Пермский край
Постановление от 07 апреля 2011 года

О назначении административного наказания (наложении штрафа) по делу об административном правонарушении

По делу № 207-11-АДМ
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
07 апреля 2011 года
    Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому край,
    рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 207-11-адм, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строймаркет» (сокращенное наименование – ООО «Строймаркет») место нахождения (адрес): 618554, Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, 15, ОГРН 1035901718621 ИНН/КПП 5919000493/591901001,
    01.12.2010г. решением Пермского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 582-10-а в действиях ООО «Строймаркет» установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во взимании с индивидуального предпринимателя дополнительной платы за эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется передача электрической энергии ИП без утвержденного в установленном законом порядке тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии, то есть установлен факт злоупотребления доминирующим положением.
    Таким образом, Пермское УФАС России выявило обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения.
    24.03.2011 г. в отношении ООО «Строймаркет» составлен протокол об административном правонарушении.
    Согласно данному протоколу и решению комиссии Пермского УФАС России по делу № 582-10-а ООО «Строймаркет», являясь дочерним предприятием ЗАО «Соликамскстрой», зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2002 г. (ОГРН 1025901978563, место нахождения – ул. Энергетиков, 15, г. Соликамск, Пермский край).
    Согласно ст. 3 Устава ООО «Строймаркет», утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников от 28.12.2009 г., предметом деятельности общества является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей с целью получения прибыли от своей деятельности; Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
    ООО «Строймаркет» является арендатором электросетевого оборудования, а именно ячейки № 31 главного распределительного устройства 6кВ первой очереди у ООО «Соликамская ТЭЦ», а также собственником 1-этажного нежилого здания трансформаторной (шлакоблочное лит. А), общая площадь 45.6 кв.м.
    В соответствии с актом границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «Строймаркет» и ООО «Соликамская ТЭЦ» установлены по кабельным наконечникам на контактах линейных разъединителей ячейки № 31 в сторону фидера «Строймаркет». ООО «Строймаркет» покупает электрическую энергию у ОАО «Пермэнергосбыт» по договору № 478 от 24.12.2008 г. Приложением № 3 к настоящему договору в список субабонентов ОАО «Пермэнергосбыт» включен также ИП.
    В соответствии с договором бессрочной аренды недвижимого имущества № 06-03-10 от 10.03.2006 г. ИП передано в бессрочное пользование, в том числе 1-этажное кирпичное здание, лит. А9, расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, 7.
    29.12.2008 г. между собственником 1-этажного кирпичного нежилого здания (трансформаторная подстанция) лит. А9, расположенного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Энергетиков, 7, и ИП был заключен договор аренды, в соответствии с которым указанная трансформаторная подстанция была передана в аренду ИП.
    В 2004 г. между ООО «Строймаркет» (Энергоснабжающая организация) и ИП (Абонент) был заключен договор на отпуск электрической энергии (№ 478-2). В соответствии с условиями настоящего договора Энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию Абоненту в соответствии с планом электропотребления. Абонент в свое время обязуется оплачивать Энергоснабжающей организации отпущенную электроэнергию, а также эксплуатационные расходы в размере – 26 % от объема полученной электрической энергии. В последующем протоколом согласования разногласий к договору № 478-2 от 25.08.2004 г. сумма эксплуатационных расходов, подлежащих оплате дополнительно, была снижена до 20 %.
    Трансформаторная подстанция ИП подключена к ТП-1 ООО «Строймаркет», запитанной от ячейки № 31 ООО «Соликамская ТЭЦ-11».
    В соответствии с актом № 6, составленным между ООО «Строймаркет» и ИП, границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлены на шинном разъединителе яч. №2 ТП-1 6кВ на питание силового трансформатора мощностью 630 кВА 6/0,4кВ.
    Согласно счетам-фактурам, выставляемых ОАО «Пермэнергосбыт» к оплате ООО «Строймаркет» по договору электроснабжения № 478 от 24.12.2008 г.; ООО «Строймаркет» к оплате ИП по договору на отпуск электрической энергии № 478-а; ИП к оплате ООО «Жемчужина» по договору на отпуск электрической энергии, было установлено следующее.
    Продажа ОАО «Пермэнергосбыт» электрической энергии ООО «Строймаркет» в расчетном периоде (месяце) осуществляется Гарантирующим поставщиком по свободным (нерегулируемым) ценам, а также по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Пермского края для потребителей, отнесенных к группе прочие потребители, подключенные на генераторном напряжении (тип потребителя: одноставочный, уровень напряжения ВН). В период с февраля 2009 г. по апрель 2009 г. оплата ООО «Строймаркет» полученной электрической энергии осуществлялась по тарифу: 1,87 руб./кВт, с мая 2009 г. по декабрь 2009 г. по тарифу 1,63 руб./кВт, что соответствует Постановлению РЭК Пермского края №90-э от 16.12.2008 г.
    ООО «Строймаркет» в 2009 г. в адрес ИП выставлялись счета-фактуры, в соответствии с которыми суммы, подлежащие оплате индивидуальным предпринимателем, включали в себя оплату по тарифу, а также оплату накладных расходов, представлявших собой непостоянную величину.
    Также установлено и подтверждается ООО «Строймаркет», что тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии для ООО «Строймаркет» не были утверждены в установленном законом порядке.
    Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
    Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе
    лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
    В соответствии с ч. 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 г.) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электрэнергетике» (далее – ФЗ Об электроэнергетике) под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
    Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 ФЗ Об электроэнергетике).
    Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 г.).
    В силу положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и(или) от указанных устройств или объектов.
    Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 также запрещает собственнику объектов электросетевого хозяйства препятствовать перетоку электрической энергии для присоединенных потребителей.
    Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Из смысла указанных норм следует, что владелец электросетевого хозяйства, предназначенного для передачи электрической энергии, обязан в случае отсутствия утвержденного тарифа оказывать услуги по ее передачи без взимания платы с потребителя. Возможность взимания при перетоке электрической энергии платы на содержание объектов электросетевого хозяйства действующим законодательством не предусмотрена.
    В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 41-ФЗ) тарифы на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче подлежат государственному регулированию, посредством установления экономически обоснованных цен (тарифов) и (или) их предельных уровне. В статье 6 ФЗ № 41-ФЗ указано, что регулирование осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую энергию на территории РФ, правилами государственного регулирования и применения тарифов и иными нормативными актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
    Согласно пункта 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям определяется в том числе и исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности устройства преобразования электрической энергии, т.е. затраты организации на трансформацию электрической энергии учитываются при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
    Также, в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, вышеназванными Методическими указаниями, расходы, связанные с эксплуатацией имущества, участвующего в передаче электрической энергии, являются составляющими тарифа на услуги по передаче электрической энергии и должны быть утверждены в установленном порядке.
    Таким образом, имущество, переданное ООО «Строймаркет» по договору аренды с ООО «Соликамская ТЭЦ», а также находящееся в собственности ООО «Строймаркет», представляет собой имущество, предназначенное для передачи электрической энергии.
    Следовательно, ООО «Строймаркет», являясь владельцем электросетевого хозяйства, взимая плату за содержание ТП-1 в исправном состоянии, оказывает услуги по передаче электрической энергии ИП.
    Данную услугу ООО «Строймаркет» оказывает в условиях естественной монополии, и в силу п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. признаются лицами, занимающими доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.
    Таким образом, ООО «Строймаркет», оказывая услуги по передаче электрической энергии в отсутствие утвержденного тарифа, взимая при этом с ИП плату на содержание и ремонт оборудования, транспортировку и компенсацию потерь электроэнергии, нарушило установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования в отношении электрической энергии, нарушило п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861. Указанными действиями ООО «Строймаркет» ущемило интересы ИП.
    Таким образом, в действиях ООО «Строймаркет» -лица, занимающего доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах г. Соликамск в период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г. установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -
    - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
    Согласно ч. 4 ст.3.5 КоАП РФ, размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
    Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, являются имущественные отношения, возникшие в процессе осуществления ОАО «Строймаркет» предпринимательской деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Соликамск в период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г.
    Объективная сторона правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
    Субъектом правонарушения является ООО «Строймаркет», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Соликамск.
    Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, выразившейся в непринятии мер по недопущению выявленного нарушения.
    В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    У ООО «Строймаркет» имелась возможность соблюсти требования законодательства Российской Федерации об основах ценообразования в отношении электрической энергии, однако ООО «Строймаркет» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, хотя при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло и должно было не допустить нарушения законодательства. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации об основах ценообразования в отношении электрической энергии не представлено.
    Факт совершения административного правонарушения Обществом подтверждается протоколом об административном правонарушении по делу № 207-11-адм, а также другими материалами дела.
    ООО «Строймаркет» факт нарушения признало.
    Следовательно, есть все основания говорить о виновности ООО «Строймаркет» в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
    В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
    Согласно ст. 14.31 КоАП РФ размер налагаемого административного штрафа должен составлять не менее ста тысяч рублей.
    Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
    Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
    Правонарушение, совершенное ООО «Строймаркет», является грубым нарушением, поскольку его действиями длительно нарушались права третьего лица, посягает на установленный государством порядок в сфере антимонопольного законодательства и ущемляет интересы других лиц, представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
    Характер административного правонарушения, совершенного ООО «Строймаркет», степень общественной опасности охраняемым государством интересам в области конкуренции не позволяют сделать вывод о его малозначительности, поскольку существует объективная угроза основам рыночных экономических отношений, развитию конкурентной среды (нарушены интересы индивидуального предпринимателя).
    Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Строймаркет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    2.Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Строймаркет» наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
    В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,
    предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
    В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
    Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы за нарушение антимонопольного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет.
    Реквизиты для перечисления штрафа:
    код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
    получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление
    Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
    ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь
    ИНН 5902290360 КПП 590201001
    ОКАТО 57401000000
    БИК 045773001
    Сч. № 40101810700000010003
    При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
    Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.