Омская область
Решение от 09 декабря 2009 года

О признании жалобы частично обоснованной

По делу № 03-10.1/185-2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области
09 декабря 2009 года
    Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
    Шарова В.А. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
    Шмаковой Т.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
    Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
    Кусановой Ш.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
    Иванченко О.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
    Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
    рассмотрев жалобу ООО «Корпорация «СибИндастри» (далее – заявитель, Общество) на действия Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук и его постоянно действующей комиссии (далее – заказчик, единая комиссия) при проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции бытовых помещений корпуса № 71ОЭТУМ ИППУ СО РАН (ул. Рельсовая, 28) (далее – открытый аукцион),
    в присутствии представителей:
    заявителя – Ереминой Натальи Николаевны (доверенность от 15.11.2009);
    заказчика – Алфимова Александра Юрьевича (доверенность от 23.11.2009); Кузенкова Сергея Ивановича, начальника ОРСР (доверенность от 04.12.2009),
    1.В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 7479-03 от 02.12.2009) на действия заказчика и его единой комиссии о нарушениях требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон «О размещении заказов») при проведении открытого аукциона.
    Заявитель не согласен с тем, что единая комиссия в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 6 ОА от 01.12.2009 указала, что «дата получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не соответствует срокам установленным законом» (далее – ЕГРЮЛ).
    Заявитель полагает, что заказчик необоснованно установил требование об обязательном включении в состав заявки на участие в открытом аукционе разработанную заказчиком форму Анкеты, т.к. это противоречит требованиям части 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов».
    По мнению Общества, повторное решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе по причине «несоответствия данных, указанных в анкете участника аукциона, данным в выписке из ЕГРЮЛ» (протокол 6/1 ОА от 01.12.2009) также является неправомерным, поскольку частью 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» не предусмотрено предоставление сведений о постановке на учет в налоговом органе с указанием регистрационных данных (о дате, месте и органе, выдавшем свидетельство о государственной регистрации).
    Из жалобы следует, что заказчик неправомерно установил в пункте 12 Информационной карты аукциона (далее – ИКА) требования о необходимости обязательного ознакомления и присутствия участников размещения заказа до подачи заявок на участие в аукционе для подготовки обоснованного аукционного предложения.
    Заявитель указал в жалобе, что установленные в пункте 17 ИКК сроки заключения государственного контракта противоречат действующему законодательству о размещении заказов, т.к. сокращение срока подписания государственного контракта является нарушением прав участников размещения заказа.
    Также заявитель считает, что в нарушение требований части 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» в Приложении 2 к заявке на участие в аукционе заказчиком установлено требование о включении в состав заявки аукционного предложения, разработанного на основе сметы, составленной с применением сборников ТЕР, ФЕР сметно-нормативной базы 2001 года с применением накладных расходов и сметной прибыли согласно МДС и Письма от 18.11.2004 № АП 5536/06, включая дополнения и пояснения к нормам.
    2.По запросу Омского УФАС России (исх. № 03-4656 от 02.12.2009) заказчиком представлены материалы открытого аукциона.
    09.11.2009 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» заказчик разместил Извещение о проведении открытого аукциона и документацию об аукционе.
    Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 6 ОА и № 6/1 ОА от 01.12.2009 было подано шесть заявок на участие в открытом аукционе, при этом единая комиссия не допустила трех участников размещения заказа к участию в аукционе.
    В соответствии с протоколом аукциона № 6 ОА от 03.12.2009 победителем признано ООО «СибЭлектроСтрой».
    Также представители заказчика представили Комиссии копию государственного контракта № 09-12-03у от 07.12.2009 на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению ИППУ СО РАН (ул. Рельсовая, 28), заключенного с ООО «СибЭлектроСтрой».
    3.Рассмотрев жалобу заявителя, представленные материалы и пояснения представителей сторон, в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов», Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
    3.1.Комиссия установила, что решение единой комиссии, указанное в протоколе № 6 ОА от 01.12.2009 о том, что дата получения выписки из ЕГРЮЛ не соответствует срокам установленным законом, было изменено в протоколе № 6/1 ОА от 01.12.2009, согласно которому единая комиссия приняла решение «внести изменения в ранее опубликованный протокол № 6 ОА от 01.12.2009 года рассмотрения заявок на участие в аукционе на «Выполнение работ по реконструкции бытовых помещений корпуса № 71 ОЭТУМ ИППУ СО РАН (ул. Рельсовая, 28)» в части оснований отклонения заявки участника».
    Основанием для отклонения заявки Общества на участие в открытом аукционе послужило «предоставление недостоверной информации в части указания органа государственной регистрации - несоответствие данных указанных в анкете участника аукциона данным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц».
    В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены в документации об аукционе.
    Частью 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» установлен перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе.
    В силу части 3 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений не допускается.
    В приложении № 1 к заявке на участие в аукционе документации об аукционе заказчик установил форму «Анкета участника размещения заказа» (далее – Анкета).
    По мнению Комиссии, установление в документацию об аукционе требования о предоставлении в составе заявки указанной формы, не противоречит части 1 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов», при условии включения в нее требований о предоставлении участниками размещения заказа сведений, предусмотренных частью 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов».
    В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» заявка на участие в аукционе должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый индекс (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
    Комиссия считает, что в нарушение части 2 статьи 35 настоящего Федерального закона заказчиком установлены обязательные требования о включении в Анкету участниками размещения заказа сведений: «Предыдущие полные и сокращенные наименования организации с указанием даты переименования и подтверждением правопреемственности» (пункт 2), «Регистрационные данные» (пункт 3), «Банковские реквизиты» (пункт 6), «Сведения о выданных участнику размещения заказа лицензиях, необходимых для выполнения обязательств по государственному контракту» (пункт 7).
    Единая комиссия в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов» рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
    Изучив оригиналы заявок участников размещения заказа Комиссия установила, что в заявке Общества, в пункте 3 Анкеты указано «Свидетельство о постановке на учет выдано ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска». При этом в пункте 30 выписки из ЕГРЮЛ «Сведения об образовании юридического лица» указано: «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области».
    Таким образом, установление заказчиком требований о предоставлении участниками размещения заказа непредусмотренных Федеральным законом сведений об участнике размещения заказа послужили причиной отказа в допуске Общества к участию в открытом аукционе.
    3.2.В пункте 12 ИКК и примечании к форме заявки на участие в открытом аукционе заказчиком установлено не предусмотренное законодательством требование о необходимости обязательного ознакомления участника размещения заказа с объектами производства работ по предмету контракта до подачи заявки на участие в аукционе в целях подготовки обоснованного аукционного предложения; ознакомления с имеющейся документацией, сбор исходных данных об объектах, согласования по материалам, конкретизация характера и условий выполнения работ.
    Согласно части 6 статьи 32 Федерального закона «О размещении заказов» при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускается.
    По мнению Комиссии, установление указанного требования противоречит данной норме.
    3.3.Согласно части 2.1 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
    Комиссия считает, что в нарушение части 2.1 статьи 34, частей 2 и 3 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов» заказчиком неправомерно установлены:
    - в пунктах 8 и 9 Приложения № 2 к заявке на участие в аукционе требования к участникам размещения заказа о необходимости описания ими сведений о материально-технических ресурсах (оборудование, инвентарь, приборы, инструменты и материалы), а при отсутствии необходимых ресурсов описать схемы их получения или приобретения, кадровых ресурсов, их квалификация с документальным подтверждением;
    - в пункте 1 Приложения № 2 к заявке на участие в аукционе «Предложение по организации и качеству выполнения работ» требование о включении в состав заявки аукционного предложения о качественных и количественных характеристиках выполняемых работ, разработанных на основе сметы, составленной с применением сборников ТЕР, ФЕР сметно-нормативной базы 2001 года с применением накладных расходов и сметной прибыли согласно МЖС и Письмом от 18.11.2004 № АП 5536/06, включая дополнения и пояснения к нормам. Предлагаемое участником в аукционной заявке Описание видов и объемов выполняемых работ представляется в виде сметы, в которой участник размещения заказа вправе не указывать показатель итоговой стоимости работ, материалов, применяемых коэффициентов пересчета цен, начислений и другие цены. В этом случае в локальных сметах должны быть указаны перечень и объемы выполняемых работ с указанием номера единичной расценки на каждый вид предлагаемых работ, должны быть указаны предлагаемые для работы материалы, должны быть указаны неценовые значения коэффициентов пересчета цен и других начислений»; при этом в пункте 4.1 проекта государственного контракта указано, что для обеспечения выполнения исполнителем работ, предусмотренных настоящим государственным контрактом, заказчик обязуется передать исполнителю до начала производства работ проектно-сметную документацию с необходимыми согласованиями.
    3.4.В соответствии с частью 1.1 статьи 38 Федерального закона «О размещении заказов» государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.
    В нарушение указанной нормы заказчик установил в пункте 17 ИКК срок заключения контракта – в течение не менее десяти дней, но не более 15 дней со дня подписания протокола аукциона. При этом для участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта – в течение пяти дней со дня получения от заказчика проекта контракта.
    4.При рассмотрении жалобы Комиссия не ограничена ее доводами, проверяет размещение заказа в полном объеме.
    В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» Комиссия установила следующее:
    4.1.В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов» протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
    В нарушение указанной нормы, в протоколах № 6 ОА и № 6/1 ОА от 01.12.2009 отсутствуют сведения о положениях настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе.
    4.2.Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона «О размещении заказов» протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня следующего после дня подписания указанного протокола.
    Комиссия установила, что в нарушение указанной нормы протокол аукциона № 6 ОА от 03.12.2009 размещен на официальном сайте в день его подписания - 03.12.2009.
    4.3.В нарушение части 1.1 статьи 38 Федерального закона «О размещении заказов» ранее установленного срока заказчик 07.12.2009 заключил государственный контракт № 09-12-03у на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению ИППУ СО РАН (ул. Рельсовая, 28).
    Учитывая изложенное и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», пунктами 5.4, 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324, зарегистрированного в Минюсте РФ 24.01.2007 № 8842, пунктами 3.32 и 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, зарегистрированном в Минюсте России 10.12.2007 № 10661, Комиссия
    1.Признать частично обоснованной жалобу ООО «Корпорация «СибИндастри» на действия Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук и его постоянно действующей комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции бытовых помещений корпуса № 71ОЭТУМ ИППУ СО РАН (ул. Рельсовая, 28).
    2.Признать в действиях Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук и его единой комиссии нарушение части 6 статьи 32, частей 2.1 и 8 статьи 34, частей 2 и 3 статьи 35, части 3 статьи 36, части 8 статьи 37, части 1.1 статьи 38 Федерального закона «О размещении заказов», в связи с заключением государственного контракта предписание не выдавать.
    3.Передать материалы дела № 03-10.1/185-2009 должностному лицу Омского УФАС Росси для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (утверждение документации об аукционе не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов) и части 1.2 статьи 7.32 КоАП РФ (нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения государственного контракта) в отношении директора Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук Лихолобова В.А.
    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель Комиссии
    В.А.Шаров
    Заместитель Председателя Комиссии
    Т.П.Шмакова
    Члены Комиссии:
    А.В.Вормсбехер
    Ш.М.Кусанова
    О.И.Иванченко
    А.Н.Шевченко