Оренбургская область
Протокол от 25 января 2002 года № 1

Об итогах работы органов прокуратуры области в 2001 году и мерах по повышению действенности прокурорского надзора

Принят
Прокуратурой Оренбургской обл.
25 января 2002 года
    ПОВЕСТКА ДНЯ:
    1.Об итогах работы органов прокуратуры за 2001 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора на основных направлениях деятельности.
    Доклад
    заместителя прокурора области
    Табельского С.В.
  1.        Слушали:   Табельского С.В. 
           Выступили: Фокин  В.К.,   Свинухов   Н.В.,   Мелентьев   С.А., 
                      Резепкин Г.П.,   Чернышев   А.А.,   Авнабов   А.В., 
                      Ребров В.В., Чадов А.М. 
  2. Заслушав и обсудив доклад заместителя прокурора области Табельского С.В. об итогах работы органов прокуратуры за 2001 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора на основных направлениях деятельности, коллегия отмечает, что в истекшем году коллективы прокуратур активно и последовательно продолжали трудиться над выполнением задач, поставленных Генеральным прокурором на Всероссийском совещании прокуроров в Москве. В центре внимания находились вопросы надзора за обеспечением сохранности и эффективного использования государственного имущества, соблюдения бюджетного, налогового, земельного, трудового законодательств, прав и свобод граждан, укрепления законности при учете и регистрации преступлений, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и коррупцией, другие актуальные проблемы.
    Мерами прокурорского надзора приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами 52 нормативных акта органов государственной власти, 47 уставов муниципальных образований и 830 иных правовых актов органов самоуправления, что превышает показатели 2000 г. более, чем в 2 раза. Значительно больше нарушителей закона привлечено к дисциплинарной, административной и материальной ответственности. По материалам проверок возбуждено 119 уголовных дел, из них 62 - о преступлениях в сфере экономики.
    Более наступательно проводилась работа по пресечению фактов сокрытия преступлений от учета. Прокурорами выявлено и поставлено на учет 2533 преступления (в три раза больше, чем за 2000 г.). За грубые нарушения учетно - регистрационной дисциплины, фальсификацию материалов проверок в отношении сотрудников милиции возбуждено 14 уголовных дел.
    Несмотря на рост преступности, улучшилась раскрываемость умышленных убийств и других, наиболее опасных преступлений. Позитивные результаты отмечаются в следственной работе: на четверть увеличилось количество оконченных уголовных дел, повысилось качество и сокращены сроки следствия.
    Приняты необходимые меры по переходу к состязательности уголовного процесса и обеспечения участия прокуроров по всем делам публичного и частно - публичного характера. Государственное обвинение поддержано по 13856 уголовным делам, что составляет 81,3 % от числа, рассмотренных судами. В кассационном и надзорном порядке по протестам прокуроров изменены и отменены приговоры в отношении 376 подсудимых.
    Вместе с тем, положение дел с обеспечением законности и правопорядка, защиты прав личности остается тревожным.
    В целом, по области число зарегистрированных преступлений увеличилось на 8,5 %, в том числе тяжких и особо тяжких на 12,4.
    Особую озабоченность вызывает рост умышленных убийств, разбойных нападений и грабежей. Более трети тяжких и особо тяжких преступлений остались нераскрытыми. Неудовлетворительные показатели раскрываемости таких преступлений отмечаются в г. Орске, Оренбурге, Абдулинском, Адамовском, Северном, Пономаревском районах. Во многом это связано с отсутствием должной организованности, четкого взаимодействия следователей и оперативных сотрудников, слабостью прокурорского надзора.
    Недостаточно выявляются и расследуются преступления, совершенные организованными преступными группами и экономической направленности, о коррупции в органах власти и местного самоуправления.
    Не все прокуроры приняли меры к сокращению сроков и улучшению качества следствия.
    В прокуратурах г. Орска, Медногорска, Матвеевском, Октябрьском районах в срок, свыше установленного процессуальным законом, окончено от 40 % до 70 % дел.
    Имеются просчеты в надзоре за исполнением налогового и таможенного законодательств.
    Еще большую остроту приобрели проблемы надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. В большинстве городов и районов наметился рост преступности несовершеннолетних и ухудшение ее структуры. Быстрыми темпами происходит криминализация несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, растет беспризорность.
    В сложившейся ситуации меры, принимаемые правоохранительными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, были недостаточными.
    Необходимо поднять на качественно новый уровень работу прокуратур по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
    В существенном улучшении нуждается работа с кадрами. Остро стоит вопрос о повышении профессионального потенциала и ответственности прокуроров и следователей, их подготовке к работе в условиях нового УПК, коллегия
    1.Заместителям прокурора области, начальникам управления, отделов, старшим помощникам, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур с учетом состоявшегося обсуждения принять дополнительные меры по повышению эффективности надзорных действий на конкретных направлениях, наиболее значимых для общества и государства.
    1.1.Настойчиво продолжать работу по обеспечению законности правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
    В феврале т.г. рассмотреть на заседании коллегии состояние прокурорского надзора по пресечению незаконного нормотворчества с заслушиванием отчетов прокуроров городов и районов.
    1.2.В надзоре в сфере экономики основные усилия сосредоточить на усилении борьбы с коррупцией, нарушениями бюджетного, налогового, таможенного, валютного законодательств, а также законов о земле, о собственности и предпринимательстве.
    В I полугодии т.г. провести проверку исполнения таможенного законодательства.
    Обобщить практику прокурорского надзора за законностью возбуждения и прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях.
    При осуществлении надзорных функций на всех направлениях деятельности на первый план выдвигать защиту прав и законных интересов конкретного человека.
    1.3.Последовательно использовать все имеющиеся возможности к полному искоренению незаконной практики сокрытия преступления от учета.
    1.4.Осуществлять на качественном уровне координацию деятельности правоохранительных органов, обеспечивая слаженность и результативность действий по сдерживанию наиболее опасных проявлений преступности, повышению эффективности предварительного следствия, дознания и оперативно - розыскной деятельности.
    1.5.Считать неотложной задачей прокуроров - объединение усилий правоохранительных органов в предупреждении беспризорности несовершеннолетних. В этой работе поддерживать тесное взаимодействие с органами власти и местного самоуправления.
    1.6.Во всех прокуратурах создать условия и стимулы, чтобы прокуроры и следователи были заинтересованы в работе и повышении деловой квалификации.
    1.7.Осуществить необходимые организационные мероприятия по изучению УПК РФ, подготовке прокуроров к состязательности уголовного процесса и осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в условиях нового УПК.
    2.Всем прокурорам городов, районов и природоохранных прокуратур обеспечить систематический надзор за исполнением законов об охране окружающей природной среды.
    При планировании работы, в первую очередь учитывать состояние законности при использовании и утилизации промышленных, бытовых отходов и имеющиеся сведения о загрязнении воды, земель, воздуха.
    3.Старшему помощнику прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, специализированной прокуратуре повысить качество проверок и остроту реагирования на факты нарушения администрациями исправительных учреждений режима содержания осужденных, грубое ущемление их прав.
    В I квартале т.г. провести проверки и обобщить состояние прокурорского надзора за соблюдением законности при представлении осужденных к условно - досрочному освобождению от наказания.
    4.Старшему помощнику прокурора области по организационным вопросам и контролю исполнения обобщить предложения и замечания, высказанные участниками коллегии, и разработать меры по их реализации.
    5.Контроль за исполнением решения возложить на заместителей прокурора области.
    Председатель коллегии
    прокурор
    Оренбургской области
    государственный советник
    юстиции 2 класса
    А.М.ЧАДОВ
    Старший помощник
    прокурора
    Оренбургской области
    по организационным вопросам
    и контролю исполнения
    старший советник юстиции
    Т.А.КОННОВА