным лицом.
Для ведения собрания (схода) граждан открытым голосованием избираются председатель собрания, секретарь и счетная комиссия в составе не менее 3-х человек.
Повестка дня утверждается собранием (сходом) граждан.
На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода); общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании (сходе); количество присутствующих; фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода); повестка дня; содержание выступлений и принятые решения.
Протокол подписывается председателем собрания (схода) и передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления населения.
Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона имеют право участвовать представители политических партий, иных общественно - политических организаций и движений, депутаты Государственной Думы, члены Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Приморского края, выборные лица органов местного самоуправления.
Глава 4.Ответственность за нарушение настоящего закона
Лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином его права участвовать в собрании (сходе) граждан, вести агитацию, а также должностные лица, совершившие подлог документов собрания (схода) граждан, фиктивные записи в протоколах собрания (схода) граждан, заведомо неправильный подсчет голосов, - привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава 5.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования. И.о. губернатора края
В.ДУБИНИН
г. Владивосток
13 июня 1996 года
N 46-КЗ