-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Оренбургская область
Информация от 15 февраля 2009 года

Судебная практика по вопросу применения порядка ведения кассовых операций

Принята
Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области
15 февраля 2009 года
    Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полнота учета выручки, соблюдения порядка ведения кассовых операций и организации наличного денежного обращения.
    В ходе проверки налоговым органом выявлено расхождение данных выручки бухгалтерского учета (кассовой книги, приходных кассовых ордеров) по сравнению с выручкой фискальных отчетов. В кассу предприятия оприходованы наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники АМС-100Ф в сумме, меньшей, чем указана в фискальном отчете.
    По результатам проверки налоговым органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа.
    Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса, доказанности вины общества в его совершении, а также отсутствия признаков малозначительности в совершенном правонарушении.
    Федеральный Арбитражный суд Уральского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества указал следующее.
    Ст. 15.1 Кодекса предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
    Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
    Согласно п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
    В силу п. 22 , 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
    При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
    Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
    Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт расхождения данных выручки бухгалтерского учета по сравнению с выручкой по фискальным отчетам.
    Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судами не установлено, из материалов дела не усматривается.
    Доводы общества о неправомерном неприменении ст. 2.9 Кодекса не приняты в связи с тем, что данной статьей Кодекса установлено право освобождения судом от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
    Характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 Кодекса.
    С учетом вышеизложенного, Федеральный Арбитражный суд Уральского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества и оставил решение судов первой и апелляционной инстанций в силе.
    Начальник
    юридического отдела
    Управления ФНС РФ
    по Оренбургской области
    И.М.ДОБРУСИН