-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Орловская область
Постановление от 19 февраля 2001 года № 72
Об областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 г. г."
- Принято
- Главой Администрации Орловской обл.
19 февраля 2001 года
В целях создания в Орловской области современного, конкурентоспособного туристического комплекса, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним отраслей, притока инвестиций, образования новых рабочих мест, а также в целях обеспечения приоритетного развития внутреннего и въездного туризма постановляю:
1.Утвердить областную целевую программу "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 гг."
2.Направить данную программу в областной Совет народных депутатов для ее рассмотрения и принятия в соответствии с действующим законодательством.
3.Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области Меркулова П.А.
Глава администрации
Е.С.СТРОЕВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГГ."
ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГГ."
Наименование программы
Областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 гг." (далее программа).
Основания для разработки программы
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 177 "О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации";
- Закон Орловской области "О туристской деятельности на территории Орловской области" от 7 октября 1999 г. N 125-ОЗ.
Государственный заказчик программы
Глава администрации Орловской области.
Основной разработчик программы
Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму администрации Орловской области.
Сроки и этапы реализации программы
2001 - 2005 годы
1 этап - 2001 - 2002 год
2 этап - 2003 - 2005 год
Основные цели и задачи программы
Цели:
- создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристско-экскурсионном обслуживании, а с другой стороны, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним сфер, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
- обеспечение приоритетного развития внутреннего и въездного туризма в Орловской области;
Задачи программы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные:
а) краткосрочные:
- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма, а также защиту прав потребителей туристского продукта;
- организация и управление развитием туризма: создание современной системы рекламно-информационного и научного обеспечения туристской деятельности;
- создание современного внутрирегионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, углубления специализации и кооперации работы туристских предприятий и организаций области;
б) долгосрочные:
- создание современной материальной базы туризма;
- проведение широкомасштабной рекламной кампании на внутреннем и внешнем туристских рынках.
Перечень основных мероприятий
Система программных мероприятий формируется в разрезе основных направлений государственной политики в области туризма:
- нормативно-правовая отрасль;
- организация туристской деятельности и управление развитию туризма;
- содействие развитию материальной базы туризма;
- рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта Орловской области на внутреннем и внешних рынках;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- научное обеспечение развития туризма.
Исполнители основных мероприятий
Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму администрации области, другие комитеты, управления и организации по профилю предусматриваемых мероприятий.
Объемы и источники финансирования
"Затраты по всем источникам финансирования программы составят в 2001 - 2005 гг. 16251600 руб. в ценах 2001 г. из них - средства областного бюджета 1 883100 руб., привлеченные средства 14368500 руб. Общая сумма расходов на проведение программных мероприятий составит в
- 2001 г. - 387500 руб. (из них 217000 руб. из областного бюджета);
- 2002 г. - 546500 руб. (из них 325000 руб. из областного бюджета);
- 2003 г. - 724300 руб. (из них 511800 руб. из областного бюджета);
- 2004 г. - 699800 руб. (из них 485300 руб. из областного бюджета);
- 2005 г. - 13893500 руб. (из них 344000 руб. из областного бюджета);
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и важнейшие целевые показатели
- рост налоговых поступлений в областной бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития сфер, связанных с туризмом. Программа характеризуется высокой степенью бюджетной эффективности, определяемой как сальдо между расходами бюджетных безвозвратных средств, выделяемых на программные мероприятия, и налогами, поступающими в региональный бюджет. При условии ежегодного полного и своевременного финансирования программных мероприятий бюджетная эффективность программы за весь срок ее реализации может составить 10500 тыс. руб.
- привлечение дополнительных инвестиций в экономику области;
- рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам;
- качественные и структурные сдвиги на региональном рынке труда, связанные как непосредственно с развитием туристской отрасли, так и с отраслями, зависящими от уровня развития и потребностей туристской инфраструктуры;
- улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона;
- улучшение материально-технической базы туризма.
Система организации контроля за исполнением программы
- межведомственный координационный совет, возглавляемый заместителем Главы администрации области, курирующим туризм. Совет определяет состав исполнителей программных мероприятий, осуществляет координацию и контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, сроком и качеством выполнения программных мероприятий, приемку законченных работ;
- управление по делам молодежи, физической культуре и туризму 2 раза в год заслушивает на своей коллегии и направляет государственному заказчику программы информацию о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств;
- федеральные органы, выделяющие средства на мероприятия в рамках программы, управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области и другие компетентные органы.
Введение
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран. Рост мировой индустрии туризма, занимающей третье место в мировой экономике после нефтегазовой и автомобильной отраслей и приносящей 15% мирового национального продукта, произошел в 60 - 70 годы, достигнув в 1998 году по данным Всемирной туристской организации 625 млн. путешествующих и принеся 445 млрд. долларов дохода. Туризм - это 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 5% налоговых поступлений.
Развитие туристской отрасли оказывает сильное стимулирующее воздействие на многие сектора экономики и, прежде всего, на сферу услуг, транспорт, торговлю, связь, производство товаров народного потребления. Развитие индустрии туризма стимулирует создание новых рабочих мест непосредственно в данной сфере и косвенную занятость в смежных отраслях. Для комплексного обслуживания одного иностранного туриста требуется 9 рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, чем в других отраслях экономики.
Причиной туристского "бума" во всем мире стал рост доходов и покупательной способности населения, интенсификация труда и возросшие психологические нагрузки, увеличившие потребность в отдыхе. Туризм в развитых странах стал нормой потребления.
Мировой опыт показывает, что наличие туристского потенциала позволяет завоевывать позиции на мировом туристском рынке только при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта, всесторонняя поддержка внутреннего и въездного туризма. Результатом является увеличение доходных источников бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий туристской сферы и смежных отраслей, улучшение платежного баланса страны.
Формы поддержки отрасли варьируются от прямых государственных инвестиций в туристскую инфраструктуру, подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение, продвижение национального продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот.
Периодом расцвета туризма в нашей стране стали 70 - 80 годы. Например, в 1984 году только туристскими предприятиями профсоюзов, занимавшимися массовым внутренним туризмом, было обслужено 36 млн. туристов и 200 млн. экскурсантов. "Интурист" и "Спутник", работавшие в области международного и молодежного туризма, направляли за рубеж до 1,5 млн. человек в год.
В начале 90-х годов в России происходит резкое, в среднем по стране в 44 раза, падение спроса на туристско-экскурсионное обслуживание. Причины этого общеизвестны: падение уровня жизни населения, разрыв налаженных общесоюзных туристских связей, общее нестабильное состояние в стране.
Несмотря на то, что туризм в России не причисляется к наиболее доходным отраслям экономики, его развитию в последнее время стало уделяться больше внимания. Приняты Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", указ Президента РФ "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об использовании государственной собственности в сфере туризма". Упорядочена нормативно-правовая база туристской отрасли.
Туризм в России представляет сегодня один из немногих действительно перспективных секторов рынка, на котором действует более 9 тысяч российских турфирм и около 200 международных и национальных компаний и туроператоров. И хотя наш туристский сектор экономически слаб и разобщен, он обеспечивает работой около 1,5 млн. человек.
Необходимо отметить и тот факт, что, по мнению специалистов, перспективы развития сектора внутреннего туризма в Российской Федерации сегодня выглядят весьма обнадеживающе. Количество тех, кто может позволить себе зарубежный отдых, будет и дальше сокращаться. Рост популярности внутренних экскурсионных маршрутов в такой ситуации очевиден. Пока же в российском туризме преобладают чисто коммерческие начала, разрушающие экономические основы государства: выездной туризм порождает вывоз из России миллиардов долларов, вывоз, который не компенсируется въездным туризмом. Конечный результат этого дисбаланса - отрицательное внешнеторговое сальдо страны, которое, например, в 1998 году составило по статье "Туристические поездки" 1,8 млрд. долларов.
Слабое бюджетное финансирование, отсутствие инвесторов, не всегда верная политика в управлении имеющимися средствами размещения и санаторно-курортными учреждениями не позволяют надеяться на быстрое развитие современной туристской инфраструктуры во многих российских регионах. Однако поворот интересов российского турбизнеса в сторону регионального туризма оставляет серьезный шанс к его возрождению. Внутренний туризм является своего рода катализатором въездного международного туризма. Вместе с тем без участия самих регионов, их администраций и местного турбизнеса в формировании своего конкурентоспособного турпродукта и в его продвижении на рынок услуг интерес к региональному туризму останется нереализованным. В этой ситуации многие российские регионы приступили к разработке собственных целевых программ развития туризма, которые будут способствовать поддержке туризма, улучшению его материальной базы, создавать экономические условия для развития отрасли путем предоставления кредитов, налоговых льгот, участия в продвижении турпродукта на внутренние и внешние рынки.
1.Основания для разработки программы
Настоящая программа направлена на создание организационно-правовой и экономической среды для формирования современной туристской индустрии в Орловской области, содействие развитию материальной базы туризма.
При разработке программы были использованы следующие материалы:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ;
- Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации");
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 177 "О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации";
- Методические рекомендации по разработке и реализации региональных целевых программ развития туризма, подготовленные государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму совместно с центром социально-экономических исследований;
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем России, Министерством Экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. N 7-12/47);
- Закон Орловской области "О туристской деятельности на территории Орловской области" от 7 октября 1999 г. N 125-ОЗ.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Реализация программы предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преобладанием последних. Система программных мероприятий рассчитана на выделение средств из областного бюджета в пределах ежегодных ассигнований. Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Программа подготовлена управлением по делам молодежи, физической культуре и туризму при участии других управлений и комитетов администрации Орловской области, учреждений и ведомств, туристских предприятий г. Орла.
2.Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки программы
Орловская область занимает особое место на туристском рынке России. Она обладает уникальными туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма.
Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.
Представляется возможным развитие в области экологического туризма - и в первую очередь на базе существующего с 1994 года Национального парка "Орловское Полесье", созданного с целью сохранения и восстановления уникального природного комплекса центральной полосы России.
Немаловажен и тот факт, что в области впервые появилось учебное заведение, Орловский государственный университет, в котором ведется подготовка туристских кадров, что обеспечивает регион столь необходимыми в наше время дипломированными специалистами. Ежегодно на специальность "Культурный сервис и туризм" принимается 35 - 40 человек.
База размещения туристов в Орловской области насчитывает в настоящее время 13 объектов, способных одновременно принимать до 2500 человек. Среди этих объектов 6 санаторно-курортных учреждений и 7 гостиничных хозяйств.
Ко всему вышесказанному следует добавить центральное геополитическое положение региона, а также относительную политическую стабильность в нем. Все это определяет особую перспективность для развития туризма в Орловской области.
Однако, несмотря на имеющийся рекреационный потенциал, туристский комплекс в области переживает значительные трудности.
В 70 - 80-е годы орловские турфирмы обслуживали в среднем до 500 тысяч человек в год, а это больше половины населения области. Среднегодовая заполняемость гостиниц находилась на уровне 98% (в 1999 г. - 38%). Турфирмы направляли в орловские музеи до 300 тысяч экскурсантов в год. Основной причиной большой популярности туризма в то время была его сильная социальная составляющая. 95% всех туристических путевок выкупалось государством, через органы социального страхования. Государственная поддержка развития туризма заключалась также в финансировании строительства новых гостиничных комплексов и предприятий санаторно-курортной сферы, таких как тур-комплекс "Салют", санаторий "Дубрава".
Начавшийся в стране в начале 90-х годов экономический кризис затронул сферу туризма так же, как и все другие отрасли народного хозяйства. В 1996 году все турфирмы области обслужили только 8,5 тысяч человек. По сравнению с 1988 годом, когда было обслужено около 650 тысяч человек, объем предоставленных туруслуг упал в 76 раз. Произошло также существенное сокращение числа работавших в турфирмах экскурсоводов-общественников с 200 человек, задействованных в 1986 году, до 15 в 1999.
Прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьезным разрушениям в рекреационной системе области. Особенно болезненно это отразилось на детском и семейном отдыхе, на социальной составляющей туризма. Сегодня многие предприятия вынуждены работать с недостаточной загрузкой, снизили уровень предоставляемых туристских услуг. Приватизация и акционирование собственности в туризме не привели к положительному результату. Эффективный собственник в большинстве случаев найден не был.
На сегодняшний день из 15 действующих турфирм только шесть предлагают поездки по внутриобластным туристским маршрутам, а остальные заняты в основном выездным туризмом. Однако даже у самых крупных в области фирм не хватает денежных средств для проведения масштабной рекламной кампании, способной привлечь должное внимание к турпродукту Орловской области на общероссийском туристском рынке. Что же тогда говорить о других туристских предприятиях? Это доказывает, что роль государства исключительно важна в создании системы рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристских администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристском рынке.
Только достоверная и доступная информация о наличии и качестве средств размещения, данные о рекреационных возможностях туристских центров, информация о культурно-познавательных, спортивных и других примечательных событиях позволяет объективно оценивать конкурентоспособность местного турпродукта и привлечь к нему внимание. Для повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта необходимо создание качественного рекламного материала, определение наиболее оптимальных средств размещения рекламы и организация действенной рекламной кампании.
Тяжелым для большинства турфирм является и налоговое бремя. Здесь не обойтись без вмешательства государственных туристских администраций. Льготное налогообложение внутриобластных туристских маршрутов позволит существенно снизить цены на них и привлечь дополнительных туристов и экскурсантов.
Следует также обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в санаторно-курортной сфере.
В настоящее время в Орловской области функционируют санаторно-оздоровительные комплексы широкого профиля лечения и различной формы собственности. Эти организации оздоравливают детей и взрослых, проживающих на территории области и за ее пределами.
Ряд организаций, такие как "Детский санаторий "Орловчанка", санаторий "Дубрава", санаторий-профилакторий "ОСПаЗ-Лесной", действуют не только как санаторно-оздоровительные учреждения, но и как летние и зимние оздоровительные лагеря.
Интересен опыт Мценского пансионата "АМО "ЗИЛ", который работает в зимнее время как горнолыжная база, а в летнее время как детский оздоровительный лагерь и частично как пансионат для взрослых. Данное учреждение является перспективным санаторно-оздоровительным комплексом и имеет прекрасные возможности для развития.
К сожалению, обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, санаторно-курортные учреждения области не имеют как в предыдущие годы стабильной круглогодичной загрузки.
В решении сложившихся проблем, действенную роль могут сыграть мероприятия, направленные на формирование и продвижение внутриобластного туристского продукта на общероссийский и международный туристский рынок, способствующие пополнению доходных источников областного бюджета, которые, в свою очередь, требуют разработки целевой комплексной программы развития туризма в Орловской области. Эта программа должна сочетать интересы въездного туризма с удовлетворением рекреационных потребностей местного населения с учетом рационального использования туристских ресурсов. Она призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма.
3.Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Основная цель программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристско-экскурсионном обслуживании, а с другой стороны, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним сфер, привлечения дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
В качестве основной подцели, вытекающей из формулировки главной цели программы, можно выделить обеспечение приоритетного развития внутреннего и въездного туризма в Орловской области.
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач, которые подразделяются на краткосрочные и долгосрочные:
Краткосрочные задачи:
1.Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма, а также защиту прав потребителей туристского продукта.
2.Создание современного внутрирегионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, углубления специализации и кооперации работы туристских предприятий и организаций области.
3.Организация и управление развитием туризма включающие:
- создание и совершенствование современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
- развитие научного обеспечения туристской деятельности;
- создание современной системы статистической отчетности в туризме;
- участие в создании непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- изучение состояния и состава ресурсов туризма Орловской области, их кадастрирование, квотирование, мониторинг;
- программное обеспечение отдельных перспективных и социально значимых видов туризма;
- программное обеспечение развития туризма в перспективных для этого городах и районах Орловской области;
- интеграция области в систему отечественного и мирового туристского рынка, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма.
Долгосрочные задачи:
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;
- проведение широкомасштабной рекламной кампании на внутреннем и внешнем туристских рынках;
- разработка и внедрение технологий прогрессивного туристского обслуживания.
В системе программных мероприятий (приложение N 1) указаны основные организации и ведомства, которые примут участие в реализации поставленных задач.
Программу предполагается решать в два этапа:
Первый этап (2001 - 2002 гг.) включает в себя разработку и реализацию системы мероприятий программы, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения. Мероприятия этого этапа должны сформировать надежный задел для реализации последующего этапа программы, требующего затрат финансовых и материально-технических ресурсов.
Второй этап (2003 - 2005 гг.) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров, активизацию инвестиционной деятельности в сфере туризма, развертывание широкомасштабной рекламной кампании, направленной на продвижение внутриобластного туристского продукта на всероссийский и международный тур рынки. На этом этапе осуществляется основной объем работ, запланированных программой. В результате реализации второго этапа программы ожидается стабилизация основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в регионе, а также постепенный рост туристских потоков.
Основными показателями, которые будут свидетельствовать о положительном влиянии программных мероприятий, могут служить:
- рост налоговых поступлений в областной бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;
- привлечение дополнительных инвестиций в экономику области;
- рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам;
- качественные и структурные сдвиги на региональном рынке труда, связанные как непосредственно с развитием туристской отрасли, так и с отраслями, зависящими от уровня развития и потребностей туристской инфраструктуры;
- улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона;
- улучшение материально-технической базы туризма.
Исходя из целей, задач и этапов программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
4.Система программных мероприятий
Система взаимоувязанных научно-исследовательских, социально-экономических, производственных программных мероприятий на 2001 - 2005 гг. охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
- развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается применение нормативно-правовых актов Российской Федерации, принятие необходимых нормативных актов Орловской области, регулирующих отношения субъектов туристского рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма, льготного налогообложения и статистического наблюдения. Предусматривается разработка предложений по внесению изменений в нормативно-законодательные акты областного и федерального уровня;
- организацию туристской деятельности и управление развитием туризма, предусматривающее проведение мероприятий, направленных на реализацию нормативно-законодательных актов в таких областях как лицензирование и сертификация туристской деятельности, статистическая отчетность, страхование и защита прав потребителей в сфере туризма. Предусматривается также участие в организации и проведении международных и российских туристических выставок, посещение конгрессов, форумов, круглых столов, посвященных туристской тематике;
- мероприятия по стимулированию развития материальной базы, предусматривающие разработку предложений по механизмам финансирования реконструкции и строительства важнейших туристских объектов, включая объекты инфраструктуры туризма, за счет внебюджетных источников, проведение конкурсов инвестиционных проектов и содействие в их продвижении, подготовка государственных решений, стимулирующих инвестиционную деятельность, изучение ситуации и подготовка программ восстановления недействующих оздоровительных лагерей и баз отдыха;
- рекламно-информационное обеспечение развития туризма, предусматривающее подготовку и издание базового пакета информационных и рекламных материалов о возможностях туристского рынка Орловской области, участие в туристских выставках-ярмарках (приложение N 6), расширение связей с туристскими организациями, создание информационных банков данных (реестров) туристских ресурсов области, проведение рекламных кампаний в печатных средствах массовой информации и на телевидении, изготовление и размещение наружной рекламы;
- кадровое обеспечение развития туризма, предусматривающее определение потребности области в специалистах для туристской индустрии, разработку учебных программ и методических пособий, взаимодействие с Орловским государственным университетом по вопросам подготовки туристских кадров;
- научное обеспечение развития туризма, заключающееся в проведении исследований туристского потенциала региона, анализа и прогноза конъюнктуры рынка туристских услуг внутри и вне региона с последующей разработкой перспективной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Орловской области. Проведение научных исследований, направленных на разработку программ по развитию специализированных видов туризма, организация и участие в научно-практических конференциях и семинарах также является важной частью этого направления государственной политики.
Полный перечень программных мероприятий с указанием необходимых объемов и источников финансирования и ожидаемых результатов приведен в приложении N 1.
5.Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием этапов ее выполнения (приложения NN 2 - 5).
Реализация мероприятий программы будет производиться на договорных началах между управлением по делам молодежи, физической культуре и туризму администрации области и субъектами туристской деятельности, иными организациями и ведомствами, предусматривающих использование как бюджетных, так и привлеченных внебюджетных средств.
Часть программных мероприятий будет выполняться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством государственных контрактов в соответствии с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденным Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 г. N 305.
Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью эффективного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования программы могут служить:
- часть дополнительной прибыли туристских предприятий области, полученной в результате льготного налогообложения в рамках реализации областной комплексной программы развития туризма в соответствии с "Порядком предоставления льгот по налогам и сборам", утвержденным 1 февраля 2000 г. первым заместителем Главы администрации Орловской области Кочуевым В.А.;
- средства, получаемые от лицензирования и сертификации туристской деятельности;
- кредиты банков.
Основным исполнителем программы развития туризма в Орловской области является управление по делам молодежи, физической культуре и туризму. Средства, выделяемые на реализацию программы из областного бюджета и внебюджетных источников, распределяются исполнителем программы.
6.Организация управления и контроль за ходом реализации программы
С целью координации работ по реализации Программы создается межведомственный координационный Совет, возглавляемый заместителем Главы администрации области, курирующим туризм. В его состав входят представители регионального органа управления туризмом, органов местного самоуправления, руководители туристских предприятий и специалисты турбизнеса, гостиничного хозяйства, науки и др. (приложение N 7).
Межведомственный координационный Совет призван обеспечить согласование интересов туристской администрации с ведомственными интересами при необходимой научной обоснованности принимаемых решений. Совет определяет состав исполнителей программных мероприятий, осуществляет координацию и контроль выполнения работ, приемку законченных работ или их этапов.
На обсуждение Совета представляются:
- проекты законодательных актов Орловской области по проблемам развития туризма в регионе;
- предложения, связанные с ежегодной корректировкой целевых показателей, сроков, состава исполнителей и объемов ресурсного обеспечения программы;
- межведомственные научно-методические материалы по проблемам развития туризма (инструкции, рекомендации).
Межведомственный координационный Совет ежегодно представляет в управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области бюджетные заявки с обоснованиями ресурсных потребностей программы и необходимости продолжения ранее начатых работ и осуществляет совместно с другими уполномоченными органами текущий финансовый контроль за использованием бюджетных средств.
Ежеквартально исполнители программных мероприятий отчитывается перед Советом о целевом и эффективном использовании средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов, о соблюдении сроков исполнения контрактов и качестве выполнения программных мероприятий. Совет, в свою очередь, ежеквартально отчитывается перед федеральными органами, выделяющими денежные средства на программу, и управлением финансов и налоговой политики администрации Орловской области, выделяющим средства из областного бюджета.
Совет по согласованию с государственным заказчиком может создать специальный фонд реализации областной целевой программы развития туризма. Фонд подконтролен Совету программы и предназначается для аккумулирования и направления на выполнение программных мероприятий бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с решениями Совета программы.
Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму 2 раза в год заслушивает на своей коллегии и направляет государственному заказчику программы информацию о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
7.Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы основывается на необходимости ускоренного развития туризма как крупного межотраслевого комплекса, что предполагает осуществление значительных затрат, как из бюджетных, так и внебюджетных источников.
На заключительных стадиях реализации каждого этапа программы проводится уточнение системы программных мероприятий следующего этапа, сопровождаемое соответствующей корректировкой и индексацией перспективной потребности в финансовых ресурсах.
Основными источниками финансирования программных мероприятий являются:
- налоговые и другие льготы;
- средства участников программы;
- средства, выделяемые из бюджета Орловской области;
- средства, выделяемые из федерального бюджета;
- целевые отчисления от прибыли предприятий и организаций, действующих на территории области и заинтересованных в реализации программы;
- средства фондов и общественных организаций;
- средства специально создаваемых внебюджетных фондов.
Затраты по всем источникам финансирования программы составят в 2001 - 2005 г.г. 16251600 руб. в ценах 2001 г. из них - средства областного бюджета 1883100 руб., привлеченные средства 14368500 руб.
Общая сумма расходов на проведение программных мероприятий составит в
- 2001 г. - 387500 руб. (из них 217000 руб. из областного бюджета);
- 2002 г. - 546500 руб. (из них 325000 руб. из областного бюджета);
- 2003 г. -724300 руб. (из них 511800 руб. из областного бюджета);
- 2004 г. - 699 800 руб. (из них 485300 руб. из областного бюджета);
- 2005 г. - 13893500 руб. (из них 344000 руб. из областного бюджета);
Денежные средства, выделяемые из федерального и областного бюджета на реализацию программных мероприятий, аккумулируются на счете управления по делам молодежи, физической культуре и туризму.
8.Социально-экономическая эффективность реализации программы
Важнейшим результатом осуществления программы развития туризма станет создание в Орловской области современной, технически оснащенной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности как российских, так и иностранных граждан. Комплексное выполнение намеченных программой мероприятий приведет к пополнению доходной части областного бюджета за счет роста налоговых поступлений, укреплению материальной базы туризма, росту комфортабельности средств размещения, расширению многообразия туристских маршрутов.
В свою очередь формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики как транспорт, пищевая промышленность, торговля, производство товаров народных промыслов, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства. Реализация программы станет немаловажным фактором решения проблемы занятости в регионе.
В результате осуществления программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия области, прежде всего в таких важнейших центрах развития туризма как Национальный парк "Орловское Полесье", государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", имение семьи Л.Н. Толстого Никольское-Вяземское, древние города Орел, Болхов, Мценск.
Положительный социальный эффект программы заключается в:
- ежегодном появление 60 - 80 рабочих мест в сфере туризма, обслуживания, общественного питания, гостинично-санаторном хозяйстве;
- создании условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, расширении кругозора и контактов.
Намеченные в программе меры должны обеспечить значительное увеличение притока российских и иностранных туристов в Орловскую область, в результате чего будет происходить постепенное восстановление баланса въездного и выездного туризма с перспективой на преобладание въездного. Программа в целом характеризуется высокой эффективностью и соответствует усредненным показателям темпов развития туризма, принятых Всемирной туристской организацией для стран, развивающих туристскую отрасль.
Увеличение совокупного потока туристов за счет реализации первого этапа программы может составить 15 - 18% в год, а при выполнении всех мероприятий прирост может составить до 25% в год, что подтверждается статистикой развития мирового туризма. В свою очередь рост обслуживания туристов повлияет в сторону увеличения на процент заполняемости гостиниц г. Орла и области.
Программа характеризуется высокой степенью бюджетной эффективности, которая определяется как сальдо между расходами бюджетных безвозвратных средств, выделяемых на программные мероприятия, и налогами, поступающими в региональный бюджет из сферы туризма и связанных с ним отраслей.
Доходную часть бюджета Орловской области в 2000 г. формировали следующие виды налогов:
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- подоходный налог;
- налог на землю;
- налог с продаж;
- единый налог на вмененный доход.
В данной программе при расчете бюджетной эффективности рассматривались суммы уплаченных налогов 4 гостиничных хозяйств (туркомплекс "Салют", мотель "Шипка", гостиница "Русь", гостиница "Орел") и 5 туристских фирм области (ООО "Орелтурист", ОАО "Орелинтурист", МУП "Туринфо", ООО "БММТ "Спутник", ОГУП "Регионтур"), оказавших в общей сложности 98% туристских услуг.
Таким образом, общая сумма уплаченных налогов из сферы туризма и связанных с ним отраслей в 2000 г. составила 3265,46 тыс. руб., из них в областной бюджет направлено 1221,25 тыс. руб., в том числе: 78,05 тыс. руб. - налога на прибыль, 59,25 тыс. руб. - налога на имущество, 502,7 тыс. руб. - подоходного налога, 19,02 тыс. руб. - налога на землю, 411,8 тыс. руб. - налога с продаж, 150,25 тыс. руб. - единого налога на вмененный доход.
В 2001 г. на программные мероприятия из областного бюджета предполагается выделить сумму в размере 217 тыс. руб. При выполнении предусмотренных мероприятий рост туристского обслуживания может составить 25% от объемов 2000 г. Соответственно возрастет и сумма уплаченных налогов, которая в 2001 г. может составить порядка 1500 тыс. руб. Таким образом, бюджетная эффективность программы в 2001 г. составит 1283 тыс. руб.
При условии ежегодного полного и своевременного финансирования программных мероприятий, эффективность программы за весь период ее реализации может составить 10500 тыс. руб.
Развитие в Орловской области высокоэффективного туристского комплекса повысит ее привлекательность для сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока дополнительных инвестиций в экономику области, положительно повлияет на социальную сферу.
Без приложений