Оренбургская область
Протест от 17 января 2008 года № 7/1-2008

На пункт 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 08.02.2006 года N 35-п «О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области»

Принят
Прокуратурой Оренбургской обл.
17 января 2008 года
    Губернатору
    Оренбургской области
    Чернышеву А.А.
    Изучением Постановления Правительства области от 08.02.2006 N 35-п "О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области" установлено, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству.
    В результате проведенной проверки установлено, что пунктом 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 08.02.2006 N 35-п "О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области" одобрена инициатива общественных объединений об организации системы проверки качества алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Оренбургской области, и нанесении соответствующей информации на каждую единицу потребительской тары.
    Организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции на территории Оренбургской области, рекомендовано проводить проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Оренбургской области.
    Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (с последующими изменениями) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона , иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона N 171-ФЗ организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; введение обязательной маркировки; определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; установление порядка сертификации этилового спирта, отнесены к полномочиям Российской Федерации.
  1. Глава третьяФедерального закона № 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование, в том числе, деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на предприятия торговли, чем достигается цель защиты здоровья потребителей алкогольной продукции.

  2. Полномочий по введению дополнительной проверки качества и безопасности алкогольной продукции для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции, субъектам РФ Федеральным законом N 171-ФЗ не предоставлено.
    В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
    В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    Действующим законодательством Российской Федерации в качестве основополагающего принципа предпринимательской деятельности определена самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие вправе самостоятельно планировать свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка.
    Установление не предусмотренных федеральным законодательством условий и порядка осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности является недопустимым и создает административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
    На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
    ТРЕБУЮ:
    Пункт 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 08.02.2006 N 35-п "О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области" исключить.
    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
    О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
    Прокурор
    Оренбургской области
    государственный советник
    юстиции 2 класса
    А.М.ЧАДОВ