Пензенская область

Решение от 21 марта 2012 года

По делу № 3-01/10-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
21 марта 2012 года
    Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 года.
    Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
    Председатель Комиссии:
    Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
    Члены Комиссии:
    Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
    Воробьева М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
    рассмотрев дело № 3-01/10-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Центр финансовой поддержки» (г. Заречный, Пензенская обл., ул. Строителей, 11а) рекламы «ЦФП Вопрос – где взять деньги? Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: г. Заречный, ул. … Тел:…» с нарушением части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
    в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
    <...> - представителя по доверенности от 19.03.2012;
    <...> – ведущего менеджера ООО «Центр финансовой поддержки», без доверенности
    В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» от 01.02.2012 № 05 (160), стр. 14 рекламного объявления следующего содержания: «ЦФП Вопрос – где взять деньги? Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: г. Заречный, ул. … Тел.: …», с признаками нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    Антимонопольным управлением установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Центр финансовой поддержки» (442960 г. Заречный, Пензенская обл., ул. Строителей, 11а), что подтверждается документами и материалами, предоставленными индивидуальным предпринимателем Бакуниной И.В., являющейся издателем информационно-аналитического еженедельника «Наш город Заречный» (договор на оказание услуг по размещению рекламных материалов от 01.06.2011).
    На рассмотрении дела представитель ООО «Центр финансовой поддержки» согласился с тем, что реклама в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» от 01.02.2012 № 05 (160), стр. 14 размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.
    Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
    В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
    Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
    В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
    Из анализа положений статьи 28 ФЗ «О рекламе» (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
    Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
    Реклама ООО «Центр финансовой поддержки» о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
    Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
    Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
    Вместе с тем, в рекламе ООО «Центр финансовой поддержки» содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
    Поскольку в рекламе ООО «Центр финансовой поддержки» указана финансовая услуга – «займы», которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
    Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
    Включение ООО «Центр финансовой поддержки» в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
    В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
    Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу, о нарушении ООО «Центр финансовой поддержки» требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу: «ЦФП Вопрос – где взять деньги? Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: г. Заречный, ул. …Тел.: …», распространяемую в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Заречный» от 01.02.2012 № 05 (160), стр. 14, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    2.Выдать ООО «Центр финансовой поддержки» (442960 г. Заречный, Пензенская обл., ул. Строителей, 11а) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 года.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.