Оренбургская область
Протокол от 09 августа 2002 года № 10

О результатах анализа деятельности правоохранительных органов области в условиях применения нового уголовно-процессуального законодательства

Принят
Прокуратурой Оренбургской обл.
09 августа 2002 года
    Председательствовал
    прокурор области: Чадов А.М.
    Присутствовали
    члены коллегии: Берижицкий С.П., Табельский С.В., Зудерман П.П., Коннова Т.А.
    Работники аппарата прокуратуры области: Ерпылев В.Н., Ерохина Н.Н., Делов Н.Н., Гондуров А.С., Бобуек А.П., Авинов С.Н., Саклаков Ю.А., Трофимов Г.К., Коннов А.Г., Сапожников М.В.
    ПОВЕСТКА ДНЯ:
    1.О результатах анализа деятельности правоохранительных органов области в условиях применения нового уголовно - процессуального законодательства. Сообщение начальника управления по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области Делова Н.Н.
    1.Слушали: Делова Н.Н.
    Выступили: Коннов А.Г., Ерпылев В.Н., Трофимов Г.К., Берижицкий С.П., Табельский С.В., Коннова Т.А., Чадов А.М.
    Заслушав и обсудив доклад начальника управления по надзору за следствием и дознанием Делова Н.Н. о проблемных вопросах организации работы правоохранительных органов по новому уголовно - процессуальному законодательству, коллегия отмечает, что в целом переход в новые процессуальные условия прошел относительно спокойно и благоприятно. В значительной мере этому способствовала большая подготовительная работа, проведенная в первом полугодии 2002 года во всех правоприменительных ведомствах.
    В то же время вступление в действие УПК РФ породило и ряд проблем, сразу же обративших на себя самое пристальное внимание.
    В июле 2002 года в 2,5 раза снизилось количество зарегистрированных преступлений. Наиболее значительно сократилось количество краж, уголовно - наказуемых хулиганств, угроз убийством.
    На общем фоне снижения количества поступивших заявлений и сообщений о преступлениях уменьшилось и количество возбужденных уголовных дел.
    Усложнившаяся процедура ареста породила нежелание следователей применять в качестве меры процессуального принуждения задержание в порядке ст. 92 УПК РФ и ставить перед судом вопрос о заключении обвиняемого под стражу. Если в июле 2001 года прокурорами были даны санкции на арест 548 лиц, то в июле 2002 года вопрос об аресте ставился лишь в отношении 180 лиц.
    Резкое снижение количества арестов отмечается в Новотроицке (из 25 задержанных вопрос о заключении под стражу ставился в отношении 8 лиц, судом арестованы 5), в Промышленном районе г. Оренбурга (21 задержанный, вопрос об аресте ставился в отношении 12 лиц, судом арестованы 9), Сорочинском районе (из 10 задержанных вопрос об аресте ставился в отношении 3 лиц, судом арестованы 2). В ряде районов отмечены факты судебного отказа в санкционировании ареста и продлении срока содержания обвиняемых под стражей по формальным основаниям.
    Так, Новотроицким горсудом отказано в продлении срока содержания под стражей обвиняемого по ст. 111 ч. 4 УК РФ лишь по мотиву наличия у обвиняемого постоянного места жительства.
    Судом Советского района г. Орска отказано в продлении срока содержания под стражей 4 обвиняемых по многоэпизодному делу.
    В Тюльганском районе после отказа суда в санкционировании ареста обвиняемый совершил новое преступление.
    В отдельных судах при рассмотрении постановлений о заключении под стражу судьи требуют от следователей представления доказательств вины обвиняемого в полном объеме и предпринимают попытки прогноза дальнейшей судебной перспективы по делу, в связи с чем необоснованно отказывают в санкционировании ареста.
    Развитию подобной негативной тенденции отчасти способствует отсутствие надлежащего прокурорского надзора за законностью избрания меры пресечения на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и должной принципиальности в отстаивании прокурорами своих процессуальных позиций путем обжалования незаконных судебных решений.
    Наряду с изложенным обратили на себя внимание и недостатки отдельных прокуроров (г. Медногорска, Оренбургского и ряда других районов) в организации взаимодействия с органами внутренних дел в части обеспечения безотлагательного рассмотрения постановлений о возбуждении уголовного дела и незаконного возложения на следователей не предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством обязанностей по вручению обвинительного заключения.
    Недостаточным остается и уровень личного участия прокуроров в поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции.
    С учетом изложенного и в целях усиления прокурорского надзора за соблюдением законов на всех стадиях уголовного судопроизводства и выработки единой политики по формированию правоприменительной практики,
    КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
    1.Руководителям структурных подразделений прокуратуры области:
    1.1.Принять все предусмотренные законом меры к строгому обеспечению законности на всех стадиях уголовного судопроизводства.
    Безотлагательно организовать проведение проверок состояния учетно - регистрационной дисциплины в органах внутренних дел с выездом в районы с наиболее значительным уровнем сокращения зарегистрированной преступности и снижения активности прокурорского надзора за следствием и дознанием.
    2.Управлению по надзору за следствием и дознанием (Делов Н.Н., Ерпылев В.Н.):
    2.1.Организовать систему оперативного информирования прокурора области о еженедельной динамике преступности и состоянии прокурорского надзора за следствием и дознанием.
    2.2.В третьем квартале 2002 г. проанализировать причины высокого уровня прекращения уголовных дел, обратив особое внимание на законность постановлений по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики и о должностных преступлениях. Результаты обобщения доложить руководству прокуратуры области.
    3.Прокурорам городов и районов, специализированным прокурорам:
    3.1.Организовать четкое взаимодействие с дежурными частями ГОРОВД (ЛОВД, таможни и иных поднадзорных правоохранительных органов) для своевременного и круглосуточного информирования прокурора и его заместителей о необходимости процессуального участия в расследовании уголовных дел. Предупредить прокуроров о том, что в случаях нарушения порядка рассмотрения постановлений о возбуждении уголовных дел к виновным лицам будут применяться меры дисциплинарного воздействия.
    3.2.Еженедельно информировать управление по надзору за следствием и дознанием об основных показателях динамики преступности в районе и состоянии прокурорского надзора за следствием и дознанием.
    3.3.Безотлагательно провести проверки состояния учетно - регистрационной дисциплины в органах внутренних дел, обратив особое внимание на возможные отказы в приеме устных обращений, законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела по признаку малозначительности деяния, а также своевременность и законность привлечения и освобождения лиц от административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ.
    Проверить законность принятых решений по материалам, направленным для проведения дополнительной проверки по результатам рассмотрения прокурором постановлений о возбуждении уголовного дела.
    По итогам работы за третий квартал 2002 года проанализировать причины резкого сокращения количества зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, а также практику применения правоохранительными органами и судами норм УПК РФ. Обобщить факты отказа судов в санкционировании ареста, продлении сроков содержания обвиняемых под стражей и дачи согласия на проведение отдельных следственных действий.
    Аналитическую справку о результатах обобщения представить в прокуратуру области до 10 октября 2002 года.
    3.4.В случае вынесения судом незаконных и необоснованных постановлений об отказе в санкционировании ареста либо продлении срока содержания под стражей безотлагательно приносить представление об отмене решения суда. При отсутствии оснований для принесения представления направлять в прокуратуру области объяснение о причинах необоснованного поддержания постановлений следователей (дознавателей).
    3.5.О всех проблемных вопросах применения УПК РФ немедленно информировать прокуратуру области для разрешения возникающих проблем межведомственной рабочей группой.
    4.Предупредить горрайпрокуроров о недопустимости возложения на следователей и дознавателей обязанностей, не предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством.
    5.Обратить внимание прокуроров на недостаточный уровень личного участия в поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции.
    Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителей прокурора области Берижицкого С.П., Гулина И.Н., Табельского С.В. по курируемым направлениям деятельности.
    Председатель коллегии
    прокурор
    Оренбургской области
    государственный советник
    юстиции 2 класса
    А.М.ЧАДОВ
    Старший помощник
    прокурора
    Оренбургской области
    по организационным вопросам
    и контролю исполнения
    старший советник юстиции
    Т.А.КОННОВА