-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Пензенская область
Протест от 26 декабря 2007 года № 22-3-10-07

На Закон Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО «Об административных комиссиях в Пензенской области» (в редакции Законов Пензенской области от 05.04.2005 N 783-ЗПО, от 02.11.2005 N 895-ЗПО, от 26.02.2006 N 979-ЗПО, от 22.12.2006 N 1176-ЗПО, от 24.04.2007 N 1272-ЗПО)

Принят
Прокуратурой Пензенской обл.
26 декабря 2007 года
    В Законодательное Собрание
    Пензенской области
    Закон Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО устанавливает порядок создания и деятельности административных комиссий в Пензенской области.
    Статьей 3 Закона Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО предусмотрено, что административная комиссия в количестве 5 - 7 человек формируется представительным органом муниципального образования на основе предложений главы администрации муниципального образования (главы муниципального образования).
    В муниципальном образовании - городском округе, в границах которого имеются административно-территориальные образования городские районы, число административных комиссий соответствует числу городских районов.
    Количественный и персональный состав административной комиссии утверждается представительным органом муниципального образования.
    Если представительный орган муниципального образования отклонил предложенную кандидатуру в состав административной комиссии, глава администрации муниципального образования (глава муниципального образования) вправе внести другую кандидатуру.
    Председатель, заместитель председателя, секретарь административной комиссии назначаются из состава членов комиссии представительным органом муниципального образования по представлению главы администрации муниципального образования (главы муниципального образования). Кандидатуры председателя, заместителя председателя, секретаря административной комиссии из состава членов комиссии, согласованные с главой администрации муниципального образования (главой муниципального образования), могут вносить депутаты представительного органа муниципального образования.
    Статьей 6 Закона Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО определено, что срок полномочий административной комиссии, сформированной в соответствии с настоящим Законом, устанавливается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, ее образовавшего.
    После окончания срока полномочий административной комиссии, указанного в части 1 настоящей статьи, либо в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, утвердившего состав данной административной комиссии, административная комиссия продолжает осуществлять свои полномочия до дня формирования нового состава комиссии.
    Статьей 5 Закона Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО установлено, что досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя, секретаря, члена административной комиссии осуществляется представительным органом муниципального образования в случаях:
    1) внесения соответствующего представления главой администрации муниципального образования (главой муниципального образования);
    2) подачи членом административной комиссии заявления в письменной форме о сложении полномочий;
    3) привлечения члена административной комиссии к административной ответственности;
    4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена административной комиссии;
    5) признания члена административной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    6) смерти члена административной комиссии;
    7) признания члена административной комиссии на основании заявления соответствующей административной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
    Полномочия председателя, заместителя председателя, секретаря, члена административной комиссии прекращаются досрочно также в случае выражения недоверия указанным лицам представительным органом муниципального образования вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.
    Таким образом, Законом Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области" полномочия по образованию административных комиссий, утверждению количественного и персонального состава административных комиссий, назначению председателя, заместителя председателя, секретаря административной комиссии, по досрочному прекращению их полномочий переданы представительным органам муниципальных образований Пензенской области.
    Данное положение закреплено также в статье 6 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния".
    Указанные нормы Закона Пензенской области противоречат действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
    Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Статьей 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
    По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
    Статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Статьей 1.3 Кодекса определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
    В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
    При этом на основании пункта 6 названной статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
    Одним из условий установления административной ответственности является определение органа, уполномоченного рассматривать соответствующие дела.
    На основании статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
    При этом согласно статье 1.6 КоАП РФ применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
    Исходя из указанных требований, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе по формированию административных комиссий.
    Данная правовая позиция нашла отражение и в практике Верховного Суда Российской Федерации. Согласно подпункту "е" пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
    предлагаю:
    Закон Пензенской области от 18.11.2002 N 409-ЗПО "Об административных комиссиях в Пензенской области" привести в соответствие с действующим законодательством.
    Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
    О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
    И.о. прокурора области
    старший советник юстиции
    В.Н.ТРИФОНОВ