Оренбургская область
Закон от 29 августа 2005 года № 2531/452-III-ОЗ

Об охране окружающей среды

Принят
Законодательным Собранием Оренбургской обл.
17 августа 2005 года
    В редакциях
  • от 02.03.2006 № 3132/537-III-ОЗ,
  • от 06.07.2006 № 367/71-IV-ОЗ,
  • от 27.04.2009 № 2932/644-IV-ОЗ,
  • от 06.07.2009 № 3033/658-IV-ОЗ,
  • от 05.05.2010 № 3560/836-IV-ОЗ,
  • от 01.03.2011 № 4305/995-IV-ОЗ,
  • от 01.03.2011 № 4306/996-IV-ОЗ,
  • от 12.09.2011 № 409/88-V-ОЗ,
  • от 15.12.2011 № 656/177-V-ОЗ,
  • от 15.05.2012 № 842/234-V-ОЗ,
  • от 09.07.2012 № 926/286-V-ОЗ,
  • от 22.08.2012 № 1023/291-V-ОЗ,
  • от 14.11.2012 № 1154/342-V-ОЗ.
    Настоящий Закон призван обеспечить на территории Оренбургской области защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
    Настоящий Закон направлен на обеспечение экологической безопасности, организацию рационального природопользования и обеспечение достоверной информацией о состоянии окружающей среды Оренбургской области.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных законов Оренбургской области, принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти Оренбургской области.
    2.Настоящий Закон действует на всей территории Оренбургской области.
    1.Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами закрепляет полномочия органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны окружающей среды, определяет основные права и обязанности по охране окружающей среды юридических и физических лиц в Оренбургской области и обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
    2.Задачей настоящего Закона является формирование экологического правопорядка в Оренбургской области, обеспечивающего сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности.
    Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на территории Оренбургской области являются:
    земли, недра, почвы;
    поверхностные и подземные воды;
    леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, природные ландшафты;
    атмосферный воздух;
    особо охраняемые природные территории.
  3. Глава II.Управление в области охраны окружающей среды

  4. Управление в области охраны окружающей среды осуществляют органы государственной власти Оренбургской области в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области.
    К ведению Законодательного Собрания Оренбургской области в сфере охраны окружающей среды относится:
    участие в реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Оренбургской области;
    принятие законов Оренбургской области в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
    абзац исключен
    иные полномочия в соответствии с законодательством Оренбургской области.
    Губернатор Оренбургской области:
    организует разработку законопроектов по охране окружающей среды, выносит их на рассмотрение Законодательного Собрания области в установленном порядке;
    утратил силу
    координирует деятельность органов исполнительной власти области и подведомственных им государственных учреждений в сфере охраны окружающей среды;
    принимает решение об организации особо охраняемых природных территорий регионального значения;
    издает нормативные правовые акты в развитие положений федерального законодательства и настоящего Закона;
    осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
    определяет основные направления охраны окружающей среды Оренбургской области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
    организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Оренбургской области с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
    К ведению Правительства Оренбургской области в сфере охраны окружающей среды относится:
    участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Оренбургской области;
    участие в реализации федеральной политики в области экологического развития на территории Оренбургской области;
    разработка и формирование единой политики и программы действий по устойчивому экологическому развитию области;
    разработка, утверждение и реализация областных целевых экологических программ;
    управление природно-заповедным фондом Оренбургской области, ведение Красной книги Оренбургской области, организация природно-заповедного дела;
    организация непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
    обеспечение населения области экологической информацией;
    участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области, являющейся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
    организация регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
    установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
    организует в установленном федеральным законодательством порядке контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
    организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории;
    утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Оренбургской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на территории Оренбургской области);
    абзацы пятнадцатый - семнадцатый исключены
    образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
    участие в организации, подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды Оренбургской области;
    введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, в местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
    организация функций нормирования в области охраны атмосферного воздуха и в области обращения с отходами;
    организация и обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе;
    организация регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
    утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов;
    установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор в области использования и охраны водных объектов;
    установление полномочий и компетенции органов исполнительной власти, осуществляющих управление, государственный надзор в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
    К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
    К вопросам местного значения муниципального района относится: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
    организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
    К вопросам местного значения городского округа относится:
    организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
    организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  5. Глава III.Регулирование в области охраны окружающей среды

  6. Методами регулирования в области охраны окружающей среды являются:
    экономическое регулирование отношений в области охраны окружающей среды;
    обеспечение экологического правопорядка;
    доступ к экологической информации;
    экологическое образование, воспитание и просвещение;
    государственный экологический надзор;
    государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды);
    учет вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
    экологическая сертификация;
    строка исключена
    1.Государственный экологический надзор на территории Оренбургской области осуществляет уполномоченный Правительством Оренбургской области исполнительный орган государственной власти.
    2.Областной государственный экологический надзор осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
    3.Перечень должностных лиц, осуществляющих областной государственный экологический надзор (государственные инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Оренбургской области.
    4.Государственные инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
    1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
    2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
    3) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
    5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
    6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
    5.Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
    1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и принимать меры по устранению правонарушителями их последствий;
    2) осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
    3) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
    6.К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
    1.Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов на территории Оренбургской области осуществляет уполномоченный Правительством Оренбургской области исполнительный орган государственной власти.
    2.Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (государственные инспектора по надзору в области использования и охраны водных объектов), устанавливается Правительством Оренбургской области.
    3.При осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов государственные инспектора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
    1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
    2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
    3) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;
    4) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;
    5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
    6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;
    7) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
    8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
    9) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;
    10) проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.
    4.При осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов государственные инспектора обязаны:
    1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и принимать меры по устранению правонарушителями их последствий;
    2) осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
    3) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
    5.К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
    Областную государственную экологическую экспертизу на территории области осуществляет уполномоченный Правительством Оренбургской области исполнительный орган государственной власти.
    1.Производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности для обеспечения ими в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
    2.Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющий областной государственный экологический контроль.
    1.Общественный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
    2.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
    3.Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
  7. Глава IV.Государственный экологический мониторинг

  8. (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
    1.Для оценки и прогнозирования влияния хозяйственной деятельности на объекты окружающей среды, а также своевременного принятия мер по предотвращению и (или) уменьшению неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды на территории Оренбургской области формируется и функционирует территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды, являющаяся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
    2.Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды предусматривает:
    сбор, обработку и хранение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;
    обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях;
    проведение государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду.
    3.Органы государственной власти Оренбургской области, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
  9. Глава V.Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

  10. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в Оренбургской области осуществляется путем:
    разработки прогнозов социально-экономического развития области;
    разработки целевых программ в области охраны окружающей среды Оренбургской области;
    проведения экономической оценки природных и антропогенных объектов;
    поддержки предпринимательской, инновационной и другой деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
    разработки и выполнения природоохранительных мероприятий за счет различных источников финансирования;
    экономического стимулирования хозяйственной деятельности, осуществляемой с учетом экологических требований;
    возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека;
    иных методов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    абзац утратил силу
    1.Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы определяются федеральными законами.
    2.К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
    сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
    загрязнение недр, почв;
    размещение отходов производства и потребления;
    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
    3.Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду признаются физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Оренбургской области, в результате которой происходят выбросы, сбросы загрязняющих веществ и образование отходов, оказываются иные виды негативного воздействия.
    4.Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
    5.Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъекта хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, нанесенного окружающей среде.
    6.Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Оренбургской области, осуществляет уполномоченный Правительством Оренбургской области исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственный экологический надзор в Оренбургской области.
    1.Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей среды и ее оздоровления разрабатываются и осуществляются экологические программы Оренбургской области, а также мероприятия по охране окружающей среды городов и районов.
    2.Порядок разработки, финансирования и реализации программ в области охраны окружающей среды Оренбургской области устанавливается областным законодательством.
    3.Планирование мероприятий по охране окружающей среды в Оренбургской области осуществляется на основе областных экологических программ с учетом прогнозов социально-экономического развития области, направленных на решение природоохранных задач.
    4.Финансирование экологических программ и мероприятий на территории Оренбургской области может осуществляться за счет средств:
    областного бюджета;
    местных бюджетов;
    иных источников, не запрещенных законодательством.
    5.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Оренбургской области, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать, а также осуществлять мероприятия по охране окружающей среды. Планы мероприятий по охране окружающей среды и отчеты об их выполнении представляются на согласование в специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды Оренбургской области.
    1.Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:
    прямого инвестирования природоохранной деятельности;
    экологического страхования;
    введения других видов экономического стимулирования.
    2.Порядок экономического стимулирования охраны окружающей среды определяется законодательством Российской Федерации.
    Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Оренбургской области может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
    Экологическое страхование в Оренбургской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Оренбургской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим государственный экологический надзор в Оренбургской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
    2.Утратила силу
  11. Глава VI.Экологическая безопасность Оренбургской области

  12. Основными принципами экологической безопасности являются:
    приоритет безопасности для жизни и здоровья граждан и населения в целом, сохранение общечеловеческих ценностей;
    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
    воздействие на окружающую среду для отдельных территорий и области в целом с учетом конкретной экологической ситуации;
    соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения и компенсация причиненного ущерба гражданам, обществу, окружающей среде за счет виновного в строгом соответствии с законом;
    соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности;
    гарантированность государственного надзора за санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим благополучием территории области и состоянием окружающей среды.
    С целью предупреждения экологически опасной деятельности в обязательном порядке принимаются следующие меры:
    лицензирование определенных федеральным законодательством видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду и природные ресурсы;
    согласование с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления размещения экологически опасных объектов;
    страхование от возможного ущерба при осуществлении экологически опасной деятельности в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством.
  13. Глава VII.Экологическое воспитание и образование

  14. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
    1.В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
    2.В соответствии с профилем общеобразовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
  15. Глава VIII.Ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды

  16. За нарушение природоохранного законодательства, в результате которого причинен вред окружающей среде и здоровью человека, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
    1.Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда, нанесенного окружающей среде, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и восстановительных работ при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.
    2.На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
    Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, собственности предприятий, учреждений, организаций загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в порядке, установленном законодательством.
  17. Глава IX.Заключительное положение

  18. Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
    Глава администрации
    (губернатор)
    Оренбургской области
    А.А.ЧЕРНЫШЕВ
    г. Оренбург, Дом Советов
    29 августа 2005 года
    N 2531/452-III-ОЗ