Оренбургской городской Думой (Оренбургская обл.)
16 февраля 1995 года
Устав местного самоуправления г. Оренбурга в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и с учетом исторических и культурных традиций определяет и закрепляет общие положения, принципы, формы, систему и структуру городского самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов, повышению уровня жизни и благополучия жителей города.
Глава 1.Город и его территория
Ст. 1. Основание города и его статус
Город Оренбург, основанный в 1743 году, входит в состав Оренбургской области и является ее административным центром.
Ст. 2. Герб города
Герб и знамя города, его описание и порядок официального использования устанавливается решением Городской Думы.
Ст. 3. Городская черта 1.Городская черта - граница города - определяет территорию, в пределах которой осуществляется городское самоуправление. 2.Городская черта установлена решением Оренбургского областного Совета народных депутатов. 3.Изменение городской черты производится с согласия органов местного самоуправления с учетом мнения населения и утверждается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Ст. 4. Состав и использование земель города 1.Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов местного самоуправления города Оренбурга, собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков. 2.В соответствии с планом социально-экономического развития земли города подразделяются на следующие категории: городской застройки; общего пользования; сельскохозяйственного использования; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земли городских лесов, парков; промышленного и иного индустриально-технического, а также оборонного назначения. Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с генеральным планом города.
Ст. 5. Административно-территориальное деление города 1.Территория города состоит из районов, поселков, сел и деревень. 2.Границы районов определяются администрацией города с учетом мнения населения, экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций города, а также с учетом целостности землепользования. 3.В пределах городской черты, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.
Границы таких территорий определяются районными администрациями.
Ст. 6. Пригородная зона
Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города.
Границы пригородной зоны и правовой режим ее использования определяются проектом пригородной зоны, учитывающим интересы прилегающих территорий.
Ст. 7. Постоянный житель города Оренбурга
Постоянным жителем признается гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на территории города Оренбурга.
Глава 2.Система и принципы городского самоуправления
Ст. 8. Понятие и система городского самоуправления 1.Городское (местное) самоуправление в городе Оренбурге - система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения. Перечень вопросов местного значения устанавливается законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области. 2.Местное самоуправление в городе осуществляется населением через Городскую Думу, администрацию города, администрации районов, сел и деревень, референдумы, собрания (сходы) и конференции граждан, а также органы территориального общественного самоуправления. 3.Местное самоуправление в городе осуществляется в границах города, его районов и поселков, сел и деревень. 4.В сельских поселениях, поселках органами местного самоуправления являются глава администрации и собрание представителей (5 - 7 человек), избираемое на собраниях, сходах граждан, конференциях.
Ст. 9. Законодательство о местном самоуправлении
Органы местного самоуправления осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти Оренбургской области и настоящим Уставом.
Ст. 10. Принципы городского самоуправления
Городское самоуправление осуществляется на принципах: а) защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; б) социальной защиты населения; в) законности; г) широкого участия жителей в выработке, принятии и реализации решений по важнейшим вопросам местного самоуправления; д) гласности и учета общественного мнения; е) самостоятельности и независимости органов местного самоуправления в пределах их компетенции; ж) подотчетности и подконтрольности населению органов местного самоуправления, их должностных лиц; з) ответственности органов городского самоуправления за решение задач духовного, социально-экономического развития города и состояние правопорядка; и) сочетание местных и государственных интересов.
Ст. 11. Права граждан 1.Гражданам, проживающим на территории города, предоставляются права и гарантии, предусмотренные Конституцией, законодательными актами Российской Федерации и правовыми актами Оренбургской области. 2.Основными задачами органов городского самоуправления по соблюдению прав граждан являются создание благоприятных условий жизни, охраны здоровья, социальной защиты и обеспечения личной безопасности, свободного доступа к образованию, культуре и информации о деятельности органов местного самоуправления.
Ст. 12. Право граждан на участие в работе органов городского самоуправления
Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Оренбурга, имеют право: а) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; б) участвовать в городском самоуправлении через средства массовой информации, общие собрания (сходы) граждан, конференции, референдумы и иные формы самоуправления; в) присутствовать на заседаниях городского выборного представительного органа местного самоуправления; г) заслушивать отчеты главы администрации поселков (сел) на общих собраниях, сходах и конференциях; д) отзывать избранного главу местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом порядке; е) отзывать депутатов городского представительного органа местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом порядке.
Ст. 13. Компетенция органов городского самоуправления
Компетенция органов городского самоуправления определяется Конституцией РФ, Законом РФ "О местном самоуправлении" и иными нормативными актами Российской Федерации Оренбургской области.
Ст. 14. Схема управления городом 1.Схема управления городом разрабатывается и утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Оренбургской области и иными актами г. Оренбурга.
Глава 3.Городской представительный орган - городская дума
Ст. 15. Общий порядок избрания, численность Городской думы 1.Представительным органом местного самоуправления в городе является Городская Дума, представляющая все население города и осуществляющая народовластие. 2.Городская Дума состоит из 13 депутатов и главы местного самоуправления. 3.Городская Дума избирается сроком на 5 лет гражданами, постоянно проживающими на территории города.
Ст. 16. Компетенция городской Думы
Городская Дума: а) утверждает городской бюджет и отчет о его исполнении по представлению главы местного самоуправления; б) осуществляет контроль за расходованием средств внебюджетных фондов; в) устанавливает и отменяет местные налоги и сборы по представлению главы местного самоуправления; г) утверждает программы социально-экономического развития города, сел; д) осуществляет контроль за деятельностью администрации города, районов, поселков в пределах своей компетенции; е) имеет право выразить недоверие главе местного самоуправления; ж) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
Ст. 17. Общий порядок созыва и проведения заседаний Городской Думы 1.Основной формой работы Городской Думы являются ее заседания. 2.Заседания Городской Думы могут быть очередными и внеочередными. Первое заседание проводится не позднее трех недель с момента избрания не менее двух третей от общего числа депутатов Думы и открывается главой местного самоуправления. 3.Внеочередные заседания созываются не позднее чем в недельный срок по предложению главы местного самоуправления, либо по требованию не менее одной трети от общего числа депутатов Думы, либо по требованию не менее трех глав районных администрации.
Ст. 18. Регламент Городской Думы
Порядок проведения заседаний, принятия решений Городской Думы определяется ее Регламентом, который принимается Городской Думой.
Ст. 19. Решения Городской Думы 1.Городская Дума принимает решения в пределах своей компетенции. 2.Решения, принятые Городской Думой, подписываются главой местного самоуправления и скрепляются его печатью. В случае несогласия с решением Городской Думы глава местного самоуправления направляет в пятнадцатидневный срок решение на повторное рассмотрение в Городскую Думу со своими поправками. Если при повторном рассмотрении решение принято двумя третями от общего числа депутатов Городской Думы в ранее принятой редакции, решение считается принятым и глава местного самоуправления подписывает его. 3.Решения Городской Думы, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Оренбурга государственными, муниципальными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Ст. 20. Глава местного самоуправления 1.Главой местного самоуправления является глава города. Глава местного самоуправления - Глава города - является высшим должностным лицом города, избирается населением города в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Оренбургской области сроком на пять лет.
Глава города является председателем Городской Думы.
Глава города осуществляет полномочия Городской Думы в случае досрочного прекращения ее полномочий до первого заседания вновь избранной Городской Думы. 2.Глава города в своей деятельности подотчетен населению города и Городской Думе. 3.Главой города может быть назначен (избран) любой гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, имеющий высшее образование и проживающий в городе Оренбурге не менее пяти лет на момент проведения выборов. 4.Кандидат на должность Главы города на момент его регистрации представляет для опубликования декларацию о своих доходах.
Ст. 21. Депутат Городской Думы 1.Депутат Городской Думы принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к компетенции Городской Думы и работает на непостоянной основе. 2.Депутат Городской Думы, исполняющий свои обязанности в Городской Думе не на постоянной основе, имеет право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси, установленное решением Городской Думы. 3.Депутат Городской Думы имеет право запрашивать и бесплатно получать от учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории города, администрации города, районов и поселков, их должностных лиц, граждан информацию и документы, необходимые для деятельности Городской Думы. 4.Депутаты Городской Думы могут создавать по своей инициативе депутатские группы в составе не менее пяти депутатов. Права таких групп по участию в работе Городской Думы определяются Регламентом Городской Думы.
Ст. 22. Взаимоотношения Городской Думы с администрациями города, районов и поселков 1.Городская Дума осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к ее компетенции, и не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к компетенции администраций города, районов и поселков.
Городская Дума, осуществляя контроль за деятельностью администрации города, районов и поселков, не вправе вмешиваться в их финансово-хозяйственную и исполнительно-распорядительную деятельность. 2.Администрации города, районов и поселков и сел подконтрольны в своей деятельности Городской Думе и обязаны по официальному запросу депутатов Думы представлять информацию и документы, необходимые для рассмотрения Городской Думой.
Ст. 23. Взаимоотношения Городской Думы и органов территориального общественного самоуправления
Городская Дума содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координирует их деятельность. Представители органов территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях Городской Думы и участвовать в ее работе.
Ст. 24. Расходы на содержание Городской Думы 1.Смета расходов на содержание Городской Думы утверждается решением Городской Думы и включается отдельной статьей в бюджет города. 2.Правовое, информационное и материально-техническое обеспечение Городской Думы осуществляется администрацией города.
Глава 4.Администрация города
Ст. 25. Администрация города в системе городского самоуправления 1.Администрация города является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления в городе. 2.Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Оренбургской области, настоящим Уставом, решениями Городской Думы и Главы города.
Ст. 26. Должностные лица администрации города 1.Должностными лицами администрации города являются служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, работникам администрации, муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям. 2.Должностными лицами администрации города являются: Глава, а также назначаемые Главой первый заместитель Главы города, заместители главы администрации, управляющий делами, руководители структурных подразделений администрации города, главы районных и поселковых администраций. Информация о назначении Главой города должностного лица публикуется в средствах массовой информации с указанием общих сведений о профессиональной деятельности. 3.При назначении на должность должностные лица представляют Главе города декларацию о своих доходах. 4.Все должностные лица, назначаемые Главой города, слагают полномочия перед вновь избранным Главой города.
Ст. 27. Полномочия Главы администрации города - главы города 1.Глава администрации города является высшим должностным лицом в системе администрации города и на основе единоначалия руководит ее работой. 2.Все структурные подразделения и органы администрации города находятся в подчинении Главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним. 3.Глава города: а) по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения; б) утверждает структуру администрации города, ее органов и структурных подразделений, осуществляет общее руководство деятельностью администраций районов и поселков (сел), муниципальных предприятий и учреждений; в) не реже одного раза в год представляет населению и Городской Думе отчет о деятельности администрации города. Отчет публикуется в средствах массовой информации; г) утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, а также права и обязанности должностных лиц администрации города.
Ст. 28. Полномочия Главы администрации города по решению вопросов управления городом
Глава города: а) утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферой, организацией охраны общественного порядка и прав граждан; б) назначает глав администраций районов, поселков; в) заключает договоры и соглашения с государственными, профсоюзными и иными общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями об их участии в социально - экономическом развитии города; г) утверждает перечень объектов городской собственности, передача которых во владение, пользование, сдача в аренду и продажа осуществляется по постановлению Главы администрации города, принимает постановления по вопросам распоряжения указанными объектами; д) заключает договоры об объединении на добровольной основе средств предприятий, организаций, граждан и бюджета города для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; е) заключает договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции для нужд города за счет имеющихся у города валютных средств и на иной основе; ж) решает вопросы о создании муниципальных предприятий и учреждений, предприятий смешанных форм собственности и совместных предприятий с участием иностранных инвесторов; з) исполняет бюджет города, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета; и) устанавливает порядок размещения и принимает решения о размещении предприятий на территории города; к) принимает решения о предоставлении и изъятии земельных участков; л) принимает меры по обеспечению установленного порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, других массовых общественных мероприятий; м) в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка принимает постановления об осуществлении предусмотренных законом мер поддержания порядка, обеспечения безопасности людей и сохранению имущества; н) руководит гражданской обороной города; о) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством; п) решает вопросы правовой защиты хозяйств и предприятий городского управления, занимающихся производством, хранением, переработкой и реализацией продукции села.
Ст. 29. Контрольные полномочия Главы города
Глава города: а) отменяет противоречащие требованиям законодательства постановления, распоряжения, приказы глав районных и поселковых (сельских) администраций, руководителей структурных подразделений и органов администрации города; б) приостанавливает строительство и эксплуатацию объектов на территории города в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм, планов и правил застройки; в) предъявляет в суд требования о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории города, а также права органов городского самоуправления; г) ведет прием населения.
Ст. 30. Заместители главы администрации города 1.Первый заместитель Главы администрации города назначается на должность главой администрации города. В период отсутствия Главы города, его обязанности исполняет первый заместитель главы города. Должностные обязанности первого заместителя Главы города определяются Главой администрации города. 2.Заместитель главы администрации города назначается Главой администрации города. Полномочия заместителей главы администрации города определяются Главой администрации города.
Ст. 31. Взаимоотношения администрации города и администраций районов, поселков
Администрация города осуществляет общее руководство деятельностью администраций районов, поселков, координирует их деятельность.
По согласованию с администрацией района вправе делегировать администрации района часть своих полномочий.
Ст. 32. Взаимоотношения администрации города и органов территориального общественного самоуправления
Администрация города: а) оказывает содействие органам территориального общественного самоуправления и координирует их деятельность; б) по согласованию с органами территориального общественного самоуправления вправе делегировать им часть своих полномочий.
Ст. 33. Расходы на содержание администрации города
Смета расходов на содержание администрации города утверждается Главой администрации города, предусматривается отдельной статьей в бюджете города.
Ст. 34. Администрация города - юридическое лицо
Администрация города является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве полного хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном суда и третейском суде от своего имени, имеет свою печать и расчетный счет, имеет право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия.
Глава 5.Районная администрация
Ст. 35. Районная администрация в структуре городского самоуправления
Районная администрация является органом управления районом города и осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах своей компетенции на территории района.
Ст. 36. Глава районной администрации
Глава районной администрации, на основе единоначалия, осуществляет руководство деятельностью администрации, назначает на должность сотрудников администрации (должностных лиц) по согласованию с должностными лицами соответствующих структур городской администрации, формирует органы районной администрации, участвует в подготовке и обсуждении решений администрации города, представляет в администрацию города проект районного бюджета, информацию о деятельности районной администрации, исполнении бюджета, выполнение планов и программ.
Ст. 37. Компетенция районной администрации 1.Районная администрация осуществляет полномочия, закрепленные за ней законодательством Российской Федерации и правовыми актами Оренбургской области, настоящим Уставом, и иные полномочия, переданные районной администрации в установленном порядке. 2.Администрация района: а) утверждает планы и программы развития района; б) заключает договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, а также соглашения с профсоюзными и иными общественными организациями об их участии в социально - экономическом развитии района; в) содействует развитию предпринимательской деятельности на территории района; г) управляет районным муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовыми службами, муниципальными предприятиями торговли и общественного питания, службами благоустройства и озеленения, обеспечивает условия для функционирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, социальной защиты населения, физкультурно-спортивными объектами в пределах компетенции, определенной главой администрации города; д) разрабатывает, утверждает и исполняет районный бюджет; е) согласовывает планы застройки района; ж) ведет контроль за использованием земель в районе, состоянием застройки и благоустройства; з) оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите; и) управляет муниципальным имуществом, находящимся на территории района в пределах, определяемых Главой города; к) организует охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями.
Ст. 38. Структура районной администрации
Структура районной администрации утверждается главой районной администрации по согласованию с Главой города.
Ст. 39. Взаимоотношения районной администрации с органами территориального общественного самоуправления
Районная администрация оказывает содействие органам территориального общественного самоуправления и вправе делегировать им часть своих полномочий.
Ст. 40. Расходы на содержание районной администрации
Смета расходов на содержание районной администрации утверждается Главой районной администрации и включается отдельной статьей в бюджет района.
Глава 6.Поселковая (сельская) администрация
Ст. 41. Поселковая (сельская) администрация в структуре городского самоуправления
Поселковая (сельская) администрация является органом управления поселком и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории поселка (села) в пределах своей компетенции.
Ст. 42. Глава поселковой (сельской) администрации
Глава поселковой (сельской) администрации руководит деятельностью поселковой администрации на основе единоначалия, формирует поселковую администрацию и руководит ее работой.
Ст. 43. Компетенция поселковой (сельской) администрации 1.Поселковая (сельская) администрация осуществляет полномочия, закрепленные за ней законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, настоящим Уставом, и иные полномочия, переданные администрации поселка в установленном порядке. 2.Администрация поселка: а) утверждает планы и программы развития поселка (села); б) заключает договоры с предприятиями, учреждениями и организациями об их участии в социально-экономическом развитии поселка (села); в) управляет поселковым (сельским) жилищным фондом, коммунально-бытовыми службами, муниципальными предприятиями торговли и общественного питания, службами благоустройства и озеленения, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультурно-спортивными объектами; г) разрабатывает, утверждает и исполняет бюджет поселка (села); д) согласовывает планы застройки поселка (села); е) ведет контроль за использованием земель в поселке (селе), состоянием застройки и благоустройства; ж) оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите; з) управляет муниципальным, имуществом, находящимся на территории поселка (села), в пределах, определяемых Главой города; и) организует охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями.
Ст. 44. Расходы на содержание поселковой (сельской) администрации
Содержание поселковой (сельской) администрации осуществляется за счет средств, предусмотренных в поселковом (сельском) бюджете.
Глава 7.Территориальное общественное самоуправление
Ст. 45. Местные референдумы 1.На городской, районный и иные референдумы выносятся наиболее важные вопросы местного самоуправления. 2.Решения, принятые путем городского референдума, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Оренбурга государственными, муниципальными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Они могут быть отменены или изменены только по результатам соответствующего референдума или в ином установленном законодательством порядке.
Ст. 46. Собрание (сход) и конференция граждан 1.Общее собрание (сход) и конференция граждан по месту жительства являются формами непосредственного территориального общественного самоуправления. 2.Общие собрания (сходы) и конференции граждан созываются по инициативе граждан, органов территориального общественного самоуправления или администрациями города, районов, поселков, сел и деревень. 3.Общие собрания (сходы) и конференции граждан: а) избирают органы территориального общественного самоуправления и принимают Положения о них; б) избирают представителей в представительные собрания сел и поселков; в) утверждают программы деятельности органов территориального общественного самоуправление населения и отчеты об их исполнении по вопросам социально-экономического развития своей территории; г) решают другие вопросы, относящиеся к ведению органов территориального общественного самоуправления. 4.Общие собрания (сходы) и конференции граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны при наличии установленного представительства.
В общем собрании (сходе) принимают участие граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Ст. 47. Система территориального общественного самоуправления населения 1.Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).
Органы территориального общественного самоуправления образуются на базе микрорайонов (кварталов, улиц, территорий, домов и т.п.). 2.Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правом юридического лица с момента их регистрации в районной администрации. Регистрация осуществляется на основании Положения, заявления граждан, протокола общего собрания граждан, изъявивших желание создать органы территориального общественного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 3.Порядок создания органов территориального общественного самоуправления, срок полномочий и структура регулируются Положениями о них.
Ст. 48. Компетенция органов территориального общественного самоуправления 1.Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления осуществляются в соответствии со статьями 83, 84, 85, 86 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", а также на основании принятых Уставов. 2.Орган территориального общественного самоуправления: а) разрабатывает предложения в планы и программы экономического и социального развития территории; б) заслушивает отчеты руководителя органа территориального общественного самоуправления; в) вносит предложения о разгосударствлении и приватизации имущества, расположенного на территории; о переименовании улиц и площадей; об объявлении памятниками истории и культуры объектов, находящихся на территории, о передаче данных объектов в ведение или под охрану органа территориального общественного самоуправления; г) организует охрану и использование памятников истории и культуры, переданных в ведение органа территориального общественного самоуправления; д) организует рынки и ярмарки; е) осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного социального обслуживания населения территории; ж) организует работы по благоустройству и озеленению территории; з) принимает меры по организации отдыха, проведению мероприятий в области культуры и спорта; и) содействует внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества; к) вносит предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших правонарушения; л) принимает решение о предъявлении от имени органа территориального общественного самоуправления требования о признании недействительными актов органов управления, предприятий, учреждений, организаций; м) вносит предложения по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; н) определяет в соответствии со своим Положением штаты и порядок оплаты труда работников; о) осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции вышестоящих органов власти и управления. 3.По предложению органов территориального общественного самоуправления администрации города, районов и поселков могут устанавливать сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.
Ст. 49. Расходы на содержание органов территориального общественного самоуправления
Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных средств и бюджетных ассигнований, выделяемых соответствующими администрациями, а также за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности и добровольных взносов.
Ст. 50. Коллективные обращения (петиции) граждан 1.Жителям города обеспечивается право на коллективные обращения в органы местного самоуправления города Оренбурга.
Жители города вправе: а) вносить предложения о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к ведению Городской Думы или администрации; б) возбуждать в установленном порядке вопрос об отзыве депутата Городской Думы; в) возбуждать в установленном порядке вопрос об отзыве главы местного самоуправления; г) требовать отчета Городской Думы, ее депутатов, глав администраций. 2.Коллективные обращения граждан рассматриваются соответствующим органом местного самоуправления. Граждане, подавшие петицию, информируются о результатах рассмотрения.
Ст. 51. Право граждан присутствовать на заседании Городской Думы
Доступ жителей города на заседания Городской Думы свободен, кроме случаев, когда Городская Дума проводит закрытое заседание.
Ст. 52. Право жителей города участвовать в публичных слушаниях, проводимых органом местного самоуправления
Жители города вправе присутствовать и выступать в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления в связи с разработкой проектов планов бюджета, программ по другим вопросам, представляющие общественный интерес.
Ст. 53. Право гражданина быть выслушанным коллегиальным органом или должностным лицом
Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав и интересов на территории города, относящихся к ведению органов городского самоуправления, вправе быть выслушанным коллегиальным органом или должностным лицом, компетентным принять решение по его жалобе.
Глава 8.Собственность города
Ст. 54. Имущественные права органов городского самоуправления 1.Собственность города Оренбурга является достоянием населения города. 2.Муниципальная собственность формируется из объектов федеральной собственности и государственной собственности Оренбургской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 3.Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. 4.Любое имущество, созданное или приобретенное органами городского самоуправления за счет имеющихся у них средств либо полученное ими безвозмездно, включается в состав муниципальной собственности.
Ст. 55. Состав муниципальной собственности 1.В муниципальной собственности находится имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры, земельные участки, природные объекты (водоемы, леса, луга и др.), ценные бумаги и другие финансовые акты, предприятия и другие имущественные комплексы, учреждения образования, культуры, здравоохранения, а также имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения города. 2.Имущество, признанное бесхозным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включается в состав муниципальной собственности. 3.Администрация города ведет реестр муниципальной собственности, который публикуется в местной печати.
Ст. 56. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности 1.Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют администрации города, районов, поселков в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и Главой города. 2.Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения. 3.Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за учреждением, состоящим на муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.
Ст. 57. Муниципальные предприятия и порядок их создания 1.Муниципальное предприятие учреждается по решению администрации города. Администрация района по согласованию с администрацией города вправе учредить муниципальное предприятие за счет собственных средств и имущества. 2.Руководитель муниципального предприятия назначается на должность на контрактной основе в порядке, установленном администрацией города.
Ст. 58. Муниципальные учреждения и порядок их создания 1.Муниципальным является учреждение, образованное администрацией города и финансируемое преимущественно за счет средств бюджета города. 2.Руководитель муниципального учреждения назначается на должность на контрактной основе в порядке, установленном администрацией города.
Ст. 59. Муниципальный жилищный фонд 1.Муниципальный жилищный фонд города состоит из жилищного фонда, находящегося в собственности города, а также жилищного фонда, находящегося в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. 2.Управление жилищным фондом осуществляют администрации города, районов и поселков в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Ст. 60. Городские земли 1.Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов местного самоуправления. 2.В состав городских входят земли: городской застройки, общего пользования, занятые городскими лесами, сельскохозяйственного использования и иные угодья, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. 3.Порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также порядок распоряжения земельными участками на территории города утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 9.Бюджет и финансы
Финансовые ресурсы города состоят из бюджетных и внебюджетных ресурсов, валютных средств, кредитных и иных заемных средств, ценных бумаг, а также целевых средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации и бюджета Оренбургской области.
Ст. 62. Бюджет города и его структура 1.Единый бюджет города включает городской бюджет, районные, сельские и поселковые бюджеты. 2.В едином бюджете города устанавливается перечень закрепленных за районами, селами и поселками города собственных источников доходов, которые не подлежат изъятию и остаются в районных, сельских и поселковых бюджетах.
Ст. 63. Внебюджетные фонды 1.Городская Дума принимает решения об образовании внебюджетных фондов, утверждает положения о них. Источниками формирования средств фондов являются: - добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций на цели фондов; - штрафы за нарушения природоохранительного законодательства, за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством. 2.Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются согласно положениям о внебюджетных фондах.
Ст. 64. Финансовый год
Финансовым годам является календарный год.
Ст. 65. Порядок разработки и принятия бюджета и сметы расходования внебюджетных средств 1.Разработка проекта бюджета города и сметы расходования внебюджетных средств осуществляется администрацией города совместно с главами районных и поселковых администраций. Глава города принимает решение о разработке проекта бюджета города и сметы использования внебюджетных средств не позднее чем за три месяца до начала финансового года. 2.Не позднее чем за два месяца до начала финансового года Глава города направляет в Городскую Думу бюджетное послание.
Проект бюджета и сметы использования внебюджетных средств не позднее чем за один месяц направляется Главой города в Городскую Думу. 3.Бюджет города и смета расходования внебюджетных средств принимаются Городской Думой до начала финансового года.
Ст. 66. Содержание бюджета и сметы расходов внебюджетных средств 1.Бюджет содержит смету текущих доходов и расходов, а также бюджет капитальных вложений (бюджет развития). 2.Смета текущих доходов и расходов содержит доходы по источникам и расходы по статьям, включая расходы на управление, расходы на приобретение материалов, имущества и оборудования; средства, выделяемые районам и поселкам (селам) города, муниципальным предприятиям и учреждениям, органам территориального общественного самоуправления и дополнительные статьи расходов. 3.Бюджет капитальных вложений (бюджет развития) содержит перечень объектов капитального строительства, объемы капитальных вложений и их распределение по районам города. 4.Смета использования внебюджетных средств содержит сумму предполагаемых доходов по источникам и суммы предполагаемых расходов по направлениям использования. 5.Городская Дума формирует фонд кредитования под залог недвижимого имущества в целях ликвидации ветхого жилищного фонда, обеспечения жильем граждан с низким прожиточным уровнем, работников организаций, финансируемых из бюджета города. 6.Городская Дума может учреждать специальные фонды социальной защиты населения.
Ст. 67. Исполнение бюджета и сметы расходования внебюджетных средств
Бюджет города, районов и поселков исполняют соответственно администрации города, районов и поселков.
Ст. 68. Поправки к бюджету
Уточнения бюджета принимаются Городской Думой по представлению Главы города.
Ст. 69. Отчет об исполнении бюджета
Отчет об исполнении бюджета города и сметы использования внебюджетных средств за прошедший финансовый год представляются мэром города в Городскую Думу не позднее первого марта года, следующего за отчетным. Отчет публикуется в местной печати.
Ст. 70. Финансовые ресурсы районов, поселков (сел) города 1.Финансовые ресурсы районов и поселков города состоят из доходов по закрепленным источникам, дотаций и субвенций из бюджета города и внебюджетных средств. 2.Денежные средства районов, поселков (сел) города, полученные по закрепленным за ними источникам доходов, а также внебюджетные средства используются районами и поселками (селами) самостоятельно. 3.Отчет об использовании районных и поселковых бюджетов за прошедший финансовый год утверждается районными, поселковыми (селами) администрациями.
Глава 10.Городские налоги и сборы
Ст. 71. Городские налоги и сборы, порядок их принятия и введения в действие 1.Установление городских налогов и сборов осуществляется в соответствии с положениями о них. 2.В положениях о городских налогах и сборах определяется срок введения налога или сбора, срок его действия, перечень плательщиков налога или сбора, ставки налогообложения, льготы по налогообложению и другие условия введения налога или сбора, порядок взимания налогов и сборов. 3.Решение Городской Думы о введении налога или сбора и положения о них вступают в действие через две недели с момента их опубликования в местной печати.
Ст. 72. Учет и контроль уплаты налогов и сборов 1.Учет и контроль уплаты налогов осуществляется государственным налоговым органом по городу Оренбургу, а по отдельным сборам и неналоговым платежам - администрацией города. 2.О результатах поступления налоговых платежей и сборов в бюджет города начальник государственного налогового органа по городу Оренбургу ежемесячно письменно извещает Главу города и представляет материалы в средства массовой информации.
Глава 11.Гарантии городского самоуправления
Ст. 73. Ответственность органов местного самоуправления
Органы городского самоуправления осуществляют свою деятельность со своими структурными подразделениями на основе договоров, предусматривающих взаимную ответственность.
Органы городского самоуправления несут ответственность перед жителями территорий за своевременную выдачу зарплаты, пенсий, финансируемых из бюджета города.
Ст. 74. Обязательность исполнения решений органов городского самоуправления 1.Акты органов городского самоуправления, принятые в пределах их компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, действуют на соответствующей территории города Оренбурга и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Оренбурга государственными, муниципальными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. 2.Акты органов городского самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента подписания, если в них не оговорено иное. 3.Акты органов местного самоуправления могут быть отменены в судебном порядке. 4.Акты органов местного самоуправления, принятые в соответствии с полномочиями, переданными органами государственной власти и управления, могут быть отменены в установленном законодательством порядке этими органами. 5.За неисполнение актов органов городского самоуправления граждане и должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 75. Обеспечение законности на территории города 1.Органы городского самоуправления обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов граждан. 2.Граждане вправе обжаловать в суд и органы городского самоуправления решения должностных лиц города, если эти решения противоречат законодательству Российской Федерации, настоящему Уставу, нарушают права и законные интересы граждан.
За неисполнение и ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации и правовых актов Оренбургской области органы городского самоуправления несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ст. 77. Ограничения для должностных лиц органов городского самоуправления 1.Должностные лица администрации города и депутаты Городской Думы, работающие на постоянной основе, не имеют права: а) занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, а также в общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; б) заниматься предпринимательской деятельностью; в) состоять в органах управления предприятий, учреждений и организаций, получающих из местного бюджета средства для осуществления своей деятельности; г) получать доходы или вознаграждения от муниципальных предприятий или учреждений, а также иных предприятий, действующих на территории города, связанных с городским бюджетом, получением из него средств для своей деятельности, налоговыми либо иными финансовыми льготами.
Указанные запреты не распространяются на научную, педагогическую и иную творческую деятельность. 2.Нарушение требований настоящей статьи, если в них не содержится признаков административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния, влечет дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности. 3.Должностной оклад Главы города устанавливается решением Городской Думы.
Ст. 78. Социальные гарантии должностным лицам органов местного самоуправления
Должностным лицам органов местного самоуправления гарантируются социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Глава 12.Взаимоотношения Органов местного самоуправления с органами Государственной власти, общественными объединениями
Ст. 79. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти 1.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 2.Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления за исключением полномочий, переданных им в установленном порядке.
Ст. 80. Взаимоотношения органов местного самоуправления с общественными объединениями
Органы местного самоуправления города взаимодействуют с профсоюзами и другими общественными объединениями, организациями, благотворительными фондами, движениями и партиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 13.Досрочное прекращение полномочий городской думы, депутатов думы, главы местного самоуправления и должностных лиц органов городского самоуправления
Ст. 81. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы 1.Полномочия Городской Думы прекращаются досрочно: а) в случае самороспуска Городской Думы при условии, что за самороспуск проголосовало не менее трех четвертей от общего количества депутатов Думы; б) в случае признания незаконными выборов более половины от общего числа депутатов Думы; в) по результатам референдума о роспуске Городской Думы; г) если Городская Дума более четырех месяцев не может принять решения из-за отсутствия кворума на заседаниях Городской Думы. 2.Решение о роспуске Городской Думы по пп. 1, 2, 3, 4 принимает глава местного самоуправления - глава города. 3.В случае досрочного прекращения полномочий Городской Думы в срок не более одного месяца в установленном законодательством порядке Глава города принимает решение о выборах в Городскую Думу. Глава города назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Оренбургская Городская Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Ст. 82. Досрочное прекращение полномочий Депутата Городской Думы 1.Полномочия депутата Думы прекращаются: а) при добровольном сложении полномочий; б) при утрате депутатом Думы гражданства Российской Федерации; в) при выезде депутата Думы на постоянное место жительства и работу за пределы территории и невозможности в связи с этим исполнения своих полномочий; г) в случае признания незаконными выборов; д) по результатам голосования об отзыве депутата Думы; е) при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Думы или при условии признания его недееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; ж) в случае прекращения полномочий Городской Думы. 2.В случае досрочного прекращения полномочий депутата Городская Дума может объявлять досрочные выборы депутата Думы взамен выбывшего.
Ст. 83. Досрочное прекращение полномочий Главы города 1.Полномочия Главы города прекращаются досрочно: а) на основании личного заявления о сложении полномочий; б) при утрате Главой города гражданства Российской Федерации; в) при выезде Главы города на постоянное место жительства и работу за пределы территории города; г) в случае выражения недоверия главе города и его отзыва по результатам референдума; д) в случае признания незаконными выборов главы города; и) при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Главы города или признании Главы города недееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 2.В случае выражения недоверия принимается решение о проведении референдума об отзыве Главы города. 3.В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Городская Дума в срок не более одного месяца назначает выборы Главы города. 4.В случае досрочного прекращения полномочий Главы города его полномочия до вступления в должность вновь избранного Главы города осуществляет первый заместитель Главы города.
Глава 14.Изменение устава
Ст. 84. Порядок внесения изменений в Устав 1.Предложения об изменении Устава могут быть внесены жителями города, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории города, должностными лицами органов местного самоуправления, районными, поселковыми администрациями, органами территориального общественного самоуправления. 2.Предложения об изменениях Устава рассматриваются главой местного самоуправления и Городской Думой.
Ст. 85. Принятие изменений к Уставу
Изменения к Уставу принимаются, если за них проголосовало не менее трех четвертей от общего числа депутатов Думы либо референдумом.
Глава 15.Переходные положения
Ст. 86. Глава администрации - глава местного самоуправления 1.Глава администрации города, назначенный на должность до принятия настоящего Устава в соответствии с законодательством Российской Федерации, является главой местного самоуправления. 2.Глава администрации города, назначенный на должность, осуществляет свои полномочия главы местного самоуправления до вступления в должность избранного Главы города. 3.В случае прекращения полномочий назначенного на должность главы администрации города объявляются выборы Главы города в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.В случае досрочного прекращении полномочий назначенного на должность главы администрации города его полномочия до вступления в должность избранного Главы города осуществляет первый заместитель главы администрации города.