Омская область
Решение от 09 июля 2003 года № 04-16/266

По делу N 04-16/266 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке

Принято
Костромским Территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
09 июля 2003 года
    (извлечение) от 9 июля 2003 г. г. Кострома
    Комиссия Костромского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 04-16/266 по признакам нарушения ОАО "К" п. 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
    В управление обратилась администрация г. К с заявлением по факту отказа ОАО "К" от исполнения с 01.04.2003 и расторжении с 01.05.2003 договора N... от 01.08.2002 на поставку тепловой энергии в горячей воды. По мнению заявителя, действия ОАО "К" противоречат антимонопольного законодательству.
    На основании исследования представленных документов и иных материалов, объяснений заявителя, ОАО "К" установлено следующее.
    ОАО "К", ООО "Т", МУ "С" 1 августа 2002 г. заключили договор поставки тепловой энергии в горячей воде N... Согласно предмету договора ОАО "К" поставляет через присоединенную сеть ООО "Т" тепловую энергию в горячей воде МУ "С". ООО "Т" обеспечивает бесперебойную транспортировку тепловой энергии через тепловые сети, а МУ "С" оплачивает принятую энергию и услуги по ее транспортировке в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных договором N... В соответствии с п. 10.7 договора в случае существенного нарушения условий договора одной из сторон (неоднократные нарушения сроков оплаты теплоэнергетических ресурсов, транспортировки тепловой энергии) другая сторона вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, уведомив другую сторону об одностороннем отказе от исполнения договора, не менее чем за 10 дней. Пункт 12.1, предусматривает, что договор заключен сроком с 01.08.2002 по 30.04.2003, а по расчетам - до полного исполнения своих обязательств. Если за месяц до истечения срока действий договора ни одна из сторон не заявит в письменном виде о его расторжении, договор считается пролонгированным на тех же условиях. Срок пролонгации определяется дополнительным соглашением к данному договору.
    Как следует из представленных документов ОАО "К" направило 28.03.2003 в адрес администрации г. К, МУ "С" уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора N... и прекращении подачи тепловой энергии с 01.04.2003. В ответ на уведомление МУ "С" 31.03.2003 направило в адрес ОАО "К" письмо, в котором сообщало, что, отказываясь в одностороннем порядке от исполнения договора, ОАО "К" прекращает подачу тепловой энергии населению г. К и просило не производить отключение теплоснабжения до выхода постановления главы администрации г. К об окончании отопительного сезона. ОАО "К" в письме от 31.03.2003 в адрес МУ "С" и ООО "Т" известило о расторжении с 01.05.2003 договора N... в связи с нарушением сроков оплаты за потребление тепловой энергии. МУ "С" 28.04.2003 направило предложение ОАО "К" и ООО "Т" о продлении до 31.05.2003 договора поставки тепловой энергии N... и подписании дополнительного соглашения о пролонгации вышеуказанного договора. ОАО "К" в письме от 28.04.2003 предложило погасить образовавшуюся задолженность МУ "С" перед ОАО "К", а также сообщило, что не может заключить договор энергоснабжения с абонентом в лице МУ "С", поскольку МУ "С" не имеет энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования. В ответ МУ "С" сообщило, что со своей стороны принимает все возможные меры по погашению задолженности и повторно предложило пролонгировать договор N... до заключения новых договоров, о чем продолжает настаивать и в дальнейшем (письмо МУ "С" от 06.05.2003).
    Представители МУ "С" указали, что п. 10.7 и п. 12.1 договора противоречат ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
    В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" доминирующим положением признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
    Согласно вышеуказанному определению ОАО "К" является хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рыке тепловой энергии, поскольку имеет долю более 65%. Решением Л-го районного суда г. К, установлено, что деятельность ОАО "К" безубыточна, по основному регулируемому виду деятельности оно имеет прибыль. Следовательно, на основании с ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ОАО "К" не имело права отказывать МУ "С" в заключении договора на поставку тепловой энергии в горячей воде.
    Кроме того, в соответствии со ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "К" является субъектом естественной монополии в сфере тепловой энергии. Следовательно, на основании ст. 8 ФЗ "О естественных монополиях" оно не вправе отказаться от заключения договора при наличии возможности производить (реализовывать) тепловую энергию.
    ОАО "К" обосновывает свои действия ст. 523, 546 ГК РФ, и "Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1.
    Указанный порядок принят на основании п. 5 ст. 486 и п. 1 ст. 546 ГК РФ, которыми предусмотрено, что энергоснабжающая организация (продавец) вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами.
    В соответствии со ст. 523 ГК РФ неоднократное нарушение сроков оплаты товаров является существенным нарушением договора. Вместе с тем, как указано выше, ст. 546 ГК РФ предусматривает ограничение такого права на основании закона или иных нормативных правовых актов, которое и предусмотрено ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
    Пункты 10.7 и 12.1 договора N... действительно противоречат статье 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статье 8 ФЗ "О естественных монополиях", поскольку предусматривают возможность одностороннего отказа от исполнения договора и возможность расторжения договора по инициативе ОАО "К" - субъекта естественной монополии в сфере тепловой энергии и хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке тепловой энергии.
    Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
    1.Признать факт нарушения ОАО "К" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в отказе от исполнения с 01.04.2003 и расторжении с 1.05.2003 договора поставки тепловой энергии в горячей воде N....
    2.Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
    - пролонгировать договор поставки тепловой энергии в горячей воде N... до заключения иного договора (иных договоров) поставки тепловой энергии для отопления или горячего водоснабжения;
    - исключить п. 10.7 и 12.1 договора поставки тепловой энергии в горячей воде N....
    3.Считать действия администрации г. К недостаточными для урегулирования взаимоотношений между сторонами, участвующими в процессе обеспечения потребителей тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения и предложить администрации г. К разработать и осуществить меры по обеспечению прямых расчетов и поставок с потребителями тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
    Председатель Комиссии
    Члены Комиссии