-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Орловская область
Закон от 22 августа 2005 года № 529-ОЗ
О гарантиях прав ребенка в Орловской области
- Принят
- Орловским областным Советом народных депутатов
12 августа 2005 года
В редакциях
-
от 30.05.2006 № 598-ОЗ,
-
от 11.09.2006 № 613-ОЗ,
-
от 16.05.2007 № 679-ОЗ,
-
от 15.08.2007 № 698-ОЗ,
-
от 12.11.2008 № 831-ОЗ,
-
от 17.03.2009 № 880-ОЗ,
-
от 11.11.2009 № 984-ОЗ,
-
от 01.04.2011 № 1196-ОЗ,
-
от 05.08.2011 № 1242-ОЗ,
-
от 09.09.2011 № 1273-ОЗ,
-
от 04.06.2012 № 1361-ОЗ.
Глава 1.Общие положения
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка на территории Орловской области.
Органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области (далее - Органы специальной компетенции области) - органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющие функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах образования, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства; осуществляющие функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах здравоохранения и социальной защиты населения.
Иные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются в значениях, определенных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Настоящим Законом устанавливаются гарантии реализации права детей на получение воспитания и образования, охрану здоровья, отдых и оздоровление, условия и порядок назначения и выплаты денежных средств на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также определяются размер, порядок назначения и выплаты вознаграждения приемным родителям по договору о приемной семье.
Законодательство Орловской области о гарантиях ребенка состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Орловской области, принятых в соответствии с нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Орловской области.
Глава 2.Полномочия органов государственной власти Орловской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области
1.К полномочиям Губернатора области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области относятся:
1) определение основных направлений государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области;
2) обеспечение государственных гарантий прав ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Орловской области;
3) выступление в качестве заказчика долгосрочных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей в Орловской области;
4) обеспечение государственных гарантий защиты прав и законных интересов детей в Орловской области;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
2.К полномочиям Орловского областного Совета народных депутатов в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка относятся:
1) принятие законов Орловской области, регулирующих вопросы:
а) утверждения расходов бюджета области на реализацию мероприятий государственной политики в интересах детей;
б) установления налоговых льгот предприятиям и учреждениям, использующим труд несовершеннолетних, в части, поступающей в областной бюджет;
в) установления нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей;
г) установления мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
д) установления мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
е) установления порядка уведомления родителей (или лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в подпунктах "г" и "д" настоящей части, в нарушение установленных требований, а также порядка доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющих мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств - в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка;
2) принятие иных нормативных правовых актов;
3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением принятых законов Орловской области в сфере защиты прав ребенка;
4) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Орловской области.
3.К полномочиям Правительства области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области относятся:
1) реализация государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области;
2) реализация государственных гарантий прав ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Орловской области посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на образование;
3) утверждение порядка создания, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении области учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
4) утверждение перечня специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;
5) организация разработки долгосрочных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области;
6) утверждение нормативов штатной численности находящихся в ведении Орловской области учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
7) установление мер социальной поддержки обучающимся, воспитанникам и работникам находящихся в ведении Орловской области учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
8) установление размера и порядка возмещения расходов курсов по подготовке и поступлению в учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) установление размера и порядка возмещения расходов учреждениям начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) установление размера стипендии, порядка ее увеличения, порядка выплаты и размера пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Орловской области, и в муниципальных образовательных учреждениях;
11) установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому;
12) создание, реорганизация и ликвидация находящихся в ведении области учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
13) установление размера и порядка обеспечения единовременным денежным пособием, а также одеждой, обувью, мягким инвентарем выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении области, муниципальных образований из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования;
14) установление порядка проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении области, а также в муниципальных образовательных учреждениях, в городском, пригородном (в сельской местности - на внутрирайонном) транспорте (кроме такси), а также проезда два раза в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
14.1) принятие нормативных правовых актов по вопросам защиты прав ребенка в пределах своей компетенции;
15) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
4.К полномочиям Органов специальной компетенции области относятся:
1) разработка и реализация долгосрочных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области;
2) принятие в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации мер к организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи жителей Орловской области;
3) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
4) осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет;
5) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление;
6) создание благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет") в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни;
7) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Глава 3.Система органов по защите прав детей
1.Органами опеки и попечительства являются Органы специальной компетенции области, уполномоченные в сфере опеки и попечительства.
Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, законом области могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
2.К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве") опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Орловской области, или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";
12) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Орловской области.
1.В интересах охраны прав детей, исходя из их потребностей и ситуации, в области создаются и действуют государственные и муниципальные учреждения (службы) для детей:
1) в системе органов исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере образования:
а) центры:
диагностики и консультирования;
психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центры);
психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
социально-трудовой адаптации и профориентации;
лечебной педагогики и дифференцированного обучения;
постинтернатной адаптации;
б) детские дома и школы-интернаты;
2) в системе органов исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере социальной защиты населения:
а) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
социальные приюты для детей и подростков;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б) центры социальной помощи семье и детям;
в) реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями;
г) дома-интернаты для детей-инвалидов.
2.В соответствии с федеральным законодательством учредителями таких учреждений (служб) могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие организации, общественные организации и фонды, иные юридические и физические лица.
Глава 4.Гарантии основных прав ребенка
1.В соответствии с федеральным законодательством каждый ребенок имеет право на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а также начального профессионального, на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования.
2.Родители или лица, их заменяющие, с учетом мнения детей имеют право на свободный выбор учебного заведения для получения ребенком основного общего образования через сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений либо негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию.
3.В соответствии с федеральным законодательством решение об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из общеобразовательного учреждения допускается за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Исключение обучающегося из образовательного учреждения производится по решению органа управления образовательного учреждения с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних, с дальнейшим устройством для обучения или работы. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
4.В соответствии с федеральным законодательством образовательное учреждение обязано незамедлительно проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из общеобразовательного учреждения, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
5.В соответствии с федеральным законодательством ребенок старше 15 лет в исключительных случаях может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
6.Исключена.
6.1.Органы местного самоуправления вправе определять категории семей, нуждающихся в дополнительной предоставляемой за счет средств местных бюджетов компенсации платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
7.Родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. В соответствии с действующим законодательством родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
1.В целях организации оздоровления и отдыха детей государственными органами исполнительной власти Орловской области и органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и объединениями используются находящиеся в их собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении детские оздоровительные базы школ, профессиональных училищ, учреждений дополнительного образования детей, учреждений социального обслуживания семьи и детей, детские санатории, детские загородные оздоровительные лагеря, а также семейные дома отдыха и санатории для совместного отдыха родителей (опекунов) с детьми.
2.Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, воспитанников детских домов, школ-интернатов системы образования, негосударственных учреждений для детей-сирот, учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также детей из малообеспеченных многодетных, опекунских и приемных семей, семей с родителями-инвалидами, семей с безработными родителями, имеющими среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области, семей военнослужащих, пострадавших в вооруженных конфликтах, семей, пострадавших в результате природных, техногенных катастроф, террористических актов, семей беженцев и вынужденных переселенцев пользование всеми указанными в настоящей статье детскими учреждениями осуществляется с привлечением средств областного бюджета.
В порядке, установленном федеральным законодательством, в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.
1.В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти Орловской области осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14-ти лет.
2.В соответствии с федеральным законодательством в случае приема на работу детей, достигших возраста 15-и лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18-ти лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные трудовым законодательством.
1.Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, находятся под защитой органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах установленных полномочий.
2.Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на социальную поддержку. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательном учреждении, бесплатное лечение в медицинских учреждениях и на дому, при необходимости - временное помещение в учреждение социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения.
3.В случае если ребенок потерялся или оказался без надзора, в первоочередном порядке принимаются меры по розыску родителей или родственников для воссоединения с ними, а ребенок временно направляется в учреждение социального обслуживания семьи и детей, в т.ч. специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Дети до 4 лет направляются в учреждения системы здравоохранения.
4.Вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, регулируется иным законом.
Глава 4.1.Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и субъекты, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка
На территории Орловской области не допускается:
1) нахождение детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, предназначенных для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
2) нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) в исключительных случаях при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка, других лиц (стихийное бедствие, противоправные действия третьих лиц) дети могут находиться на объектах (на территориях, в помещениях), в общественных местах, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящей статьи.
1.В соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области защита прав и законных интересов ребенка осуществляется:
1) родителями (лицами, их заменяющими);
2) органами опеки и попечительства;
3) прокурором;
4) судом;
5) органами внутренних дел;
6) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.Функции правовой защиты ребенка в пределах своей компетенции выполняют органы государственной власти Орловской области, органы местного самоуправления, другие органы, организации и службы, на которые действующим законодательством возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей.
1.Органы местного самоуправления на основании предложений граждан, юридических лиц, органов государственной власти Орловской области определяют на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 18 лет, не допускается.
2.Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в каждом муниципальном образовании создаются экспертные комиссии.
3.В состав экспертных комиссий входят представители всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Предложения рассматриваются на заседании представительного органа местного самоуправления при наличии заключения экспертной комиссии.
4.Персональный состав и положение о порядке формирования и деятельности экспертных комиссий утверждаются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
5.На основании заключения экспертной комиссии решение об определении на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 18 лет, не допускается, оформляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, организовывают на используемых ими объектах (на территориях, в помещениях), подпадающих под действие пунктов 1 и 2 статьи 10.1 настоящего Закона, такой режим деятельности, который обеспечивает соблюдение установленных настоящим Законом положений.
Лица, обеспечивающие порядок на используемых юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объектах, территориях, в помещениях, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 10.1 настоящего Закона, при наличии сомнений в факте достижения гражданином совершеннолетнего возраста вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа, подтверждающего его возраст.
Лица, которые обнаружили ребенка, не достигшего возраста 18 лет, находящегося в местах, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 10.1 настоящего Закона, в случае невозможности установления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, извещают об этом орган внутренних дел по месту обнаружения ребенка.
Сотрудники органов внутренних дел обязаны незамедлительно установить родителей ребенка (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и уведомить их об обнаружении ребенка.
В случае невозможности явки родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, за ребенком по уважительной причине, сотрудники органов внутренних дел обязаны доставить ребенка родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей.
В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам, сотрудники органов внутренних дел обязаны доставить ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Глава 5.Социальная поддержка детей-инвалидов
1.Дети-инвалиды имеют право на меры социальной поддержки в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.
2.При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Орловской области.
3.Исключена.
1.Право детей-инвалидов и детей с недостатками в физическом или умственном развитии на участие в трудовой деятельности обеспечивается органом исполнительной государственной власти специальной компетенции области в сфере социальной защиты населения путем создания системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов при домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками и имеет целью включение этих детей в трудовую деятельность с учетом их возраста и состояния здоровья.
2.Дети-инвалиды и дети с недостатками в физическом или умственном развитии по окончании школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений должны быть трудоустроены по ходатайству родителей, лиц, их заменяющих, администрациями учебно-воспитательных учреждений, администрациями соответствующих учреждений.
Дети-инвалиды и дети с недостатками в физическом или умственном развитии имеют право на получение общего и профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальной программой реабилитации. Органами государственной власти области для этой категории детей создаются специальные образовательные учреждения коррекционного характера, развивающие физическое состояние и индивидуальные возможности, осуществляющие воспитание и обучение, обеспечивающие участие в доступном труде и творчестве в целях развития личности и социальной реабилитации. Названные категории детей направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Глава 6.Права детей, оставшихся без попечения родителей
1.Права детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами государственной власти области, в первую очередь, путем передачи их в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемные семьи, в семейные детские дома, а также путем использования иных форм семейного устройства.
2.В целях осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в устройстве их на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в области формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который является частью государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, выполняет орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства.
3.На период решения вопроса о дальнейшем устройстве ребенка он может быть временно направлен в учреждения социального обслуживания населения (стационарные отделения круглосуточного пребывания), учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения.
4.При невозможности передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) они передаются в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
5.Дети - члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях - направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание или обучение этих детей должно осуществляться раздельно.
1.Функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства.
2.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, содержащиеся в детских домах, школах-интернатах, стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей, населения, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляются бесплатные путевки в дома отдыха, пансионаты, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля за счет средств областного бюджета.
3.Исключена.
4.Исключена.
5.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой, имеют право на внеочередное устройство в детские дошкольные образовательные учреждения по месту жительства опекуна; получение комплекса социальных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей органов исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере социальной защиты населения; они освобождаются от платы за обучение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств.
6.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств областного бюджета или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном (в сельской местности - на внутрирайонном) транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом 2 раза в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок предоставления данной меры социальной поддержки устанавливается Правительством Орловской области.
7.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается Правительством Орловской области.
1.В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Орловской области, без взимания платы.
2.В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на поступление в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса без взимания платы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
3.В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
4.Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), при выпуске обеспечиваются образовательным учреждением одеждой и обувью, мягким инвентарем, а также единовременным денежным пособием в размере, установленном Правительством Орловской области.
5.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств областного бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств областного бюджета или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, устанавливаются Правительством Орловской области.
6.Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
7.Выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств областного бюджета или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств областного бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Орловской области, а также единовременным денежным пособием в порядке, установленном Правительством Орловской области. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в необходимых размерах или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
8.При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
1.В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), помещенные на воспитание в детские интернатные учреждения, семейные детские дома, к родственникам или опекунам (попечителям), сохраняют право на закрепленное жилое помещение.
2.В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
3.Исключена.
4.Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется нормативными правовыми актами Орловской области.
5.Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений.
6.По окончании интернатного учреждения ребенок имеет право находиться в указанном учреждении на полном государственном обеспечении в течение одного года.
7.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилого помещения), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
8.Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
9.В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего, в том числе по отчуждению жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетнему, осуществляется с предварительного согласия органов опеки и попечительства.
10.Оформление договоров передачи жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
1.В соответствии с федеральным законодательством органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
2.В соответствии с федеральным законодательством ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Орловской области. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
3.Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Глава 7.Размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Меры социальной поддержки семей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание под опеку (попечительство), в приемную семью. Размер и порядок выплаты вознаграждения приемному родителю по договору о приемной семье
1.На содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство) в том числе, в приемную семью, опекуну (попечителю), приемному родителю органами опеки и попечительства по месту жительства ежемесячно выплачиваются денежные средства за счет средств областного бюджета.
2.Денежные средства назначаются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых умерли, неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с:
1) лишением родительских прав, ограничением в родительских правах;
2) признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;
3) согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидность I или II групп, исключающая трудоспособность);
5) отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;
6) розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке);
6.1) оставлением ребенка родителями (родителем) в лечебно-профилактическом учреждении.
3.Исключена.
3.Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но по заявлению в связи с уважительными причинами просят передать детей под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).
4.Назначение денежных средств на содержание ребенка, находящегося в приемной семье, осуществляется на основании договора о приемной семье, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем).
4.1.Для назначения денежных средств на содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство), в том числе в приемную семью, опекун (попечитель), приемный родитель представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:
1) заявление о назначении денежных средств;
2) копию свидетельства о рождении ребенка;
3) копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей;
4) справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 16 лет;
5) копию постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства).
Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя), приемного родителя рассматривает представленные документы и принимает решение о назначении денежных средств (об отказе в назначении денежных средств) в форме постановления (распоряжения), копия которого выдается опекуну (попечителю), приемному родителю.
5.Исключена.
6.Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, принимается в случаях:
1) непредставления документов, указанных в части 4.1 статьи 18.1 настоящего Закона;
2) представления документов, оформленных с нарушением федерального законодательства и законодательства Орловской области;
3) если родители подопечных детей могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но по заявлению в связи с уважительными причинами просят передать детей под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).
Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, может быть обжаловано опекуном (попечителем) в соответствии с федеральным законодательством в судебном порядке.
7.Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе предварительной, осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства с момента возникновения оснований на получение денежных средств, но не более чем за один год с месяца, в котором подано заявление о назначении этих средств.
Размер денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в том числе в приемную семью, составляет 4000 рублей на одного ребенка в месяц.
Размер денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индексируется ежегодно с 1 января путем умножения размера денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на прогнозируемый уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
При последующей индексации размер денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется с учетом ранее произведенной индексации.
1.Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, производится не позднее 10 дней со дня вынесения органом опеки (попечительства) решения о назначении денежных средств.
Денежные средства на подопечного, приемного ребенка зачисляются на его личный счет ежемесячно, не позднее 10 числа текущего месяца, в полном размере органом опеки и попечительства.
2.Денежные средства на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), выплачиваются до достижения подопечным возраста восемнадцати лет, включая месяц его рождения, за исключением случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение их выплаты.
3.Денежные средства на содержание ребенка, находящегося в приемной семье, выплачиваются на период действия договора о приемной семье, за исключением случаев, которые в соответствии с законодательством могут повлечь за собой досрочное расторжение договора о приемной семье.
4.Денежные средства на содержание обучающегося подопечного (приемного) ребенка в возрасте от 16 до 18 лет выплачиваются при представлении попечителем, приемным родителем справки из образовательного учреждения об обучении ребенка в этом учреждении. Справка представляется два раза за учебный год - с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.
Для выплаты денежных средств на подопечных (приемных) детей в возрасте от 16 до 18 лет, не обучающихся и не трудоустроенных по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения), ввиду отсутствия рабочих мест или по иным основаниям, лишающим впервые ищущих работу возможности ее получить, попечитель, приемный родитель ежеквартально представляет в орган опеки и попечительства соответствующие документы, подтверждающие наличие этих оснований.
5.Выплата денежных средств на содержание ребенка прекращается по следующим основаниям:
1) достижение подопечным (приемным) ребенком совершеннолетия;
2) утратил силу.
3) устройство подопечного (приемного) ребенка на полное государственное обеспечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в другие аналогичные учреждения;
4) усыновление подопечного (приемного) ребенка;
5) трудоустройство несовершеннолетнего подопечного (приемного) ребенка;
6) вступление несовершеннолетнего подопечного (приемного) ребенка в брак;
7) объявление несовершеннолетнего подопечного (приемного) ребенка полностью дееспособным (эмансипированным);
8) освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
6.Прекращение выплаты денежных средств на содержание ребенка производится по постановлению (распоряжению) органа опеки и попечительства с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплаты.
О прекращении выплаты денежных средств опекун (попечитель), приемный родитель письменно в месячный срок со дня принятия постановления (распоряжения) извещается органом опеки и попечительства.
7.При достижении подопечным, приемным ребенком, обучающимся по очной форме в общеобразовательном учреждении, возраста восемнадцати лет выплата денежных средств осуществляется непосредственно бывшему подопечному, приемному ребенку до окончания им общеобразовательного учреждения.
Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок со дня подачи заявления бывшим подопечным, приемным ребенком и предъявления им справки из общеобразовательного учреждения о продолжении обучения и дате окончания обучения принимает решение о продлении выплаты денежных средств и в трехдневный срок извещает бывшего подопечного, приемного ребенка о принятом решении.
8.В случае розыска родителей, их излечения, освобождения от отбывания наказания в исправительных учреждениях и других случаях, влекущих за собой прекращение выплаты денежных средств, опекун (попечитель), приемный родитель обязан в 10-дневный срок с момента, когда ему стало известно об этом, известить соответствующий орган опеки и попечительства.
9.Опекун (попечитель), приемный родитель обязан извещать орган опеки и попечительства о своем переезде. При переезде опекуна (попечителя), приемного родителя, получающего денежные средства, или переезде ребенка к опекуну (попечителю), приемному родителю выплата производится органом опеки и попечительства по новому месту жительства по получении личного дела подопечного (приемного) ребенка и его регистрации.
10.Излишне выплаченные и полученные денежные средства взыскиваются с опекуна (попечителя), приемных родителей, если переплата произошла в результате злоупотребления со стороны получателя. Взыскание излишне выплаченных денежных средств производится на основании решения суда.
11.Исключена.
12.Документы по назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, хранятся в органе опеки и попечительства в личных делах подопечных (приемных) детей.
1.Семьям, принявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание под опеку (попечительство), в приемную семью и имеющим троих и более детей (включая родных и усыновленных), предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 70 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), водоснабжения, водоотведения, газа (природного и сжиженного), электрической и тепловой энергии (в пределах нормативов потребления указанных услуг); для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются семьям, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, со дня предоставления ими в органы социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) документов, подтверждающих право на получение указанных мер социальной поддержки.
2.Меры социальной поддержки семей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание под опеку (попечительство), в приемную семью, установленные частью 1 настоящей статьи, являются расходными обязательствами Орловской области и финансируются за счет средств областного бюджета. Порядок и формы их предоставления определяются Правительством Орловской области.
1.Вознаграждение приемному родителю выплачивается по договору о приемной семье, заключенному по месту жительства приемного родителя и подопечного.
Размер вознаграждения приемного родителя за воспитание каждого приемного ребенка исчисляется в фиксированной сумме - 3000 рублей.
Размер вознаграждения приемного родителя за воспитание каждого приемного ребенка, являющегося ребенком-инвалидом, увеличивается на 50%.
Размер вознаграждения одному из приемных родителей устанавливается в зависимости от количества взятых на воспитание приемных детей и выплачивается ежемесячно.
2.Выплата вознаграждения приемному родителю производится органом опеки и попечительства по месту жительства приемного родителя и подопечного в пределах срока действия договора, но не более чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Если дата заключения договора или окончания срока действия договора приходится соответственно не на первое или последнее число месяца, то вознаграждение приемным родителям производится только за дни действия договора в соответствующем месяце.
Выплата вознаграждения приемным родителям осуществляется за счет средств областного бюджета.
3.Размер вознаграждения приемному родителю индексируется ежегодно с 1 января путем умножения размера вознаграждения приемному родителю на прогнозируемый уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
При последующей индексации размер денежных средств на вознаграждение приемному родителю определяется с учетом ранее произведенной индексации.
Глава 7.1.Размер и порядок предоставления единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, закрепленных на правах собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии отсутствия проживания в жилых помещениях других совершеннолетних членов семьи
1.Единовременная выплата на ремонт жилого помещения, закрепленного на правах собственности (далее - единовременная выплата), предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа (далее - получатели) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии отсутствия проживания в жилых помещениях других совершеннолетних членов семьи.
2.Единовременная выплата предоставляется при наличии у получателей регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении:
1) квартире в многоквартирном жилом доме, требующей проведения ремонта с заменой оконных блоков, дверей, ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения, ремонта стен, полов и потолка, ремонта газового и сантехнического оборудования;
2) жилом доме индивидуальной застройки, требующем проведения ремонта кровли с частичной заменой деревянных конструкций, ремонта фундаментов и стен, ремонта с заменой оконных блоков, дверей, ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения, ремонта стен, полов и потолка, ремонта газового и сантехнического оборудования.
3.Для получения единовременной выплаты получатель подает в органы опеки и попечительства по месту регистрации заявление о предоставлении единовременной выплаты с указанием реквизитов банковского счета, открытого в кредитном учреждении для перечисления единовременной выплаты.
К заявлению прикладываются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность;
копии документов, подтверждающие статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
копия документа, подтверждающего право собственности получателя на закрепленное жилое помещение;
копия документа, подтверждающего регистрацию получателя по месту жительства в указанном жилом помещении;
справка о составе семьи.
4.Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок со дня обращения рассматривает представленные документы с привлечением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области и проводит обследование жилищных условий. По результатам обследования орган опеки и попечительства составляет акт обследования жилого помещения и в течение 15 дней со дня обследования жилого помещения принимает решение о назначении единовременной выплаты (об отказе в назначении единовременной выплаты), копия которого выдается получателю.
Назначение единовременной выплаты осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства.
5.В случае отказа в назначении единовременной выплаты в течение 3 дней со дня принятия данного решения получателю направляется письменное уведомление.
Основаниями для отказа являются:
отсутствие регистрации в жилом помещении;
признание органами опеки и попечительства жилого помещения не требующим ремонта;
проживание в жилом помещении других членов семьи получателя;
отсутствие права собственности на жилое помещение;
отсутствие статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителя.
Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении единовременной выплаты может быть обжаловано получателем в соответствии с федеральным законодательством в суде.
6.Размер единовременной выплаты определяется органом опеки и попечительства по результатам обследования жилищных условий получателя.
Максимальный размер единовременной выплаты составляет 50 тысяч рублей. В случае несогласия с результатами обследования жилищных условий получатель вправе осуществить независимую оценку стоимости ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
1.Единовременная выплата предоставляется получателю не позднее 15 дней со дня вынесения решения о назначении единовременной выплаты.
Единовременная выплата зачисляется на банковский счет получателя, открытый в кредитном учреждении для перечисления единовременной выплаты.
2.Документы, указанные в части 3 статьи 18.6, хранятся в органе опеки и попечительства в личных делах получателей.
3.Единовременная выплата считается предоставленной со дня перечисления соответствующих средств на банковский счет получателя.
4.Получатели обязаны использовать единовременную выплату на ремонт жилого помещения, закрепленного на правах собственности, по целевому назначению.
5.Получатели вправе осуществлять ремонт самостоятельно или заключать договоры на оказание услуг по ремонту жилого помещения с юридическими и (или) физическими лицами.
6.В течение 60 дней со дня перечисления денежных средств получатель представляет в орган опеки и попечительства документы, подтверждающие произведенные расходы.
7.В случае выявления фактов нецелевого использования единовременная выплата взыскивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 8.Заключительные положения
1.Обязанности по воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в Домах ребенка, учреждениях интернатного типа, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования, социального обслуживания детей и семьи, населения, возлагаются на руководителей этих учреждений. Администрации указанных учреждений несут полную ответственность за воспитание детей в течение всего периода их пребывания в этих учреждениях.
2.Ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение прав ребенка устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Несоблюдение работодателем норм законодательства о льготах несовершеннолетним работникам, расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) без согласия Государственной инспекции труда в Орловской области и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Лица, виновные в несоблюдении установленных настоящим Законом требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, несут административную ответственность в соответствии с Законом Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения".
Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.
1.Закон Орловской области "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" вступает в силу с 1 января 2005 года.
2.С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Орловской области от 14 августа 1997 года N 47-ОЗ "О защите прав ребенка".
Губернатор
Орловской области
Е.С.СТРОЕВ
г. Орел
22 августа 2005 года
N 529-ОЗ