Омская область
Информация от 25 декабря 2002 года

Дело N ВД-07-72 по признакам нарушения законодательства о рекламе

Принята
Костромским Территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
25 декабря 2002 года
    (в изложении)
    Костромским антимонопольным управлением была выявлена реклама ООО "С", о чем были составлены два акта проверок, сделаны фотоснимки. Текстовое и изобразительное оформление наружных витрин, кронштейна и афиши предстоящей презентации в помещении ООО "С" новой водки с аналогичным названием имели признаки нарушения следующих Федеральных законов:
    1.Закона "О рекламе", поскольку:
    - ст. 5 (п. 2) не допускается реклама на иностранном языке, за исключением зарегистрированных товарных знаков;
    - ст. 7 не допускается использование в рекламе терминов в превосходной степени (в том числе термина "самый", использованного в афише в словосочетании "Приди и попробуй самой клубной, продвинутой, прогрессивной водки "С"), если их достоверность невозможно подтвердить документально;
    - ст. 16 не допускается использование в рекламе алкогольных напитков и табачных изделий (оформление витрины, афиша презентации водки) демонстрации процессов употребления этих товаров, использование образов физических лиц в возрасте до 35 лет, а также размещение рекламы вышеназванных товаров в детском учреждении (детский клуб "С", афиша мероприятий которого расположена рядом с афишей презентации водки) и ближе 100 метров от детских и медицинских учреждений (кинотеатр "N" и аптека N N).
    2.Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, статьей 17 которого реклама алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15% от объема готовой продукции (в том числе, водки) допускается только на территории организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции. Причем, таким образом, чтобы реклама не была видна за пределами этой территории и, следовательно, не оказывала воздействие на потребителей рекламы.
    По вышеперечисленным признакам нарушения законодательства о рекламе управлением было возбуждено дело в отношении ООО "С". В установленный срок обществом были представлены все затребованные документы и письменное объяснение по выявленным признакам нарушения законодательства о рекламе. В этом объяснении директор ООО "С" признает нарушение статей 5 (п. 2), 7 и 16 Федерального закона "О рекламе" и статьи 17 (п. 1) Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" при распространении рекламы услуг общества и презентации водки. Однако нарушение ст. 16 (п. 1) закона "О рекламе" в части запрещения демонстрации в рекламе употребления алкогольных напитков и табачных изделий и использования образов физических лиц в возрасте до 35 лет директор общества не признает. Также директор сообщает, что детский клуб "С" не является отдельной организацией, не имеет своего помещения, а является лишь названием одного из дней в работе ООО "С".
    Комиссия не согласилась с данными доводами, поскольку:
    - фотодокументы и акт проверки свидетельствуют, что в рекламе присутствует изображение физических лиц в возрасте до 35 лет - молодого человека и девушки. При этом, последняя демонстрирует процесс курения и употребления алкоголя. Кроме того, в витрине изображен широкий ассортимент алкогольных напитков;
    - документальных доказательств обратного директором общества представлено не было;
    - отсутствие отдельной организации и самостоятельного помещения детского клуба "С" не исключает проведения мероприятий для детей, что документально подтверждается объяснением директора общества. Афиша мероприятий указанного клуба, адресованная несовершеннолетним, располагается рядом с афишей презентации водки и в непосредственной близости от витрины, где демонстрируется процесс употребления алкоголя и табачного изделия. Таким образом, реклама алкогольных напитков и табакокурения воздействует на несовершеннолетних, посещающих или имеющих намерение посетить мероприятия ООО "С". Кроме того, эта реклама воздействует на аналогичную категорию посетителей детского кинотеатра "N", а также посетителей аптеки N N, то есть организаций, расположенных ближе 100 метров от вышеуказанной рекламы, что не допускается ст. 16 (п. 1) закона "О рекламе".
    Руководствуясь п. 1 ст. 26 закона "О рекламе" и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел, Комиссия приняла решение признать ООО "С" нарушившим статьи 5 (п. 2), 7 и 16 (п. 1) закона "О рекламе" и статью 17 (п. 1) закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" при распространении наружной рекламы. ООО "С" было выдано предписание о прекращении нарушений законодательства о рекламе в месячный срок. Ходатайство об увеличении этого срока до полугода Комиссией отклонено, поскольку наружная реклама расположена в центральной части города и оказывает неблагоприятное воздействие на широкий круг потребителей, в том числе - несовершеннолетних.
    В настоящее время ООО "С" предписание выполнило.
    Комиссия Костромского ТУ МАП России
    по рассмотрению дела о нарушениях
    законодательства о рекламе