Пензенская область
Требование от 21 декабря 1998 года № 8

Гигиенические требования по профилактике йоддефицитных состояний среди населения области. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.1.001-98

Принято
Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области
21 декабря 1998 года
    Издание официальное:
    Настоящие санитарные правила и нормы не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены без разрешения Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области.
    Информационный лист:
    1.Настоящие санитарные правила и нормы разработаны Центром госсанэпиднадзора в Пензенской области (главный врач центра, заслуженный врач РФ Дмитриев А.П.).
    2.В разработке санитарных правил и норм принимали участие: заведующий отделом организации санитарно-гигиенического надзора Центра ГСЭН в Пензенской области Полянский В.В. (ответственный за разработку), врач отделения организации надзора по гигиене питания Центра ГСЭН в Пензенской области, к.м.н. Вулло И.И.
    Раздел 7 разработан под руководством и при участии профессора, д.м. н., заслуженного врача РФ, зав. кафедрой оперативной хирургии ГИДУВ, председателя Пензенской ассоциации эндокринологов Баулина Н.А.
    3.Утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 21.12.98 г. N 8.
    4.Введены впервые на срок один год.
    5.Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных правил осуществляется учреждениями госсанэпиднадзора.
    Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом
    благополучии населения"
    "Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
    Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3).
    Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил...
    Должностные лица и граждане РФ, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).
    1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
    1.1.Настоящие территориальные санитарные правила и нормы (СанПиН) "Гигиенические требования по профилактике йоддефицитных состояний среди населения области" разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.З п.З) и "Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 680 и "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 (с дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 680).
    1.2.Настоящие СанПиН устанавливают обязательные гигиенические требования к мероприятиям, проводимым на территории Пензенской области по профилактике йоддефицитных состояний, а также к предприятиям, организациям, юридическим и физическим лицам, осуществляющим оптовую и розничную продовольственную торговлю, учреждениям здравоохранения, образования и социальной защиты по выполнению требований утвержденных территориальных санитарных правил и норм по профилактике йоддефицитных состояний среди населения.
    1.3.Ответственность за выполнение настоящих СанПиН возлагается на руководителей предприятий, организаций, учреждений и частных предпринимателей. Работники предприятий, организаций и учреждений несут ответственность в пределах своей компетенции и должностных инструкций.
    1.4.В каждом предприятии, организации и учреждении, у частного предпринимателя, действия которых регламентируются данными санитарными правилами и нормами, должны быть в наличии официально изданные в установленном порядке данные санитарные правила и нормы (СанПиН).
    2.НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
    2.1.Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года N 1034-1.
    2.2."Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1.
    2.3.Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.
    2.4.Постановление Правительства РФ от 10.08.98 г. N 917 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года".
    2.5.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.97 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении".
    2.6.Приказ МЗ РФ от 20.07.98 г. N 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров" (зарегистрирован в Минюсте РФ 7.08.98 г. N 1587).
    2.7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ Онищенко Г.Г. от 03.04.98 N 11 "О дополнительных мерах по профилактике йоддефицитных состояний".
    2.8."Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли" СанПиН 2.3.5.021-94, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г. N 14.
    2.9."Временные санитарные правила для оптовых продовольственных рынков" СП 2.3.5.669-97, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.06.97 N 14.
    2.10."Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.96 N 20.
    2.11.Письмо Института питания РАМН N 72-243 от 24.04.98.
    2.12.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.05.96 г. N 9-п "О санитарных правилах, нормах, гигиенических нормативах".
    2.13."Рекомендации по применению соли пищевой йодированной (ТУ 91 9203-007-17028327-96) при производстве хлебобулочных изделий", утвержденные заместителем директора Государственного НИИ хлебопекарной промышленности от 20.05.98.
    3.ВВЕДЕНИЕ
    В большинстве регионов Российской Федерации отмечается дефицит йода в почвах, воде и продуктах питания. Это приводит к широкому распространению среди населения эндемического зоба, обусловливает отставание умственного и физического развития детей, глухонемоту, неврологический кретинизм, нарушения зрения. Наиболее неблагополучными являются Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский районы.
    Указанная проблема приобрела особое значение в областях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, что послужило фактором повышенного риска развития онкологических заболеваний среди населения из-за накопления радиоактивного йода в щитовидной железе.
    В последние годы проблема йоддефицитных заболеваний еще более обострилась. Практически свернуто производство йодированной соли, являющейся наиболее эффективным средством профилактики указанных заболеваний. В 1990 году в стране производилось более 500 тыс. тонн йодированной соли, в 1996 году - менее 5 тыс. тонн. Это связано с отсутствием заинтересованности торгующих организаций в закупке йодированной соли, слабой информированностью населения о необходимости потребления этой продукции.
    Положение усугубилось в результате негативных тенденций в структуре питания населения, особенно социально незащищенных групп, характеризующихся резким снижением потребления богатых йодом рыбы и морепродуктов, мяса и молочных продуктов.
    Предприятия по производству поваренной соли не внедряют технологии ее обогащения высокостабильным йодатом калия, по этой причине указанный препарат производится в крайне ограниченном объеме. Наряду с этим не организован выпуск других йодосодержащих продуктов, таких, как дрожжи, хлеб, детское питание, их производство сдерживается отсутствием нормативно-технической документации показателей по содержанию йода.
    В целях охраны здоровья населения и реализации Декларации ООН, подписанной Президентом Российской Федерации, о ликвидации йодного дефицита до 2000 года в отдельных регионах страны разработаны и реализуются региональные программы и начато производство продуктов питания, обогащенных йодом.
    4.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    4.1.Мероприятия по профилактике йоддефицитных состояний среди населения, проводимые на административной территории, должны быть обоснованы и закреплены на уровне органов государственного управления.
    Для этого в городе (районе) должны быть приняты:
    - постановление (распоряжение) главы администрации о мерах по профилактике йоддефицитных состояний среди населения;
    - решение санитарно-противоэпидемической комиссии;
    - территориальная комплексно-целевая программа по профилактике йоддефицитных состояний (к разработке ТП должны быть привлечены органы здравоохранения, госсанэпидслужбы, отделы торговли, образования, по защите прав потребителей). В программе обязательно должны быть указаны эндемические по зобу очаги (данные представляются медицинскими учреждениями) и разработаны конкретные мероприятия по этим очагам. Программы подлежат ежегодной корректировке;
    - определена потребность населения в йодированной соли.
    4.1.1.Аналогичные мероприятия с использованием материалов и данных, полученных в городах и районах, должны быть проведены и на областном уровне.
    4.2.Реализация и использование йодированной соли на административной территории осуществляется в соответствии с расчетной потребностью населения в йодированной соли, данные о которой устанавливаются в постановлении (распоряжении) главы администрации территории по представлению территориального центра госсанэпиднадзора.
    4.3.Учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, ПТУ, СПТУ, детские дома и т.п.), медицинские учреждения, учреждения социальной защиты при организации питания обязаны использовать йодированную соль с целью обеспечения среднесуточного потребления йода.
    4.4.Средства массовой информации должны проводить разъяснительную работу среди населения по профилактике йоддефицитных состояний и применению йодированной соли в домашнем хозяйстве. Рекомендуется публикации и выступления проводить ежеквартально.
    4.5.Предприятия оптовой и розничной торговли, школьные, медицинские учреждения, учреждения общего и профессионального образования, учреждения социальной защиты, предприятия хлебопекарной промышленности в соответствии с п. 12 ст. 38 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязаны ежеквартально сообщать в территориальные центры госсанэпиднадзора данные о количестве реализованной и использованной йодированной соли, а также о количестве продукции, выпущенной с использованием йодированной соли.
    4.6.Ежеквартально территориальными центрами госсанэпиднадзора должен проводиться анализ обеспечения потребности в йодированной соли населения на подконтрольной территории. Информация по данному вопросу, а также о других мерах по профилактике йоддефицитных состояний должна ежеквартально направляться в администрацию города (района) и средства массовой информации.
    4.7.Йодированная соль с истекшим сроком годности, а также не соответствующая по содержанию йода утвержденному нормативу, не подлежит реализации населению и использованию в производстве. Дальнейшее ее использование должно решаться в соответствии с "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использованию или уничтожению", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 N 1263.
    4.8.Предприятия, осуществляющие производство хлеба, дрожжей, продуктов детского питания, обязаны ввести показатели содержания йода в нормативную и технологическую документацию.
    4.9.Подразделениям МО РФ и МВД РФ, расположенным на территории области, УВД Пензенской области учесть требование о необходимости включения в рацион питания военнослужащих и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы МВД РФ, йодированной соли с целью обеспечения среднесуточного потребления йода.
    5.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЙОДИРОВАННОЙ СОЛИ
    5.1.Размещение и эксплуатация предприятий оптовой и розничной продовольственной торговли должны соответствовать федеральным "Санитарным правилам для предприятий продовольственной торговли" СанПиН 2.3.5.021-94 и "Временным санитарным правилам для оптовых продовольственных рынков" СП 2.3.5.669-97.
    5.2.Деятельность предприятий продовольственной торговли осуществляется при обязательном наличии согласованного с центром госсанэпиднадзора ассортимента реализуемой продукции.
    С целью расширения ассортимента и реализации мер по профилактике йоддефицитных состояний предприятия продовольственной торговли должны иметь в ассортименте реализуемых товаров соль пищевую йодированную. Необоснованный отказ предприятия (или частного предпринимателя) реализовать йодированную соль является основанием для применения к нему административного воздействия в соответствии с санитарным законодательством РФ.
    5.3.Торговые предприятия могут иметь в ассортименте реализуемых товаров как йодированную, так и нейодированную соль.
    5.4.Прием и реализация йодированной соли должны осуществляться только при наличии сертификатов соответствия с указанием реквизитов гигиенических заключений (сертификатов) и удостоверений о качестве.
    5.5.Предприятия и организации, реализующие и использующие йодированную соль, обязаны получать и отпускать соль с указанием на потребительской упаковке: наименование продукции, название фирмы-изготовителя и ее адрес, даты изготовления, срока годности, содержания йода, формулы добавленного йода, масса нетто, условия хранения, номер ТУ и рекомендации по применению.
    При отсутствии одного из указанных показателей реализация и использование йодированной соли без проведения контрольных лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории запрещается.
    5.6.Считать необходимым при реализации и использовании йодированной соли со сроками хранения, близкими к установленным срокам годности, проведение контрольных лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории.
    5.7.Йодированная соль на предприятии торговли должна храниться в таре производителя в защищенных от света сухих складах при относительной влажности не более 75%.
    6.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЙОДИРОВАННОЙ СОЛИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛЕБА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
    6.1.Предприятия хлебопекарной промышленности при выпуске продукции обязаны иметь в ассортименте продукцию, выпускаемую с использованием йодированной соли, обогащенной йодатом калия.
    Допускается выпуск всей продукции предприятиями хлебопекарной промышленности с использованием йодированной соли, обогащенной йодатом калия.
    6.2.В производстве хлеба и хлебобулочных изделий допускается использование соли пищевой йодированной, выпущенной по ТУ 91 9203-007-17028327-96.
    Данная йодированная соль, разработанная Институтом питания РАМН, имеет содержание йода 40 +(-) 20 мкг/г соли, обогащенная высокостабильным йодатом калия, имеет установленный срок годности до 9 месяцев и гигиенический сертификат N 77.72.07.916.П.04878.11.97 от 27.11.97 г.
    Использование данной соли допускает выпуск продукции без аналитического контроля содержания йода в готовых изделиях.
    6.3.Использование данной соли, вместо обычной, в количествах, предусмотренных рецептурой соответствующих изделий (обычно 1,5- 2,0 г на 100 г муки) и среднедушевом потреблении 300-350 г хлеба в сутки, обеспечивает поступление йода с хлебом в количестве 80-130 мкг, или 50-80%, рекомендуемого среднего суточного потребления этого микроэлемента (150-200 мкг).
    6.4.Не допускается использование в производстве хлеба и хлебобулочных изделий йодированной соли, выпускаемой по ГОСТ 13830 - 91.
    Данный вид соли содержит йод в недостаточном количестве - 23 +(-) 11 мкг/г соли. Кроме этого, соединения йода в данной соли неустойчивы, и срок годности соли ограничен 3 месяцами, что неприемлемо для эффективного использования в хлебопекарной промышленности, так как не гарантирует необходимого содержания йода и может вводить в заблуждение потребителей.
    6.5.При выпуске продукции с использованием соли пищевой йодированной на хлебопекарных предприятиях необходимо:
    - осуществлять замену соли поваренной пищевой (1 кг) на соль пищевую йодированную (1 кг) с содержанием йода 40 +(-) 20 мкг/г соли в соответствии с утвержденными "Указаниями к рецептурам на хлебобулочные изделия по взаимозаменяемости сырья", (Москва, 1998 г.);
    - соль растворять в воде с температурой от 10 до 25 град. С до достижения плотности 1,2 (в 100 г - 26 г соли) в производственной (непрозрачной) закрытой емкости;
    - хранить раствор йодированной соли в течение 1-2 суток в производственных (непрозрачных) закрытых костях при температуре от 10 до 30 град. С;
    - дозу солевого раствора на замес теста устанавливать в зависимости от его фактической плотности и содержания соли в изделиях по рецептурам.
    7.ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ЙОДДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
    7.1.Территориальные органы здравоохранения (центральные районные больницы, городские больницы г. Пензы и г. Кузнецка) обязаны организовать и проводить изучение и анализ состояния заболеваемости взрослого и детского населения зобом (в целом и эндемическим в частности). Ответственный сотрудник за выполнение указанной работы должен быть определен приказом по учреждению.
    7.2.Изучение заболеваемости зобом проводится по программе, которая разрабатывается учреждением здравоохранения, согласовывается с территориальным центром госсанэпиднадзора и утверждается главой администрации. При составлении программы в обязательном порядке должны быть учтены следующие мероприятия:
    7.2.1.На первом этапе проводится предварительный сбор и обобщение имеющихся в организационно-методическом отделе, у ведущих терапевтов, хирургов, эндокринологов, статистических данных по распространенности зоба среди населения, в том числе по эндемичности района обслуживания по отношению к другим и отдельных очагов внутри района (особенно по поймам рек и других водоемов) по отношению друг к другу.
    7.2.3.В предварительно выявленных очагах проводятся сравнительные исследования детского и взрослого населения на предмет эндемичности с учетом клиники заболевания, эндокринологических анализов (определение свободного тироксина - Т4, тиреотропного гормона гипофиза - ТТГ, антител к микросомальным структурам), данных ультразвукового (УЗИ) и радиационного (с технецием) исследования щитовидной железы.
    7.2.4.Полученные данные должны быть проанализированы в межрайонном и внутрирайонном аспекте.
    7.3.На основании полученных данных медицинским учреждением разрабатывается план оздоровительных мероприятий в очагах профилактического, терапевтического и хирургического направления. Указанный план представляется в администрацию города (района) для разработки территориальной комплексно-целевой программы по профилактике йоддефицитных состояний среди населения города (района) и территориальный центр госсанэпиднадзора.