Приморский край
Письмо от 06 июня 2005 года № 18/403(03-10

Об отнесении земельного участка к категории земель

Принято
Управлением Роснедвижимости по Приморскому краю
06 июня 2005 года
    1.Земельный участок, площадью 2 га, предоставленный гр. Иванову Ю.Ф. ранее входил в состав совхоза "Новосельский". Все земли в пределах границ совхоза (сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья) земельным законодательством отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Проектами перераспределения земель в период реорганизации совхозов 1991 - 1993 гг.) часть сельскохозяйственных угодий, прилегающих к сельским населенным пунктам без изменения целевого назначения были переданы сельсоветам для личных нужд (сенокошение, выпас личного скота и т.п.). Однако эти земли, находящиеся за пределами черты поселений и до настоящего времени находятся в категории земель сельскохозяйственного назначения, о чем в государственном земельном кадастре имеются сведения. Сведения о принадлежности земельных участков и земель к той или иной категории в соответствии с земельным законодательством (ст. 7 ЗК) содержатся в государственном земельном кадастре. Органы, осуществляющие на территориях муниципальных образований ведение государственного земельного кадастра, ежегодно составляют и согласовывают с органами местного самоуправления "Годовой отчет о наличии в муниципальном образовании земель и распределении их по категориям, угодьям и собственникам" (Баланс земель муниципального образования). В разработочных таблицах вышеуказанного отчета и по сведениям государственного земельного кадастра данный земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, находится в кадастровом квартале за номером 25:16:01 05 01 и отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. По результатам государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость его на 28% выше среднерайонной. Перевода земель (земельного участка) в другую категорию, для других целей в установленном законодательством порядке с момента его предоставления гражданину Иванову Ю.Ф. с 1996 года не производилось.
    2.Отнесение органами местного самоуправления вышеуказанного земельного участка к категории "земель водного фонда" (постановление от 11.04.2005 N 252) произведено с нарушением земельного законодательства по следующим причинам:
    а) Отнесение земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется исключительно органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 8 Земельный кодекс РФ);
    б) Земельный участок, общей площадью в 2,0 га (кормовые угодья - сенокос) предоставлялся гражданину как полевой участок вне черты поселения для ведения сельскохозяйственного производства (ЛПХ в пределах предоставляемых районом норм) с возможностью хозяйственного строительства (государственный акт ПК-16 N 0004, на основании решения главы администрации Спасского района от 26.01.1996 N 47) и никакого отношения к землям водного фонда не имеет, поскольку использование земельного участка не рассматривалось в комплексе с использованием водных объектов (водные отношения).
    Поскольку противоречий между данными о принадлежности земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, указанными в документах государственного земельного кадастра и данными, указанными в правоустанавливающих документах нет, у органов местного самоуправления нет оснований относить этот участок к любой другой, кроме земель сельскохозяйственного назначения, категории, в том числе и к категории земель водного фонда (п. 3, п. 4 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
    3.Гражданин обратился с заявлением о передаче предоставленного и используемого им для ведения ЛПХ в течение 9 лет земельного участка для размещения базы отдыха.
    Изменение целевого назначения, а вместе с тем и разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения возможно в случаях наличия согласия правообладателя (положительного решения органов исполнительной власти Приморского края в соответствии со ст. 2, п. 4 вышеуказанного Закона), наличия положительного градостроительного заключения о соответствии закрепляемых площадей под объектами базы отдыха и площадей, необходимых для их обслуживания строительным нормам (предельные нормы землеотводов для данных целей строительства и использования), соответствия установленным правилам землепользования. При этом должны быть разрешены все вопросы, связанные с компенсацией убытков и потерь сельскохозяйственного производства в соответствии с требованиями п. 5 ст. 57 Земельного кодекса РФ (изменение целевого назначения земель на основании ходатайства).
    Исходя из вышесказанного, Управление Роснедвижимости по Приморскому краю считает, что решение органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность г-ну Иванову Ю.Ф. с отнесением его к категории земель водного фонда произведено с нарушением федерального законодательства и требует отмены. Кроме того, земельные участки, предоставляемые или используемые для целей размещения баз отдыха, домов рыболовов, охотников, других объектов оздоровительного или спортивного назначения в соответствии с земельным законодательством должны быть отнесены к землям рекреационного назначения (ст. 98 Земельного кодекса РФ) в составе категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Перевод именно в эту категорию и необходимо произвести земельный участок г-на Иванова Ю.Ф. в порядке, установленным статьями 2 - 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
    Руководитель управления
    В.Д.ШИЛЬНИКОВ