О науке и научно-технической политике в Оренбургской области
Оренбургская область
Закон от 06 сентября 2002 года № 210/43-III-ОЗ
О науке и научно-технической политике в Оренбургской области
Принят
Законодательным Собранием Оренбургской обл.
06 сентября 2002 года
Настоящий Закон устанавливает основы научно-технической политики Оренбургской области, условия и порядок ее формирования и реализации в интересах Оренбургской области, а также определяет правовые, организационные, экономические и социальные нормы и гарантии, регулирующие отношения субъектов научной и научно - технической деятельности между собой, с органами государственной власти Оренбургской области (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) на территории Оренбургской области.
Глава I.Общие положения
Правовую основу науки и научно-технической политики Оренбургской области составляют Устав (Основной Закон) Оренбургской области, настоящий Закон и иные законы и нормативные правовые акты Оренбургской области, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", а также договоры и соглашения Оренбургской области с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: научно - техническая политика Оренбургской области - составная часть социально - экономической политики Оренбургской области, которая определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Оренбургской области в сфере научной, научно - технической, инновационной деятельности и осуществляется в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Оренбургской области;
устойчивое социально - экономическое развитие - стабильное положительное изменение состояния социально - экономической обстановки в хозяйственном комплексе региона, последовательное улучшение качества жизни населения и экологических условий среды обитания человека;
областная научно - техническая программа - комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития науки, привлечению средств финансово - кредитной системы, использованию научно - технического потенциала, управлению научной и инновационной деятельностью, который направлен на научно - техническое обеспечение устойчивого развития Оренбургской области;
приоритетные направления научной и научно - технической деятельности - наиболее значимые направления осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности, предназначенные для обеспечения устойчивого развития экономики Оренбургской области;
научно - технический потенциал Оренбургской области - совокупность материальных, финансовых, кадровых, интеллектуальных и информационных ресурсов, которыми располагает область для осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности в интересах устойчивого развития региона;
региональный заказ на научную, научно - техническую и инновационную продукцию - перечень потребностей Оренбургской области в научной, научно - технической и инновационной продукции;
перечень региональных критических технологий - документ, содержащий информацию о технологиях, в том числе и межотраслевого характера, которые создают предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение важнейших территориальных проблем;
субъекты научной и (или) научно - технической деятельности - занимающиеся научной и (или) научно - технической деятельностью физические лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области, и юридические лица при условии, если научная и (или) научно - техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами;
научная организация - юридическое лицо, осуществляющее независимо от организационно - правовой формы и формы собственности в качестве основной научную и (или) научно - техническую и (или) инновационную деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации;
интеллектуальная собственность - продукт интеллектуальной деятельности ученого или субъекта научной деятельности, охраняемый государством, в том числе авторским, патентным, лицензионным правом, удостоверяющийся документом (публикацией, патентом, лицензионным соглашением);
центр коллективного пользования - объединение нескольких научных организаций или учреждений, где на договорной основе финансирования сосредоточиваются научная, научно - техническая и иная информация, уникальное оборудование и сервис, необходимые для осуществления научной деятельности.
Основными целями настоящего Закона являются:
закрепление существующих и создание дополнительных правовых норм и гарантий для научной и (или) научно - технической деятельности и использование ее результатов в материальном производстве и социальной жизни Оренбургской области;
увеличение вклада теоретической и прикладной науки в обеспечение устойчивого развития Оренбургской области;
определение основных направлений региональной научно - технической политики;
создание необходимых условий для сохранения и развития региональной научной и (или) научно - технической деятельности и системы подготовки научных кадров;
формирование организационных форм, механизмов управления и финансирования научной и (или) научно - технической деятельности.
Глава II.Взаимодействие субъектов научной и (или) научно - технической деятельности
1.Органы государственной власти Оренбургской области гарантируют субъектам научной и (или) научно - технической деятельности:
свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
доступ к научной и научно - технической информации, находящейся на территории Оренбургской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
финансирование проектов и (или) работ, выполненных по заказам органов государственной власти Оренбургской области. 2.Субъекты научной и (или) научно - технической деятельности обязаны:
осуществлять научную, научно - техническую, инновационную деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде и не причиняя ущерба экономике Оренбургской области;
объективно осуществлять экспертизы представленных им научных, научно - технических и инновационных программ и проектов, научных и (или) научно - технических результатов и экспериментальных разработок;
регистрировать в администрации Оренбургской области научную и (или) научно - техническую продукцию, созданную за счет средств областного бюджета, в течение трех месяцев после ее создания. 3.Администрация Оренбургской области определяет порядок регистрации на территории области научной и (или) научно - технической продукции. 1.Научные организации подразделяются на научно - исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно - конструкторские, проектно - конструкторские, проектно - технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно - техническую деятельность. 2.Администрация Оренбургской области организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций, находящихся в ведении Оренбургской области. 3.Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно - исследовательскую и опытно - экспериментальную базу, обновлять производственные фонды. 4.Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 1.Государственные научные организации Оренбургской области учреждаются органами государственной власти Оренбургской области. 2.Органы государственной власти Оренбургской области, учреждающие государственные научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством.
Руководители государственных научных организаций назначаются, избираются в соответствии с законодательством в порядке, предусмотренном их уставами. 3.Отдельным государственным научным организациям, обладающим высококвалифицированными научными кадрами, уникальным экспериментальным оборудованием и получившим международное признание за научные достижения, администрацией Оренбургской области в установленном порядке может быть присвоен статус областного научного центра. 4.При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно - технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно - экспериментального или опытно - фармацевтического производства, лечебных баз. 5.Органы государственной власти Оренбургской области, учредившие государственную научную организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. 6.За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.
Государственные научные организации Оренбургской области имеют право:
самостоятельно определять основные направления своей научной деятельности и формы ее реализации;
участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований;
издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать научно - технические банки данных и знаний, проводить конференции, симпозиумы и другие научные мероприятия;
создавать в установленном порядке советы по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий;
вступать в объединения, создавать филиалы, дочерние и совместные предприятия, осуществлять научную деятельность на контрактной основе;
развивать прямые связи с другими научными организациями и предприятиями;
владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепляемым за ними учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций определяется законодательством Российской Федерации;
осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере науки, не запрещенную законодательством Российской Федерации;
реализовывать результаты интеллектуальной деятельности;
заключать и продлевать на определенный срок контракты со специалистами или принимать их на постоянную работу, в том числе по системе открытых конкурсов;
осуществлять международное научное сотрудничество в различных формах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
приобретать на внутреннем и внешнем рынках необходимое оборудование и материалы;
осуществлять иные права, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации Оренбургской области обязаны:
осуществлять научные исследования, распространять научные достижения и содействовать их применению в народном хозяйстве;
повышать квалификацию научных работников, осуществлять подготовку специалистов через аспирантуру, ординатуру и докторантуру;
обеспечивать соблюдение прав и обязанностей научных работников, регламентированных трудовым законодательством Российской Федерации;
соблюдать предусмотренный порядок публикации и передачи результатов научных разработок государству, юридическим лицам и гражданам, а также законодательные и иные нормативные правовые акты об охране государственной, служебной и коммерческой тайны;
участвовать в экспертизе и реализации государственных научных, научно - технических, научно - технологических и иных программ и проектов, а также в разработке государственной политики в сфере науки и научной деятельности. 1.Реализация инновационных проектов может осуществляться без ограничений всеми существующими хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями и объединениями. 2.Специально для реализации отдельных инновационных проектов могут создаваться новые организации различных организационно - правовых форм. 1.Объединения юридических лиц и общественные объединения могут оказывать содействие научной, научно - технической и инновационной деятельности и действуют в соответствии со своими уставами, законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. 2.Органы государственной власти области могут привлекать на добровольной основе объединения юридических лиц и общественные объединения к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно - технических программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета. 1.Субъект научной и (или) научно - технической деятельности самостоятелен в осуществлении научной и (или) научно - технической деятельности, подборе, приеме на работу и расстановке кадров, хозяйственной, финансовой и иной деятельности в пределах, определенных федеральным законодательством, законодательством Оренбургской области и уставом субъекта. 2.Субъект научной и (или) научно - технической деятельности имеет равные с другими субъектами права доступа к рынку, материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности независимо от вида собственности и организационно - правовых форм других субъектов права. 3.Вмешательство государственных органов любого уровня в деятельность субъекта научной и (или) научно - технической деятельности не допускается, кроме как в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в пределах полномочий указанных органов. Споры о законности и обоснованности действий и решений должностных лиц и возмещении ущерба, причиненного в результате их деятельности, решаются в судебном порядке. 4.Субъект научной и (или) научно - технической деятельности имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну, кроме как в случаях, предусмотренных федеральными законами, или на основании судебного решения. Субъект научной и (или) научно - технической деятельности имеет право отказаться от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду. 5.Субъект научной и (или) научно - технической деятельности имеет право требовать проведения независимой экспертизы по проектам научной и (или) научно - технической деятельности, представляющей опасность для человека, общества и природы.
Субъект научной и (или) научно - технической деятельности обязан:
выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации, заключенных им договоров, в том числе договоров с собственником имущества субъекта;
заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовые договоры с работающими по найму гражданами;
осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором;
учитывать возможные отрицательные последствия проводимой им научной и (или) научно - технической деятельности;
ставить общественность в известность об опасных тенденциях развития науки, включая опасный характер исследований и разработок. Если подобная информация о научной и (или) научно - технической деятельности не подлежит опубликованию и огласке из-за ограничений по законодательству об охране государственных тайн, субъект обязан поставить в известность об опасной научной и (или) научно - технической деятельности вышестоящие инстанции и администрацию области и требовать прекращения научной и (или) научно - технической деятельности. 1.Коммерческое и некоммерческое использование научных результатов, защита прав субъектов научной и (или) научно - технической деятельности от неправомерного использования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством о защите авторских прав, имущественных и неимущественных правах на интеллектуальную собственность. 2.Незаконное использование научных результатов и интеллектуальной собственности влечет уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3.Имущественные права на научную интеллектуальную собственность регулируются в порядке, установленном законодательством.
Глава III.Формирование Государственной научно - технической политики Оренбургской области
1.Государственная научно - техническая политика Оренбургской области является региональной составляющей государственной научно - технической политики Российской Федерации. 2.Государственная научно - техническая политика Оренбургской области формируется и реализуется при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Оренбургской области с учетом интересов единой государственной научно - технической политики Российской Федерации, интересов устойчивого развития Оренбургской области и интересов жителей Оренбургской области. 1.Основными целями государственной научно - технической политики Оренбургской области являются:
сохранение, развитие и эффективное использование научно - технического и научно - образовательного потенциала Оренбургской области для социально - экономического развития региона, повышения уровня и качества жизни населения области, улучшения состояния окружающей природной среды и защиты информационных ресурсов;
создание регионального механизма инвестирования в наукоемкие технологии для обеспечения устойчивого развития региона;
создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно - производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию;
создание экономических условий, стимулов и механизмов работы хозяйственного комплекса области для выпуска конкурентоспособной продукции на основе научных достижений;
усиление экономической самостоятельности области за счет привлечения инвестиций в научно - производственный комплекс для подъема производства и создания новых рабочих мест, в том числе на основе развития технологий двойного применения и конверсии;
обеспечение современного уровня развития системы образования и здравоохранения области;
создание экономических условий для обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;
удовлетворение потребностей Оренбургской области в высококвалифицированных научных и инженерно - технических кадрах на основе интеграции науки и образования;
планомерное повышение научного потенциала области на основе государственной правовой, финансовой и иной поддержки субъектов областного научного комплекса. 2.Государственная научно - техническая политика Оренбургской области ставит следующие основные задачи:
реализация на территории Оренбургской области государственной научно - технической политики Российской Федерации;
привлечение научного сообщества к решению приоритетных для Оренбургской области задач в экономике, экологии и социальной сфере;
научное обоснование принципов устойчивого развития жизнедеятельности региона в складывающейся социально - экономической и экологической обстановке;
привлечение российских и зарубежных инвестиций и развитие инновационной деятельности;
содействие разработке конкурентоспособной наукоемкой продукции;
содействие сохранению и развитию научного потенциала области, привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной и (или) научно - технической деятельности и образования;
развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в научной и (или) научно - технической деятельности;
социальная поддержка научных и научно - технических работников, экономическое стимулирование их труда. 3.Государственная научно - техническая политика Оренбургской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Оренбургской области и Российской Федерации;
гласности и использования различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно - технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
интеграции научной, научно - технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно - научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, органов исполнительной власти;
поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирования научной, научно - технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
развития научной, научно - технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных организаций и других структур;
разработки и введения единой системы нормативно - методических документов и нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития научной, научно - технической и инновационной деятельности на территории Оренбургской области;
развития межрегионального и международного научного, научно - технического и инновационного сотрудничества Оренбургской области.
Открытость и гласность научно - технической политики Оренбургской области обеспечивается путем:
закрепления основных положений научно - технической политики в законах и иных нормативных правовых актах Оренбургской области;
создание при органах государственной власти Оренбургской области общественных советов и комиссий по вопросам научно - технической политики, действующих в соответствии с положениями о них, утверждаемых создавшими их органами;
привлечения компетентных и заинтересованных научных и иных организаций, общественных объединений, общественных советов и комиссий к разработке научно - технической политики и подготовке соответствующих стратегически значимых решений;
широкого информирования населения Оренбургской области, заинтересованных организаций и общественных объединений об основных положениях научно - технической политики Оренбургской области, мероприятиях по ее реализации, ожидаемых и достигнутых результатах выполнения этих мероприятий. 1.Администрация Оренбургской области разрабатывает и представляет в Законодательное Собрание Оренбургской области проекты основных направлений (концепции) научно - технической политики Оренбургской области на среднесрочный (3 - 5 лет) и долгосрочный (10 лет) период. 2.К разработке проекта основных направлений (концепции) научно - технической политики Оренбургской области привлекаются заинтересованные органы местного самоуправления. 3.Основные направления (концепция) научно - технической политики Оренбургской области содержат:
оценку значения научно - технической деятельности для устойчивого социально - экономического развития Оренбургской области;
перечень приоритетных проблем социально - экономического развития Оренбургской области, решение которых невозможно или нецелесообразно без специально осуществляемого или специально стимулируемого научно - технического обеспечения;
оценку состояния научно - технического потенциала Оренбургской области и его влияния на решение проблем устойчивого социально - экономического развития Оренбургской области;
перечень основных направлений научно - технической политики Оренбургской области;
обоснование приоритетных направлений научной и научно - технической деятельности;
перечень региональных критических технологий;
основные правовые, экономические (включая стимулирование и финансовое обеспечение) и организационные механизмы реализации научно - технической политики Оренбургской области и регулирования научно - технической деятельности в Оренбургской области. 4.Основные направления (концепция) научно - технической политики Оренбургской области одобряются Законодательным Собранием Оренбургской области. 5.Основные направления (концепция) научно - технической политики Оренбургской области пересматриваются не реже одного раза в четыре года и не чаще одного раза в два года. 6.Принятые основные направления (концепция) научно - технической политики Оренбургской области передаются в органы государственной власти Российской Федерации для включения в основные направления научно - технической политики Российской Федерации. 7.Приоритетные направления научной и научно - технической деятельности Оренбургской области определяются на основании концепции комплексного социально - экономического развития Оренбургской области и формируются ежегодно администрацией Оренбургской области.
Глава IV.Управление научной и научно - технической деятельностью на территории Оренбургской области
1.Управление научной и научно - технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Целью государственного регулирования научной и научно - технической деятельности являются:
поддержка внедрения передовых научных технологий на местных предприятиях, в учреждениях, организациях;
обеспечение свободы научного творчества;
обеспечение правовых, экономических и социальных условий эффективного функционирования научных организаций. 2.Органы государственной власти Оренбургской области, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления научной и научно - технической деятельности, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно - технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно - технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. 3.Управление научной организацией осуществляется в соответствии с законодательством на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 4.Ученые (научные, технические, научно - технические) советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных, научно - технических работ и развития государственных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.
Государственное регулирование научной и (или) научно - технической, инновационной деятельности, проведение научно - технической политики органами государственной власти Оренбургской области в пределах их компетенции осуществляется путем:
принятия законов и других нормативных правовых актов;
предоставления в соответствии с действующим законодательством льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей в областной бюджет организациям, осуществляющим научную, научно - техническую и инновационную деятельность;
предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных ссуд;
предоставления гарантий и поручительств при реализации научных, научно - технических и инновационных программ и проектов;
передачи собственности области для реализации научных, научно - технических и инновационных программ и проектов;
приобретения за счет средств областного бюджета научной, научно - технической и инновационной продукции;
направления в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств о финансировании за счет средств федерального бюджета научных, научно - технических и инновационных проектов;
проведения областных и участия в других конкурсах научных, научно - технических и инновационных проектов;
выдачи рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их частным и иностранным инвесторам;
представления интересов научных и инновационно активных организаций на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
развития системы информационного обеспечения научной, научно - технической и инновационной деятельности;
учреждения для осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности государственных предприятий и учреждений;
участия в образовании хозяйственных обществ, предназначенных для осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности;
создания бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности;
контроля за соблюдением государственных норм и стандартов в соответствии с действующим законодательством;
принятия антимонопольных мер в соответствии с действующим законодательством;
выделения прямых инвестиций и содействия инновационной деятельности.
Законодательное Собрание Оренбургской области в сфере управления наукой и научно - технической деятельностью:
принимает законы о научной и (или) научно - технической деятельности и научно - технической политике в области, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет контроль за их соблюдением;
одобряет по представлению администрации Оренбургской области основные направления (концепцию) научно - технической политики области;
утверждает по представлению администрации области областные научно - технические программы;
утверждает строкой в областном бюджете средства, направляемые на научную и научно - техническую деятельность в интересах области;
предоставляет налоговые и другие льготы субъектам научной и (или) научно - технической деятельности в соответствии с действующим законодательством;
контролирует полноту и целевое расходование средств областного бюджета на выполнение областных научно - технических программ;
осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами к ведению органов Государственной власти Российской Федерации.
Администрация Оренбургской области в сфере управления наукой и научно - технической деятельностью:
разрабатывает основные положения региональной научно - технической политики, приоритетные направления научной и научно - технической деятельности в Оренбургской области;
на основе одобренных Законодательным Собранием Оренбургской области основных направлений (концепции) государственной научно - технической политики Оренбургской области формирует региональные приоритетные направления развития науки и техники, региональный заказ на научную, научно - техническую и инновационную продукцию и составляет перечень региональных критических технологий гражданского назначения;
осуществляет межотраслевую координацию при формировании и реализации государственной научно - технической политики области;
осуществляет методическое руководство, организацию и координацию работ при разработке предложений по приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий гражданского назначения, научно - технических и инновационных программ и проектов регионального значения и содействует их реализации;
подготавливает прогнозы научно - технического развития;
выдает заказы на научную, научно - техническую и инновационную продукцию, реализацию научно - технических разработок, организацию экспертиз, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ;
разрабатывает проект областного бюджета на планируемый период по разделу, предусматривающему ассигнования на научные и научно - технические работы, а также на содействие осуществлению научно - технической и инновационной деятельности;
осуществляет меры по развитию на территории области инновационного предпринимательства и привлечению инвестиций в научно - техническую сферу;
разрабатывает меры по совершенствованию механизма экономического регулирования научной, научно - технической и инновационной деятельности на территории области;
обеспечивает эффективное использование и развитие научно - технического потенциала области;
обеспечивает формирование, финансирование и экспертизу областных научно - технических программ;
осуществляет финансирование научной и научно - технической деятельности за счет средств областного бюджета;
формирует органы управления и участвует в координации, осуществляемой федеральными органами управления в отношении субъектов научной и (или) научно - технической деятельности;
осуществляет в установленном порядке управление собственностью субъектов научной и научно - технической деятельности, включая их создание, реорганизацию и ликвидацию, контроль за управлением собственностью государственных научных организаций и учреждений, переданных в управление Оренбургской области;
обеспечивает оформление в собственность области научной и (или) научно - технической продукции, созданной за счет средств областного бюджета, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
поддерживает информационную систему в сфере науки и образования;
взаимодействует с высшими учебными заведениями, научно - исследовательскими институтами и иными научными организациями, а также с общественными объединениями научных работников;
осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации и Законодательного Собрания области.
Органы местного самоуправления:
обеспечивают исполнение правовых актов в области науки на своей территории;
оказывают содействие в финансировании научно - технических программ;
создают необходимые социальные и экономические условия для работы научных организаций на подведомственной территории;
устанавливают в пределах своей компетенции налоговое регулирование, коммунальные и земельные платежи в части сумм, зачисляемых в местный бюджет;
осуществляют контроль за экологической безопасностью проводимых на подведомственной территории научных исследований.
Управление научной и научно - технической деятельностью на территории Оренбургской области осуществляют федеральные и областной органы.
Областной государственный орган управления научной и научно - технической деятельностью определяется администрацией области в соответствии с ее структурой. 1.Создание, передача и использование научной и научно - технической продукции, а также оказание научных, научно - технических, инженерно - консультационных и иных услуг оформляются договорами (контрактами) между субъектом научной и научно - технической деятельности и заказчиком или иными потребителями научной и научно - технической продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.Администрация Оренбургской области вправе предоставлять для аккредитованных субъектов научной и научно - технической деятельности государственный заказ на выполнение научных исследований и опытно - конструкторских работ. 3.Условия владения, пользования и распоряжения научными результатами на любой стадии исследования определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Оренбургской области и договорами (контрактами) сторон.
Органы государственной власти Оренбургской области вправе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных результатов, которые могут создать угрозу жизнедеятельности граждан и окружающей природной среде;
вводить ограничения на право использования отдельных научных результатов.
Глава V.Научно - техническая политика Оренбургской области
1.Важнейшим механизмом реализации научно - технической политики Оренбургской области являются областные перспективные и текущие научно - технические программы, выполняемые на конкурсной основе. 2.Областные научно - технические программы, формируемые на базе основных направлений научно - технической политики области и на основе приоритетных направлений и прогнозов развития науки и техники с учетом результатов анализа экономического и экологического состояния области и внешнеэкономических условий, увязываются с региональной промышленной и экономической политикой. 3.Перспективные научно - технические программы, принимаемые на срок до 5 лет, имеют целевую ориентацию:
на обеспечение условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части региональной науки и системы подготовки научных кадров;
определение приоритетных направлений в научно - технической сфере и концентрацию на них имеющихся ресурсов;
создание технологической базы перехода на путь экономического роста и повышения качества жизни населения;
формирование регионального государственного заказа на научные исследования, выполняемые на контрактной, конкурсной основе.
Текущие программы разрабатываются на один год с уточнением распределения средств по направлениям и определением принципа паритетного финансирования. 4.Условия разработки перспективных и текущих программ научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ фундаментального и прикладного характера, проведение их анализа и независимой экспертизы, порядок заключения договоров на выполнение конкретных научных проектов, входящих в программы, контроль выполнения договоров и внедрения полученных результатов определяются постановлениями администрации области. 1.Основой гарантий приоритетности научной и научно - технической деятельности в Оренбургской области являются:
рассмотрение возможности предоставления налоговых и иных льгот научным и научно - техническим организациям, учреждениям, предприятиям и коллективам;
создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению средств из разных источников для финансирования научной деятельности в области;
поддержка и регулирование инновационной деятельности;
формирование научных фондов;
установление областных именных премий и стипендий для поддержки аспирантов, докторантов и научных работников;
информационная поддержка;
организация выставок, ярмарок, конкурсов;
реклама и публикация научных разработок ученых области. 2.Администрация Оренбургской области всемерно содействует организации и проведению научных, научно - технических и научно - практических мероприятий. 1.Органы государственной власти области содействуют развитию фундаментальных исследований, для чего;
поддерживают научную деятельность организаций Российской академии наук, вузов, отраслевых академий, государственных научных центров и организаций по приоритетным направлениям региональных научно - технических программ путем финансирования исследований регионального значения из средств бюджета Оренбургской области и других источников;
финансируют региональные программы по поддержке и развитию материально - технической базы государственных научных и научно - технических организаций. 2.Администрация Оренбургской области способствует организации и деятельности на территории области общественных академий наук и других профессиональных объединений научных работников, привлекая их на конкурсной основе к выполнению программ и проектов, проведению независимой экспертизы и т.п. 1.Субъекты научной и научно - технической деятельности:
представляют администрации Оренбургской области предложения и необходимую информацию для формирования государственной научно - технической политики Оренбургской области и мониторинга результатов ее реализации;
могут привлекаться на добровольной основе к проведению мониторинга и других видов исследований осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности на территории области, к разработке государственной научно - технической политики области, ее обсуждению и экспертизе ее положений;
подготавливают в соответствии с проводимой государственной научно - технической политикой области предложения по своему участию в научных, научно - технических и инновационных программах и проектах с государственным участием. 2.Субъекты научной и научно - технической деятельности, являющиеся юридическими лицами, разрабатывают свою научно - техническую политику с учетом государственной научно - технической политики Российской Федерации и Оренбургской области. 1.Интеграция научной, научно - технической и образовательной деятельности осуществляется на основе участия профессорско - преподавательского состава, аспирантов и студентов вузов Оренбургской области в научных исследованиях и экспериментальных разработках и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности. 2.Приоритетными направлениями в интеграции научной, научно - технической и образовательной деятельности являются:
поиск, отбор и целенаправленная подготовка молодежи к научной деятельности путем привлечения студентов и молодых ученых к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, оказание им государственной поддержки на основе специальных образовательных программ;
создание банка данных инновационных проектов;
участие в выполнении межотраслевых научных исследований и проектов;
издание учебников и учебных пособий для студентов и научных сотрудников, методических рекомендаций. 3.В Оренбургской области могут устанавливаться за счет средств областного бюджета областные премии. Порядок установления и присуждения областных премий определяется нормативными правовыми актами области. 4.В целях государственной поддержки наиболее одаренных аспирантов, докторантов и научных работников за счет средств областного бюджета могут устанавливаться областные стипендии. Порядок установления и присуждения областных стипендий определяется нормативными правовыми актами области. 1.Органы государственной власти Оренбургской области поощряют появление и деятельность разных научных школ, стимулируют конкуренцию и предпринимательство, развитие рыночных отношений в сфере науки и техники путем развития состязательности, независимой экспертизы проектов, множественности источников финансирования научной и (или) научно - технической деятельности. 2.Органы государственной власти Оренбургской области поддерживают создание разнообразных, в том числе малых, форм научной и (или) научно - технической деятельности путем целенаправленной кредитно - финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики. 1.Экспертиза является неотъемлемым элементом научной и (или) научно - технической деятельности, а также разработки и реализации региональной научно - технической политики и программ и проводится при выборе направлений научно - технической политики, формировании научно - технических программ и проектов, проведении конкурсов на участие в программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных результатов в области экономики. 2.Порядок, объем и характер экспертизы определяются органами государственной власти Оренбургской области. 3.Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также специально создаваемыми временными экспертными группами и отдельными экспертами:
при выборе приоритетных направлений государственной научно - технической политики, а также развития науки и техники области;
формировании научных, научно - технических и инновационных программ и проектов с предполагаемым государственным участием;
проведении конкурсов на участие в научных, научно - технических и инновационных программах и проектах с государственным участием, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и научно - технических результатов в экономике государства. 4.В экспертизе научной, научно - технической и инновационной деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах. 5.Не подлежат исполнению или использованию каким-либо иным образом рекомендации экспертных заключений по вопросам осуществления научной, научно - технической и инновационной деятельности, противоречащие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Оренбургской области. 6.По результатам экспертиз региональных научных или научно - технических проектов органы государственной власти области обязаны заблаговременно информировать население области о безопасности, в том числе экологической, об экономической и социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники, путем опубликования данных экспертизы в средствах массовой информации. 1.Администрация Оренбургской области содействует созданию информационной инфраструктуры в сфере науки и научно - технической деятельности, формированию областных информационных фондов и систем в сфере науки, изданию научной и научно - технической продукции и приобретению печатных изданий о научных и научно - технических результатах за пределами Оренбургской области и Российской Федерации, гарантирует субъектам научной и научно - технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение. 2.Аккредитованные субъекты научной и научно - технической деятельности и научные работники имеют право на информационную поддержку органов государственной власти Оренбургской области в виде бесплатной передачи информации, накопленной на средства областного бюджета, или с оплатой по ценам, не превышающим ее себестоимость. Полученная на этих условиях информация может использоваться только для научных целей. 3.Субъекты научной и научно - технической деятельности имеют право на обмен имеющейся у них информации, если она не содержит сведений, представляющих государственную, служебную или коммерческую тайну. 4.Ограничения на получение информации и обмен ею накладываются только на основании законодательства Российской Федерации. 1.Научные организации независимо от форм собственности самостоятельно определяют форму и систему оплаты труда, размер доплат, надбавок и другие меры материального стимулирования деятельности работников в пределах имеющихся у них средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2.Докторам и кандидатам наук, работающим в области и привлеченным для работы из других регионов, может приобретаться жилье за счет средств областного бюджета.
Глава VI.Финансирование научной и научно - технической деятельности
1.Финансовое обеспечение научной, научно - технической и инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов других субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. 2.Финансирование научной и научно - технической деятельности из областного бюджета производится согласно основным направлениям научно - технической политики Оренбургской области. Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении областного бюджета. 3.Администрация Оренбургской области может способствовать привлечению средств из федерального бюджета и других источников для финансирования фундаментальных научных исследований. 4.Финансирование научной, научно - технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета осуществляется на основе целевого финансирования конкретных научных, научно - технических и инновационных программ, проектов, работ, разработок и исследований. 5.Доходы от реализации научной и (или) научно - технической продукции, акций научных организаций и имущества научных организаций, находящихся в собственности области, могут быть направлены только на финансирование научной, научно - технической и инновационной деятельности, развитие научно - исследовательской и опытно - экспериментальной базы или обновление производственных фондов научных организаций. 6.В случае если на выполнение утвержденных органами государственной власти области научных, научно - технических и инновационных программ или проектов требуется более одного года, то органы государственной власти области обязаны в ходе разработки и утверждения областного бюджета предусматривать в них необходимые средства для продолжения выполнения этих программ и (или) проектов. 7.Объемы собственных или привлеченных средств коммерческих организаций и их объединений, направляемых на научную, научно - техническую и инновационную деятельность, определяются ими самостоятельно. 8.В области могут действовать государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности.
Органы государственной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут создавать целевые бюджетные фонды поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности.
Фондам поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности Законодательное Собрание Оренбургской области может предоставлять в соответствии с действующим законодательством льготы по уплате налогов в части, зачисляемой в областной бюджет. 9.Научные, научно - технические и инновационные программы и проекты могут финансироваться в порядке долевого участия средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов других субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, фондов поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности, объединений, банков и других организаций. 10.Научная и (или) научно - техническая деятельность на территории области может осуществляться за счет грантов.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на условиях, на которых эти гранты выдаются. 11.Администрация Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством может для финансирования научной, научно - технической и (или) инновационной деятельности предоставлять бюджетные кредиты. 12.Администрация Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством может предоставлять на срок до 5 лет инвестиционный налоговый кредит в пределах лимита, установленного законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год для финансирования научной, научно - технической и инновационной деятельности.
Органы государственной власти Оренбургской области осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из государственного бюджета Оренбургской области на финансирование научной и (или) научно - технической деятельности, определяют формы и способы использования результатов указанной деятельности.
Органы государственной власти Оренбургской области оказывают государственным научным организациям Оренбургской области поддержку в создании условий для развития и укрепления их материально - технической базы, в приобретении и сервисном обслуживании уникального научного оборудования, а также в организации центров коллективного пользования. 1.Подготовка, повышение квалификации и переподготовка научных кадров осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и поддерживаются органами государственной власти Оренбургской области. 2.Органы государственной власти Оренбургской области могут осуществлять целевое финансирование региональных программ подготовки, переподготовки и индивидуальной поддержки высококвалифицированных научных кадров в интересах развития области. 1.Научные организации вправе оказывать физическим и юридическим лицам платные, дополнительные к их основной деятельности услуги, включая образовательные, на основании договоров, определяющих вид, уровень и сроки услуг, размер оплаты за них, иные услуги. 2.Взимание платы за услугу, в том числе с физических лиц, разрешается только за рамками программ, стандартов и требований, прямое выполнение которых финансируется из других источников. 3.Научные организации вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Прибыль от предпринимательской деятельности, остающаяся после уплаты налогов, направляется на выполнение основной уставной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Глава VII.Международное и межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
1.Органы государственной власти Оренбургской области создают необходимые условия для международного и межрегионального научно - технического сотрудничества. 2.Научные работники имеют право заключать контракты с зарубежными организациями на работу за границей, выезжать за рубеж для участия в конференциях, симпозиумах, встречах, совместных научных исследованиях и других мероприятиях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3.Ограничение форм и методов международного сотрудничества для субъектов научной и научно - технической деятельности допускается только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 4.На территории Оренбургской области в установленном законом порядке могут создаваться совместные научные организации и фонды с участием иностранных представителей. 5.Международные и зарубежные научные и благотворительные фонды, финансирующие научную и научно - техническую деятельность через открытые конкурсы заявок, проектов или программ, пользуются равными правами с российскими фондами, действующими на территории Оренбургской области в установленном законом порядке. 6.Международное сотрудничество в сфере научной и научно - технической деятельности и подготовке или переподготовке кадров осуществляется на основе межправительственных соглашений, договоров между отдельными регионами стран - участниц международного сотрудничества, а также по прямым договорам за счет средств, перечисляемых юридическими и физическими лицами, или на компенсационной основе.
Глава VIII.Заключительное положение
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
г. Оренбург, Дом Советов
6 сентября 2002 года
N 210/43-III-ОЗ