-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Пензенская область
Протест от 29 февраля 2008 года № 22-3-2-08

На Закон Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО «О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области» (в редакции Закона Пензенской области от 22.05.2006 N 1038-ЗПО)

Принят
Прокуратурой Пензенской обл.
29 февраля 2008 года
    В Законодательное Собрание
    Пензенской области
    Законом Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" - далее по тексту - Закон Пензенской области, определен порядок предоставления государственных гарантий Пензенской области.
    В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации финансовое законодательство находится в ведении Российской Федерации.
    Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
    Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.
    Однако в ходе проведенной прокуратурой области проверки установлено, что отдельные положения Закона Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" вступили в противоречие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    Так, статьей 2 Закона Пензенской области предусмотрено, что гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
    В то же время, в соответствии с пунктом 4 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
    Таким образом, установление в Законе Пензенской области положения о субсидиарной ответственности гаранта создает дополнительное ограничение по условиям предоставления государственных гарантий по сравнению с федеральным законодательством, что может повлечь ущемление интересов принципалов.
    Пунктом 3 статьи 3 Закона Пензенской области предусмотрено, что государственные гарантии Пензенской области предоставляются в том числе на следующих условиях:
    - проведение предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии Управлением финансов Пензенской области или по поручению Законодательного Собрания Пензенской области Счетной палатой Пензенской области;
    - предоставление получателем гарантии обеспечения в форме поручительства либо в форме залога имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в порядке согласно приложению 1 к настоящему Закону;
    - отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и неисполненных перед кредиторами обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Пензенской области;
    - отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    Указанные положения Закона Пензенской области также не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    Так, согласно пункту 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.
    Возможность проведения анализа финансового состояния принципала каким-либо иным органом действующим федеральным законодательством не предусмотрена.
    Таким образом, содержащееся в подпункте 2 пункта 3 статьи 3 Закона Пензенской области положение о проведении предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии Счетной палатой Пензенской области не соответствует указанным выше нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    Пунктом 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.
    В свою очередь пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие способы исполнения обязательств юридического лица:
    - банковские гарантии,
    - поручительства,
    - государственные или муниципальные гарантии,
    - залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.
    Однако вопреки указанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве обеспечения исполнения получателем гарантии своих обязательств по регрессным требованиям гаранта Законом Пензенской области установлены только поручительство и залог имущества.
    Кроме того, подпункт 4 пункта 3 статьи 3 Закона Пензенской области не в полной мере отвечает положениям абзаца 4 пункта 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве одного из необходимых условий предоставления государственной или муниципальной гарантии отсутствие просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию не только у самого принципала, но и у его поручителей (гарантов).
    Наряду с этим пункт 1 статьи 1 Закона Пензенской области, содержащий определение государственной гарантии Пензенской области, также не в полной мере соответствует определению, предусмотренному статьей 6, пунктом 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    Пунктом 2 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.
    При этих обстоятельствах требует приведения в соответствие с указанными требованиями бюджетного законодательства статья 4 Закона Пензенской области, устанавливающая перечень документов, предоставляемых юридическими лицами для получения гарантии Пензенской области.
    Кроме этого, в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 17.08.2006 N 538-пП исполнительный орган государственной власти Пензенской области - Управление финансов Пензенской области переименовано в Министерство финансов Пензенской области.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
    предлагаю:
    Закон Пензенской области от 26.04.2004 N 596-ЗПО "О порядке предоставления государственных гарантий Пензенской области" привести в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.
    Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
    О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
    Прокурор области
    государственный советник
    юстиции 3 класса
    В.Д.КОШЛЕВСКИЙ