-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Орловская область
Постановление от 31 марта 2005 года № 69/706-ГС
Об отчете мэра города Орла "О деятельности администрации города и городских служб по социально-экономическому развитию города Орла за 2004 год"
- Принято
- Орловским городским Советом народных депутатов (Орловская обл.)
31 марта 2005 года
Заслушав и обсудив отчет мэра города Орла Уварова В.И. о деятельности администрации города и городских служб по социально-экономическому развитию города Орла за 2004 год, Орловский городской Совет народных депутатов постановил:
1.Отчет мэра города Орла Уварова В.И. "О деятельности администрации города и городских служб по социально-экономическому развитию города Орла за 2004 год" утвердить. (Прилагается)
2.Опубликовать отчет мэра города Орла Уварова В.И. в средствах массовой информации.
Председатель Совета
В.Н.ИКОННИКОВ
Согласовано:
Мэр города Орла
В.И.УВАРОВ
ОТЧЕТ МЭРА ГОРОДА ОРЛА В.И. УВАРОВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА И ГОРОДСКИХ СЛУЖБ ЗА 2004 ГОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ГОРОДА
Уважаемые орловцы! Уважаемые депутаты!
В соответствии с Уставом города представляется отчет о работе администрации города Орла за 2004 год.
Приоритетными направлениями в работе администрации города Орла в 2004 году были:
- обеспечение нормального функционирования учреждений социальной сферы;
- обеспечение стабильной работы и дальнейшего развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- выполнение принятых на 2004 год целевых программ развития города;
- благоустройство города.
Основа развития города - его бюджет. От уровня доходов городского бюджета напрямую зависит нормальное функционирование городского хозяйства, реализация всех городских программ.
Доходы городского бюджета составили 1395,3 млн. рублей, план выполнен на 103,9%. Расходы городского бюджета в 2004 году сложились в сумме 1445,3 млн. рублей. На социальную сферу израсходовано 58% от общего объема расходов бюджета. Обеспечено выполнение плана финансирования ЖКХ, пассажирского транспорта, объектов капитального строительства.
Администрация города в расходовании бюджетных средств соблюдала принцип строжайшей экономии. Ежедневное лимитирование расходов, конкурсное распределение муниципальных заказов, эффективное сотрудничество с предприятиями и предпринимательскими структурами позволили прожить год в нормальном режиме. Обеспечено устойчивое теплоснабжение города, бесперебойная работа транспорта, всех коммунальных служб, своевременно выплачивалась заработная плата работникам бюджетной сферы, оплачивались потребленные энергоресурсы.
Более 90% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, поэтому администрация уделяет самое серьезное внимание состоянию экономики города. В 2004 году все основные отрасли экономики имели положительную динамику развития. По сравнению с 2003 годом объем промышленного производства по крупным и средним предприятиям промышленности возрос на 22,6%, объем строительных подрядных работ - на 20%, объем перевозок грузов автотранспортом - на 12%, розничный товарооборот - на 15%, объем платных услуг - на 17%. Прибыль на крупных и средних предприятиях увеличилась на 2,1%. Среднемесячная заработная плата по городу возросла на 22% и составила 5,7 тыс. рублей.
Промышленность удерживает лидирующее положение в экономике. В 2004 году отраслью обеспечено более 40% поступлений в бюджеты всех уровней. Объем производства продукции за 2004 год по крупным и средним промышленным предприятиям составил 14,1 млрд. рублей, получено 1,5 млрд. рублей прибыли. В отрасли трудятся почти 30% от общего количества работников предприятий и организаций города. Среднемесячная заработная плата в промышленности выросла на 20,2% и составила 5,5 тыс. рублей. Последовательно реализуемая в Орловской области промышленная политика стимулирует вложение инвестиций в отрасль. В 2004 году приступил к работе ООО "Орловский завод отделочных материалов", ввело в эксплуатацию вторую технологическую линию по производству холодильного оборудования ООО "Фригогласс-Евразия", расширило производственные площади ОАО "Пульс-Эко", началось строительство предприятия по изготовлению блоков из ячеистого пенобетона.
В целях повышения престижа рабочих профессий, стимулирования творческой активности инженеров-новаторов производства, в которых в настоящее время остро нуждаются промышленные предприятия, администрация города ежегодно организует городские конкурсы профессионального мастерства "Лучший токарь, фрезеровщик и сварщик г. Орла", конкурсы на звание лучшего конструктора, технолога, рационализатора г. Орла. Победители конкурсов награждаются Почетными дипломами и денежными премиями.
Продолжают динамично развиваться торговля и общественное питание, занимающие второе место после промышленности по количеству занятых. Рост денежных доходов населения, планомерная работа администрации города по реализации Программы развития торговли и общественного питания на 2003 - 2005 годы обеспечили рост основных показателей отрасли. Розничный товарооборот в 2004 году составил 12,1 млрд. рублей, темп роста 115%, оборот общественного питания составил 0,6 млрд. рублей, темп роста 118%. В 2004 году продолжалась работа по увеличению объемов продаж товаров местного производства. В этих целях в декабре совместно с администрацией области была проведена ежегодная внутриобластная оптовая ярмарка, на которой торговыми предприятиями заключены договоры на поставку товаров местных производителей, проведен смотр-конкурс "Выбираем Орловское".
В отчетном году продолжалась работа по расширению и реконструкции предприятий торговли и общественного питания, направленная на внедрение прогрессивных форм организации торговли. Введено в эксплуатацию 178 новых и реконструировано 42 предприятия. Расширяется сеть магазинов эконом класса. В 2004 году их количество увеличилось на 26 и достигло 70.
Продолжились коренные изменения неструктурированной (внемагазинной) торговли. С центральных улиц города убраны практически все объекты мелкорозничной торговли. В настоящее время в городе функционируют 15 рынков, в 2004 году открыт новый торговый комплекс "На Черкасской" на 380 торговых мест.
Задача администрации города - сделать так, чтобы ни один человек, который в настоящее время занят в этой сфере, не потерял рабочее место, но при этом люди работали в нормальных условиях.
Рост по основным показателям имеют и другие отрасли - транспорт, связь, строительство.
Все большую силу набирает малое предпринимательство. В этой сфере трудятся около 40 тыс. человек - почти треть от общего количества занятых в экономике. Администрацией города осуществляется комплекс мер по реализации областной программы поддержки и развития предпринимательства. В 2004 году создана общественная организация "Ассоциация предпринимателей города Орла", а также районные Союзы предпринимателей. Исходя из необходимости конструктивного диалога с новой общественной силой, в настоящее время сформирован новый состав городского Совета по поддержке и развитию предпринимательства, в который, помимо предпринимателей и руководителей структурных подразделений администрации, вошли представители налоговой службы, Госсанэпиднадзора, Государственной инспекции труда и пр. Кроме того, представители общественных объединений предпринимателей введены в состав шести постоянно действующих комиссий администрации.
Проведен конкурс "Лидер малого бизнеса".
Результатом работы предприятий и организаций города за 2004 год является прибыль в размере 3,4 млрд. рублей, темп роста 102,1%. Налоговые и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней по городу составили 5665,5 млн. рублей, из них в территориальный бюджет - 3212,1 млн. рублей, темпы роста 105% и 117% соответственно.
Развитие экономики города обеспечило увеличение инвестиций в основной капитал, которые в 2004 году составили 3,3 млрд. рублей. Более 50% всех инвестиций вложено в производство, что позволяет прогнозировать в 2005 году дальнейший рост объемов производства продукции и реализации услуг.
В 2004 году введены две локальные котельные мощностью 2,4 Гкал/ч для отопления кварталов 293-294, станции радиодоступа DEKT емкостью 14200 номеров, 10 базовых телефонных станций сотовой связи, тепломагистрали, ремонтные боксы и автомойка на Кромском шоссе, офисное здание по ул. Горького, 23, поликлиника онкологического диспансера, первая очередь МОУ ДЮСШ "Орел-Карат", и другие объекты.
В 2004 году введено в эксплуатацию 123 тыс. кв. м общей жилой площади, на 15% больше, чем в 2003 году. В 2005 году планируется построить уже 130 тыс. кв. м. Вошло в практику выделение площадок под застройку на конкурсной основе в соответствии с нормативными документами администрации города и городского Совета народных депутатов. Обязательным условием для победителей конкурса является участие в строительстве инженерных сетей соразмерно площади застройки.
Второй год продолжается реализация программы сноса ветхого и аварийного жилищного фонда в городе. На строительстве 120-квартирного дома в 795 квартале, предназначенного для переселения жильцов, в 2004 году освоено 12,5 млн. рублей. В отчетном году продолжалось строительство жилья в рамках реализации программы "Жилье для молодой семьи". В 2004 году по данной программе договоры на приобретение квартир заключили 49 молодых семей. Основная наша задача на этот год и дальнейший период - увеличение количества участников программы и расширение льгот по предоставлению жилья.
Велось строительство хирургического корпуса больницы им. Семашко, котельной больницы им. Боткина, выставочного зала, начато проектирование хореографической школы, пристройки к поликлинике N 1.
Всего на строительстве объектов социальной сферы за счет бюджетных средств освоено 40 млн. рублей капитальных вложений, в т.ч. за счет средств городского бюджета - 33 млн. рублей, федерального бюджета - 5 млн. руб., областного бюджета - 2 млн. руб.
В текущем году администрация города планирует продолжить строительство указанных объектов, при этом намечено значительное увеличение инвестиций в реализацию программы сноса ветхого и аварийного жилья. Будет начато строительство еще одного муниципального дома по ул. Гагарина, проектирование Ледового дворца, пристройки к школе N 12.
Рост инвестиций в экономику является следствием благоприятного инвестиционного климата, созданного в Орловской области. Ежегодно администрация города принимает активное участие в проведении областных ярмарок инвестиций. На ярмарке "Орел-2004" были подписаны важные для города соглашения с холдингом "SOG-lnternational" о строительстве предприятия по утилизации и переработке бытовых и строительных отходов, с чешской компанией "Дастер Плюс А.С." о строительстве мусороперерабатывающего завода, с ООО ПСК "Экострой-О" о строительстве в городе жилья повышенной комфортности, ряд других. Большое внимание администрацией города уделяется рациональной планировке производственных зон и жилых районов города. За 2004 год подготовлено 1530 постановлений администрации города по вопросам строительства и архитектуры, в том числе на отведение земельных участков под строительство фундаментальной библиотеки по пл. Каменского, хореографической школы, реконструкции ул. Ленина. Разработано 18 проектов инженерного обеспечения, 248 паспортов на строительство объектов, оформлено 188 разрешений на топографо-геодезические и инженерно-геологические работы, выполнено 155 проектов индивидуальных жилых домов, разработано 36 проектных предложений по программе нового зеленого строительства, принято в эксплуатацию 150 жилых домов и пристроек, подготовлена программа "Архитектурная подсветка зданий и памятников города", программа ремонта и покраски зданий и сооружений города.
Проектным институтом ЦНИИП Градостроительства РААСН города Москвы ведется работа по корректировке генерального плана города Орла. К настоящему времени институт выполнил практически все основные работы, предусмотренные программой. Стержневая идея плана - сделать город более удобным и красивым за счет реконструкции и рационального использования существующих территорий и инфраструктуры. По окончании работ намечены общественные слушания.
Одним из важнейших направлений в работе администрации является управление муниципальным имуществом, балансовая стоимость которого на конец 2004 года составила 9,48 млрд. рублей.
Около 70% муниципального имущества используется в жилищно-коммунальной сфере, 4,3% - в транспорте, около 22% - в социальной сфере, 3,7% - в прочих отраслях.
В 2004 году доходы городского бюджета от использования муниципального имущества составили 150,4 млн. рублей, что в 1,2 раза больше, чем в 2003 году. В структуре поступлений 41,7% - это доходы от аренды нежилых помещений и использования рекламных мест, 28,3% - от аренды земли, 21% - от приватизации, 6% - от продажи земли. 7
В Единый реестр муниципального имущества занесены 2056 жилых домов, 882 нежилых помещения, 503,2 тыс. пог. метров водопроводных и 360,7 тыс. пог. метров канализационных сетей, 189 км теплотрасс, 231,3 км асфальтированных дорог и ряд других объектов.
Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, приведшие к существенному сокращению налоговых доходов городского бюджета, требуют дальнейшего совершенствования системы управления муниципальным имуществом с целью повышения эффективности его использования.
Вошли в практику утверждение годовых планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, проведение ежеквартальных балансовых комиссий по результатам их выполнения, периодическая переаттестация руководящих кадров, проведение обязательного ежегодного аудита муниципальных предприятий; совершенствовалась нормативно-правовая база по управлению муниципальным имуществом, предпринят ряд других организационных мер по реализации прав собственника.
Все большее значение приобретает рациональное управление и распоряжение муниципальными землями. В 2004 году площади арендуемых земельных участков увеличились по сравнению с 2003 годом на 26,7% и составили 1273 га, на 10,3% увеличилось количество договоров аренды. В 2004 году удалось обеспечить заключение договоров на более длительные сроки, что позволило придать работе с арендаторами более планомерный характер, увеличить поступление доходов от аренды.
В 2005 году в соответствии с законодательством юридические лица, имеющие земельные участки на праве постоянного пользования, обязаны переоформить их на право аренды или выкупить, в связи с чем ожидается значительное увеличение количества договоров аренды.
С переходом земельных правоотношений на качественно новый этап развития все более очевидной становится необходимость повышения экономической отдачи от земельного фонда города. Одной из важнейших задач в связи с этим является создание условий для перехода к новой системе налогообложения, опирающейся на реальную ценность земельных ресурсов. Решение этой задачи должно базироваться на результатах кадастровой оценки земли, которые также необходимы и для развивающегося ипотечного кредитования, компенсационных выплат, страхования и других нужд.
За 2004 год рассмотрено 2744 заявлений по вопросам землепользования, принято на консультации более 2 тысяч физических и юридических лиц, передано в собственность физическим лицам бесплатно 1453 земельных участка общей площадью 110,7 га, продано физическим и юридическим лицам 69 участков площадью 6,44 га, проинвентаризировано 154,8 га городских земель.
Большое внимание администрация города уделяла обеспечению стабильной работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В 2004 году завершилось формирование расчетно-кассового центра, закончилась работа по переводу на оплату ЖКУ по единой квитанции, продолжается работа по созданию единой электронной базы данных муниципального жилищного фонда. Это позволит получать информацию о состоянии лицевых счетов квартиросъемщиков, предоставленных им льготах, субсидиях в любом ЖЭУ независимо от места проживания.
Сегодня МУП ЖРЭП (З) осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда города общей площадью 5,8 млн. кв. м. Всего на балансе предприятия стоит 2053 жилых дома. Кроме того, 101,8 тыс. кв. м жилищного фонда обслуживается жилищными товариществами, которые работают по установленным городом стандартам и тарифам.
В 2004 году МУП ЖРЭП (З) произвел капитальный, текущий ремонт жилищного фонда на сумму 101,8 млн. рублей, из них на благоустройство дворовых территорий затрачено 26,1 млн. руб. Произведена замена 60,0 тыс. п. м трубопроводов горячего, холодного водоснабжения и отопления, отремонтировано 94,6 тыс. кв. м кровли, 23 фасада жилых домов, произведен ремонт 80,2 тыс. кв. м асфальтового покрытия дворовых территорий, произведен поддерживающий ремонт с усилением несущих конструкций в 5 ветхих домах, заменено 14,3 тыс. п. м электропроводки, отремонтировано 570 подъездов домов, восстановлена герметизация 107,1 тыс. п. м наружных стеновых панелей, выполнен ряд других работ.
В сфере теплоснабжения продолжается замена старых котлов на новые, модернизация насосного оборудования, что дает значительную экономию электроэнергии и топлива. Взятое в городе направление на строительство домов с крышными котельными (таких уже в городе 34 дома) обеспечивает лучшее качество отопления и снижение затрат на производство тепла.
В 2004 году МУПП "Орелгортеплоэнерго", в соответствии с программой реконструкции и развития теплоэнергетики города Орла, выполнен объем работ на сумму 33,2 млн. руб. Заменено 10,1 км тепловых сетей, 9 котлов, 59 насосов. Отремонтировано 109 секций водоподогревателей, 29 котлов. Ликвидированы три неэффективные котельные, установлено 15 единиц противонакипного оборудования, проведены другие мероприятия.
Водоснабжение потребителей производилось по графику подачи воды. Вода потребителям Заводского района подавалась круглосуточно, потребителям Северного, Советского и Железнодорожного районов - по 13 часов в сутки. С 1 марта отчетного года в результате завершения работ по программе обеспечения круглосуточного водоснабжения потребителей Северного района вода подается круглосуточно, с понижением давления в определенные часы. При этом в диктующей точке распределительной сети водопровода (ул. Селякова, 8) поддерживается давление в сети, достаточное для питьевого водоснабжения без включения водонагревателей горячего водоснабжения для 5-этажной застройки.
Впервые за прошедшие годы начато строительство новых объектов. С помощью губернатора Строева Е.С. удалось привлечь федеральные деньги. Это позволило смонтировать новое оборудование на станции очистки, вести строительство Лужковского обводного закольцованного участка водовода, практически завершить работы по программе обеспечения круглосуточного водоснабжения потребителей Северного района. Ведутся работы по принципиальному улучшению подачи воды в Советский район - на Северо-Западной насосной станции начато строительство резервуара чистой воды на 5 тыс. куб. м, в текущем году строительство его планируется закончить. Это даст возможность на треть увеличить подачу воды в Советский район, причем в круглосуточном режиме - в районе больницы им. Семашко, улиц Приборостроительной, Матвеева и др.
В связи со значительным износом сетей водопровода и канализации особое внимание в 2004 году было уделено реконструкции и капитальному ремонту водопроводно-канализационных сетей. Капитально отремонтированы 10,5 км трубопроводов. Замена стальных участков водовода позволила значительно повысить надежность водоснабжения Железнодорожного, Советского и Заводского районов. Реконструкция водопроводных сетей производится с заменой стальных труб на пластмассовые, чугунные и железобетонные, что значительно увеличивает их срок службы и сокращает количество аварий и утечек. Ремонтировалось оборудование на водозаборных узлах, насосных станциях подкачки и канализации, произведен капитальный ремонт высоковольтных линий с заменой 3,4 тыс. м изношенных участков кабеля, велись другие ремонтные работы.
В 2004 году расходы городского бюджета на ЖКХ составили 430,1 млн. рублей. Адресными субсидиями на оплату жилищно-коммунальных услуг пользовались 13,5 тысяч семей, почти на 2 тысячи больше, чем в 2003 году. Сумма предоставленных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 22,7 млн. руб.
В прошедшем году одной из главных задач администрации города оставалось сохранение муниципального транспорта. Одновременно на маршруты выходят 207 единиц муниципального транспорта. Планомерное проведение муниципальными транспортными предприятиями капитально-восстановительного ремонта автобусов и троллейбусов обеспечивает выпуск транспорта на линию 70% - 78%. За отчетный год капитально отремонтированы 20 автобусов, 5 троллейбусов, 2 трамвая. В 2004 году благодаря губернатору Строеву Е.С. за счет средств областного бюджета было приобретено 7 новых автобусов марки ПАЗ и 6 троллейбусов.
Обеспеченность маршрутной сети муниципальным транспортом составляет 60%. Чтобы укомплектовать маршрутную сеть в городе, организована работа 420 автобусов частных перевозчиков, которые работают на 80 маршрутах, из которых 52 - новые. Большая часть частных перевозчиков не имеет собственной производственной базы, поэтому стоит задача объединения разрозненного транспорта на единой территории существующих базовых транспортных предприятий. Кроме того, необходимо оборудовать транспорт техническими средствами связи по контролю за движением транспорта на линии. Эти меры позволят навести порядок в работе частного пассажирского транспорта.
С целью сохранения муниципального транспорта принято решение приостановить дальнейшее насыщение частным транспортом маршрутов, проходящих по центральным магистралям города.
Несмотря на финансовые трудности, в отчетном году тариф на проезд в муниципальном транспорте оставался без изменения.
Для повышения безопасности движения транспорта расширены проезжие части ул. Комсомольской (от Воскресенского переулка до ул. 1-й Посадской) и ул. Горького (перед перекрестком с ул. 60 лет Октября), произведен капитальный ремонт около 1,5 км одиночного трамвайного пути.
Очень динамично развиваются в городе средства связи. В 2004 году переведены на шестизначную нумерацию АТС-3 в Северном районе и АТС-5 в Железнодорожном районе, что позволило улучшить качество связи, увеличить номерную емкость. Введена АТС на 2 тысячи номеров в районе улицы Льва Толстого.
В 2005 году стоит задача бесплатно установить телефоны всем инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Благоустройство города остается одним из основных направлений в деятельности городской администрации. В 2004 году ассигнования из городского бюджета на текущее содержание и строительство объектов внешнего благоустройства составили 146,7 млн. рублей. Работы по благоустройству города осуществлялись с учетом выполнения Программы наказов избирателей, расходы на которую составили 16,75 млн. рублей.
За отчетный период отремонтировано и построено 145,2 тыс. кв. м асфальтобетонных покрытий дорог и тротуаров, установлено 4,2 км дорожного и садового борта, уложено 4,2 тыс. кв. м тротуарной плитки. Строительство и асфальтирование дорог велось, в основном, на окраинных улицах.
В отчетном году завершен первый этап строительства сквера на площади Ермолова. Проведен конкурс на архитектурно-планировочное решение сквера с памятником. Были продолжены ранее начатые работы по реконструкции Александровского моста. Установлены новые остановочные павильоны по ул. Рощинской, 60 лет Октября, Наугорскому шоссе. Продолжалась реконструкция и благоустройство Наугорского кладбища. Велось строительство и реконструкция сетей уличного освещения (на бульваре Космонавтов, в сквере Ермолова, в районе озера "Светлая жизнь").
В настоящее время в городе имеется 286 га насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), что несколько ниже нормы. Поэтому ежегодно в городе ведется зеленое строительство. В 2004 году на улицах города высажено 32 тысячи деревьев и кустарников, 300 тысяч цветов, обустроено 39 тыс. кв. м газонов.
Выполнялись плановые работы по санитарной очистке города, набережных, водоемов. В рамках реализации программы "Оздоровление рек и водных объектов г. Орла на период до 2005 года" ведется работа по расчистке берегов рек силами МУП "Спецавтобаза по саночистке г. Орла", горожанами на экологических субботниках, молодежными экологическими отрядами. В 2004 году очищены и благоустроены берега рек на протяжении 17,5 км.
В отчетном году муниципальная социальная политика была направлена на обеспечение жизнедеятельности и развития социальной сферы города. По существу, она включала в себя весь набор вопросов, связанных с повседневными нуждами и заботами горожан. Достаточно сказать, что на ее финансирование было израсходовано из городского бюджета 841 млн. рублей (58% от всех расходов бюджета).
Обеспечивалась социальная защита горожан. За счет бюджетных и привлеченных средств адресную помощь получили более 67 тысяч малообеспеченных орловцев на общую сумму 8,8 млн. рублей. На постоянном патронаже органов социального обслуживания населения находилось 50,1 тыс. человек. Проведена подготовка к работе в 2005 году в условиях замены льгот денежными компенсациями.
В городе функционируют 17 городских учреждений здравоохранения. В 2004 году пролечено в стационарах 47,1 тыс. человек, сделано 2535,6 тыс. посещений поликлиник, выполнено 97,2 тыс. вызовов бригадами скорой медицинской помощи.
Противоэпидемические мероприятия проводились в полном объеме. Охват профилактическими прививками детей составляет 94% - 98%, улучшилось снабжение вакциной против гепатита В, что позволило достичь высокого показателя иммунизации детей раннего возраста - 98,7%. Вакцина приобреталась за счет разных источников, в том числе и за счет средств городского бюджета.
Планомерно велись работы по выполнению долгосрочных программ профилактики ряда тяжелых заболеваний.
В отчетном году приобретено медицинское оборудование, автотранспорт на 8,5 млн. рублей. Так, закуплены 6 санитарных автомобилей, из них 3 - для Станции скорой помощи. На капитальный ремонт лечебных учреждений израсходовано почти 11 млн. рублей.
Деятельность администрации в сфере образования осуществляется в соответствии с "Муниципальной программой развития системы образования г. Орла на 2001 - 2005 годы".
В систему образования входят 155 общеобразовательных учреждений различных типов, где обучаются 31,9 тыс. детей, 11,4 тыс. детей посещают детские дошкольные учреждения. Сохранена сеть разнообразных образовательных учреждений - в городе функционируют 8 лицеев, 4 гимназии, 5 школ с углубленным изучением отдельных предметов. В 2004 году начат эксперимент по предпрофильной подготовке девятиклассников, в котором участвуют 1900 человек. Это необходимо для создания системы специализированной подготовки учащихся в старших классах, обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии. О качестве обучения в школах города говорят следующие цифры: 104 школьника г. Орла в отчетном году стали призерами областных олимпиад, 476 выпускников 11 классов награждены медалями "За особые успехи в учении", 83% выпускников поступило в ВУЗы.
Целенаправленная работа ведется по развитию творческих способностей детей. В текущем учебном году 20,2 тыс. учащихся бесплатно занимаются в муниципальных учреждениях дополнительного образования.
Развивалась материально-технической база учреждений образования. В отчетном году осуществлен плановый ремонт на 93 объектах на общую сумму 21 млн. рублей, В целях безопасности во всех школах установлены "тревожные" кнопки, в 20 - автоматическая пожарная сигнализация.
В соответствии с федеральной программой "Развитие единой информационной образовательной среды" школы города оснащаются компьютерными классами. На сегодня новую технику имеют 26 школ и еще 10 школ получат ее в 1 полугодии 2005 года. В 2004 году для учреждений образования приобретено 42 единицы торгово-технологического, холодильного оборудования для школьных столовых, пищеблоков, прачечных. Закуплено новой мебели на 1,6 млн. рублей.
Администрация города участвует в реализации Федерального проекта по поставке спортоборудования и инвентаря в общеобразовательные школы, финансируемого из бюджетов всех уровней. Доля города - 299,8 тыс. рублей (30% от общей суммы) - перечислена полностью, что позволит получить для школ города спортивного инвентаря на сумму около 1 млн. рублей. В декабре 2004 года в школы уже поступила первая партия, остальная часть спортинвентаря поступит в ближайшее время.
С ростом рождаемости увеличилась потребность в местах в детских садах. В связи с этим в 2004 году открыто дополнительно 6 групп на 120 мест, возвращены ранее сданные в аренду негосударственным образовательным учреждениям площади в детских садах. В 2004 году после длительного перерыва отремонтированы и введены в действие бассейны в четырех детских садах. Предметом особой заботы остаются дети из социально незащищенных семей. На 445 опекаемых детей из средств городского бюджета осуществляется выплата ежемесячного пособия, увеличенного с 1 сентября 2004 года с 1200 до 1952 рублей. К началу учебного года для этих детей получены бесплатные учебники на сумму 263 тыс. руб.
В отчетном году все учащиеся школ обеспечивались бесплатным горячим питанием. Должное внимание уделяется оздоровлению детей в летний период. В 81 пришкольном лагере дневного пребывания отдохнуло 8,6 тыс. детей, на 16% больше, чем в 2003 году.
Получила дальнейшее развитие система муниципальных учреждений культуры, объединяющая 35 различных объектов. Усилия администрации города в сфере культуры были направлены на стимулирование творчества горожан, расширение культурно-досуговой деятельности. Работа по организации досуга населения города в прошедшем году велась под эгидой подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Организовывались различные культурно-массовые мероприятия, посвященные праздничным и памятным датам.
Большое внимание уделяется работе восьми школ искусств, в которых обучаются более 5 тысяч детей. На базе общеобразовательных школ и детских садов в 2004 году работали 35 их филиалов. В последние два года в них открыты новые отделения: скульптуры, фольклорное, компьютерных синтезаторов и цифрового видео и другие. Высокий исполнительский уровень учащихся школ подтверждается дипломами и грамотами городских, областных, Всероссийских и международных конкурсов. Творческие коллективы школ искусств участвовали в международных фестивалях в Болгарии, Швеции, Италии, Украине. Некоторые учащиеся школ являются государственными, областными и муниципальными стипендиатами.
С большой отдачей работали другие городские учреждения. К примеру, в течение года в Городском парке культуры и отдыха и в Детском парке было проведено почти 1000 мероприятий, которые посетили около 2300 тыс. человек. Высокие результаты показывают творческие коллективы. Муниципальный ансамбль "Славица" стал лауреатом Международного фольклорного фестиваля в Германии; Орловский оркестр русских народных инструментов вошел в тройку лучших творческих коллективов России; оркестр русских народных инструментов Орловского городского центра культуры, принявший участие в Региональном конкурсе в Белгороде, по решению жюри конкурса будет представлять наш регион на Всероссийском конкурсе оркестров русских народных инструментов, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, который будет проведен в Саратове.
Молодежная политика в городе осуществлялась в соответствии с областной комплексной программой "Молодежь Орловщины (2001 - 2005 годы)", Законом Орловской области "О региональной государственной молодежной политике в Орловской области", а также городской комплексной программой "Молодежь Орловщины на 2002 - 2004 годы". Приоритетными были следующие направления работы: профилактика алкоголизма, наркомании, нравственно-патриотическое воспитание, занятость, поддержка талантливой молодежи, поддержка молодой семьи, взаимодействие с общественными организациями.
Вот только несколько проведенных в 2004 году мероприятий. Совместно с облнаркодиспансером и Центром профилактики СПИДа в мае проведена городская профилактическая акция "Я выбираю жизнь!". В нее, в частности, вошли проведение смотра-конкурса агитбригад профилактической направленности среди учебных заведений города, рейды-проверки в местах массового отдыха молодежи. Молодежные сборные команды города Орла участвовали в областном молодежно-спортивном слете, посвященном освобождению Орловщины от фашистов, в спортивно туристическом слете "Багряные листья", городском турнире среди студенческой молодежи "Три богатыря", посвященном Дню защитника Отечества. Организовывалась работа трудовых молодежных объединений на базе межшкольных учебных комбинатов, работа молодежи в экологических отрядах. Велась активная работа с молодежными объединениями города, которых в 2004 году уже насчитывалось 37. Среди них: Российский союз молодежи, спортивно-патриотический центр "Десантник", центр поисковых отрядов "Самолет", Союз молодых казаков - "Кадет", федерация компьютерного спорта и многие другие.
На территории города функционируют 268 спортивных сооружений, где трудятся 849 штатных спортивных работников и проводят занятия 144 спортивные организации. Большое внимание уделяется привлечению детей и подростков к занятиям спортом, действуют 16 детско-юношеских спортивных школ и 7 клубов физической подготовки, в которых около 15 тысяч подростков занимаются 39 видами спорта. Такой потенциал дает возможность проводить самые ответственные соревнования с участием тысяч орловцев. Показателем тому могут служить следующие цифры: администрацией города за год организовано 179 физкультурно-спортивных мероприятий, в которых приняли участие более 10% горожан. Заметны достижения орловцев и в большом спорте. Ведущие спортсмены города принимают участие в чемпионатах России, Европы, мира. В 2004 году один спортсмен стал чемпионом мира, один - чемпионом Европы, три - победителями первенств России, четыре спортсмена - призерами чемпионатов мира, Европы и России.
В своей деятельности администрация города опирается на мнение горожан, всегда строит партнерские отношения со всеми заинтересованными организациями, гласно и открыто принимает важнейшие решения. Гласность работы обеспечивается тесным сотрудничеством со средствами массовой информации. В 2004 году пресс-службой организовано 44 брифинга для журналистов, 26 прямых эфиров руководства администрации и муниципальных предприятий на телевидении и радио, 11 пресс-конференций, оперативно размещалась в СМИ актуальная информация, комментарии специалистов по существу проблем, над которыми мы работаем. Активное взаимодействие с политическими партиями, движениями и другими общественными и профессиональными объединениями также во многом обеспечивает связь городской власти с населением.
Дальнейшее развитие получило социальное партнерство - необходимый способ защиты людей в рыночной экономике, действенный способ контроля за деятельностью руководителей предприятий. В 2004 году продолжалась работа городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Сторонами комиссии: администрацией города, профсоюзами и работодателями, подписано соглашение на 2005 - 2006 годы. В нем нашли отражение вопросы экономического развития города и обеспечения занятости населения, регулирования оплаты труда и социальной защиты трудящихся, молодежной политики.
В 2004 году в администрацию города поступило более 16,3 тысячи документов, из них почти 7 тысяч - обращения граждан. Работниками администрации подготовлено около 24 тысяч исходящих документов, издано 5120 постановлений, 1287 распоряжений. На личном приеме у мэра, его заместителей, глав районных администраций принято около 1400 граждан. Почти половина обращений граждан связана с земельными вопросами, около трети - с вопросами жилищно-коммунального хозяйства.
Создана единая система местного самоуправления населения, состоящая из территориальных, уличных, домовых комитетов, советов микрорайонов города. В практику работы администрации города вошло проведение совещаний с председателями комитетов общественного самоуправления, уличных комитетов, для них проводились семинары по актуальным вопросам. Расширяется непосредственное общение власти с горожанами. В 2004 году проведено 250 сходов граждан.
Подводя итог сказанному, хочу еще раз отметить, что в отчетном году муниципальная социальная политика была направлена на обеспечение жизнедеятельности и развития социальной сферы города. Несмотря на существенное снижение доходов бюджета по сравнению с предыдущим годом, все-таки можно констатировать, что нам удалось обеспечить финансирование самых неотложных мероприятий, относительную стабильность в коммунальной и социальной сферах, бесперебойность тепло- и водоснабжения, работу школьных, дошкольных и медицинских учреждений, транспорта. Более того, нам удалось, на мой взгляд, не просто удержать спокойную ситуацию в городе, в смысле нормального функционирования служб, отраслей, выполнения городских программ, но и поддержать динамику развития, придать ускорение по многим направлениям.
Задачи, стоящие перед муниципальной властью, становятся из года в год все сложнее, зачастую требуют незамедлительных и конкретных решений обеих ветвей власти. И я с глубоким удовлетворением хочу сказать, что сегодня между городским Советом народных депутатов и администрацией развиваются конструктивные отношения, основанные на принципах солидарной ответственности за принятые решения.
Большую помощь в работе нам оказывали администрация Орловской области и Областной Совет народных депутатов. Мы благодарны губернатору области Строеву Егору Семеновичу и председателю Областного совета народных депутатов Володину Николаю Андреевичу за их помощь в решении наших проблем.
Хочу поблагодарить руководителей предприятий всех форм собственности, всех горожан, за сотрудничество и активное участие в жизни города.
Таковы наиболее общие итоги нашей работы в 2004 году. В году текущем остается множество серьезнейших проблем: экономических, социальных, общественных. Повышение тарифов на ЖКУ, обусловленное объективными причинами, замена льгот денежными компенсациями, конечно, затронуло интересы горожан. И нашу задачу я вижу в том, чтобы в этих непростых условиях максимально поддержать орловцев, уберечь от потрясений. В наступившем году экономика города и его социальное развитие должны иметь только поступательное движение, и основа для этого есть. Итоги работы экономики города за первые два месяца обнадеживают.
Наступивший год - год 60-летия Великой Победы. Мы понимаем свою ответственность перед этой датой. Мы постараемся, чтобы каждый ветеран ощутил внимание власти, чтобы в большей степени были решены их проблемы. Неоценимо значение подобных исторических дат для воспитания молодежи, для укрепления в народе чувства уважения к своему прошлому, гордости за свою Родину - того, без чего невозможно нормальное развитие гражданского общества.
Орел должен получить дальнейшее развитие в архитектурном, строительном плане, реформировании ЖКХ, благоустройстве, дорожном строительстве.
Несмотря на определенные успехи, никак нельзя утверждать, что сделано все, что можно и нужно. Резервы есть, и они велики. Предстоит большая и серьезная работа по совершенствованию структуры управления городом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по выработке наиболее действенных путей взаимодействия с предпринимателями в целях стимулирования их развития, по достижению максимальной отдачи от использования муниципального имущества для пополнения доходов бюджета, оптимизации бюджетных расходов и по целому ряду других вопросов.
В заключение хочу поблагодарить уважаемых жителей города и депутатов городского Совета за конструктивную совместную работу и заверить, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы орловцам жилось как можно комфортней, уютней в нашем родном городе.
Мэр города Орла
В.И.УВАРОВ