-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Омская область
Решение от 01 июля 2010 года
О признании жалобы обоснованной
По делу № 03-10.1/80-2010
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области
01 июля 2010 года
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. – и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Иванченко О.И. – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО «Электротехсервис» (далее – заявитель, Общество) на действия единой комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Омской области (далее – единая комиссия, заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту (электромонтажные работы) административного здания Управления ФСКН России по Омской области (далее – открытый аукцион),
в присутствии представителей:
заказчика – <...>, начальника отдела материально-технического обеспечения (доверенность от 01.07. 2010); <...>, начальника правовой группы (доверенность от 30.06.2010); <...>(доверенность от 30.06.2010);
заявителя – <...>, директора Общества,
1.В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 4112-03 от 25.06.2010) на действия заказчика и его единой комиссии при проведении открытого аукциона.
Из жалобы следует, что единая комиссия необоснованно признала первую часть заявки на участие в открытом аукционе не соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку Общество не предоставило подтверждение того, что является субъектом малого предпринимательства.
Заявитель утверждает, что заявка содержала письмо, подтверждающее факт отнесения Общества к субъектам малого предпринимательства.
В связи с указанным, заявитель просит отменить решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
2.По запросу Омского УФАС России (исх. № 03-2481 от 28.06.2010) заказчиком были представлены материалы размещения заказа.
25.05.2010 на сайте http://sberbank-ast.ru заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона № 201005/12642/12661 в электронной форме и документацию об аукционе.
Согласно протоколу заседания единой комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе № 2 от 18.06.2010 в открытом аукционе приняло участие два участника размещения заказа, при этом единая комиссия приняла решение о признании первой части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Из протокола заседания единой комиссии по подведению итогов открытого аукциона № 2 от 21.06.2010 следует, что в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов» открытый аукцион признан несостоявшимся.
Представители заказчика проинформировали Комиссию, что единая комиссия при принятии своего решения исходила из того, что оператор электронной площадки представил информацию о декларировании участником размещения заказа № 1 о том, что он относится к субъектам малого предпринимательства, при этом об участнике № 2 такая информация отсутствовала, поэтому руководствуясь статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов» приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
Представитель заявителя сообщил Комиссии, что все документы, подтверждающие отнесение Общества к субъектам малого предпринимательства были направлены заказчику во второй части заявки на участие в аукционе и считает необоснованным действия единой комиссии.
3.Рассмотрев жалобу заявителя, представленные материалы и пояснения представителей сторон, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов», Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В извещении о проведении открытого аукциона от 25.05.2010 было указано, что право на заключение государственного контракта имеют исключительно субъекты малого предпринимательства.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов» при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, их соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
По мнению Комиссии, требования статьи 15 настоящего Федерального закона при проведении данного аукциона как раз и относятся к «требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов».
Частью 2 статьи 15 Федерального закона «О размещении заказов» предусмотрено, что размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляются в порядке, предусмотренном главами 2 – 4 настоящего Федерального закона, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в торгах или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.8 Федерального закона «О размещении заказа» первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.
В силу части 7 статьи 41.8 Федерального закона «О размещении заказа» требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений не допускается.
Аналогичное требование к содержанию первой части заявки заказчик определил в пункте 2.2.2.1 документации об аукционе и в подпункте «ж» пункта 19 информационной карты аукциона документации об аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 главы 3.1 настоящего Федерального закона «О размещении заказов» участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказа» отказ в допуске к участию в открытом аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Из письма Минэкономразвития Российской Федерации № 13497-АП/Д05 от 18.08.2009 и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/27510 от 17.08.2009, следует, что если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать соответствие данным требованиям. Если в заявке на участие в торгах участник размещения заказа не продекларировал соответствие требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах.
В подпункте 7 пункта 2.2.3 документации об открытом аукционе заказчик установил, что во второй части заявки на участие в открытом аукционе «… участникам размещения заказа, необходимо обязательно декларировать сведения соответствия пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ».
Учитывая изложенное, Комиссия считает неправомерным решение единой комиссии о признании первой части заявки Общества на участие в открытом аукционе требованиям документации об аукционе, поскольку из представленных заказчиком материалов следует, что Общество выразило свое согласие, указав в первой части заявки следующее: «Изучив документацию об открытом аукционе, участник размещения заказа подтверждает, что согласен на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и направляет настоящую заявку на участие в аукционе».
Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что в нарушение части 5 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказа», единая комиссия необоснованно отказала Обществу в допуске к участию в открытом аукционе, признав первую часть заявки не соответствующей документации об аукционе, в результате чего, открытый аукцион признан несостоявшимся.
4.При рассмотрении жалобы Комиссия не ограничена ее доводами, проверяет размещение заказа в полном объеме. В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов», Комиссия установила следующее.
В пункте 18 информационной карты аукциона заказчиком установлено: «При выполнении дополнительного объема робот, заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении работ, заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом».
По общему правилу, установленному частью 4.1 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов», цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев прямо указанных в данной норме. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
При этом, в частности, частью 6 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» установлен исчерпывающий перечень работ и услуг, в ходе выполнения которых заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом, в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией.
Таким образом, пункт 18 информационной карты аукциона нарушает требования частей 4.1, 5 и 6 Федерального закона «О размещении заказов».
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов», пунктами 5.4, 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324, зарегистрированного в Минюсте РФ 24.01.2007 № 8842, пунктом 3.32 и 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, зарегистрированном в Минюсте России 10.12.2007 № 10661, Комиссия
1.Признать обоснованной жалобу ООО «Электротехсервис» на действия единой комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме для субъектов малого предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту (электромонтажные работы) административного здания Управления ФСКН России по Омской области.
2.Признать в действиях Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Омской области и его единой комиссии нарушение части 4.1, 5 и 6 статьи 9, части 5 статьи 41.9 Федерального закона «О размещении заказов».
3.В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов» выдать Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Омской области и его единой комиссии выдать предписание об аннулировании торгов
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.