Омская область
Информация от 15 мая 2003 года

Дело N ВД-05-06/219 по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей

Принята
Костромским Территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
15 мая 2003 года
    (в изложении)
    В Костромское ТУ МАП России поступило заявление от гражданина А., проживающего в городе Н. по вопросу неудовлетворения его требования о безвозмездном устранении недостатков в работе отопительного газового аппарата с водяным контуром, установленного в ноябре 1999 г. в его квартире МУП ЖКХ города Н. для отопления трех квартир в доме.
    По результатам предварительного расследования Костромское ТУ МАП России возбудило дело в отношении МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н. и Н-го района" по признакам нарушения ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" и п.п. 1.4, 5.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг - выразившихся в не удовлетворении законного требования потребителя А. о безвозмездном устранении недостатков в работе отопительного газового котла с водяным контуром.
    К участию в деле управлением были привлечены администрация г. Н, управление ЖКХ администрации Костромской области и в качестве экспертов - Государственная жилищная инспекция администрации Костромской области.
    В ходе рассмотрения дела комиссией Костромского ТУ МАП по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей было установлено следующее.
    Заявитель А. в настоящее время проживает в приватизированной квартире и своевременно производит оплату жилищно-коммунальных услуг, включая услуги по теплоснабжению, содержанию и текущему ремонту жилья, т.е. находится в договорных отношениях с исполнителем услуг. Оплата производится в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, соответствующими нормативными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления г. Н и Н-го района.
    В помещении квартиры до передачи ее в собственность заявителю А., жилищно-коммунальной службой администрации г. Н был установлен отопительный агрегат, обеспечивающий теплом три квартиры данного дома. В ноябре 1999 года, за счет средств администрации г. Н., в связи с неисправностью ранее установленного в квартире заявителя котла МУП ЖКХ был установлен новый газовый бытовой с водяным контуром отопительный аппарат. В ноябре 2000 года в данном аппарате выявлены существенные недостатки. Согласно акту организации "З" и МП ЖК ЖЭУ, отопительный аппарат ремонту не подлежал, требовалась замена отопительного аппарата. Просьба потребителя А. о замене неисправного отопительного аппарата, изложенная им в заявлении на имя директора МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н и Н-го района", исполнителем услуги по теплоснабжению не удовлетворена.
    Исполнитель объясняет неудовлетворение требования потребителя о замене неисправного отопительного аппарата отказом администрации г. Н и Н-го района в выделении МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н и Н-го района" необходимых для приобретения нового отопительного аппарата денежных средств в размере 3500 рублей. Администрация г. Н и Н-го района отказала в выделении средств на замену отопительного аппарата, сославшись на ст. 3 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", мотивируя свой отказ тем, что с жильцов не взимается плата за капитальный ремонт жилья и оплата расходов по капитальному ремонту или покупке котла, установленного в квартире гр. А. является обязанностью самих жильцов, как совладельцев отопительного аппарата.
    Однако Комиссией было установлено, что дом, в котором расположена квартира потребителя А. находится в оперативном управлении МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н и Н-го района", предметом деятельности которого является обеспечение населения коммунальными услугами надлежащего качества, сбор денежных средств за предоставленные коммунальные услуги. Оплата за коммунальные услуги производится потребителями независимо от форм собственности в порядке и исходя из тарифов, установленных решением Думы муниципального образования г. Н. и Н-го района. Какие-либо документы и правовые основания считать установленный в квартире гр. А отопительный аппарат собственностью потребителя, либо потребителей Комиссии, представлены не были.
    По заключению Государственной жилищной инспекции Костромской области, позиция администрации г. Н. и Н-го района, в части взаимоотношений с собственниками приватизированных квартир, не учитывает особенностей переходного периода, оговоренных п. 4 постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и установленный в квартире гр. А. отопительный аппарат не является собственностью потребителей, поскольку отсутствуют соответствующие правовые документы. Данный аппарат относится к внеквартирному инженерному оборудованию, обслуживание и ремонт которого, включая капитальный ремонт и замену в переходный период, в соответствии со ст. ст. 16, 21, 22, 24-26 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" должны осуществляться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887 расходы по капитальному ремонту предусматриваются в структуре платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности. Отказ в удовлетворении требования потребителя А. о замене неисправного отопительного аппарата не обоснован и не правомерен, поскольку противоречит указанным законодательным нормам, а также ст. 29 ФЗ "О защите прав потребителей", п.п. 1.3, 1.4, 5.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг.
    Исследовав письменные материалы, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованных лиц и выслушав заключение эксперта о неправомерности отказа в удовлетворении требования потребителя А. о замене неисправного отопительного аппарата и необоснованности позиции администрации г. Н и Н-го района в части порядка проведения и оплаты капитального ремонта жилищного фонда, комиссия посчитала, что требование потребителя Смирнова Г.А. о замене неисправного отопительного аппарата подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
    пунктом 1.2 Правил предоставления коммунальных услуг (далее Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099, установлено, что настоящие Правила определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей;
    пунктом 1.3 Правил установлено, что настоящие правила действуют на всей территории РФ и распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы;
    пунктом 1.4 Правил определено, что системы предоставления услуг должны быть в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ;
    пунктом 1.5 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам;
    пунктом 2.4 Правил определено, что размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления. Плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.
    пунктом 5.2.4 Правил установлена обязанность исполнителя услуг принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю.
    В соответствии со статьей 29 ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков в оказанной услуге вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги или возмещений понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
    Ссылка администрации г. Н и Н-го района на ст. 3 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не может быть признана убедительной и достаточной, поскольку данная норма не раскрывает всей сути вопроса. Администрацией при принятии решения об отказе в выделении средств на замену отопительного аппарата не приняты во внимание другие нормы данного закона, а также нормы законодательства о защите прав потребителей.
    Руководствуясь п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 года и в соответствии с пунктом 1.19 Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, Комиссия приняла решение признать факт нарушения ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 1.4, 5.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н и Н-го района", выразившихся в неудовлетворении требования потребителя А. о безвозмездном устранении недостатков в работе отопительной системы, путем замены неисправного газового аппарата с водяным контуром, и направить главе администрации г. Н и Н-го района материалы о выявленных в ходе рассмотрения дела нарушениях прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере и рекомендации по их устранению.
    МУ "Служба заказчика по ЖКХ г. Н. и Н-го района" было выдано предписание о прекращении нарушения ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.п. 1.4, 5.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг в отношении потребителя А. Предписание исполнено в установленные сроки.
    Комиссия Костромского ТУ МАП России
    по рассмотрению дела по нарушению
    законодательства о защите прав потребителей