Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
20 декабря 2011 года
<...>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
рассмотрев материалы дела № 439-11-р и протокол № 790-11-АДМ от 05.12.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
НПФ НО «Стратегия»
в присутствии представителя НПФ НО «Стратегия» - <...>.
Представителю разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
Решением Комиссии Пермского УФАС России по делу № 439-11-р от 04 октября 2011 года реклама НО НПФ «Стратегия» размещенная, в том числе на телеканалах «Ветта», «Россия 1», «Урал – Информ ТВ» в период с мая по июнь 2011 г., признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе».
Указанное решение вынесено по следующим обстоятельствам.
В Пермское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Пермского края (исх. № 7/2-32-11 от 01.06.2011 г., вх. № 7858-11 от 03.06.2011 г.) о ненадлежащей рекламе, распространяемой НО НПФ «Стратегия» в телевизионных СМИ на территории Пермского края.
Прокуратурой Пермского края проведена проверка деятельности негосударственных пенсионных фондов, расположенных на территории Пермского края в части исполнения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному страхованию за период 2009 – первый квартал 2011 г., по результатам которой установлено, что на региональных телеканалах транслируется видеоролик, рекламирующий деятельность НО НПФ «Стратегия». В ролике имеется ссылка на возможность получения жилого помещения путем проведения лотереи при вложении средств пенсионных накоплений в НО НПФ «Стратегия».
Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что негосударственный пенсионный фонд вправе заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры об обязательном пенсионном страховании, договоры о создании профессиональной пенсионной системы.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионному договору) участников фонда осуществляется на добровольных началах.
При этом, в ролике, транслируемом по телевидению предлагается возможность получить доход и выиграть квартиру, вложив денежные средства в НО НПФ «Стратегия».
Прокуратура Пермского края полагает, что размещаемый ролик является рекламным, транслируется с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и просит принять меры в соответствии с компетенцией.
В целях наиболее полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращения Прокуратуры Пермского края 15 июня 2011 г. Управлением были направлены запросы дополнительных документов в адреса ФГУП ВГТРК ГТРК «Пермь» (исх. №5926-11), ООО «ИРК «Ветта» (исх. № 5927-11), ООО «Телекомпания «Рифей – Пермь» (исх. «№ 5928-11), ООО «ПТРК «Урал – Информ ТВ» (исх. № 5929-11). В ответ на запросы были представлены документы, в том числе CD диски с записью роликов НО НПФ «Стратегия» (вх. №№ 8943-11 от 23.06.2011 г.; 9414-11 от 01.07.2011 г., 9846-11 от 11.07.2011 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В период с мая по июнь 2011 года на телеканалах «Ветта», «Россия 1» и «Урал – Информ ТВ» осуществлялась трансляция ролика следующего содержания:
«Ты что, всё ещё деньги в банке хранишь? Да! А я давно положила в Стратегию под 12 процентов и получаю пенсию. А я ещё и квартиру выиграла!»
Статичная заставка:
«Стратегия. Пенсионный фонд. Хватит копить! Пора получать!(342) 210-30-30 Вся необходимая информация на сайте www.npf-strategy.ru. 12,3 % по итогам управления пенсионными резервами за 2010 год. Доходность управления не гарантирована, может быть иной. НО НПФ «Стратегия» г. Пермь. Бессрочная лицензия № 166/2 от 16 июня 2009 г. выдана ФСФР, Федеральный закон № 56 от 30 апреля 2008 года».
В ролике, предоставленном ООО «ПТРК «Урал – Информ ТВ» до статичной заставки «бегущей строкой» размещена следующая информация:
«Розыгрыш квартиры проводится за счёт 3-х лиц. Сроки акции с 01.01.2011 по 31.12.2011».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к услугам НО НПФ «Стратегия». Данное обстоятельство представителем НО НПФ «Стратегия» на рассмотрении дела № 439-11-р не оспорено.
Согласно п. 3, 4 ч. 5 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление активами, не должна содержать информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности.
Определением о возбуждении производства по делу № 439-11-р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (исх. № 6617-11 от 04.07.2011 г.) у НО НПФ «Стратегия» запрошен перечень документов, необходимый для рассмотрения дела, в том числе письменные пояснения относительно оснований возбуждения дела № 439-11-р.
В письменных пояснениях (вх. № 10920-11 от 29.07.2011 г.) НО НПФ «Стратегия» нарушения законодательства РФ о рекламе не признало и указало следующее.
Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ «Стратегия» (далее – фонд) является особой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с договорами обязательного пенсионного страхования.
Фонд осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам № 166/2 от 16.06.2009 г.
НПФ «Стратегия» не является лицом, оказывающим услуги, связанные с осуществлением управления, включая доверительное управление активами. Рекламный ролик не содержит информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с инвестициями, а содержащаяся в ролике информация прямо указывает, что доход 12,3 % - доход от размещения средств пенсионных резервов в 2010 г. Размер дохода не гарантирован, может быть иным. Также ролик не содержит информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности.
Проверив представленные в материалы дела документы, оценив доводы НО НПФ «Стратегия», Комиссия по рассмотрению дела № 439-11-р не находит нарушения требований п. 3,4 ч. 5 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемом рекламном ролике, поскольку указанный процент доходности – 12,3 % - конкретизирован и отражает прибыль негосударственного пенсионного фонда от управления активами по итогам 2010 года, также имеется ссылка на то, что в другом временном периоде доходность может быть иной.
Тем не менее, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения ст. 9 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в данной статье Федеральный закон «О рекламе» в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие – стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
При этом товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).
Из нормы ст. 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации об организаторе мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, т.е. должно быть указано, где можно получить «информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения». При этом необходимо соблюдение требования о достоверности рекламы как в части источника информации, так и непосредственно самих сведений, размещенных в названном источнике.
Как следует из письменных пояснений НО НПФ «Стратегия» в целях продвижения своей деятельности фонд осуществляет маркетинговые мероприятия, направленные на пропаганду системы негосударственного пенсионного обеспечения, в связи с чем фондом были разработаны и утверждены положения об акциях «Накопи на пенсию и выиграй квартиру». При этом квартира предоставляется за счет третьих лиц (в соответствии с соглашением от 12.01.2010 г. с ООО «Метры»).
В соответствии с указанными положениями для того, чтобы участвовать в названных акциях, необходимо стать клиентом НПФ НО «Стратегия», заключив договор по негосударственному пенсионному страхованию или негосударственному пенсионному обеспечению.
Розыгрыш проводится между клиентами фонда, внесшими определенные денежные суммы в определенные сроки.
Таким образом, ролик, размещенный, в том числе на телеканалах «Ветта», «Россия 1» и «Урал – Информ ТВ» в мае – июне 2011 г., содержит рекламу стимулирующего мероприятия.
Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в части указания на источник информации об организаторе мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании части 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В силу п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно договору № 13 о выполнении работ и оказании услуг от 20.01.2011 г., заключенному между ООО «ИРК «Ветта» и НО НПФ «Стратегия», а также договору № 170-М от 19.01.2011 г., заключенному между ЗАО «Видео Интернешнл Пермь» и НО НПФ «Стратегия», рекламодателем указанной рекламы является НО НПФ «Стратегия».
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В действиях НПФ НО «Стратегия» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно: 1) объект административного правонарушения – имущественные отношения в сфере предпринимательской деятельности; 2) объективная сторона административного правонарушения - действия НПФ НО «Стратегия» по распространению рекламы с нарушением требований Федерального закона «О рекламе». 3) субъект административного правонарушения – рекламодатель НПФ НО «Стратегия»; 4) субъективная сторона административного правонарушения – вина НПФ НО «Стратегия».
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
НПФ НО «Стратегия» как рекламодатель, имело возможность соблюсти требования ст. 9 Федерального закона «О рекламе», однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований к содержанию рекламы. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации о рекламе НПФ НО «Стратегия» не представлено.
Таким образом, вина в действиях НПФ НО «Стратегия» установлена.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное НПФ НО «Стратегия» является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере распространения рекламы, а также права потребителей рекламы.
Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством ответственности перед обществом.
Таким образом, с учетом характера совершенного НПФ НО «Стратегия» правонарушения и степени его общественной опасности оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Вместе с тем, смягчающим обстоятельством можно считать тот факт, что НПФ НО «Стратегия» впервые привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.3 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ 1.Признать НПФ НО «Стратегия» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ). 2.Назначить НПФ НО «Стратегия» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 20 декабря 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 26000 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок НПФ НО «Стратегия» обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.