Оренбургская область
Информация от 07 июня 2003 года

Важнейшие фрагменты доклада председателя Законодательного Собрания Оренбургской области Ю.В. Трофимова на Оренбургском заседании ассоциации руководителей законодательных органов субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ "Диспаритет цен сводит на нет наши попытки поднять село"

Принята
Законодательным Собранием Оренбургской обл.
07 июня 2003 года
    Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20 - 25 процентов. В России же сложилась устойчивая структура экономики, зависимая от импорта машин, оборудования и предметов потребления. Такая деформация явилась одной из главных причин финансового кризиса 1998 года. Именно тогда сбылись предупреждения об усилении зависимости российской экономики от внешнего влияния.
    Одной из важных составляющих экономической безопасности безусловно является продовольственная безопасность. Она определяется способностью государства обеспечить население продуктами питания за счет собственного производства.
    По объему валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах страна отброшена на 42 года назад, в том числе зерна - на 36 лет. Производство мяса уменьшилось до уровня 1959 года, молока - до 1958 года. Как следствие, по основным продуктам питания продовольственная безопасность России не обеспечивается.
    Так, в 2002 году производство мяса на душу населения соответствовало норме потребления лишь в четырех регионах округа, молока - в пяти, яйца - в девяти из 15 регионов.
    По Оренбургской области эти показатели выглядят следующим образом:
  1.     ┌─────────────┬────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐ 
        │  Продукт    │Норматив│  1990 год   │  1999 год   │  2002 год   │ 
        │             │(кг, шт.├───────┬─────┼───────┬─────┼───────┬─────┤ 
        │             │на душу │Потреб-│  %  │Потреб-│  %  │Потреб-│  %  │ 
        │             │населе- │ление, │     │ление, │     │ление, │     │ 
        │             │ния)    │кг, шт.│     │кг, шт.│     │кг, шт.│     │ 
        ├─────────────┼────────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┤ 
        │Мясо         │   74   │   75  │101,4│   43  │ 58,1│   49  │ 66,2│ 
        │Молоко       │  389   │  402  │103,3│  256  │ 68,1│  273  │ 70,2│ 
        │Яйца         │  290   │  263  │ 90,7│  204  │ 70,3│  240  │ 82,2│ 
        │Хлебобулочные│        │       │     │       │     │       │     │ 
        │изделия      │  110   │  128  │116,4│  139  │126,4│  138,5│125,9│ 
        │Картофель    │  117   │   87  │ 74,4│   89  │ 76,1│   92  │ 78,6│ 
        │Овощи        │        │       │     │       │     │       │     │ 
        │и бахчевые   │  139   │   79  │ 56,8│  105  │ 75,5│  106  │ 76,3│ 
        └─────────────┴────────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┘ 
  2. Если в 1990 году население не было обеспечено в соответствии с требованиями продовольственной безопасности лишь по картофелю и овощам, то в 1999 году продовольственная безопасность утрачена по всем основным продуктам, кроме хлебобулочных изделий.
    С 2000 года вопросам сельского хозяйства и обеспечения продовольствием населения стало уделяться значительно больше внимания, многие показатели обеспечения населения улучшились. Но и сегодня мы еще отстаем по мясу и молоку.
    Область располагает обширными сельскохозяйственными угодьями, в среднем по 5 га на человека. Достаточно велик трудовой потенциал села: это 918 тысяч человек сельского населения, из которых 488 тысяч трудоспособного возраста. Стоимость основных фондов составляет около 18 млрд. рублей. Таким образом, судя по ресурсному потенциалу АПК, область имеет возможности для обеспечения продовольственной независимости даже в случае прекращения поставок продуктов питания извне.
    В то же время обеспеченность агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой по отношению к нормативной составляет по тракторам - 36, зерноуборочным комбайнам - 34, кормоуборочным комбайнам - 42, сеялкам - 66 и культиваторам - 64 процента. Почти у 80 процентов имеющейся техники отработан свой ресурс или близок к этому.
    Чтобы оказать помощь селянам в улучшении технической оснащенности, образован лизинговый фонд. С 2000 года в него было направлено более 1,5 млрд. рублей бюджетных средств, благодаря которым закуплено около 1600 комбайнов, более 1000 тракторов, 140 большегрузных автомобилей и ряд другой сельскохозяйственной техники. Ежегодное приобретение ее планируется на сумму до 400 млн. рублей. Это позволит снизить нагрузку на основные виды сельхозмашин. Весомый вклад в проведение полевых работ вносят набирающие силу МТС. Их создано 49, в своем составе они имеют 576 тракторов, 606 зерноуборочных комбайнов, большой набор почвообрабатывающей и посевной техники, 440 единиц транспорта. Опыт организации МТС дал свои положительные результаты, потому как в МТС, как правило, значительно эффективнее используется техника. Силами машинно - технологических станций в 2002 году убрана седьмая часть площадей, намолочено 482 тысячи тонн зерна.
    Технология обработки почвы, к сожалению, в 1992 - 2000 годы была упрощена, что нанесло вред ее плодородию. Внесение минеральных и органических удобрений на гектар посевов в пересчете на действующие питательные вещества сократилось в 9,4 раза, органических удобрений - в 9 раз. Почти половина пашни отличается низким содержанием гумуса.
    Понятно, с такой ситуацией нельзя было мириться, и после принятия Постановления администрации области в 2001 году "О программе сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001 - 2005 годы" ситуация стала меняться... Программа предусматривает выделение средств на агротехнические мероприятия, закупку удобрений и другие меры.
    В области сохранена система семеноводства, внедряются новые высокоурожайные, засухоустойчивые сорта, выведенные учеными Оренбуржья. С 2000 года введено в сельхозоборот более 1 млн. гектаров брошенной пашни. Третий год увеличиваются валовые сборы хлеба. Если в 1999 году было собрано 2,6 млн. тонн, то в 2000-м - 3,1 млн., в 2001-м - 3,3 млн., в 2002-м - 3,4 млн. тонн зерна.
    При существующих ценах на молоко и мясо практически невозможно вести животноводство прибыльно. К тому же продовольственная интервенция сводит к минимуму усилия работников ферм.
    Чтобы поддержать отрасль, из областного бюджета ежегодно выделяли денежные средства на дотацию животноводческой продукции в пределах 300 млн. рублей. Поддержка осуществляется по всем видам продукции животноводства.
    Существенное снижение уровня жизни населения и высокая доля бедных слоев являются серьезным тормозом развития агропромышленного комплекса. После резкого падения в августе - сентябре 1998 года реальных доходов населения их восстановление идет очень трудно и медленно. Уже ясно, что восстановить докризисный уровень доходов населения будет очень сложно.
    Денежный доход на душу населения в Оренбургской области за 2002 год составил 2443,1 рубля, в ПФО - 2939,9 и по России - 3888,5 рубля. Низкий рейтинг области в Приволжском федеральном округе по денежным доходам на душу населения обусловлен в первую очередь сложившейся отраслевой структурой экономики, значительной долей сельского населения в общей численности населения области (42 процента).
    Государство в последние годы отказалось от федерального заказа на сельскохозяйственную продукцию. Это лишило крестьян гарантированного рынка сбыта продукции и самое главное - авансирования под договорную продукцию, что позволяло подготовиться к проведению сезонных полевых работ, не залезая в кабалу к различным коммерческим и другим структурам.
    В 2000 году депутаты по инициативе администрации области внесли изменения в Закон "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области", который устанавливает правовые основы экономического воздействия органов государственной власти в целях обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса. В рамках исполнения данного закона в последние годы осуществляется поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей сразу по нескольким направлениям. Из областного бюджета в инвестиционный фонд выделено 370,5 млн. рублей, конкурсная комиссия отобрала самые перспективные проекты и профинансировала их. За счет этих средств предприятия проводят реконструкцию, техническое перевооружение, новое строительство и другие мероприятия. Более двух десятков проектов уже осуществлено, в результате чего создано дополнительно 1000 рабочих мест. В течение 2002 года 159 млн. рублей вернулось в инвестиционный фонд, и они выделены новым претендентам, защитившим проекты.
    Кроме того, 70 млн. рублей выделяется на субсидирование двух третей кредитной процентной ставки рефинансирования Центрального банка.
    Но беспрецедентный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги) просто свели на нет все наши усилия, усилия органов власти всех уровней и сельских товаропроизводителей. Вот лишь один пример. Если в 1990 году один трактор К-700 можно было купить, продав 62 тонны пшеницы третьего класса, то в 2002 году нужно было уже 629 тонн; комбайн "Нива" стоил 124 тонны, а в 2002 году - 536 тонн в денежном эквиваленте. По цене на дизтопливо соотношение возросло в 8,6 раза, а по бензину - ровно в десять раз. Никакая экономика не выдержит такого соотношения.
    Чрезвычайно опасная проблема - нерегулируемый импорт. Необходимо учесть социальные последствия сворачивания отечественного производства, рост безработицы и низкую покупательную способность населения. При этом важно иметь в виду достаточно нестабильную политическую ситуацию в мире, чреватую непредсказуемыми последствиями. Отечественное производство должно обеспечивать продовольственную независимость. Защита своего товаропроизводителя должна включать квотирование, таможенные пошлины и компенсационные платежи, предусматривающие целевое направление полученных таможенных средств на поддержку отрасли, которая угнетается импортом.
    Современная кризисная ситуация в региональном АПК требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов. Необходимы коренные изменения бюджетной политики в части увеличения бюджетного финансирования сельского хозяйства. За период реформ объемы государственных средств, направляемых сельскому хозяйству, сократились более чем в 20 раз. Необходимо проведение целой системы мероприятий по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, в том числе списание долгов.
    Начиная с 1990 года принято достаточно много правовых актов, регулирующих земельные отношения, приватизацию земель, процедуру наделения граждан земельными участками. Эти нормы права обусловили проведение принципиальных глубинных изменений форм собственности на землю. Но само законодательство развивалось хаотично. Многие правовые нормы не согласовывались между собой. Федеральные законы фактически не регулировали соответствующие отношения, земельная реформа проводилась главным образом на основании указов Президента Российской Федерации и изданных в соответствии с ними актов Правительства Российской Федерации.
    Это обусловило то, что в аграрном секторе первый этап земельных реформ не решил возложенных на него задач: не было создано действенного механизма оборота земель сельскохозяйственного назначения. Наделение правом собственности большого количества сельских жителей не привело к эффективности сельскохозяйственного производства.
    У нас в области только 63 процента (223,9 тысячи) собственников земельных долей распорядились им: 206,7 тысячи заключили договоры аренды с пользователями земли, 133 подарили свои доли, 2017 передали по наследству, 4078 определили в уставный капитал, 501 продал свои земельные паи.
    Казалось бы, принятый новый Земельный кодекс РФ детально должен был урегулировать все основные аспекты земельных отношений. Однако он лишь в общих чертах регламентирует правовой режим, отсылая к Закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    Мы в числе первых разработали Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", который принят в марте текущего года. Им определена сфера действия оборота земель, сроки приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, их предельные размеры, преимущественное право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок при отчуждении их лицом, которому они не могут принадлежать на праве собственности.
    Думаю, не стоит убеждать в важности принятия в регионах законодательных актов, которые способствуют развитию сельского хозяйства, совершенствованию земельных отношений. Они не только помогают сельхозтоваропроизводителю, но и способствуют формированию той сельской производственной базы, которая создает продовольственную безопасность региона и страны в целом.