Пензенская область
Приказ от 17 ноября 2009 года № 504

Об утверждении Концепции формирования культуры питания

Принят
Управлением образования г. Пензы (Пензенская обл.)
17 ноября 2009 года
    С 2008 года город Пенза принимает участие в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, что позволило консолидировать средства федерального, регионального и муниципального бюджетов, направить их на создание привлекательного образа системы школьного питания на основе технологического переоснащения школьных пищеблоков, совершенствования механизмов управления системой школьного питания, формирования понимания необходимости и важности здорового школьного питания у обучающихся, родителей, педагогов, работников общественного питания, органов власти и общественности.
    В результате реализации экспериментального проекта капитально отремонтированы и оснащены новым технологическим оборудованием пищеблоки школ; приобретена новая мебель в столовые общеобразовательных учреждений; произведен ремонт обеденных залов; приобретен специализированный автотранспорт для базовых школьных столовых; проведена работа по повышению квалификации работников школьных столовых общеобразовательных учреждений; совершенствуется структура и качество школьного питания; агентством "Сталкер" разработаны логотипы, слоганы и выпущены баннеры о здоровом питании; в 2009 году охват учащихся всеми видами питания достиг 100%, горячим питанием - 85%.
    В настоящее время особо актуальна работа по информационной поддержке, освещению в региональных средствах массовой информации хода реализации проекта, презентации опыта работы общеобразовательных учреждений по формированию культуры питания учащихся, проведению информационно-просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.
    В связи с вышесказанным, приказываю:
    1.Утвердить Концепцию формирования культуры питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Пензы (Приложение).
    2.Отделу общего образования (Лиханова Т.Н.):
    2.1 Довести данный приказ и Концепцию формирования культуры питания до сведения руководителей общеобразовательных учреждений г. Пензы.
    2.2 В срок до 15.12.2009 г. обеспечить контроль за разработкой и выполнением общеобразовательными учреждениями планов мероприятий по реализации Концепции формирования культуры питания на период 2010 - 2012 годы.
    3.Муниципальному учреждению "Научно-методический центр" (Нестерова Т.Н., и.о. директора):
    3.1 Осуществлять методическое сопровождение реализации Концепции формирования культуры правильного питания в городе Пензе.
    3.2 В срок до 20.12.2009 г. разработать механизм оценки реализации общеобразовательными учреждениями города Пензы Концепции формирования культуры правильного питания.
    3.3 Провести анализ реализации в общеобразовательных учреждениях Концепции формирования культуры правильного питания и предоставить в виде аналитической справки в 2 срока: 25 мая, 25 декабря (2010 - 2012 гг.).
    4.Руководителям общеобразовательных учреждений г. Пензы:
    4.1 Довести данный приказ и Концепцию формирования культуры правильного питания до сведения работников общеобразовательного учреждения.
    4.2 Разработать и реализовать в 2010 - 2012 годах план мероприятий по формированию культуры питания.
    5.Контроль за исполнением данного приказа возложить на Шарошкину М.К., заместителя начальника Управления образования г. Пензы.
    Начальник управления образования
    Ю.А.ГОЛОДЯЕВ
    КОНЦЕПЦИЯ
    ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
  1. I.Введение

  2. Концепция формирования культуры правильного питания разработана в рамках и в соответствии с реализацией:
    - Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации".
    - Постановления Правительства Пензенской области от 29.02.2008 г. N 138-пП "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Пензенской области".
    - Постановления главы администрации города Пензы от 23.04.2008 г. N 536 "Об участии в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Пензы".
    - Долгосрочной целевой программы города Пензы "Совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Пензы на основе внедрения новых технологий приготовления пищи" на 2009 - 2010 гг.", утвержденной Постановлением главы администрации города Пензы от 17.12.2008 г. N 2157.
  3. II.Обоснование необходимости реализации концепции

  4. По данным диспансеризации 2008 года в России абсолютно здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников, отмечается, что от 1 класса к выпускному их здоровье значительно ухудшается. Среди школьников растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития.
    Рациональное, здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровья. Нарушение питания в детском возрасте служит одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.
    Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 60% - 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
    С 2008 года город Пенза принимает участие в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, что позволило консолидировать средства федерального, регионального и муниципального бюджетов, направить их на создание привлекательного образа системы школьного питания на основе технологического переоснащения школьных пищеблоков, совершенствования механизмов управления системой школьного питания, формирования понимания необходимости и важности здорового школьного питания у обучающихся, родителей, педагогов, работников общественного питания, органов власти и общественности.
    Работа по обеспечению горячим питанием учащихся строится во взаимодействии Управления образования города Пензы с общеобразовательными учреждениями, Управлением здравоохранения города Пензы и Социальным управлением города Пензы, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области.
    В результате реализации экспериментального проекта:
    - капитально отремонтированы и оснащены новым технологическим оборудованием пищеблоки школ, приобретена новая мебель в столовые общеобразовательных учреждений;
    - произведен ремонт обеденных залов;
    - в школы города поставлены пароконвектоматы;
    - приобретен специализированный автотранспорт для базовых школьных столовых;
    - проведена работа по повышению квалификации работников школьных столовых общеобразовательных учреждений;
    - совершенствуется структура и качество школьного питания: ОАО "Молком", ОАО МПК "Пензенский" разработаны линии витаминизированной мясной и молочной продукции для школьного питания, разработано и утверждено 10-дневное меню, внесены изменения в перечень продуктов для питания школьников, в общеобразовательных учреждениях разработаны дополнительные альтернативные меню и диетическое меню, обеспечивающие более полный охват школьников горячим питанием в соответствии с их запросами и состоянием здоровья;
    - в целях рекламы школьного питания и позиционирования рекламных персонажей, положительно влияющих на детей и подростков, агентством "Сталкер" разработаны логотипы, слоганы и выпущены баннеры о здоровом питании;
    - в 2009 году охват учащихся 1 - 11 классов всеми видами питания (горячие завтраки и обеды, альтернативное, диетическое питание, буфетная продукция) достиг 100%, горячим питанием - 85% (май 2008 года - 65%).
    Одной из основных составляющих реализации экспериментального проекта по совершенствованию питания является информационная поддержка, освещение в региональных средствах массовой информации хода реализации проекта, презентация опыта работы общеобразовательных учреждений по формированию культуры питания учащихся, проведение информационно-просветительской работы с родителями по проблеме формирования потребности в здоровом питании.
    Понятие "Рациональное питание" (Рациональное питание - питание, обоснованное необходимым соотношением в пище жиров, белков и углеводов, микро- и макронутриентов, организованное с учетом индивидуальных особенностей организма человека, его возраста, энергозатрат и обеспечивающее полноценное развитие организма человека) стало ключевым для образовательных учреждений города.
  5. III.Принципы реализации концепции

  6. В основе Концепции положены следующие принципы:
    - Принцип сознательности - нацеливает на формирование у детей и родителей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к понятию и структуре правильного питания.
    - Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи всех компонентов и форм работы по формированию культуры правильного питания.
    - Принцип непрерывности проявляется в постоянно-развивающемся процессе формирования стереотипов здорового питания.
    - Принцип активности предполагает проявление инициативы и творчества всех участников образовательного процесса при формировании культуры питания.
    - Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе формирования культуры питания. Принцип формирования ответственности у учащихся и их родителей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  7. IV.Основные цели и задачи:

  8. Концепция разработана в целях:
    - обеспечения системного подхода в вопросах формирования здорового образа жизни, правильного пищевого поведения;
    - повышения мотивации к здоровому образу жизни, правильному питанию, укрепления связей с культурным наследием нации в сфере питания;
    - сохранения физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
    - ориентации всех участников образовательного процесса на здоровье через формирование навыков правильного питания.
    Задачи Концепции
    Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    1.Организация и проведение разъяснительной и просветительской работы со всеми участниками образовательного процесса.
    2.Вовлечение всех заинтересованных лиц: родителей, педагогов, предпринимателей, организующих питание школьников, медицинских работников в процесс формирования культуры питания обучающихся.
    3.Повышение гигиенической грамотности педагогов и родителей.
    4.Ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания.
    5.Формирование позитивных стереотипов пищевого поведения, соответствующих гигиеническим принципам здорового питания.
    6.Профилактика поведенческих рисков здоровью, связанных с нерациональным питанием школьников в общеобразовательных учреждениях Пензы.
  9. V.Условия достижения целей

  10. - реализация интерактивных проектов;
    - регулярное освещение работы по формированию культуры правильного питания в федеральных и региональных СМИ (ТВ, радио, пресса, наружная реклама);
    - распространение информационно-просветительских материалов среди школьников (и их родителей), педагогов;
    - создание и распространение справочной и методической литературы;
    - участие в тематических выставках;
    - организация информационно-просветительских мероприятий и пресс-конференций;
    - создание рекламных материалов для проведения рекламных и PR-мероприятий;
    - создание тематических баннеров;
    - экспертиза и контроль за работой ОУ по формированию культуры правильного питания;
    - разработка моделей формирования культуры правильного питания.
    Модель формирования культуры правильного питания
  11. ┌────────────────────────┐
            правильного пищевого  
                 поведения        
    формированиекультурыпитания
    позиционированиеосноввовлечениесемьии
    правильногопитанияобщественностивпроцесс
    формированиякультуры
    питания
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
     
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
     
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
     
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
     
    обеспечение здоровым
    питанием в школе
    
    ┌──────────┴──────┴────────────┐
     
    формированиеуучащихся
  12. Данная модель реализуется с учетом соблюдения следующих правил:
    - Действовать с учетом накопленного опыта и традиций правильного питания;
    - Основываться на формах работы, подтвердивших свою эффективность;
    - Делать акцент на позитивном подходе к формированию культуры питания;
    - Эффективно использовать ресурсы школы и общественности.
    Данная концепция предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих не только удовлетворение потребностей детского населения в рациональном, здоровом питании в соответствии с требованиями медицинской науки, но и формирование рационального пищевого поведения (поведенческой модели правильного питания) у учащихся, педагогов, родителей.
    Реализация концепции осуществляется через систему мероприятий, объединенных в проекты:
    Проект "Обучение родителей навыкам правильного питания через систему тьюторов"
    Обучение тьюторов - представителей родительской общественности общеобразовательных учреждений города в ресурсных центрах здорового питания (на базе МОУ лицей N 12, СОШ N 65, 35, 63) с привлечением медицинских работников.
    Медиапроект "Интернет-игра "Питаемся правильно"
    Игра будет разработана инициативной группой учащихся школ с информационно-технологическим профилем. Правилами игры предусматривается совместное участие школьников и их родителей.
    Проект "Интернет-семинар "Здоровое питание, начни действовать сегодня"
    Проект предусматривает интернет-обучение детей и взрослых принципам правильного питания, рациону питания школьников и взрослых. Дается понятие о пище и ее составляющих, краткая характеристика физиологии пищеварения, возможные заболевания, связанные с неправильным питанием.
    Проект "Этикет"
    Проект предусматривает обучение средствами дополнительного образования и воспитательной системы школы (с привлечением предпринимателей, организующих питание школьников) детей и их родителей правилам поведения во время еды, пользования столовыми приборами, национальным традициям приема пищи разных народов и народностей России и мира.
    Проект "Дни национальной кухни. Наследие России"
    Проект рассчитан на обучение (с непосредственным участием работников пищеблоков, предпринимателей, организующих питание школьников) широкой аудитории (обучающихся, педагогов, родителей) традициям кухни разных национальностей Пензенской области.
    Проект "Все сезоны года. Конкурс презентаций домашнего меню"
    Проект предусматривает проведение конкурсов-презентаций по сезонам года. Главным условием конкурса является использование при составлении домашнего меню продуктов питания с учетом их сезонной ценности.
    Проект "Фестиваль семейных традиций"
    Проектом предусматривается проведение праздника в рамках социокультурного комплекса, на котором представляются семейные традиции в организации питания, традиционные блюда, продукты питания, участники фестиваля обмениваются рецептами (с использованием электронного банка рецептов).
    Проект "Фотоконкурс "Здоровое питание"
    Идея проекта - привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблеме формирования культуры питания средствами фотоискусства.
    Проект "Консультанты по питанию"
    В работе по формированию навыкам здорового питания немаловажную роль играет наличие специалиста, способного дать грамотную консультацию родителям учащихся по структуре питания школьников разного возраста. Проектом предусматривается использование сайта Управления образования и сайтов школ (с привлечением медицинских работников).
    Проект "Конкурс домашних сочинений - эссе среди старшеклассников и их родителей "Расскажи о полезных продуктах питания"
    Проект предусматривает участие в конкурсе школьников и их родителей. Сочинение - эссе является совместным творческим продуктом детей и взрослых.
    Проект "Публичные отчеты"
    Результатом реализации программы совершенствования питания школьников должна стать устойчивая сформированность у учащихся и их родителей потребности питаться правильно, улучшение состояния здоровья детей и подростков. В конце учебного года организуются публичные отчеты школ с участием предпринимателей, организующих питание в общеобразовательных учреждениях, перед родительской общественностью о результатах внедрения программы "Совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Пензы на основе внедрения новых технологий приготовления пищи".
    Проект "Школьный совет по здоровью"
    Все учащиеся и их родители должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выбора питательной и вкусной пищи на протяжении всей жизни. Кроме того, педагогам школы следует позиционировать здоровое питание в качестве ценности повседневной жизни, являясь примером для подражания. В общеобразовательных учреждениях следует разработать, принять и внедрить всесторонний план для стимуляции здорового питания. Хорошо спланированные и успешно реализованные школьные планы (программы) здорового питания показали, что могут позитивно влиять на привычки учащихся в еде.
    Мероприятия плана (программы) обучения правильному питанию должны подчеркивать привлекательные черты здорового питания, привлекать к участию всех учащихся в качестве партнеров, соответствовать развитию и быть увлекательными.
    Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых.
    Основным органом, координирующим данную деятельность, должен быть Школьный совет по здоровью, созданный из числа обучающихся, педагогов, родительской общественности.
    Проект "Летний пришкольный оздоровительно-образовательный лагерь"
    Проект предусматривает систему оздоровительных и образовательных мероприятий с учащимися и их родителями в летнее время.
    Проект "Информационный банк данных полезных рецептов"
    Проектом предусматривается формирование в информационном пространстве общеобразовательного учреждения банка полезных и вкусных рецептов.