Омская область
Решение от 30 июня 2010 года

О признании жалобы обоснованной

По делу № 03-10.1/79-2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области
30 июня 2010 года
    Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
    Шмаковой Т.П. – и.о. заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
    Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
    Иванченко О.И. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
    Шевченко А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
    рассмотрев жалобу Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (далее – Заявитель, ГПОО «Омский центр ТИЗ») на действия Бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» и его единой комиссии (далее – единая комиссия, Заказчик) при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на землю под автомобильными дорогами Оконешниково - Черлак, Черлак - Джартаргуль (далее – открытый аукцион),
    в присутствии <...>,
    1.В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 4068-03 от 23.06.2010) на действия единой комиссии.
    Заявитель полагает, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов») отказав ему в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием в составе заявки на участие в аукционе лицензии на осуществление картографической деятельности.
    2.По запросу Омского УФАС России (исх. № 03-2419 от 23.06.2010) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа, а также уведомление о приостановлении размещения заказа (вх. № 4133 от 25.06.2010).
    20.05.2010 на официальном сайте в сети «Интернет» www.omskportal.ru Заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона.
    Согласно протоколу рассмотрения заявок № 13А-2010 от 22.06.2010 поступило шесть заявок, трем участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
    Победителем признано ООО «Национальный земельный фонд» (протокол аукциона № 13А-2010 от 23.06.2010).
    3.Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы и пояснения представителей сторон, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов», Комиссия считает жалобу обоснованной в связи со следующим.
    Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О размещении заказов» установлено, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
    На основании пункта 10 части 4 статьи 22 и части 4 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
    Подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 10 документации об аукционе и подпунктом «б» пункта 5 информационной карты установлено требование об обязательном представлении участниками размещения заказа «лицензий на выполнение геодезической и картографической деятельности по видам работ в соответствии с приказом Минтранса РФ от 6 мая 2008 года № 74».
    В силу части 1 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
    Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.06.2010 № 13А-2010 Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием в составе заявки лицензии на осуществление картографической деятельности.
    Изучив оригинал заявки Заявителя, Комиссия установила, что в составе его заявки представлена лицензия на осуществление геодезической деятельности от 26.04.2010 № ЗСГ-00807Г, включающая в себя разрешение на выполнение кадастровых работ, являющихся предметом контракта, лицензия на осуществление картографической деятельности в составе заявки не была представлена.
    Вместе с тем, Комиссия считает, что Заявитель соответствовал требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение кадастровых работ, являющихся предметом данного открытого аукциона.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровыми работами являются работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе. Выполнение кадастровых работ является кадастровой деятельностью.
    На основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2011 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладавшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2008) правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
    По мнению Минэкономразвития Российской Федерации (письмо от 07.09.2009 № Д23-2903), к лицам, считающимся кадастровыми инженерами, относятся субъекты права, которые были зарегистрированы в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке до 1 марта 2008г. и обладали на эту дату правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
    Запись о создании ГП «Омский центр ТИЗ» внесена в единый государственный реестр юридических лиц 12.04.2005. В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГП «Омский центр ТИЗ» предметом деятельности предприятия является осуществление комплекса работ по проведению землеустройства.
    При этом ни Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», ни Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено ни лицензирование деятельности по землеустройству, ни кадастровой деятельности.
    В тоже время в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков определяются координаты характерных точек границ таких земельных участков.
    В силу статьи 1 Федерального закона от 26.12.95 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности, которая подлежит лицензированию на основании статьи 12 указанного Федерального закона, пункта 42 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705.
    Таким образом, поскольку в соответствии с действующим законодательством в рамках кадастровой деятельности осуществляется геодезическая деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, то участники размещения заказа были обязаны представить лицензию на осуществление геодезической деятельности (данное обстоятельство подтверждается также письмом Минэкономразвития Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.10.2009 № 14-7870-ВК).
    Вместе с тем, по мнению Комиссии, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов» Заказчик неправомерно установил требование о представлении участниками размещения заказа лицензии на выполнение картографической деятельности «в соответствии с приказом Минтранса РФ от 6 мая 2008 года № 74».
    Данным приказом введены в действие Рекомендации по отнесению работ к геодезической и картографической деятельности при организации работ по лицензированию (далее - Рекомендации), причем работы по ведению кадастров отнесены только к геодезическим работам (подпункт 12 пункта 1 Рекомендаций).
    Более того, состав кадастровых работ и отчетных материалов, установленных пунктами 4-11 Технического задания, позволяет сделать вывод о том, что ни данные работы, ни результаты этих работ не подпадают под виды работ, которые можно отнести к картографическим работам в соответствии с пунктом 2 Рекомендаций.
    При этом Комиссия отмечает, что требование о предоставлении участниками размещения заказа лицензии на осуществление картографической деятельности могло быть установлено Заказчиком только в том, случае, если лицензии выдавались участникам на основе Перечня конкретных видов работ, входящих в состав лицензируемой геодезической (картографической) деятельности, утвержденного приказом Роскартографии от 05.07.2002 № 95-пр (сравнительный анализ с рекомендациями приведен в письме Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства геодезии и картографии от 26.01.2009 № 5/1-05-167), в соответствии с пунктом 8 которого ведение кадастров было отнесено к картографической деятельности.
    Учитывая изложенное, единая комиссия в нарушение пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О размещении заказов» отказала Заявителе в допуске к участию в открытом аукционе.
    4.При рассмотрении жалобы Комиссия не ограничена ее доводами, проверяет размещение заказа в полном объеме.
    В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» Комиссия установила следующее:
    4.1.Статьей 34 Федерального закона «О размещении заказов» установлены требования к содержанию документации об аукционе.
    Статья 19 документации об аукционе, разработанной Заказчиком, содержит не предусмотренное статьей 34 настоящего Федерального закона условие о возможности внесения участниками размещения заказа изменений в заявку на участие в аукционе.
    4.2.Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.06.2010 № 13А-2010 участнику размещения заказа ООО «Сибирская земля» отказано в допуске к участию в аукционе. Одним из оснований отказа является представление недостоверной информации «указана различная информация о сведениях об учредителях (приказ о назначении директора и в выписке из ЕГРЮЛ)».
    Изучив оригинал заявки на участие в аукционе ООО «Сибирская земля», Комиссия установила, что в составе заявки представлен протокол общего собрания учредителей ООО «Сибирская земля» от 01.02.2010 № 12 о назначении директором общества Пыхтеева М.А. Участниками общества указаны Волошин Алексей Николаевич и Пыхтеев Михаил Анатольевич.
    Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.05.2010 участниками общества являются Волошина Елена Николаевна и Пыхтеев Михаил Анатольевич.
    В соответствии с пунктом 1.3 Устава общества, утвержденного 24.10.2008, участниками общества являются Волошин Алексей Николаевич и Пыхтеев Михаил Анатольевич.
    Исходя из содержания указанных документов, Комиссия делает вывод, что на момент подписания протокола общего собрания участником общества мог являться Волошин Алексей Николаевич, а в мае 2010 года им могла быть Волошина Елена Николаевна, о чем свидетельствует выписка из протокола общего собрания участников от 07.06.2010 № 12/1 «Об участии в аукционе», в соответствии с которой участниками также являются Волошина Елена Николаевна и Пыхтеев Михаил Анатольевич.
    Комиссия считает, что представленные сведения нельзя расценивать как «недостоверные» и единая комиссия неправомерно отказала ООО «Сибирская земля» в допуске к участию в аукционе по указанному основанию, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О размещении заказов».
    4.3.В соответствии с пунктом 3 Извещения о проведении открытого аукциона предметом государственного контракта является выполнение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на землю под автомобильными дорогами Оконешниково - Черлак, Черлак – Джартаргуль в соответствии с техническим заданием.
    Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
    В силу части 5 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» проект государственного или муниципального контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе.
    В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов» в пункте 1.1 проекта контракта указано, то предметом контракта является «выполнение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на землю под автомобильной дорогой Ивановка - Южно-Подольск – Соляное, расположенной в Черлакском муниципальном районе Омской области».
    Учитывая изложенное и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов», пунктами 5.4, 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324, зарегистрированного в Минюсте РФ 24.01.2007 № 8842, пунктами 3.32 и 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, зарегистрированном в Минюсте России 10.12.2007 № 10661, Комиссия
    1.Признать обоснованной жалобу ГПОО «Омский центр ТИЗ» на действия Бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» и его единой комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на землю под автомобильными дорогами Оконешниково - Черлак, Черлак – Джартаргуль.
    2.Признать в действиях Бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 1 части 1 статьи 12, части 6 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов».
    3.В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» выдать Бюджетному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.