Оренбургская область
Закон от 03 марта 2006 года № 3130/546-III-ОЗ

Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области от 23.08.2007 N 89

Принят
Законодательным Собранием Оренбургской обл.
03 марта 2006 года
    Председателю
    Законодательного Собрания
    Оренбургской области
    Д.В.КУЛАГИНУ
    Отдел законодательства субъектов РФ и ведения федерального регистра в Оренбургской области Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции РФ по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7, провел юридическую экспертизу Закона Оренбургской области от 03.03.2006 N 3130/546-III-ОЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 29.12.2006 N 894/195-IV-ОЗ.
    Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с реализацией полномочий Оренбургской области по защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с пунктом б части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 21 Устава Оренбургской области.
    Субъектами отношений являются Законодательное Собрание Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, организаторы игорных заведений, органы местного самоуправления Оренбургской области.
    Отношения урегулированы на основе метода государственных властных предписаний (метода власти и подчинения).
    Правовую основу регулируемых Законом отношений составляют: Конституция РФ от 12.12.1993, Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Устав Оренбургской области от 20.11.2000 N 724/213-ОЗ.
    Поводом для проведения повторной юридической экспертизы является обращение Министерства экономического развития и торговли Оренбургской области с просьбой о проведении повторной юридической экспертизы Закона Оренбургской области от 03.03.2006 N 3130/546-III-ОЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области".
    Данный нормативный акт определяет порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области.
    В соответствии с нормами части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами. Согласно определению, данному статьей 4 настоящего Федерального закона, игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны (Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область). На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны (часть 1 статьи 9 Федерального закона).
    Оренбургская область не входит в число игорных зон, то есть на территории Оренбургской области не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр. Однако частью 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида. Это означает, что свою деятельность до 30 июня 2009 года могут осуществлять только те игорные заведения, которые были созданы до принятия Федерального закона N 244-ФЗ, и имеющие соответствующие лицензии. Согласно статье 4 Федерального закона организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. Однако Федеральным законом не предоставлено право организаторам открывать новые игорные заведения на территории Российской Федерации, не относящиеся к игорным зонам. Таким образом, открытие филиалов игорных заведений, которые могут продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года, означает открытие новых игорных заведений, что нарушает норму части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которая устанавливает, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
    Закон области определил, что порядок определения территории для размещения объектов игорного бизнеса устанавливается Правительством Оренбургской области. Однако данное право принадлежит Правительству РФ, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иным федеральным органам исполнительной власти РФ в пределах их компетенции, органам государственной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление функций по управлению игорными зонами. Оренбургская область не относится к субъекту Российской Федерации, уполномоченному на осуществление функций по управлению игорными зонами. Следовательно, Правительство Оренбургской области не может устанавливать порядок определения территорий для размещения объектов игорного бизнеса, и часть 1 статьи 2 Закона области необходимо признать утратившей силу.
    На основании вышеизложенного предлагаю привести указанный Закон в соответствие с федеральным законодательством. Прошу сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
    Начальник
    отдела законодательства
    субъектов РФ и ведения
    федерального регистра
    в Оренбургской области
    К.А.ПЛОТНИКОВ